П Е Т Р О П А В Л О В С К К А М Ч А Т С К И Й


I. Успехи и достижения  коллег из других  городов

1. В Санкт- Петербурге на базе call-центра «Леге Артис» с 2004 года функционирует система медицинской и социальной помощи (СМСП) «Забота». СМСП «Забота» -комплекс абонентского оборудования и центра обработки обращений. Дома у подопечного СМСП устанавливается модуль, связанный через городскую телефонную сеть с круглосуточной операторской службой. Каждый абонент имеет носимую кнопку вызова, при нажатии на которую устанавливается соединение с оператором центра через систему «громкой связи» настенного модуля. Индивидуальный код абонента позволяет идентифицировать позвонившего, даже если он не в состоянии говорить, база данных оперативно предоставляет оператору центра информацию о позвонившем, включающую подробный анамнез и контактные данные родственников. Врачи операторы центра отвечают на вопросы, связанные с проблемами здоровья, вызывают скорую или неотложную медицинскую помощь; направляют запрос абонента о бытовой помощи (уборка дома, покупка продуктов и  др.) работникам социальных служб, предоставляют любую справочную информацию (местонахождение и график работы ЛПУ, административных, социальных учреждений и т.д.), поддерживают разговор с подопечным, если его обращение не вызвано необходимостью получить экстренную помощь.

СМСП «Забота» реализует комплексный подход к решению бытовых и медицинских проблем пожилого человека так и к преодолению ощущения одиночества и дефицита общения, которые неизбежно сопровождают человека, не имеющего возможности покидать квартиру. СМСП «Забота» создает для пожилого человека уникальную комфортную среду жизни, предусматривающую удобное решение любой проблемы.

СМСП «Забота» позволяет медработникам социальных служб города  контролировать состояние пожилых подопечных столь же эффективно, как если бы они находились в стационарном учреждении, но при этом не носить психологической травмы подопечным, помещая их в стационар. СМСП «Забота» существенно упрощает работу социальных служб и повышает качество жизни степень социальной адаптации людей пожилого  возраста.


2. Опыт работы «Семёновского благотворительного общества кооператив «Забота» негосударственная общественная организация.

Основные направления:

- создана база данных подопечных;

- разработаны принципы отбора работников общества и добровольных помощников;

- организована работа со спонсорами и жертвователями;

- налажено взаимодействие с другими общественными организациями, религиозными и государственными организациями, осуществляющими помощь пожилым людям и инвалидам;

- оказывается консультативная помощь пожилым людям о том, где и какую помощь они ещё могут получить в городе;

- на основе изученного опыта создан и действует частный приют-квартира для пожилых одиноких и немощных людей;


3. Из зарубежного опыта (Италия, регион Ломбардия): «Об организации медико-социальной помощи для пожилых людей».

Граждане старших возрастов или их представители могут обратиться в специальную структуру «Единое окно», секретарь которого принимает заявки от населения, как по телефону так и напрямую. Цель-обеспечение комплексного подхода и привлечение всех заинтересованных структур к нуждам пожилого человека, в том числе со стороны семьи.

Помощь предоставляется на основании оценки потребностей индивидуума.

Анализ оценки потребностей пожилого человека проводится командой, куда входят специалист по социальной работе, врач и психолог.

Социальная оценка включает в себя анализ жилищных условий, материального положения, межличностных отношений с семьёй, социального состояния и уровень ухода, который уже проводится или необходим. Оценка уровня социального положения может быть хорошей, удовлетворительной, неудовлетворительной.

По итогам анализа разрабатывается «Персонифицированный проект вмешательства», на основании которого пожилому человеку предоставляется необходимая помощь. Выполнение этого документа поручается  куратору (социальному работнику) из государственной, общественной организации или родственнику, который должен выполнять определённые шаги по организации помощи для своего подопечного. Контроль за выполнением этого документа проводится каждые 3 месяца. В экстренных случаях куратор также обращается за помощью к служащим «Единого окна» для информирования их о проблемах и результатах, полученных при реализации «Персонифицированного проекта вмешательства».

Междисциплинарная оценка позволяет определить потребность пожилого человека в услугах, она понята специалистам  с разным уровнем образования, позволяет комплексно решать проблемы и нужды пожилых людей на основе постоянного мониторинга и эффективно управлять ресурсами общества.


Кроме того, необходимо отметить следующие достижения:

  1. Бригадный метод работы (С-Петербург);
  2. предоставление социального жилья для пенсионеров и инвалидов специально оборудованные квартиры, подъезды с пандусами (Санкт-Петербург):

