А Р Т Е М


Управление образования администрации Артемовского городского округа предоставляет информация о деятельности управления образования  в 2007 году.

1. Деятельность управления образования администрации Артемовского городского округа в 2007 году была направлена на реализацию Послания Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию, Приоритетного национального проекта «Образование», реализацию муниципальных целевых программ.

  В связи с увеличением рождаемости (данные управления здравоохранения), возникшей потребности в дошкольных учреждениях, на территории активизирована работа по увеличению мест в детских садах. Открыты два филиала детских садов, принят в муниципальную собственность ведомственный детский сад, дополнительно открыты 6 групп. Все эти мероприятия позволили увеличить количество мест в дошкольных учреждениях на 450 мест.

  Особое внимание уделяется реализации муниципальных целевых программ. Программно-целевой подход способствует повышению эффективности управления в сфере образования.

Реализация муниципальной целевой программы «Мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений Артемовского городского округа на 2007-2009 годы» позволила в 2007 году провести мероприятия по пожарной безопасности, по исполнению требований Роспотребнадзора, обеспечению безопасных условий для обучающихся, воспитанников, работников. Финансирование программных мероприятий в 2007 году составило 8920,0 тыс. рублей.

        Принята муниципальная целевая программа «Информатизация образования Артемовского городского округа на 2008-2010 годы» на сумму 2,4 млн. рублей.

        Задача создания и развития системы, обеспечивающей повышение качества образования, поставлена муниципальной целевой программой «Качество образования».  В 2007 году в Артемовском городском  округе были проведены следующие мероприятия:

        • межрайонный семинар учителей физики и астрономии по теме: «Развитие познавательных, творческих способностей учащихся в процессе обучения физике, астрономии», 25.01.2007 г. на базе МОУ СОШ № 3, в котором приняли участие 34 учителя г. Артема и 12 педагогов  пос. Тавричанка, п. Большой Камень, п. Шкотово. В ходе семинара учителями Артемовского городского округа были проведены  открытые уроки, методический фестиваль, мастер-класс «Праздник последнего параграфа», слайдовое представление приборов и учебно-наглядных пособий, изготовленных учащимися, внеклассные мероприятия: элементы научно-практической конференции,  физическая спартакиада.
        • Краевой семинар библиотечных работников интернатных учреждений и детских домов «Роль книги, библиотеки в развитии коммуникативных навыков и социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений и детских домов» прошел 25 мая на базе Артемовского детского дома и С(К)Ошколы-интерната III IV вида. В семинаре приняли участие 40 библиотечных работников образовательных учреждений города Артема, Владивостока, Находки, п. Черниговки, Михайловки, Кавалерово .
        • Интернет семинар в рамках сетевой программы повышения квалификации ПИППКРО «Управление развитием образовательного учреждения» «Воспитывать или обучать» прошел 15 мая. МУО «Методический центр» в данной программе является базовой площадкой ПИППКРО и непосредственными ведущими этого семинара. В нем приняли участие 17 педагогов Приморского края.
        • Второй семинар проведен по окончании программы «Управление развитием воспитательных систем», который прошел  29 июня по 01 июля 2007 года на базовой площадке г. Артема. Участие в программе приняли 35 педагогов края ( г.Уссурийск, Дальнегорск, Дальнереченск, Большой Камень, Находка, Красноармейский район и др.).

        • Краевой семинар учителей химии, физики, биологии, экологии «Интеграционные процессы в преподавании предметов естественнонаучного цикла»  прошел 14 ноября 2007 г. на базе муниципальной гимназии, в котором приняли участие 30 учителей г. Артема, 20 педагогов из  г. Находки, Партизанска, Надеждинского р-на,, г. Большой Камень, г. Владивосток, пос. Тавричанка. В ходе семинара учителями муниципальной гимназии Абаевым Н.Н., Михеенко Н.И., школы № 16  Чирковой О.В. были даны открытые уроки по химии, биологии. Победитель ПНП «Образование» Зайцева С.М. провела мастер-класс по теме «Межпредметное содержание, методы моделирования как средство обучения проектной деятельности на уроках экологии». Педагогами дополнительного образования  МОУСОШ № 35   дан мастер-класс «Наш взгляд на окружающую среду». Учителя Ниязова О.Б.(сш. 33), Сартисон Т.И. (сш. 20), Петухова Ю.В.(сш. 2) презентовали свои элективные курсы. Прошел блок внеклассных мероприятий, в ходе которых учителями победителями ПНПО Веклич Т.А., Ким В.И. были показаны фрагменты заседания экологического клуба, исследовательского общества учащихся. Закончился семинар заседанием «круглого стола» по проблеме «Методологическое обеспечение развития учебно-воспитательной, творческой деятельности учителей, учащихся».

