Итоги деятельности департамента социальной политики за 2007 год и основные направления деятельности на 2008 год для информационного сообщения на XXV Общее Собрание АСДГ
Социальная сфера города Красноярска – это более 500 учреждений, где трудится около 35 тысяч человек, которые призваны обеспечить жизненные интересы жителей нашего города. При формировании социальной политики города приоритетными являются принцип распределенной социальной ответственности и принцип сопричастности процессам жизнедеятельности города. Важнейшей задачей департамента социальной политики является стабильное развитие отраслей социальной сферы. Основное направление работы департамента – осуществление координационных, организационных, аналитических функций в области здравоохранения, образования, культуры, молодежной политики, социальной защиты населения, физической культуры и спорта. Департамент координирует и контролирует организацию летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, взаимодействует с учебными заведениями начального, среднего и высшего профессионального образования, координирует деятельность, связанную с вопросами семьи, материнства и детства, профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивает взаимодействие администрации города с политическими партиями, религиозными организациями, национально-культурными объединениями, оказывает консультативную и иную помощь общественным организациям в их законной деятельности, осуществляет аналитическую и экспертную оценку деятельности общественных организаций. Одной из функций департамента социальной политики является координация деятельности муниципалитета, бизнеса и жителей города по созданию условий для здорового образа жизни, реализации культурной политики, развития креативных индустрий, патриотики, молодежной политики на основе активной работы учреждений социальной сферы, разработки и реализация городских социальных целевых программ. Конкурс социальных проектов на получение муниципального гранта Во исполнение распоряжения Главы города от 20.02.2007 № 42-р в Красноярске проведен конкурс социально значимых проектов на предоставление муниципального гранта. Муниципальными, государственными учреждениями и общественными организациями, победившими в конкурсе, были реализованы 43 проекта объем финансирования которых составил 1 млн. 500 тыс. рублей.
Устранение нарушений по предписаниям надзорных органов в учреждениях отраслей социальной сферы города Красноярска В течение последних 10 лет при формировании бюджета города не предусматривались в достаточном объеме средства, необходимые для поддержания в муниципальных учреждениях социальной сферы материально-технической базы, соответствующей лицензионным требованиям и условиям. Отмечается общее ухудшение состояния зданий, помещений общеобразовательных, музыкальных и спортивных школ, молодежных центров, лечебно-профилактических учреждений. В муниципальную социальную сферу города входят 611 муниципальных учреждений, которые находятся в 913 помещениях с общей площадью около 1 729,03 тыс.кв.м. Приведение материально-технической базы в соответствие требованиям надзорных органов и осуществление мер пожарной безопасности в муниципальных учреждениях социальной сферы города Красноярска является важнейшим вопросом, требующим незамедлительного решения. В связи с этим департаментом социальной политики администрации города Красноярска была разработана городская целевая программа «Устранение нарушений по предписаниям надзорных органов в учреждениях отраслей социальной сферы города Красноярска». Срок реализации программы - 2008-2010 г.г. Источником финансирования является бюджет города Красноярска, а исполнителями главное управление образования, управление молодежной политики, главное управление по физической культуре и спорту, главное управление культуры, главное управление здравоохранения администрации города Красноярска, управления образования районов в городе Красноярске.
Формирование нормативно-правового пространства, обеспечивающего взаимодействие между органами местного самоуправления, общественным сектором города и бизнес – структурами. В октябре 2007 года в Красноярске состоялся третий Красноярский городской Форум - общегородская переговорная площадка, отличительной чертой которой является широкий спектр выносимых на всеобщее обсуждение вопросов. Девиз Форума – «Красноярск – город инноваций, партнерства и согласия! Я и мой город!». Целью проведения Форума явилось продолжение одной из приоритетных линий стратегического развития Красноярска по созданию в рамках города условий для взаимодействия власти, бизнеса и общественно-активного населения, главным результатом которого становится совместная выработка предложений по решению актуальных вопросов текущей жизнедеятельности и будущего развития Красноярска. Работа Форума была организована по 7-ми секциям и 70-ти мероприятиям различных форматов внутри каждой секции. Проведено 19 круглых столов, 18 переговорных площадок, 17 презентаций с элементами дискуссии, 6 семинаров, 3 конференции, 3 мастер-класса, 2 дискуссии, 1 тренинг и 1 деловая игра. Общее количество людей посетивших различные мероприятия Форума составило более 10 000 человек, в т.ч., в работе переговорных площадок приняло участие 4 600 человек.
