Х А Б А Р О В С К
В 2007 году потребительский рынок города развивался динамично. Оборот розничной торговли во всех каналах реализации за 2007 год по городу Хабаровску составил 58,4 млрд. руб., что в сопоставимой оценке на 12,4 % больше, чем в 2006 году. На 1 жителя города в 2007 году пришлось 101,1 тыс. руб. оборота розничной торговли, что на 119,6 % больше, чем в 2006 году. В 2007 году сохранилась тенденция опережающего роста оборота торгующих предприятий по сравнению с ростом продаж на рынках города. Если в 2001 году соотношение объемов продаж на торговых предприятиях и на рынках города составляло 74,4 % и 25,6 % соответственно, то в 2007 году - уже 85 % и 15 % соответственно. Оборот общественного питания за 2007 год составил 3,7 млрд. руб., что в сопоставимых условиях на 18,8 % больше, чем в 2006 году. На 1 жителя города в 2007 году пришлось 6,5 тыс. руб. оборота общественного питания, что составляет 127,5 % к уровню 2006 года. Благоприятные условия, сложившиеся в городе для развития бизнеса в сфере потребительского рынка способствуют тому, что в 2007 году сеть предприятий продолжала развиваться. По состоянию на 01.01.2008 на территории города осуществляют деятельность: - магазины, павильоны - 2011 (292,7 тыс. кв. м) - предприятия общественного питания - 595 (32,1 тыс. пос. мест) - предприятия бытового обслуживания - 1075 - рынки - 14 (7,2 тыс. торговых мест) В течение 2007 года за счет реконструкции действующих предприятий и строительства новых открыты такие предприятия, как гипермаркет «Самбери» ООО «Сампи» (7400 кв. м), супермаркет ООО «Шамса-маркет» (2000 кв. м), торговый дом ООО «Посуда Центр Хабаровск» (1615 кв. м) и др. Продолжает развиваться собственная торговая сеть предприятий-товаропроизводителей Хабаровского края, которая в 2007 году увеличилась на 9 единиц и на 01.01.2008 насчитывает 398 единиц. Предприятиями потребительского рынка применяются современные методы торговли, специализация предприятий, оказываются дополнительные услуги покупателям: - продажа товаров со скидкой 5 % в утренние часы («Народная компания», ООО «Сайбер», «Дебрик», «Супер Гуд», «Перекресток»). - обслуживание покупателей путем установки банкоматов и терминалов в помещениях предприятий торговли. Сеть предприятий, где установлены банкоматы и торговые терминалы банков насчитывает 193 единицы - продажа товаров в кредит - доставка крупногабаритных товаров на дом, сборка мебели, услуги дизайнеров, замеры стон, полов, укладка линолиума и плитки и т.д. Предприятиями торговли широко используется такая форма продаж, как ярмарки, выставки-продажи, дегустации. В 2007 году было проведено около 260 выставок-продаж к знаменательным и праздничным дням. В 2007 году были организованы ежегодные ярмарки по продаже школьного ассортимента товаров в районе дворца Профсоюзов и на ул. Суворова, 42, ярмарки по продаже семян, рассады, саженцев и садово-огородного инвентаря. В марте 2007 года проведен конкурс на размещение объектов сезонной мелкорозничной торговли. При проведении конкурса приоритетное право было отдано местным предприятиям - производителям пищевой промышленности. Из 708 торговых мест сезонной мелкорозничной торговли им было предоставлено 148, что составило 20,9%. В течение 2007 года продолжена работа по упорядочению стационарной мелкорозничной торговой сети: - проведена замена и реконструкция 81 торгового объекта, в том числе 46 остановочных комплексов, на объекты современного образца с проведением благоустройства прилегающей территории - осуществлен демонтаж 10 киосков. В 2007 году на территории города осуществляли деятельность 14 розничных рынков на 7196 торговых мест. В 2007 году управляющие рынками компании разработали поэтапные планы строительства и реконструкции рынков, рассчитанные до 2010 года. В течение 2007 года продолжалось строительство капитальных павильонов на рынках «Выборгский», «Депо-2», «Березовка» ЗАО «Али». Сдан в эксплуатацию крытый рынок «Южный» ЗАО «Али». В 2007 году на рынке «Южный» ЗАО «Али» оборудована лаборатория ветеринарно-санитарного контроля. ОАО «Центральный продовольственный рынок» осуществил косметический ремонт помещения лаборатории. Продолжает развиваться сфера общественного питания. Прирост сети в 2007 году составил 7 предприятий на 1,1 тыс. пос. мест: рестораны «Сархан», «Эль ранчо», «Баку», «Чили», кафе «Лавита», «Шале» и др. Сохраняется социальная направленность в общественном питании. В конкурсах на выполнение муниципального заказа: - на организацию питания в общеобразовательных учреждениях привлечено 4 предприятия общественного питания - на поставку продуктов в учреждения социальной сферы привлечено 48 поставщиков основных видов продовольственных товаров. Проведение конкурса на размещение муниципального заказа на организацию питания в общеобразовательных учебных заведениях позволило сохранить в 2006/2007 учебном году размер наценки на школьную продукцию в пределах 68 %. В апреле 2007 года проведен конкурс на размещение муниципального заказа на поставку основных видов продовольственных товаров в загородные оздоровительные лагеря в период летней оздоровительной компании 2007 года. В конкурсе приняли участие 28 поставщиков, в том числе 8 предприятий пищевой промышленности края. Кроме того, 7 