- предоставление социального жилья для пенсионеров и инвалидов специально оборудованные квартиры, подъезды с пандусами (Санкт-Петербург). Пенсионеры и инвалиды имеют возможности поселиться в специализированном жилье. Право собственности на данное жилье у них нет. Данное жилье нельзя приватизировать и передать по наследству, прописать родственников. Подопечные в любое время могут отказаться от данного вида жилья и вернуться в свою квартиру. При этом сдача собственных квартир государству не обязательна. В собственных квартирах могут проживать родственники. В специализированном жилье квартиры специально оборудованы: в обязательном порядке есть отсек для хранения инвалидной коляски, особо оборудована ванная комната. В каждом подъезде лестница оборудована пандусами, что облегчает въезд инвалида, передвигающегося на инвалидной коляске. Есть специально оборудованные перила, обязательно наличие лифта. На первом этаже сделана гостиная, где дежурит заведующая, специалист по социальной работе, социальный работник, медсестра. В этой гостиной пенсионеры и инвалиды имеют возможность общаться, устаивать общие праздники. На первом же этаже находится банно-прачечный комбинат, кабинет физиотерапии. Стоит отметить, что данный вид жилья пенсионеров и инвалидов уменьшил расходы на содержание социальных работников, так как многие подопечные просто не могли спускаться из своих квартир из-за отсутствия лифтов и пандусов, в некоторых случаях из-за отдаленности магазинов и скользкой дороги самостоятельно посещать магазины и учреждения сферы услуг. Подопечные, проживающие в специализированном жилье очень редко используют услуги социального работника и обслуживают себя самостоятельно.

  1. Использование шведского опыта работы с детьми-инвалидами (С-Петербург);
  2. Наличие гериатрических центров и хосписов (С-Петербург);
  3. Развитие системы дополнительных платных услуг (ремонт квартир в Майкопе);
  4. Разработка методических рекомендаций для социальных работников и специалистов по социальной работе (Сыктывкар);
  5. Обучение социальных работников и специалистов по социальной работе, проведение семинаров, тренингов и конференций (Сыктывкар);
  6. Работа реабилитационных центров для инвалидов;
  7. Наличие единой информационной системы
  8. Развитие службы социального такси.


II. Что удалось сделать в 2007 году


В 2007 году работа Управления социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа включала в себя ряд задач и направлений, многие из которых оказались совершенно новыми для работы Управления, тем не менее, считаем, что нам удалось справиться с ними довольно успешно:

  1. В первую очередь была  решена задача по переходу на новый порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а именно перечисление субсидий на счета граждан. Во многом положительному результату в этом направлении работы способствовала огромная предварительная разъяснительная работа среди населения с привлечением общественных организаций, средств массовой информации, организации выездных семинаров для населения в отдаленные районы городского округа.

В 2007 г. Управлением выплачено субсидий на общую сумму 452,1 млн. руб. Количество получателей субсидии  в среднем за месяц составило 20351 чел.

  1. Реализация Закона Камчатской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области государственными полномочиями Камчатской области по социальному обслуживанию некоторых категорий граждан» от 30.11.2006 г. № 416.

Полномочия по социальному обслуживанию осуществляются на территории Петропавловск-Камчатского городского округа Управлением через  специализированное учреждение Комплексный центр социального обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Центр), которое имеет для этого соответствующую материально-техническую базу, оборудование, помещения, лицензию на право оказывать населению медицинские услуги. Организация социального обслуживания осуществляется с применением опыта работы других регионов страны, внедрением новых форм и видов социальных услуг.

Необходимо отметить, что введение механизма передачи полномочий с гарантированным обеспечением финансовых средств позволило не порядок  повысить уровень, качество обслуживания, не говоря уже о количестве обслуживания: в Центре за многие годы впервые сделан ремонт, обновлен интерьер, закуплено оборудование, автотранспорт.

По итогам 2007 года Центром обслужено 8274 чел., что больше с предыдущим годом на 1732 чел. Увеличение численности обслуживания связано с открытием 4 отделений социально-медицинского обслуживания и увеличением количества обслуживаемых через отделение срочного социального обслуживания и отделение социально-бытовых услуг, расширением видов оказываемых услуг. В Центре открыто отделение Кризисного центра для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. В перспективе на 2008 год рассматривается вопрос о дальнейшем расширении структуры Центра: создание отделения временного проживания для пенсионеров и инвалидов.

  1. На основании Закона Камчатского края от 19.11.2007 г. № 680 «О наделении органов местного самоуправления  муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по выплате компенсации части родительской платы, взимаемой с родителей или иных представителей за содержание ребенка в федеральных государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в Камчатском крае, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» осуществляются указанные полномочия на территории Петропавловск-Камчатского городского округа Управлением с 2007 года. Граждане обращаются с заявлением и соответствующим пакетом документов, выплаты производятся на банковские счета граждан или через почтовые отделения. В 2007 году выплачено компенсаций на сумму 12731,4 тыс. руб., в среднем в течение года компенсацию получали 6718 чел. в месяц.

Кроме того, в дополнение к федеральной компенсации согласно решению Городской Думы от 25.07.2007г. № 663-р принято «Положение о муниципальной поддержке родителей (законных представителей) из малообеспеченных семей при оплате содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного  образования». Дополнительная социальная поддержка назначается  на единственного ребенка в размере 40% от внесенной родительской платы и 25% на двоих несовершеннолетних детей. В 2007 году  такие компенсации получили 638 малоимущих семей.

  1. Реализация Долгосрочной целевой социальной программы Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2007 год.