        Традиционное августовское совещание работников образования по теме «Приоритет развития системы образования АГО», на котором были рассмотрены следующие вопросы:

-  «Актуальные вопросы развития образования в Артемовском городском округе»

Л.Я. Колпакова, начальник управления образования администрации АГО;


- «Управление развитием образовательного учреждения. Опыт ПНПО»

   Е.А. Аленина, директор МОУ гимназия «Хореографическая»;

- «Индивидуальный план обучения основа процесса реконструирования образования»

  В.А. Ле, директор МОУ СОШ №3;

-  «Достижение качественного уровня образования через внедрение современных информационных технологий»

  И.Н Беляева, учитель информатики МОУСОШ № 18 ;

-   «Создание условий для успешного обучения детей и сохранения их здоровья»

   О.Д.Лукьянова, главный специалист управления образования  администрации АГО;


-   «Современные аспекты взаимодействия ДОУ и семьи» 

  Е.П. Безрукова, заведующий МДОУ № 21;

-   «Взаимодействие семьи, школы и общественности в формировании личности ребенка»

   В.В.Попова,  руководитель образовательного   округа № 4;


Участники совещания предложили:

Считать основными приоритетами развития системы образования Артемовского городского округа:

- повышение конкурентоспособности образовательных учреждений посредством внедрения инновационных образовательных программ;

- повышение экономической и финансовой самостоятельности посредством внедрения эксперимента по переходу ОУ в  автономные учреждения и переходу ОУ на нормативно-подушевое финансирование;

- внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий;

- развитие сотрудничества дошкольных и общеобразовательных учреждений;

- повышение профессионального уровня педагогов, соответствующего запросам современного общества;

- продолжение работы по привлечению общественности к  управлению в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.

          Готовясь к проведению в 2008 году единого государственного экзамена, управлением образования проведен в 2007 году мониторинг качества образования по всем предметам в общеобразовательных учреждениях. Результаты оказались неоднозначными. Поэтому главной задачей на 2008 год стала работа по повышению качества образования на территории Артемовского городского округа. 

        Реализация ПНП «Образование» в Артемовском городском округе.

         В региональном  этапе конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, приняли участие пять школ Артемовского городского округа:

- муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2, директор Колотий И.В. с программой развития учреждения «Школа окраины города как организатор процесса формирования личности и развития микрорайона»,

- муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3, директор Ле В.А. с программой развития учреждения «Социально-экономический профиль школы, как фактор, отвечающий потребностям социума»,

- муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11, директор Самсонов А.Ф. с программой развития учреждения «Создание профильной школы»,

- муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16, директор Вершинина Л.И. с программой развития учреждения «Развитие организационно-педагогической модели адаптивной школы школы для всех»,

- муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Хореографическая», директор Аленина Е.А. с программой развития учреждения «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях гимназии «Хореографическая».

Победителем конкурса лучших образовательных учреждений стала гимназия «Хореографическая».

       В апреле стартовал региональный  этап конкурса лучших учителей в рамках ПНПО. Для участия в конкурсе были представлены работы двадцати педагогов города. Победителями конкурса лучших учителей стали:

Кошелева М. Е., учитель химии и биологии МОУ гимназия «Хореографическая»;

Морозова Л. Н., учитель истории МОУ СОШ № 22;

Веклич Т. А., учитель биологии МОУ СОШ № 22;

Зайцева С. М., учитель химии и биологии МОУ СОШ № 7; 

Пинегина Н. Н., учитель математики, МОУ СОШ № 3;

Ким В.И., учитель биологии МОУ гимназия;

Петухова Е.В., учитель русского языка МОУ СОШ № 10;

Тирмяева Н.Н., учитель истории МОУ СОШ № 35;

      В 2007 году был выпущен  сборник педагогических инноваций по результатам конкурсов ПНПО.

      В октябре 2007 года участники и победители конкурсов ПНПО подготовили обобщение опыта своей работы и приняли участие 6-9 ноября в работе на III Приморском форуме образовательных инициатив:

- МОУ гимназия «Хореографическая» (директор Аленина Е.А.) провела презентацию  площадки «Воспитательная система как ресурс развития учреждения»;

- МОУ гимназия (директор Бахметова Е.Н.) мастер-класс по реализации программы развития учреждения;

- МОУ СОШ № 35 (директор Кутенков А.А.) мастер-класс «Модель общественно-активной школы».

       Педагоги победители конкурса лучших учителей подготовили работы для участия в конкурсной программе Форума (конкурсы «Мой учитель», «Мой любимый урок», «Лучший учебно-методический пакет сезона»): Морозова Л.Н., Пинегина Н.Н., Криворук О.Б., Рогов А.К.

        По результатам участия в Форуме Аленина Е.А. и Кутенков А.А. награждены грамотами. Все участники получили сертификаты Форума.

  Следующее направление в работе - демократизация процесса управления путем организации работы в образовательных округах.

        Особенностью управления образовательными учреждениями в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, общественных организаций и семьи.

         В нашем городе сложилась определённая система государственно-общественного управления. Основываясь на Федеральной программе развития образования, с целью демократизации процесса управления в 2003 году были созданы 12 образовательных округов.