Неделя качества С 10 по 16 декабря 2007 года в муниципальных учреждениях города Красноярска была проведена неделя качества социальных услуг, в рамках которой муниципальными учреждениями социального обслуживания населения были созданы независимые комиссии по оценке качества социальных услуг и проведены мероприятия:
Создание системы стимулирования инициатив, оценки эффективности деятельности общественных объединений и иных некоммерческих организаций города
1. В 2007 году уже в седьмой раз в Красноярске проводился ежегодный Благотворительный сезон под девизом «Добрые дела большому краю!». Миссия Благотворительного сезона, провозглашенная на старте проекта, остается неизменной - формирование культуры благотворительности, развитие социального партнерства, объединение добровольческих инициатив граждан с возможностями власти и бизнеса для развития социальной сферы и создания благоприятной социальной инфраструктуры, создание условий для развития партнерских связей и освоения современных социальных технологий. В рамках Благотворительного сезона – 2008 состоялись: конкурс на консолидированный бюджет «Это можем мы», конкурс личных достижений «Социальная звезда», конкурс студенческих PR-проектов, конкурсы номинаций «Доброволец года», «Добровольческая организация года», «Фирма Доброй воли», «Социальный журналист года», «Социальное СМИ года», «Социальный проект года». Яркими событиями сезона, в которых принимали участие общественные организации, добровольцы и муниципальные учреждения, стали «Весенняя неделя добра», акция «Маршрут добрых дел», акция «Читающий парк», акция «Дети улиц», Бал добровольцев и многое другое. 2. На основании постановления Главы города от 16.11.2007 № 651 с целью распространения и развития благотворительной деятельности департаментом социальной политики проведен первый городской конкурс «Благотворитель года». На конкурс было подано 37 заявок. По итогам рассмотрения заявок конкурсной комиссией были выбраны четыре победителя в номинациях: «Социальное служение», «Меценат», «Милосердие» и «Забота о будущем». 3. На основании постановления Главы города от 30.03.2007 № 187 департаментом социальной политики во второй раз проведен конкурс «Лучшая некоммерческая общественная организация года». Главная цель конкурса – определить и поощрить общественные организации, которые наиболее профессионально и квалифицированно ведут свою работу, вносят весомый вклад в решение социальных проблем города. Общее количество поданных заявок - 24, из них 12 прошли во второй этап конкурса. Номинации конкурса: - «Лучшая некоммерческая организация года в сфере культуры, образования и молодежной политики» (победитель – Красноярская региональная организация ВТОО «Союз художников России» (председатель правления Ануфриев Сергей Евгеньевич); - «Лучшая некоммерческая общественная организация года в сфере здравоохранения и спорта» (победитель - Красноярская городская общественная организация «Клуб закаливания и зимнего плавания «Криофил» (председатель Сашко Михаил Петрович); - «Лучшая некоммерческая организация года в сфере предоставления качественных социальных услуг населению города» (победитель - Благотворительная организация «Фонд «Центр социальных программ» (исполнительный директор Сухотин Игорь Валентинович); - «Лучшая некоммерческая организация года в сфере защиты семьи, материнства и детства» (победитель - Красноярская региональная общественная организация по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца» (президент Нига Елена Степановна). Данная организация признана «Лучшей некоммерческой общественной организацией года».
Основными направлениями деятельности департамента социальной политики на 2008 год являются: - исполнение «Программы социально-экономического развития города на период до 2010 года» и программы позиционирования «Красноярск – город инноваций, партнерства и согласия»; - создание условий для исполнения в городе мероприятий приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение»; - внедрение принципов системы управления, ориентированной на результат и качество муниципальных социальных услуг; - внедрение принципов деловой этики и социальной ответственности работников муниципальных учреждений социальной сферы; - совершенствование системы оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы; - создание условий для развития детей, подростков, жителей города в образовании, культурно-художественном творчестве, поддержании и укреплении здоровья и здорового образа жизни, реализации своей квалификации в труде и общественных делах, необходимой поддержке и социальной защите инвалидов и ветеранов; - содействие в развитии общественных организаций и становлении в городе социального партнерства и согласия, гражданского общества; - поддержание и развитие новых социальных технологий, коммерческого и некоммерческого сектора социальной деятельности в условиях муниципальных полномочий и действия закона РФ № 131-ФЗ.
