Г У Б К И Н С К И Й
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Елена», который начал свою деятельность в декабре 1998 года, работает над решением следующих задач: 1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, определение и устранение причин и условий, способствующих этому. 2. Оказание комплексной медико-психолого-педагогической и иной помощи, направленной на вывод детей и семей из трудной жизненной ситуации, социально опасного положения. 3. Предоставление детям временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления оптимальных форм их жизнеустройства. 4. Разработка и применение эффективных методов работы с несовершеннолетними; 5. Оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду в отделении дневного пребывания для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Основными целями деятельности центра являлись: профилактика безнадзорности и социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, организация их временного проживания, оказание социально-правовой, медико-психолого-педагогической и иной помощи, дальнейшее жизнеустройство. В центре действуют следующие отделения: 1. Приемное отделение. 2. Отделение - приют. 3. Группа социальной реабилитации. 4. Отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 5. Отделение социальной реабилитации дневного пребывания для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Анализируя деятельность центра за 2007 год, хочется отметить, что высокий уровень профессионализма сотрудников способствовал эффективности профилактической и коррекционной работы с ребенком и его родителями. Раннее выявление, работа со всей семьей, используя все виды и способы оказания помощи, позволяет на ранней стадии разрешить кризисную ситуацию в семье. В результате чего, сроки пребывания детей в отделении приют по сравнению с 2006 г. сократились, практически, на 50% (1-6 мес./10 дн. - З мес). Продолжительность пребывания детей в группе социальной реабилитации дневного типа стала более длительной, что позволило контролировать положение ребенка в семье, его физическое и эмоциональное состояние. Специалисты разного профиля подбирали методы и приемы индивидуальной коррекционной работы, базирующейся на изучении возрастных и личностных особенностей ребенка, соблюдении дидактических принципов доступности и посильности, а также на эффективном взаимодействии с ними. Воспитателями разработаны и реализуются мини-программы различной направленности: • Программа «Искусство быть здоровым». Задача программы - формировать потребности в здоровом образе жизни, профилактика потребления наркотических веществ, табака, алкоголя, выявление причин и источников социальной дезадаптации ребенка. • Программа «Академия вежливых наук». Задача программы - обеспечить полноценную и своевременную коррекционно-реабилитационную работу психологического состояния ребенка. • Программа трудового воспитания «Домовенок». Задача программы - формирование правильного отношения к труду детей. • Программа «Движение без ограничений». Задача программы - развитие мелкой и общей моторики. • Программа «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста». Задача программы - воспитание патриотического чувства, любовь к родному краю, Родине. • Программа «Реабилитация несовершеннолетних с помощью музыкального воспитания», данная программа направлена на пробуждение у детей интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости, на развитие творческих способностей при инсценировке песен, драматизации сказок, приобретение элементарных навыков игры на детских музыкальных инструментах, развитие чувства ритма. Опираясь на интересы и привычные виды деятельности ребенка, специалисты получают полную характеристику готовности ребенка к обучению, на основании результатов организуется работа по комплексному развитию дошкольников, оказывается помощь в освоении учебной программы детьми младшего, среднего и старшего возраста. Результатом комплексной реабилитации и реализации индивидуальных программ являлось: - адаптация ребенка в социальной среде; - развитие познавательных способностей; - повышение уровня успеваемости; -разрешение проблем детско-родительских, межличностных отношений, ослабление или снятие психотравмирующего воздействия, исходящего от ближайшего окружения ребенка; Для оказания квалифицированной помощи несовершеннолетним и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, защиты их прав и интересов, содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетних с 01.02.2007 года в центре было открыто отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Деятельность отделения осуществлялась в соответствии с Федеральными законами (№120, 124, 25) и национальными стандартами РФ, наоснове которых разработаны Положения: - Положение об отделении профилактики безнадзорности детей и подростков; - Положение о социальном патронаже; - Положение о социальном консилиуме. Основные задачи деятельности отделения: - разработка мер по профилактике безнадзорности детей и подростков; - работа с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимися втрудной жизненной ситуации, социально-опасном положении. Внедрение инновационных подходов и современных методик социальной реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, обеспечивающие снижение семейного неблагополучия, является одним из основных направлений деятельности центра: Первым этапом реагирования на сигнал о семейном неблагополучии является выезд мобильной бригады, созданной на базе центра в 2007 году и состоящей из узких специалистов (специалист по соц. работе, медик, педагог-психолог), при необходимости, на выезд привлекаются специалисты органа опеки и попечительства, Управления по труду и социальной защите населения, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и пр. За отчетный период было зарегистрировано 19 выездов. • Сетевой подход к решению проблем семьи - создание социального консилиума, работающего совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и Управление по труду и социальной защите населения, ставящего своей задачей создание модели взаимодействия семьи, учреждений, работающих с детьми по координированию действий, направленных на решение проблем социальной реабилитации и поддержки несовершеннолетних и их семей. • Социальный патронаж — является одним из наиболее продуктивных социальных методов, представляет собой надежную и эффективную форму вмешательства в конкретную ситуацию семьи или ребенка, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Эффективность социального патронажа прямо пропорциональна потенциалу оказания поддержки и предоставления различного рода необходимых социальных услуг. Для полноценного и всестороннего решения проблем несовершеннолетнего и семьи с использованием технологий социального патронажа используется потенциал всех учреждений системы профилактики, что дает положительный результат. По каждой семье составлен социальный паспорт, карта семьи к разработан план социальной реабилитации. Работа с семьей проходила согласно установленному плану. В 2007 году с патронажного учета снято 15 семей в связи с решением проблем семьи. Работа специалистов направлена как на профилактику, так и на содействие в устранении сложившейся трудной жизненной ситуации, Специалисты «напрямую» работают с неблагополучными семьями, выявляют их проблемы и определяют пути выхода из сложившейся ситуации. Благодаря этому в сфере внимания не только ребенок, но и его семья. Следовательно, процесс социальной реабилитации ребенка проходит одновременно с реабилитацией семьи в целом, что ведет к более эффективным результатам. Для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей е центре введена система «Договорных отношений». Мобильная и эффективная деятельность специалистов центра с несовершеннолетним и его семьей на начальном этапе возникновения кризисной ситуации и направленная на решение проблем семьи способствовала возвращению детей в родные семьи.
Сохранение семьи для ребенка является одной из основных задач центра. Усилия коллектива направлялись на восстановление нормального семейного окружения для своих воспитанников и обеспечение безопасных условий для их жизни в кровной семье. Если же реабилитационная работа с семьей не приносила желаемого результата и пребывание ребенка в ней, было опасно для его жизни и здоровья, то предпочтительной формой его устройства считалась замещающая семья, разновидностью которой стала семейная воспитательная группа, созданная в центре в январе 2007 года. За 2007 год двое воспитанников были определены в СВГ, на протяжении всего их пребывания в группе велось социально-психолого-педагогическое сопровождение, которое включало в себя диагностическую и консультативную работу. В 2007г. центром оказано 80 490 социальных услуг несовершеннолетним и их родителям, что на 34% превышает показатели 2006г. (60 128 \ 80 490). Охвачено 6% от общего количества населения города.
Социальные услуги, предоставляемые Центром по видам помощи
Динамика спроса социальных услуг за 2005-2007 годы
□2005 □2006 □2007
Спрос на предоставляемые Центром виды услуг в динамике за 3 года возрастает, наиболее востребованными стали такие виды услуг, как социально психологические, социально-правовые, социально-бытовые. Наряду с определенными успехами и достижениями присутствует иглобальная проблема - старое здание центра, необеспеченность необходимыми площадями, не хватает помещений для организации реабилитационной и коррекционной работы с детьми (нехватка количества спальных мест отсутствие помещения для размещения тренажерного зала и пр.). Задачи на 2008 год: - укрепление деятельности семейно-воспитательных групп. - продолжать отработку и внедрение разнообразных и эффективных форм работы по индивидуальной реабилитации несовершеннолетних; - совершенствование социально-реабилитационной системы, создание вокруг ребенка среды, способствующей максимальному развитию его потенциальных возможностей. - внедрение комплексных оздоровительных методик. В городе проживает 75 детей- инвалидов до 18 лет. В отделении для несовершеннолетних детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, прошли реабилитацию 17 детей в возрасте от 3 до 18 лет, и 16 детей прошли реабилитацию путем привлечения к социокультурным мероприятиям, что составляет 44% от общего количества. Для повышения уровня знаний, обмена опытом 2 специалиста центра были направлены на курсы повышения квалификации. В связи с чем, в 2008 г. с учетом площадей центра и индивидуальных возможностей детей, планируется: - модернизировать принципы и методы работы путем организации трудотерапии с начальными навыками профессиональной деятельности. - увеличить охват и повысить эффективность мероприятий по социальной реабилитации детей-инвалидов. |