ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ города КРАСНОЯРСКА
Школа меняется не только под внешним воздействием, но и изнутри, благодаря грамотному стратегическому управлению на основе проектно-программного подхода, технологий общественных переговоров, учета социокультурных позиций лидеров и определения приоритетных направлений развития как области пересечения интересов общества, власти, родительской, педагогической и ученической общественности. Программы и проекты, организующие деятельность муниципальной системы образования г.Красноярска, разработаны в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, стратегией развития муниципальной системы образования, при оформлении которой принимались во внимание следующие контексты:
Основной целью деятельности в системе муниципального образования является создание условий для организации качественного общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г.Красноярска, а также организация каникулярного образовательного отдыха детей. В соответствии с социально-экономическими потребностями произошло укрупнение общеобразовательных учреждений за счет слияния школ, укомплектованных ниже проектной мощности с учреждениями, пользующимися спросом у родителей и учащихся за счет предоставления качественного образования, комфортных и безопасных условий обучения. Оптимизация сети школ вызвана также введением профильного обучения на старшей ступени. Осуществлен переход всех образовательных учреждений на Базисный учебный план, обеспечивающий организацию профильного обучения на старшей ступени. Определено 20 базовых школ с количеством учащихся на старшей ступени не менее 100 человек на параллели для отработки управленческих механизмов организации профильного обучения. Оформлены модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений при организации профильного обучения на основе объединения ресурсов, что способствует расширению вариативности образовательных услуг и имеет экономический эффект. Разработана программа сопровождения базовых школ по организации профильного обучения. Из краевого бюджета выделено дополнительно для 20-ти базовых школ 0,28 ставки (5 час.) на каждый 10 класс. 100% общеобразовательных учреждений подключены к сети Интернет для использования образовательных ресурсов, имеют собственные сайты. Значительно укрепилась материально-техническая база и учебно-методическое обеспечение образовательных учреждений: за счет ПНП «Образование» привлечено 29 млн. руб., которые направлены, в основном, на программное обеспечение и приобретение учебного оборудования. За счет Комплексного проекта модернизации общего образования Красноярского края школы города оснащены учебно-наглядными пособиями и оборудованием на сумму 9,3 млн. руб. Для организации профильного обучения оборудовано 213 специализированных кабинетов; 2240 автоматизированных рабочих мест, приобретено 54 интерактивных аппаратно-программных комплекса. В течение года возвращено отрасли образования 5 зданий дошкольных учреждений, начаты работы по реконструкции, модернизации, капитальному ремонту 10 зданий детских садов, раннее использованных не по назначению, строительство 2-х детских садов, одной школы на 1000 мест. В 2008 году планируется капитальный ремонт 7 зданий, строительство еще 5 детских садов, 3-х школ. На базе существующих дошкольных учреждений создано в 2007 году дополнительно 529 мест. За счет рационального использования имеющихся площадей в детских садах и учреждениях дополнительного образования открыто 20 групп кратковременного пребывания для детей 5-7 лет с общим охватом 300 человек. Группы оснащены необходимым учебно-методическим, техническим оборудованием, мебелью. С учетом того, что группы кратковременного пребывания – новая форма дошкольного образования, оказана необходимая методическая поддержка 31 педагогу. Проведена ревизия свободных площадей школ и разработаны мероприятия по открытию на их базе дошкольных групп для детей 6 летнего возраста, созданию спортивных, туристических и патриотических клубов, освобождению 8 зданий бывших ДОУ, в которых функционируют начальные школы, с переводом учащихся в близлежащие школы. В результате чего увеличится сеть групп (классов) раннего развития детей и старшего дошкольного возраста. Таким образом, в 2007 году по итогам исполнения мероприятий городской целевой программы «Дети Красноярска» на 2007-2009гг. создано 955 мест для дошкольников:
Целесообразность реализации программы заключается в увеличении охвата детей услугами дошкольного образования. В настоящее время услугами дошкольного образования охвачено 72 % от общего количество детей от 1,5 до 7 лет за счет посещения ДОУ и групп кратковременного пребывания. В городе 187 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 15 – ведомственных. Все это ориентировано на обеспечение доступности дошкольного и общего образования. Функционирование вновь созданных групп позволило воспользоваться услугами дошкольного образования большему количеству детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличить охват детей 6-тилетнего возраста услугами дошкольного образования для выравнивания стартовых возможностей при подготовке к школе.
В качестве мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера, направленных на достижение необходимого уровня безопасности учащихся и преподавателей образовательных учреждений, обеспечение сохранности имущества от пожаров, автоматической охранно-пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре за счет городской целевой программы «Пожарная безопасность» в 2007 году оснащены 17 общеобразовательных учреждений и 54 дошкольных образовательных учреждения.