Актуальные вопросы для обсуждения
В настоящее время наиболее актуальными вопросами в социальной сфере города являются:
Считаем необходимым восстановление проведения тематической площадки, в рамках работы АСДГ, посвященной вопросам деятельности заместителей глав по социальным вопросам территориальных подразделений в муниципальных образованиях.
С 2005 года органы социальной защиты населения города Красноярска выполняют отдельные государственные полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения, переданные органами государственной власти Красноярского края. В настоящее время неразрешенной проблемой остается вопрос сохранения в муниципальной собственности имущества, используемого органами социальной защиты населения для реализации государственных полномочий. Федеральное законодательство дает правовое основание нахождения в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и его использование. В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается. Статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит прямое указание о том, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. В нашем городе и, соответственно в регионе, имущественный вопрос остается не урегулированным, что создает определенные сложности в решении текущих и перспективных задач, стоящих перед отраслью. В настоящее время в городе Красноярске создана и функционирует муниципальная модель социальной поддержки населения, представляющая собой единую систему мер социальной поддержки и социального обслуживания, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, а также дополнительных мер социальной поддержки и помощи населению за счет средств местного бюджета. Наличие данной модели позволяет оперативно и адресно решать конкретные социальные вопросы, возникающие в той или иной ситуации.
Обеспечение социальных гарантий, предусмотренных федеральным, региональным законодательством На возмещение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, выплат, пособий и компенсаций, в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами, в краевом бюджете на 2007 год г. Красноярску были предусмотрены средства субвенции в размере 2,8 млрд. руб. на реализацию 5 федеральных и 10 краевых законов. Общий объем средств, выделенных на предоставление мер социальной поддержки в 2007 году по сравнению с 2006 годом возрос в 1,38 раз, с 2005 годом - в 1,74 раза. В основном, это связано с тем, что в 2007 году на органы социальной защиты населения города возложены дополнительные полномочия по социальной поддержке семей с детьми, предусмотренные законом Красноярского края «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае», краевой целевой программой «Дети», Федеральным законом «Об образовании». Различные меры социальной поддержки, компенсации, пособия и выплаты на территории города получают около 400 тысяч граждан.
Предоставление дополнительных мер социальной поддержки населению на основе городских целевых Программ В городе накоплен положительный опыт предоставления дополнительных мер социальной поддержки населению на основе городских целевых Программ, во многом обеспечивающих социальную стабильность в городе. Такого рода Программы действуют, начиная с 1997 года (аналогичные федеральные программы - с 1994 года, краевые - с 1999 года). Целью всех городских Программ является формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан и упрочению их социальной защищенности с учетом современной экономической ситуации. Каждая программа выполняет
определенный круг задач, направленных на поддержку конкретных категорий
граждан:
Дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета города За период 2005-2007 года в бюджете города было предусмотрено 466,5 млн. руб., (в 2008 год- 95,8 млн. руб.) на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета города. С учетом средств, предусмотренных городскими целевыми программами в 2007 году около 13 тыс. горожан, находящихся в трудной жизненной ситуации, получили адресную материальную помощь на сумму более 34,4 млн. рублей.
