Информация о деятельности администрации городского округа «Город Чита» в 2007 году


2007 год, прежде всего, насыщен общественно-политическими событиями. Жители города, как и все население Читинской области, приняли активное участие в референдуме по объединению двух субъектов. С 1 марта 2008 года Чита столица Забайкальского края.

Достигнутые в 2007 году совместные результаты были  отмечены  достойными наградами. По итогам Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование», проводимого Министерством Регионального развития РФ, городской округ «Город Чита» награжден дипломом третьей степени в номинации «Экономика и финансы муниципального образования». В числе 18 населенных пунктов Чита по результатам Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» отмечена специальным призом Федерального агентства по строительству и ЖКХ и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения за активную работу по совершенствованию архитектурного облика.


1. Что наиболее значительное удалось сделать в области экономики и финансов в 2007 году?

Разработана и принята Комплексная программа социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на период 2008-2022 г.г., включающая концепцию социально-экономического развития до 2022 года, долгосрочный план до 2017 года, среднесрочный план да 2012 года и механизмы их реализации.

Численность постоянного населения города Читы увеличивается и на 01.01.2008 года она составила 306,5 тыс. человек. В 2007 году в городе родилось 4916 детей, что на 3,6% больше, чем в 2006 году. Коэффициент рождаемости  на 1 000 населения составил 16,1 промилле. Умерло 4027 человек, что на 9,8% меньше, чем в прошлом году. Коэффициент смертности составил 13,2 промилле.

Рост номинальных денежных доходов в расчете на душу населения в 2007 году составил 19,4 % к уровню 2006 года, реальных денежных доходов населения - 10,3 %. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций городского округа выросла в 2007 году на 18,2% и составила 15 915,3 рублей.

Экономика города развивается динамично. Отмечается рост объемов производимой продукции предприятиями по виду деятельности «обрабатывающие производства» на 6,6%. Выросло производство важнейших видов промышленной продукции: холодильных установок в 3,8 раза, стеновых материалов на 33,5%, кирпича строительного на 37,9%, материалов строительных нерудных в 3,4 раза. Больше стало производиться мебели, возросли объемы издательской и полиграфической продукции.

В пищевой промышленности увеличен объем выпуска кондитерских изделий на 8,2%, консервной продукции на 31,1 %., безалкогольных напитков - на 39,8%, В 2007 году продолжался процесс внедрения новейших технологий в мясной, молочной, кондитерской, хлебопекарной и пивобезалкогольной отраслях пищевой промышленности.

Отмечается положительная динамика развития малого бизнеса по таким показателям как количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, оборот малых предприятий и объем инвестиций в основной капитал. За 2007 год оборот малых предприятий увеличился на 23,8%, объем инвестиций в 1,5 раза, заработная плата на 45%. В целях содействия развитию малого бизнеса на 2008 год утвержден Перспективный план мероприятий по развитию малого предпринимательства в городском округе «Город Чита», отражающий основные формы взаимодействия бизнеса и власти.  

Лидирующее место в сфере развития малого бизнеса по-прежнему занимает торговля, как одна из ведущих отраслей. В целом оборот розничной торговли в товарной массе увеличился  в 2007 году на 9,0%, оборот общественного питания на 16,9%, объем платных услуг населению на 12,9%, что значительно превышает аналогичные показатели 2006 года.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в городском округе «Город Чита» в 2007 году составил более 5 млрд. руб., или 140,0 % к уровню 2006 года.

В разрезе отраслей экономики наибольшая инвестиционная активность наблюдается по таким видам деятельности как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, производство строительных материалов, транспорт и связь, строительство.

В 2007 году в городском округе «Город Чита» введено 137,5 тысяч кв.м. жилья, рост составил  144,0%. В полном объеме за счет средств городского бюджета реализована адресная инвестиционная программа.

За счет средств городского бюджета введен в эксплуатацию один многоквартирный дом. В 2008 году планируется строительство еще двух многоквартирных домов, поскольку существует острая необходимость в строительстве социального жилья, и еще 1300 семей нуждаются в улучшении жилищных условий.