В 2007 году  программа реализована на 82,6 % по отношению к запланированному на 2007 год, всего за прошедший год социальную помощь различного вида получили 20,2 тыс. чел., в том числе:

- материальную помощь  получили в 2007 году 5277 чел. на общую сумму 5967,7 тыс. руб.

- несовершеннолетним детям из малоимущих семей выдано 1250 зимних курток и 1250 зимних пар обуви;

-  выдано 2000 наборов школьно-письменных принадлежностей к новому учебному году;

- 630 одиноких престарелых граждан, обслуживаемых на дому социальными работниками, обеспечены овощами (картофелем, капустой);

- 167 малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми оплачены  путевки в детские пришкольные лагеря на сумму 205,4 тыс. руб.;

- 477 одиноким престарелым гражданам в течение года бесплатно предоставлялись услуги по стирке белья на общую сумму 118,7 тыс. руб.;

- 1080 чел. (неработающие пенсионеры, малоимущие семьи) получили бесплатно лекарственные средства по талонам;

- 1526 чел. получили  наборы продуктов питания;

- 53-ти малоимущим семьям списан долг в оплате за жилье и коммунальные услуги на общую сумму 1493,4 тыс. руб.

- для 1253 одиноких престарелых граждан, обслуживаемых на дому социальными работниками, была организована  подписка на  периодические издания;

- принято решений о предоставлении бесплатной зубопротезной помощи 233 гражданам, не имеющим льгот по другим основаниям, которые направлены в муниципальные стоматологические поликлиники для зубопротезирования. Выполнено работ по бесплатному зубопротезированию в 2007г. на сумму 4036,11 тыс.руб.;

- асоциальные граждане в количестве 122 чел. получили натуральную помощь в виде одежды, обуви, предметов личной гигиены на сумму 283,6 тыс. руб.;

- 24 родителя из социально-неблагополучных семей были закодированы от алкогольной зависимости, общая стоимость услуг составила 168,0 тыс. руб.;

В праздничные и особые памятные дни проведены следующие мероприятия для малоимущих категорий населения:

Если в 2006 году дополнительную социальную поддержку в ходе реализации Программы получили более 15 тыс. чел., то в 2007 году такую помощь получили 20,2 тыс. чел. 

В 2007 году на реализацию Программы затрачено из средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа 14464,7 тыс. руб., 635,2 тыс. руб. затрат составили внебюджетные источники. Работа по привлечению внебюджетных средств к реализации Долгосрочной целевой социальной программы осуществляется по отдельному плану. Так, например, заключен договор о  многолетнем сотрудничестве с ООО «Мега» об оказании материальной помощи, в рамках которого в 2007 году Управлению выделены денежные средства в размере 485,6 тыс. руб. на следующие цели:

- обеспечение памперсами, постельным бельем лежачих детей-инвалидов на сумму 197,4 тыс. руб.;

- обеспечение тест-полосками детей-инвалидов, страдающих сахарным диабетом на сумму 211,7 тыс. руб.;

- приобретение памятных подарков для победителей фестиваля детского творчества «Солнышко» для детей-инвалидов на 60,0 тыс. руб.;

- приобретение мебели и электробытовой техники для детей из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на сумму 74,9 тыс. руб.

Несмотря на то, что многие вопросы в сфере социальной поддержки малоимущих категорий граждан уже  осуществляется, мы понимаем, что существуют проблемы и задачи, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе.

1. На 2008 год перед нами стоит задача открытия стационарного  отделения временного пребывания при Комплексном центре социального обслуживания населения, в настоящее время  оформляются документы на здание, решается вопрос о выделении средств на капитальный ремонт здания: это позволит решить проблемы временного размещения престарелых граждан и инвалидов до дальнейшего из жизнеустройства.

2. Для повышения качественного уровня оказания мер социальной поддержки населения будет продолжаться следующая работа:

- выявление групп населения, нуждающихся в социальной помощи;

- будет расширяться спектр новых форм оказания социальной помощи, видов социальных услуг в нестационарных социальных учреждениях;

- ориентировать работу на социальную интеграцию инвалидов и престарелых граждан, создавать услуги для оказания им медицинских и социальных услуг;

- обеспечение поддержки нетрудоспособного или ограниченно трудоспособного  населения и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

3. В задачах на перспективу 2008-2009 гг. стоят открытие стационарных социальных учреждений: дома-интерната для престарелых и инвалидов, центра реабилитации для инвалидов, хосписа для тяжелобольных граждан. Открытие таких специализированных отделений позволит централизованно решить проблемы  жилищного, бытового характера остронуждающихся категорий граждан, постоянного ухода за тяжелобольными людьми.


III. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении стоящих проблем?

  1. Разработка методических рекомендаций
  2. проведение конференций, семинаров, тренингов
  3. организация содействия в обмене опытом с другими городами


IV. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференций (совещаний и пр.) по обслуживанию наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

Необходимо проведение конференций совещаний по обмену опытом, рассмотрению новых технологий работы в сфере социального обслуживания населения, расширение видов социальных услуг. Актуальным на наш взгляд является  рассмотрение вопроса по совершенствованию законодательной базы в области социальной поддержки населения, так как оно отличается громоздкостью, многоуровневостью.