В целом, за счет городской целевой программы в течение 4-х лет в 70% общеобразовательных учреждениях и 50% дошкольных учреждениях установлена охранно-пожарной сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Целевыми ориентирами развития системы дополнительного образования являются: увеличение охвата школьников услугами современного дополнительного образования; приоритет городской тематики; создание инфраструктуры поддержки принятия решений подростками и юношами о своем личностном и профессиональном будущем в соотношении к процессам городского развития (городское научное общество учащихся, городской молодежный медиа-центр, городская детская общественная приемная, городской совет старшеклассников и другие). Актуальность такого подхода обусловлена необходимостью становления культурной и гражданской идентичности школьников как фактора, обеспечивающего процессы их самореализации, принятия ими ответственности за свое собственное будущее и будущее родного города. С целью изменения содержания программ дополнительного образования детей в 2007 году было проведено четыре семинара с проектными командами педагогов учреждений дополнительного образования, структурных подразделений дополнительного образования общеобразовательных школ по проектированию, разработке и экспертизе программ дополнительного образования. Финансовую поддержку из краевого бюджета на модернизацию материально-технической базы для реализации дополнительных образовательных программ по результатам конкурса получили 7 учреждений на общую сумму 4,3 млн. руб. Обустроены специальные площадки для предъявления результатов учебной и внеучебной деятельности школьников. На площадках «Школьного форума» организована деятельность по презентации и экспертизе образовательных результатов и достижений учащихся. Мероприятия «Школьного форума»: проектная конференция «Взгляд в будущее», городские политико-правовые дебаты, молодежная исследовательская биеннале, смотр-форум детских общественных объединений «Моя инициатива» - ежегодно объединены общей тематикой. В 2007г. – «Мой город». С целью выявления и поддержки детских и молодежных инициатив реализованы два проекта городского совета старшеклассников: «Энциклопедия проб», «Сайт старшеклассников г.Красноярска», который получил грантовую поддержку на площадке Красноярского Молодежного Форума «Территория старта». В системе реализуется образовательная программа «Городской совет старшеклассников» (три модуля в год и межсессионное сопровождение деятельности). Сохранена сеть учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Создано по месту жительства 45 структурных подразделений общеобразовательных школ спортивно-оздоровительной направленности, 20 структурных подразделений учреждений дополнительного образования, построено 18 спортивных площадок на территориях общеобразовательных школ, приобретены комплекты туристско-спортивного снаряжения. Устройство спортивных площадок на территориях образовательных учреждений позволяет наиболее эффективно работать с населением по формированию устойчивого интереса к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни, созданию «моды на спорт».
В рамках программы партнерства Совета администрации Красноярского края и агентства США по международному развитию реализуется проект «Доступ к образованию детей-инвалидов: развитие инклюзивных школ в г.Красноярске», базовыми площадками проекта являются 5 школ города. Для способных детей организовано обучение по модели международного бакалавриата на базе гимназии «Универс» и это уже выход в мировое образовательное пространство, возможность поступить в любой европейский или российский вуз, диплом признается 1300 университетами в 102 стране мира. В сентябре 30 человек начали обучение а подготовительном классе, в 11 классе - 25 человек. Различными формами отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в сфере образования было охвачено более 18 тыс. детей (34% от общего количества детей от 6 до 15 лет):
В 2007 году изменился нормативно-правовой статус стационарных детских оздоровительных учреждений, они стали структурными подразделениями учреждений дополнительного образования, внесены соответствующие изменения в уставы учреждений.
Продолжается работа по созданию условий для активного использования информационных технологий в образовании, по внедрению информационных технологий в управление образованием, по накоплению электронных образовательных ресурсов, расширению перечня образовательных и информационных услуг; по развитию различных форм получения образования. В течение 4-х лет действует городская целевая программы «Создание единой информационной образовательной среды города Красноярска». Средства программы в 2007 году были направлены:
Результаты опроса жителей города по вопросам качества оказываемых социальных услуг муниципальными учреждениями говорят о том, что 92,1% опрошенных удовлетворены получаемыми образовательными услугами и что они соответствуют их ожиданиям.
Развитие отрасли в результате реализации ПНП «Образование». Особенности ПНП «Образование» заключаются в конкурсном подходе для выявления наиболее эффективных и востребованных образовательных практик и в объединении ресурсов федерального, краевого и муниципального уровней для поддержки победителей конкурсов.
По итогам конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, 37 школ (27% от общего количества школ) получили гранты:
Причем 30 % из них - это лицеи и гимназии, 50% - дважды победители конкурса. В разрезе районов:
По итогам федерального мониторинга опыт школ № 7, гимназии «Универс» № 1, гимназии № 2, лицея № 7 и учителей- победителей данных учреждений помещен в банк данных Академии наук РФ.
165 лучших учителей получили премии: 80 педагогов – по 100,0 тыс. руб. из федерального бюджета; 75 – по 40,0 тыс. руб. из краевого бюджета, 10 учителей – по 18,0 тыс. из бюджета города. Кроме этого, педагоги, победители конкурса федерального уровня, получают автоматизированные рабочие места. Стоит отметить гимназию «Универс», где 16 учителей получили премии.
Среди школьников премией в размере 30,0 тыс. руб. награждены 6 учащихся старших классов: лицея № 2, школы № 10 Центрального района; лицея № 8, гимназии № 13 Октябрьского района; школ №№ 7, 144 Советского района.
Таким образом, в целях повышения качества образования, выравнивания условий его получения за счет приоритетного национального проекта:
ПНПО задал новые механизмы финансирования и управления: формирование бюджета образовательного учреждения под результат, оплата труда учителей, ориентированная на стимулирование качества и результативности педагогической работы, привлечение общественности к управлению образовательным учреждением – это способ сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества
Ключевым результатом национального проекта стала переориентация задач образования на максимальное соответствие социальным и экономическим запросам, обновление представления о качественном современном образовании.
Основными задачами на 2008 год в соответствии со стратегическими направлениями деятельности на среднесрочную перспективу являются:
Федеральные, краевые проекты и программы:
Городские целевые программы
Успехи и достижения коллег из других городов Участие в конкурсе на реализацию Комплексных проектов модернизации общего образования (Новосибирск). Конкурсный подход в определении ОУ , реализующих разные модели профильного обучения, для дополнительного финансирования в г.Ангарске.
Проблемы:
Вопросы для обсуждения на конференции АСДГ Достижения, проблемы и трудности в реализации комплексных проектов модернизации общего образования. Методика расчета субвенций на ОУ в соответствии с его образовательной программой. Переход ОУ в автономные некоммерческие учреждения: проблемы и перспективы. Формирования бюджета образовательной программы учреждения, ориентированного на результат, с участием общественных органов управления.
|