В 2007 году в рамках реализации национального проекта  «Доступное и комфортное жилье гражданам России» выдано 93 свидетельства молодым семьям, 7 государственных жилищных сертификатов. Администрацией городского округа разработана программа развития жилищного кредитования на территории городского округа «Город Чита» на  2007 2010 годы.

Одной из самых сложных, но жизненно важных отраслей, определяющих качество жизни населения, является жилищно-коммунальное хозяйство. В 2007 был осуществлен переход к комплексному планированию и функционированию этой отрасли. Администрацией города разработана программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа на 2008-2011 годы. Программа определяет основные направления развития коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями городского хозяйства. Начиная с 2007 года, действуют инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем тепло- и водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Реализация данных программ позволила организациям коммунального комплекса привлечь инвестиции в сумме 115 млн. рублей. 

В течение 2007 года реализованы мероприятия трех муниципальных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства на общую сумму 75,5 млн. рублей. Полностью освоены финансовые средства в объеме 89,8 млн. рублей, предусмотренные бюджетом города на благоустройство. 

С целью комплексного решения вопросов очистки территории города принято решение о строительстве комплекса по переработке бытовых отходов, деятельность которого позволит значительно улучшить санитарное состояние города. 

Начата работа по строительству дополнительных участков Читинского месторождения подземных вод Сибирского и Смоленского. Ориентировочная стоимость проекта составит около 1 млрд. 400 млн. рублей.

Значительно активизировалась работа по реализации положений, предусматривающих реформирование жилищно-коммунальной сферы. Выполнена работа по подготовке к открытому конкурсу по выбору организаций для управления жилищным фондом, проведен первый этап названного конкурса. В городе создано и осуществляют деятельность 62 ТСЖ, 22 специализированных потребительских кооператива и 25 управляющих организаций.


2. Что наиболее значительное удалось сделать в области территориального общественного самоуправления в 2007 году?

На территории города созданы и работают 12 органов территориального общественного самоуправления. ТОСы активно подключились  к работе с населением. При их непосредственном участии проводятся новогодние праздники, фестивали, спартакиады. Главное внимание ТОСы  уделяют вопросам благоустройства и социальной очистки жилых микрорайонов. Под непосредственном руководством председателей ТОСов дважды в год организовываются и проводятся субботники для населения, так же в 2007 году проводилась акция «Мир вокруг меня и мое участие в нем» с целью популяризации инициатив граждан объединиться для наведения порядка и благоустройства территорий, на которых мы живем и работаем. Кроме того, ежегодно проводятся конкурс «Лучший двор, лучшая усадьба, лучший урожай». В период подготовки и проведения областного референдума, избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания председатели всех ТОСов проводили активную организационную работу среди избирателей.

В ряде административных районов города создан районный методический кабинет территориального общественного самоуправления на базе организационного отдела администраций района. Утверждено положение. Районный методический кабинет ТОС является технической, учебно-методической базой для внедрения новых технологий по участию населения в осуществлении местного самоуправления.


3. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы особо отметили?

В сфере жилищно-коммунального хозяйства во многих регионах происходит процесс разделения функций заказчика и подрядчика, что позволило приватизировать деятельность по техническому обслуживанию (в Москве едва ли не все 100% жилья обслуживаются частными предприятиями). Повсеместно приняты программы ресурсосбережения. Принят Федеральный закон «Об энергосбережении», а более чем в 30 регионах соответствующие региональные законы. Хотелось бы отметить богатый опыт наших коллег по проведению масштабных мероприятий, таких как Дни культуры городов-побратимов и также более широкий круг их контактов с городами в России и за рубежом.


4. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

Существуют существенные проблемы, связанные с государственной регистрацией права муниципальной собственности Управлением федеральной регистрационной службы по Читинской области и АБАО. К таковым относится: отсутствие единых требований у государственных регистраторов к документам, предоставляемым на регистрацию по одним и тем же основаниям.  Так, основаниями для государственной регистрации права собственности как на здания так и на земельные участки, находящиеся в собственности РФ и права собственности субъекта РФ, являются выписки из реестра федеральной (государственной собственности субъекта) соответственно без указания оснований включения их в соответствующие реестры. К документам же, предоставляемым муниципальными образованиями на территории Читинской области, выдвигаются повышенные требования, не предусмотренные законодательством, регулирующим процедуру государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К проблемным вопросам относятся также и вопросы государственной регистрации права муниципальной собственности на вновь введенные в эксплуатацию объекты капитального строительства в связи с вступлением в силу Градостроительного кодекса РФ, а также вопросы регистрации права муниципальной собственности на объекты, переданные в составе жилищного фонда из государственной собственности, что в конечном итоге не позволяет качественно и эффективно управлять и распоряжаться муниципальным имуществом.

  Остается глобальной проблемой, которая должна быть решена на уровне федерации это включение стационаров в приоритетный национальный проект «Здоровье». Включение этих учреждений в национальный проект позволит улучшить качество оказания медицинской помощи.

Острой остается проблема неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги.


5. Какие задачи стоят в 2008 году?

В 2008 году запланированы мероприятия по развитию процессов реформирования жилищно-коммунальной сферы городского округа: упорядочивание учета жилищного фонда, находящегося на территории города, выработать механизмы и наладить систему правоотношений управляющих компаний, органов власти собственников жилых помещений, принять зависящие от нас меры для повышения эффективности работы управляющих организаций.    Администрацией города разработана также концепция модернизации жилищно-коммунального комплекса городского округа, предусматривающая переход с 3-х-уровневой системы управления на 2-х уровневую.

Основной задачей на 2008 год и нескольких последующих лет остается сокращение муниципальных предприятий, обслуживающих жилищный фонд, и появление на этом рынке предприятий ведомственных и других форм собственности.

Для оптимизации транспортной сети, поставлены следующие задачи:  увеличить объемы перевозок, осуществляемые муниципальными предприятиями, провести работу по переводу частного транспорта с автобусов особо малой вместимости на автобусы средней и большей вместимости, увеличить регулярность и частоту рейсов, повысить  качество транспортных услуг.

В области имущественных отношений наиболее значимыми задачами на 2008 год являются: формирование перспективного плана приватизации недвижимого имущества, отказ от муниципальных унитарных предприятий как организационно-правовой формы в пользу других форм участия города в экономике, паспортизация и оценка муниципального имущества. В 2008 году будет продолжена работа по приему земель Министерства обороны РФ в муниципальную собственность, активизирован процесс юридического закрепления земельных  участков, на которые возникает право муниципальной собственности, разработано и принято Положение «О комиссии по застройке городского округа «Город Чита»; разработано и принято Положение «О порядке установления публичного сервитута», будут внесены изменения в Правила землепользования и застройки территории города; создана база данных налогоплательщиков в границах муниципального образования городской округ «Город Чита» и другие.

В сфере образования поставлены следующие задачи: разработка механизма мониторинга качества образования в образовательных учреждениях в соответствии с наработанными критериями и показателями, активизация деятельности педагогических коллективов по повышению эффективности и качества подготовки выпускников к ЕГЭ, продолжение работы по созданию организационно-педагогических условий для обеспечения доступности и повышения качества образования, стимулирование ускорения инновационных процессов в учреждениях дошкольного образования города, через введение предпрофильной подготовки как фактора модернизации системы образования и содержания образования, продолжение совершенствования финансово-экономического и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, через реализацию муниципальной целевой программы «Развитие образования»,  утвержденную решением Читинской  городской Думы от 22.11.2001 г. №332, продолжение работы по совершенствованию военно-патриотического воспитания школьников и др.

В сфере потребительского рынка, в области защиты прав потребителей  основные задачи: создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, формирование потребительского рынка, его товарное насыщение и качество оказываемых услуг населению, реализация государственной политики  на территории городского округа «Город Чита» в сфере потребительского рынка, в области защиты прав потребителей и реализации муниципальной политики в сфере наружной рекламы и информации.