За счет средств бюджета города предоставляются и другие дополнительные меры социальной поддержки: - при посещении бань (в 2007 году фактические расходы составили 12 823,13 тыс. руб.); - при оплате жилья и коммунальных услуг многодетным семьям и лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Красноярска» (в 2007 году фактические расходы составили 12 276,26 тыс. руб.); - ежегодные денежные выплаты лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Красноярска» (в 2007 году фактические расходы составили 159,00 тыс. руб.); - по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования, выполняющем муниципальный заказ (пенсионерам- до 1 июля 2007 года, многодетным семьям с 5 и более детьми и малообеспеченным студентам) (в 2007 году фактические расходы составили 7 338,71 тыс. руб.); - льготная подписка на газету «Городские новости» (в 2007 году фактические расходы составили 11 926,62 тыс. руб.); - поддержка общественных организаций ветеранов, инвалидов, многодетных семей и других общественных организаций осуществляется не только в рамках городских целевых программ, но и в соответствии с постановлением Главы города от 19.04.2007 № 245 «О порядке предоставления и расходования средств субсидий общественным организациям, деятельность которых направлена на оказание социальной поддержки, социальной помощи гражданам». Так, в 2007 году предоставлены субсидии 14 общественным организациям инвалидов, ветеранов и др. на общую сумму 1 597,73 тыс. рублей.
Предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей В 2007 году особое внимание было уделено социальной поддержке семей, имеющих детей. За счет средств краевых субвенций в бюджете города предусмотрены средства на предоставление семьям, имеющим детей, восьми различных видов мер социальной поддержки (пособий, ежемесячных и ежегодных выплат, компенсации части родительской платы, доплат к пенсии по случаю потери кормильца и т.д.). В 2007 году различные меры социальной поддержки предоставлены на 54 797 детей на общую сумму 467,2 млн. руб. Городская целевая программа «Социальная поддержка населения города Красноярска» предусматривает для детей-инвалидов из малоимущих семей ежегодное приобретение путевок в санатории-профилактории по типу «Мать и дитя», для детей и подростков из малоимущих семей, детей и подростков, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации - путевок в загородные стационарные детские лагеря в летний период. Впервые в 2007 году в рамках данной Программы за счет средств бюджета города были предусмотрены целевые средства на оказание адресной материальной поддержки семьям с детьми: - единовременной материальной помощи в размере 5 тыс. руб. многодетным семьям, имеющим 5 и более детей, к Международному дню семьи; - единовременной материальной помощи малоимущим многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, в размере 1 тыс. руб. на ребенка; - единовременной материальной помощи к Международному дню защиты детей семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в размере 2 тыс. руб. на ребенка-инвалида. В целом по программе адресную материальную помощь получили более 5 тыс. семей на сумму 13,4 млн. руб.
Социальное обслуживание населения В городе Красноярска создана оптимальная сеть муниципальных учреждений социального обслуживания населения. В структуру отрасли социальная защита населения города входят 20 муниципальных учреждений социального обслуживания населения, которые оказывают весь спектр социальных услуг, востребованных различными категориями граждан. За 2007 год в муниципальных учреждениях обслужено более 375 тыс. человек, в том числе центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – около 82 тыс. человек. В 2007 году населению города оказано более 4 млн. социальных услуг.
Основной целью деятельности органов социальной защиты населения г. Красноярска на 2008 год является повышение уровня социальной защищенности различных категорий граждан.
Приоритетные направления и средства реализации цели. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: В рамках исполнения переданных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения: - обеспечение социальных гарантий населению, предусмотренных федеральным, региональным законодательством; - формирование оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения; - расширение перечня социальных услуг и повышение их качества; В рамках полномочий органов местного самоуправления: - предоставление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи с учетом особенностей социально-экономического развития города и потребностей различных слоев населения; - обеспечение доступности и повышения качества социальных услуг; - эффективное взаимодействие между органами власти, учреждениями различных организационно-правовых форм, оказывающими социальные услуги населению; - создание единого информационного пространства системы социальной защиты населения.