         Задачи работы образовательных округов:

- развитие общественного статуса системы образования;

- осуществление координации социальных и общественных институтов, профессиональных групп, структур, имеющих отношение к вопросам образования и воспитания;

- организация общественного контроля исполнения законодательства по реализации государственных образовательных программ,  социальной защиты детства;

- поддержка и распространение передового педагогического опыта и достижений, ведущих к принципиальным изменениям в содержании деятельности образовательных учреждений;

- координация деятельности всех учреждений, входящих в образовательный округ по воспитанию подрастающего поколения и профилактика детской подростковой преступности, бродяжничества.

         Образовательные округа работают на территории Артемовского городского округа   более четырех лет. В их состав вошли школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, общественные организации, которые за четыре года совместной работы стали равноправными партнерами.  

        Используя такие формы работы, как рейды в микрорайонах, заседания Советов, совместные мероприятия, профилактические беседы, встречи с представителями общественности, работниками внутренних дел, медицинскими работниками, активисты образовательных округов достигли определенных положительных результатов.

     Во время рейдов по микрорайонам общественные комиссии совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних и участковыми милиционерами посещают семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей. Поводом для разговора с родителями служат систематические пропуски занятий школьниками, факты детского бродяжничества, жестокого обращения с детьми, нежелание родителей заниматься воспитанием детей. В результате  этой работы дети получают реальную помощь из бедственных, а порой и экстремальных условий жизни в семье, они попадают в Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, где получают уход и внимание, заботу взрослых.

      Только за 2007 год проведено 140 рейдов, 124 заседания Советов округов, на которых рассмотрено 115 представлений школ на нерадивых родителей, 208 учащихся взяты под особый контроль педагогов.

        В результате объединённых усилий работников образования, родителей, представителей общественных организаций, сотрудников милиции заметно снизилась детская преступность, количество правонарушений несовершеннолетних, уменьшилось число мест массового сбора подростков и количество детей, склонных к  бродяжничеству.

       Одной из форм работы в округах стали заседания Советов.

         Советы общественности помогают проводить профилактическую работу, выявлять случаи жестокого обращения с детьми, воздействовать на родителей, ведущих аморальный образ жизни, уклоняющихся от воспитания детей. В некоторых случаях, по рекомендации Совета, родители привлекаются к административной ответственности.

          Ежегодно проводятся тематические родительские собрания, встречи, которые  отражают хорошо налаженную систему взаимодействия школы, семьи, общественности, управления образования и городской администрации. Наибольший интерес в ходе обсуждения вызвали такие вопросы как «Стратегия развития образования в городе Артеме», «Создание условий для успешного обучения детей и сохранение их здоровья»,  «Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка», вопросы  подготовки к ЕГЭ, профилактики детской и подростковой преступности, организация оздоровления и отдыха детей, реализация Приоритетных национальных проектов «Образование». 

        Традиционно в городских родительских собраниях принимают участие глава Артемовского городского округа Новиков В.М., заместитель главы Илюхина И.Ю., начальник управления образования Колпакова Л.Я., специалисты Центра медицинской профилактики, социальной защиты населения, отдела охраны прав детства, отдела молодежи, комитета физической культуры и спорта,  паспортно-визовой службы, ОДН,  УВД, представители общественных организаций города.

          Родители учащихся школ города  стали   активными участниками собраний, они делятся положительным  опытом воспитания  детей. За активное участие в работе округов, за добросовестное отношение к воспитанию своих детей благодарственными письмами и грамотами Управления народного образования Артемовского городского округа в 2007 году были награждены более 200 человек.

         В целом в городе в последнее время заметно возросла роль общественности. Формируются комитеты самоуправления, активы улиц и домов, семейные клубы, создаются Советы микрорайонов, Советы отцов. Эти общественные организации оказывают существенную помощь в реализации воспитательной работы с детьми в образовательных округах. Родители на общественных началах ведут спортивные секции, кружки, организуют экскурсионные поездки, принимают участие в мероприятиях, субботниках, ремонтах. В 2007 году по инициативе активистов округов, учащихся школ, представителей общественных организаций и родителей в городе прошли окружные субботники. Всего в окружных субботниках прияли участие более C1500 человек.


2. Наиболее интересным, на наш взгляд, является опыт педагогов образовательных учреждений Амурской области по внедрению гендерных аспектов воспитания в образовательном процессе.


3. Не решаемых проблем в 2007 году в системе образования Артемовского городского округа не было.


4. Задачи на 2008 год:

-совершенствование экономических механизмов и повышение эффективности управления в сфере образования;

-увеличение охвата детей дошкольного возраста;

-внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию моделей и содержание качественного образования , в том числе с использованием информационных технологий.


5. АСДГ может оказать содействие в решении вопроса привлечения молодых специалистов в систему образования путем решения проблемы обеспеченности жильем и увеличения заработной платы педагогов.


6. Проведение конференции (совещания) по наиболее актуальным вопросам образования и решению их проблем возможно.


7. Возможные вопросы для обсуждения:

- проблема повышения качества образования выпускников общеобразовательных школ в рамках подготовки к Единому государственному экзамену.