О М С К По вопросу 1. 1. На основании постановления Мэра города Омска от 15.12.2006 № 354-п «О мерах по повышению контроля за деятельностью структурных подразделений Администрации города Омска по рассмотрению актов прокурорского реагирования и законностью принятия структурными подразделениями Администрации города Омска распорядительных документов» в Администрации города Омска организован контроль и проводится постоянная проверка законности деятельности всех структурных подразделений путем: -
проведения проверок
(выездных проверок) правовых
актов,
принимаемых структурными подразделениями Администрации города Омска, на
соответствие их требованиям действующего законодательства; Кроме того, периодически проводятся ревизии, выявление правовых актов, не соответствующих действующему законодательству, либо фактически утративших силу. Благодаря постоянной работе в данном направлении отмечается тенденция к снижению актов, издаваемых с нарушениями. В Администрации города Омска активно ведется координационная работа с юридическими службами структурных подразделений (еженедельно департаментом правового обеспечения проводятся рабочие совещания с руководителями юридических служб структурных подразделений; по вопросам применения действующего законодательства создаются рабочие группы с участием специалистов соответствующих структурных подразделений; готовятся обзоры изменений действующего законодательства, которые размещаются в компьютерной сети Интернет; ежемесячно проводятся заседания юридической коллегии Администрации города Омска) Огромный раздел работы посвящен реализации общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006 - 2010 годы) (юристами структурных подразделений Администрации города Омска проводятся лекции (семинары) для населения; издаются сборники; в газете «Вечерний Омск» создана рубрика «Правовая культура: вопрос-ответ», в которой специалистами Администрации города Омска даются ответы на вопросы, которые наиболее часто задаются гражданами; на сайте Администрации города Омска создана отдельная страничка «Повышение правовой культуры в городе Омске», на которой постоянно размещаются информационные материалы, содержащие ответы на наиболее острые вопросы, либо информация о новациях в действующем законодательстве; проводятся телепередачи «Вы и Ваше право»; ведется прием граждан специалистами (юристами) Администрации города Омска; осуществляются выездные приемы в комитетах территориального общественного самоуправления; осуществляются консультации граждан по «горячей» телефонной линии; продолжают свою деятельность юридические клиники; проводятся конкурсы сочинений среди обучающихся на тему: «Я и мои права», лекции на правовую тематику; на избирательных участках в день выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (2 декабря 2007 года) были организованы бесплатные юридические консультации для граждан). Совершенствование деятельности, связанной с реализацией указанной общегородской целевой программы, является непрерывным процессом в нашей работе. Постоянно вносятся коррективы и новшества, позволяющие донести до граждан как можно больше нужной и интересной информации в более доступной форме. В связи с изложенным, главной оценкой нашей деятельности являются положительные отзывы населения города Омска о проводимой работе по повышению правовой культуры в городе Омске. 24-25 мая 2007 года в городе Омске была проведена Первая Межрегиональная юридическая олимпиада городов Сибири и Дальнего Востока, в которой приняли участие представители юридических служб 5 городов России: Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Кемерово. По результатам проведения олимпиады победителем была определена команда города Барнаула. Как показала практика, проведение подобных мероприятий позволяет произвести обмен опытом и выработать наиболее эффективные направления в работе. Также Администрацией города Омска ведется работа по правовому регулированию вопросов местного значения. В целях приведения Устава города Омска в соответствие с изменившимися требованиями федерального законодательства в 2007 году была проведена значительная работа по подготовке и принятию Решения Омского городского Совета от 14.08.2007 № 49 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Омска». Во исполнение полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрацией города Омска в 2007 году разработаны следующие правовые акты Омского городского Совета: - Решение Омского городского Совета от 28.11.2007 № 74 «О бюджетном процессе в городе Омске»; - Решение Омского городского Совета от 24.10.2007 № 63 «Об установлении максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства»; - Решение Омского городского Совета от 24.10.2007 № 62 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства»;
- Решение Омского городского Совета от 24.10.2007 № 61 «О правилах использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, для личных и бытовых нужд»; - Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска»; - Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области»; - Решение Омского городского Совета от 07.02.2007 № 430 «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Омска»; - Решение Омского городского Совета от 26.12.2007 № 91 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании муниципальных служащих города Омска». В рамках полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», принято постановление Мэра города Омска от 28.11.2007 № 901-п «О порядке подготовки предложений о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения города Омска и осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности города Омска», а также создано 7 автономных учреждений (в том числе автономное образовательное учреждение начального профессионального образования города Омска «Учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта», а также 6 автономных учреждений города Омска в сфере благоустройства: «Управление благоустройства Советского административного округа», «Управление благоустройства Центрального административного округа» «Управление благоустройства Октябрьского административного округа», «Управление благоустройства Ленинского административного округа», «Управление благоустройства Кировского административного округа», «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства»). По вопросу 2. Одним из наиболее острых и проблемных вопросов в деятельности органов местного самоуправления является вопрос о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществление которой часто происходит без соответствующего согласия органов местного самоуправления, в собственность которых передается указанное имущество. В связи с изложенным, считаю, что одним из наиболее значимых достижений коллег из других муниципальных образований является подготовка в Конституционный Суд Российской Федерации жалобы главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области об оспаривании конституционности положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в той мере, в какой ими допускается возможность односторонней передачи федерального имущества в муниципальную собственность без согласия на то органов местного самоуправления и без соответствующей компенсации дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией передаваемого имущества, что нарушает имущественные права муниципальных образований, ограничивает их самостоятельность в решении вопросов местного значения, ставит их в неравное положение с другими собственниками имущества и, таким образом, противоречит Конституции Российской Федерации. По результатам рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации данной жалобы главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области вынесено определение от 04.12.2007 № 828-О-П, которым установлено, что указанные положения части И статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий. По вопросу 3. Вступивший в силу Жилищный кодекс Российской Федерации установил новый порядок управления многоквартирными домами, обязывая собственников жилых помещений выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом. Как показывает практика, самым распространенным способом управления жилым домом в городе Омске является управление управляющей организацией. Вместе с тем, в настоящее время в Администрацию города Омска поступает большое количество обращений граждан, с просьбой о содействии в решении вопросов, связанных с оказанием услуг по обслуживанию и ремонту жилых домов, обслуживаемых управляющими организациями, а также жалобы граждан на бездействие управляющих организаций. Однако в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены функциями по контролю за деятельностью управляющих компаний, осуществляющих управление жилыми домами в муниципальном образовании. В связи с изложенным, Администрацией города Омска в 2007 году рассматривались различные варианты разрешения сложившейся ситуации, в том числе прорабатывался вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство в части наделения органов местного самоуправления функциями по контролю за деятельностью управляющих организаций. По вопросу 4. В целях более эффективной организации деятельности юридических служб Администрации города Омска в 2008 году планируется: - усилить контроль за состоянием законности деятельности Администрации города Омска; - улучшить качество правовых экспертиз, проводимых специалистами по правовым вопросам структурных подразделений; - повысить эффективность реализации общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006 - 2010 годы). Кроме того, в целях осуществления правового регулирования вопросов местного значения городского округа планируется принятие Решения Омского городского Совета «Об утверждении Правил землепользования и застройки некоторых территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области». В связи с принятием Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и принятием законов Омской области в сфере муниципальной службы планируется принятие Решения Омского городского Совета «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации муниципальных служащих Администрации города Омска», Решения Омского городского Совета «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых для замещения должностей муниципальной службы». В связи с принятием Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» планируется принятие Решения Омского городского Совета о внесении изменений в Устав города Омска, а также разработка и принятие соответствующих муниципальных правовых актов. В целях разрешения сложившейся в городе Омске ситуации с деятельностью управляющих организаций Администрацией города Омска планируется инициировать внесение изменений в федеральное законодательство в части наделения органов местного самоуправления функциями по контролю за деятельностью управляющих организаций. По вопросу 5. Основными целями Ассоциации сибирских и дальневосточных городов являются содействие органам местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципальных образований, являющихся членами АСДГ, защита прав и интересов муниципальных образований в федеральных и региональных органах власти и др. В связи с изложенным основная помощь АСДГ в плане развития местного самоуправления, в том числе правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, заключается в подготовке совместных предложений федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации по проектам законов и иных нормативных актов, затрагивающих интересы местного самоуправления, организации и проведении семинаров-совещаний по обмену опытом по наиболее актуальным проблемам местного самоуправления, функционировании юридической секции АСДГ, разработке методических рекомендаций по различным вопросам местного значения и типовых (модельных) актов органов местного самоуправления, издании информационных бюллетеней АСДГ и др. По вопросу 6. Проведение АСДГ конференций (совещаний и пр.) является полезным и целесообразным, так как выступления представителей органов местного самоуправления, обсуждение наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления, обобщение практики правового регулирования вопросов местного значения в различных муниципальных образованиях способствуют поиску совместных решений, выработке общих подходов в решении наиболее острых и спорных вопросов в сфере местного самоуправления. В связи с изложенным, считаю необходимым осуществление дальнейшего сотрудничества с АСДГ, в том числе участие в работе юридической секции АСДГ, конференций (совещаний и пр.), проводимых АСДГ.
По вопросу 7. При проведении конференций (совещаний и пр.) АСДГ считаю, что наиболее важным и актуальным является рассмотрение следующих вопросов: - о реализации Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»; - о практике проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в том числе о проблемных вопросах отнесения домов к категории многоквартирных домов; - об организации контроля за деятельностью управляющих организаций; - об определении состава муниципального имущества (правомочность нахождения отдельных видов имущества в муниципальной собственности, в частности, жилищного фонда коммерческого использования), в том числе необходимости внесения изменений в статью 50 Федерального закона № 131-ФЗ в части установления открытого перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности; - о реализации Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе при финансировании деятельности автономных учреждений; - о создании и деятельности муниципальных автономных учреждений; - о порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; - о реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». |