В сфере внешнеэкономической деятельности основными задами в 2008 году по-прежнему остается развитие международных и межрегиональных экономических, научно-технических, гуманитарных связей, в том числе побратимских отношений городского округа «Город Чита» с городами КНР и Монголией, а также развитие информационного сотрудничества с соседними регионами, иностранными государствами.

К основным задачам на 2008 год в сфере разработки и реализации молодежной политики на территории городского округа «Город Чита» относятся: активизация работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (молодые инвалиды), активизация работы с молодыми семьями, поддержка гражданских и патриотических инициатив молодежи и молодежных организаций, организация и проведение массовых молодежных мероприятий и акций с целью всестороннего развития личности каждого молодого гражданина, а также социального становления молодежи на территории города Читы. В работе с общественными организациями прослеживаются следующие задачи: дальнейшее привлечение потенциала общественных объединений для совместного решения городских проблем, совершенствование работы по взаимодействию с городскими организациями политических партий и местными религиозными конфессиями. 

Задачи в области культуры: сохранение и развитие учреждений культуры, выполняющих культурные, просветительские, информационные, образовательные, консультационные и досуговые функции, качественное проведение общегородских массовых мероприятий, улучшение материально-технической базы учреждений.


6. Какую помощь и содействие на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении стоящих проблем?

АСДГ - это, прежде всего, хорошая платформа для налаживания межрегиональных связей, обмена передовым опытом по всему спектру вопросов, стоящих перед муниципалитетами. Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов могла бы оказать содействие в решении вопроса о включении муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную помощь, в приоритетный национальный проект «Здоровье». В связи с реализацией данного проекта резко возросла нагрузка у профильных специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации. В связи с этим назрел вопрос изменения нормативов укомплектованности муниципальных учреждений здравоохранения узкими специалистами. В решении данного вопроса АСДГ так же могла бы оказать содействие. Еще один вопрос это решение проблемы сбережения воды. Самое доступное и эффективное ресурсосбережение реализуется именно при экономии расхода воды. Но пока не будет индивидуальных водосчетчиков и индивидуальных расчетов по ним, водосбережения не будет.


7. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

Несомненно, проведение конференций (совещаний и др.) в рамках деятельности Ассоциации Сибирских городов является важным и нужным мероприятием.


8. Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения вопросы для обсуждения.

Кроме изложенных проблем считаем важными и актуальными вопросы для обсуждения на ассоциации:

  1. Перевод на полную оплату любого вида услуг, входящих в техническое обслуживание;
  2. Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению;
  3. Введение системы добровольного страхования жилищного фонда;
  4. Разработка положения «О заключении долгосрочных муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом»;
  5. Доступность жилья: способы решения проблемы;
  6. Пути повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования;
  7. Вопрос об изменении нормативов по приему официальных делегаций;
  8. Какова судьба проекта ФЗ «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества»;
  9. После 1 января 2009 года каков прогноз приватизации муниципального имущества (в свете ст. 85 п.8 п.п. 4 ФЗ №131 от 06.10.2003 г.);
  10. Какими темпами ведется реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий в регионах, целесообразность сохранения данной организационно-правовой формы в дальнейшем;
  11. Практика и порядок взаимодействия комитетов по  управлению имуществом с частными управляющими компаниями, ТСЖ по управлению многоквартирными домами;
  12. Практика перевода бюджетных учреждений в автономные;
  13. Анализ целесообразности принятия в некоторых субъектах РФ законов, по которым распоряжение земельными участками (государственная собственность на которые не разграничена) на территории административных  центров (столиц) данных субъектов осуществляют органы государственной власти этих субъектов;
  14. Обмен опытом работы по вопросу высвобождения земель, закрепленных за Министерством обороны РФ, но не используемых по назначению, и вовлечения их в хозяйственный оборот;
  15. Практика разработки и внедрения стандартов качества бюджетных услуг;
  16. Как работает схема развития застроенных территорий (привлечение бюджетных средств, порядок принятия решений, судебная практика  и т.д.).