Информация об итогах деятельности в области трудовых отношений за 2007 год и задачах на 2008 год
Формирование благоприятной политики в области трудовых отношений является одним из приоритетных направлений Программы социально-экономического развития г. Красноярска на период до 2012 года. Развитие системы социального партнерства в городе, как механизма регулирования социально-трудовых отношений проходит в рамках реализации городского трехстороннего Соглашения по регулированию социально-трудовых отношений на 2006 – 2008 гг. и имеет положительную динамику. На Красноярском городском форуме – 2007 в рамках Секции «Общество – бизнес – власть: от содействия к сотрудничеству» работала площадка «Развитие социального партнерства в сфере трудовых отношений», на которой представители власти и общественности обсудили проблемы легализации и повышения заработной платы работников во внебюджетном секторе экономики, прошла презентация Положения о проведении смотра-конкурса на лучшего специалиста по охране труда. Проведен смотр-конкурс на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях и районах города. Победителями конкурса признаны 60 организаций в 20 производственных группах. В краевом смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда среди муниципальных образований в номинации «города края» город Красноярск занял 1 место. Проведен смотр-конкурс «Лучшая организация по развитию социального партнерства», в котором приняли участие 60 организаций. Победителями признаны 45 организаций в 9 номинациях. В рамках акции, посвященной Всемирному дню охраны труда, в апреле 2007 года проведена городская конференция о состоянии условий и охраны труды в организациях г. Красноярска. Проведены совещания с представителями учебных центров по охране труда, с организациями – поставщиками средств индивидуальной защиты, центрами по сервисному обслуживанию в сфере охраны труда. В целях привлечения внимания детей и подростков к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в учреждениях дошкольного и среднего образования при активном участии специалистов по охране труда организаций города проведены викторины, конкурсы детских рисунков, беседы, лекции, открытые уроки, экскурсии на промышленные предприятия. В течение 2007 года продолжили работу городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, межведомственная комиссия по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд, межведомственная комиссия по охране труда. Работа комиссий осуществлялась в соответствии с утвержденными планами, на заседаниях комиссий рассматривались вопросы о коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений в организациях города, об улучшении условий и охраны труда работающего населения, о реализации мероприятий, направленных на улучшение миграционной ситуации в г. Красноярске, о погашении задолженности по выплате заработной платы работникам организаций, о легализации заработной платы и повышении ее размера до уровня не ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения г. Красноярска. Проведена работа с 3105 работодателями, из них 1157 повысили заработную плату 30827 работникам на 29,26%. Активно проводилась работа по формированию негативного общественного мнения населения по проблемам, связанным с легализацией заработной платы, низким уровнем оплаты труда. За отчетный период наблюдалась задолженность по выплате заработной платы в сумме 13153,4 тыс. руб. в 5 организациях города, с численностью работающих 1203 человека. На 31.12.2007г. задолженность по заработной плате перед работниками организаций города погашена в полном объеме. С населением города постоянно проводится информационно-разъяснительная работа, в т.ч. по проблемам, связанным с легализацией заработной платы, низким уровнем оплаты труда. В газете «Городские новости» ведется постоянная рубрика «Право имею», где дважды в месяц публикуются ответы на вопросы граждан, связанные с правоприменительной практикой законодательства о труде. Всего опубликовано 39 консультаций. Разработана листовка о «серых» зарплатах, размещено 11 баннеров на улицах города. Системно проводилась работа по улучшению миграционной ситуации в городе. По данным УФМС по Красноярскому краю 177 работодателей получили разрешения на использование труда 5585 иностранных работников, в том числе из стран дальнего зарубежья – 5295 человек, из стран ближнего зарубежья – 290 человек. В соответствии с планом работы по улучшению миграционной ситуации проведены проверки соблюдения трудового и миграционного законодательства 61 работодателя, использующего труд иностранных работников. Проверки проведены с целью оказания правовой помощи работодателям в вопросах регулирования трудовых отношений с работниками. Трудовые договоры на момент проверок заключены со всеми иностранными работниками. Работодателям рекомендовано устанавливать заработную плату иностранным работникам не ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Информация о выявленных нарушениях трудового законодательства направлена в Государственную инспекцию труда. Оказана методическая и консультативная помощь 236 организациям по вопросам подготовки, заключения и выполнения коллективных договоров. Зарегистрировано 1906 коллективных договоров, в т.ч. в 2007году 275, всего действовало – 918, охвачено 288,9 тыс. работающих в организациях города.
Основные направления работы на 2008 год
Какую помощь может оказать АСДГ в решении проблем? Организовать семинар-совещание секции социально-трудовых отношений по вопросам легализации «теневой» заработной платы во внебюджетном секторе экономики, по вопросам улучшения миграционной ситуации на территории муниципальных образований; обобщить опыт территорий и направить рекомендации семинара в органы местного самоуправления.
|