предприятий общественного питания в течение 2007 года, на основании договоров, заключенных с отделами социальной защиты округов, продолжали осуществлять питание малообеспеченных жителей города: ООО «Успех», ЗАО «Форум», ЗАО «Контакт», ООО «Надежда», ООО «Комбинат питания» и др. Продолжается работа по совершенствованию системы организации питания учащихся, внедрения новых форм и методов обслуживания. Создана рабочая группа по изучению новых технологий, в состав которой вошли специалисты управлений образования, здравоохранения, торговли, Роспотребнадзора по Хабаровскому краю. В рамках деятельности рабочей группы, в четвертом квартале 2007 года проведено обследование 22 школьных пищеблоков. Материалы по результатам обследования представлены в межведомственную комиссию. Сохраняется положительная динамика развития и в сфере оказания бытовых услуг населению. В течение 2007 года прирост сети предприятий бытового обслуживания составил 32 единицы. Развитие сети предприятий бытового обслуживания, в основном, произошло за счет менее энергоемких видов услуг (парикмахерских, предприятий по изготовлению и установке пластиковых окон и др.). Предприятия потребительского рынка города принимают активное участие в социальных проектах города: акции «Помоги собраться в школу», «Теплые руки», в акциях, проводимых в рамках празднования Дня Победы и др. На эти цели предприятиями перечислено, оказана адресная помощь или проведены праздничные мероприятия на сумму более 7 млн. руб. В целях пропаганды массовых профессий и повышения профессионального уровня работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания управлением проведено 3 конкурса профессионального мастерства, 8 конкурсов на лучшее предприятие или лучшее обслуживание. По данным органов статистики, средняя заработная плата в ноябре 2007 года по крупным и средним предприятиям торговли составила 12,8 тыс. руб. (в 2006 году – 11,1 тыс. руб.), в сфере общественного питания – 12,8 тыс. руб. (в 2006 году – 10,3 тыс. руб.). В результате динамичного развития отраслей потребительского рынка возрастают налоговые поступления от деятельности в сфере потребительского рынка.
Основные направления работы управления торговли, питания и бытового обслуживания на 2008 год:
1. Оказание содействия предпринимательским структурам: - в развитии стационарной сети предприятий потребительского рынка - в совершенствовании внемагазинных форм продажи товаров, в том числе:
2. Поддержка местных товаропроизводителей: - организация взаимодействия товаропроизводителей и предприятий торговли, общественного питания по увеличению объемов реализации продукции, производимой на территории края - содействие развитию сети предприятий фирменной торговли предприятий – товаропроизводителей
3. Обеспечение качества и безопасности товаров и услуг: - разработка и принятие мер по ликвидации торговли в неустановленных местах - участие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в проведении контроля и надзора за качеством и безопасностью товаров, за соблюдением правил торговли, общественного питания и бытового обслуживания и законодательства в области продажи алкогольной продукции, по применению ККТ при расчетах с покупателями
4. Повышение бюджетной эффективности отрасли: - работа с предприятиями по снижению задолженности по налоговым платежам - работа по сокращению неформального сектора труда - работа в составе отраслевой комиссии по урегулированию размера заработной платы работников
5. Совершенствование профессионального мастерства работников, занятых в сфере потребительского рынка: - организация обучающих семинаров - проведение конкурсов профессионального мастерства и конкурсов на лучшее предприятие
6. Привлечение предприятий потребительского рынка к празднованию 150-летия города Хабаровска: - тематическое оформление объектов - наличие в торговой сети сувенирной продукции с праздничной символикой - применение предприятиями ценников, пакетов с логотипом 150-летия - участие в торговом обслуживании праздничных мероприятий
7. Работа по обеспечению жителей города услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе: - организация и проведение конкурса на право размещения объектов сезонной мелкорозничной торговой сети - обследование предприятий торговли и общественного питания на предмет соответствия требованиям законодательства в области оборота розничной торговли алкогольной продукцией и подготовка заключений на заседание краевой комиссии по лицензированию - обследование и выдача согласований на отвод земельных участков под размещение объектов потребительского рынка - контроль за работой магазинов «Ветеран» в части организации торговых процессов - организация питания детей в общеобразовательных учреждениях города - работа в составе конкурсных комиссий на выполнение муниципальных заказов - организация торгового обслуживания городских мероприятий
8. Профилактика правонарушений и обеспечение антитеррористической безопасности предприятий потребительского рынка: - организация работы по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью на рынках и крупных торговых центрах (установка систем видеонаблюдения, организация охраны); - обеспечение антитеррористической безопасности предприятий потребительского рынка. |