Т О М С К


Потребительский рынок города Томска во многом является надежным источником пополнения бюджета города. Сегодня на территории города Томска функционирует 2632 предприятия торговли, 578 объектов общественного питания, 1003 - бытового обслуживания.

В целом в 2007 году сохранилась положительная динамика развития отраслей, входящих в инфраструктуру потребительского рынка города Томска. Объем товарооборота составил 41566,7 млн.руб., темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 106,6%. Оборот общественного питания в отчетном периоде составил 1338,8 млн.рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 106,8%. За 2007 год населению города платных услуг крупными и средними предприятиями оказано на сумму 10252 млн.руб.

Политика муниципалитета, направленная на развитие стационарной розничной торговли, уже дала свои положительные результаты. С 1997 года более чем в 2 раза возросло количество магазинов. Практически за это время в каждом действующем магазине проведена реконструкция.

Необходимо отметить совершенствование качества структуры розничной сети за счет ввода новых крупных предприятий, дальнейшее расширение сетевой торговли за счет увеличения количества магазинов. Продолжают развиваться крупные торговые сети, такие как, "Абрикос", « Лама», «Разноторг», «Алпи», «Эльдорадо», «РОНОКС», «Цифроград» и др. В сети непродовольственных магазинов появились новые бутики элитной парфюмерии, косметики, одежды («Нежное нижнее»). В рынок сложно-бытовой техники активно вошла сеть «М-Видео».

Продолжает развиваться сеть магазинов шаговой доступности («Сибирская копеечка» с переводом под бренд «Поляна», «Неженка» ИП Остапенко, предприятия ООО «Маргпром»)

Ряд сетей продолжают вести работу по развитию цехов собственного производства («Лама», «Антонов Двор»). Расширяется круг дополнительных услуг, оказываемых при покупке товаров: доставка и сборка мебели, изготовление на заказ, подгонка одежды по фигуре, установка и подключение сложной бытовой техники и др.

Дальнейшее количественное и качественное развитие получила сеть предприятий сферы питания города Томска ("Вилка-ложка", «Жили-были» "Сибирское бистро", «Сибирские блины»). Наряду с предприятиями форматов «кафе», «рестораны» развивается сеть быстрого питания («Подорожник»), формируются небольшие закусочные, заменившие объекты мелкорозничной сети. Активно развиваются предприятия с современными технологиями, интересными интерьерами и разнообразной кухней. Более 20 кухонь мира присутствуют в меню томских ресторанов и кафе.

В целом итоги развития сферы потребительского рынка и услуг г.Томска свидетельствуют о наличии предпосылок для дальнейшего динамичного качественного и количественного роста. Однако существует также ряд серьезных проблем, требующих своего решения в рассматриваемой перспективе.

Имеет место дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости, по территориям административных округов города. Одной из главных проблем развития потребительского рынка города является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения. Сложившееся размещение объектов потребительского рынка и услуг в Томске не полностью отвечает потребностям населения. В районах новостройки города ощущается дефицит стационарной сети торгового и бытового обслуживания.

Общей стратегической задачей для всех секторов потребительского рынка является обеспечение качества и безопасности товаров и услуг. Стремление предпринимателей к максимальному извлечению прибыли, связанной с реализацией товаров и организацией обслуживания, привело к тому, что на потребительском рынке увеличились объемы реализации товаров и услуг неудовлетворительного качества. Наиболее остро эта проблема ощущается в сфере неорганизованной торговли.

Считаем, что в поиске оптимальных путей решения задач и проблем, дальнейшего развития сферы потребительского рынка существенную помощь оказывает Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов. Важным направлением деятельности АСДГ является обмен опытом работы специалистов муниципалитетов, информационный обмен, разработка эффективных методик, содействие в разработке и внедрении прогрессивных технологий.

Конференция, как один из вариантов данного направления, позволит обсудить наиболее актуальные вопросы, оперативно принять решение наиболее «узких» проблем:

совершенствование организации школьного питания;

стабилизация цен на ряд социально значимых товаров и услуг;

- рациональное использование инфраструктуры потребительского рынка, оптимальное размещения сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, обеспечивающего территориальную доступность товаров и услуг;

- создание условий для развития отраслей, работающих на конечного потребителя;

- упорядочение мелкорозничной торговой сети, перевод объектов на стационарные площади;

- координация деятельности по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке.