Б А Р Н А У Л
О юридическом обеспечении деятельности органов местного самоуправления в 2007 году
1. Органы местного самоуправления города Барнаула в течение 2007 года продолжали работу по реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведению нормативной базы в соответствие с действующим законодательством. В свете продолжающегося процесса разграничения полномочий между всеми уровнями публичной власти, изменения действующего законодательства в 2007 году потребовалось внесение поправок в Устав муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края. В марте были проведены публичные слушания, а в июне городская Дума приняла муниципальный правовой акт о внесении изменений в Устав. Были уточнены вопросы местного значения городского округа. Так, в соответствии со 131-ым законом их число по сравнению с 2003 годом увеличилось с 26 до 38, а, следовательно, значительно расширены расходные обязательства муниципального образования. В Устав введен перечень иных органов местного самоуправления, которые наряду с главой города, городской Думой и администрацией города входят в общую структуру органов местного самоуправления города Барнаула и осуществляют закрепленные за ними полномочия в определенной сфере управления городом или на определенной территории. Проблема статуса администраций районов в городе как органов местного самоуправления остро стояла перед нами в прошедшем году, ее удалось снять через правовое регулирование и в судебном порядке. Кроме этого, проведена значительная работа по принятию муниципальных правовых актов в различных сферах жизнедеятельности города, правовому и организационному обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления. Так, около 20 нормативных правовых актов было разработано и принято в рамках реализации Комплексной программы «Реформирование муниципальных финансов г.Барнаула в 2005 – 2007 г.г.», эта работа была высоко оценена на федеральном уровне (город Барнаул занял 1 место среди муниципальных образований России). Кроме того, в отсутствие надлежащего правового регулирования на уровне Правительства РФ администрация города подготовила ряд нормативных актов для выполнения функций органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Также разработаны формы договоров, соглашений в целях реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Следует отметить, что данная работа не имеет аналогов в других городах. В рамках реализации поставленных задач правовым комитетом администрации г.Барнаула, наряду с текущей работой по судебной защите интересов администрации города, подготовке и экспертизе проектов правовых актов, экспертизе и регистрации договоров, заключаемых администрацией города, работой с обращениями граждан и юридических лиц, подготовкой ответов на запросы органов прокуратуры, судебных органов, проводились плановые мероприятия. Данные мероприятия, в основном, связаны с формированием правоприменительной практики органов местного самоуправления в свете постоянно меняющегося законодательства, обобщением судебной практики с участием органов местного самоуправления, а также взаимодействию с органами прокуратуры и другими правоохранительными органами. Особое внимание уделялось проблемам реализации на местном уровне переданных государственных полномочий и путям их решения в соответствии с законодательством. Достижением муниципальных юристов города Барнаула можно считать победу в Первой межрегиональной юридической олимпиаде городов Сибири и Дальнего Востока, которая прошла в мае 2007 года в Омске и в которой принимали участие 5 команд из сибирских городов. В связи с этим хочется отметить значительную организационную и творческую работу администрации г. Омска по подготовке и проведению олимпиады.
2. Все коллеги осуществляют огромную работу в области юридического обеспечения работы органов местного самоуправления, особо выделять кого-то не хочется.
3. К проблемам, которые возникли в прошедшем году, можно отнести передачу полномочий по распоряжению земельными участками в г.Барнауле, государственная собственность на которые не разграничена, на уровень администрации края. К сожалению, данное мероприятие привело только к усложнению процедуры и увеличению сроков оформления земельных участков, а также выпадению доходов городского бюджета от аренды земельных участков под временными сооружениями.
4. Задачи на 2008 год В 2008 году администрацией города будет продолжена работа по совершенствованию нормативной базы, укреплению и развитию общественных институтов местного самоуправления, реализации административной реформы на местном уровне. Правовой комитет ставит перед собой следующие задачи: 1. Реализация Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иного законодательства в рамках продолжающегося процесса разграничения полномочий между уровнями власти. 2. Укрепление и развитие института муниципальной службы города Барнаула. 3. Активное участие муниципального образования городского округа – города Барнаула в организациях межмуниципального сотрудничества Российской Федерации и Алтайского края. 4. Обеспечение организации и проведения выборных кампаний. 5. Пропаганда правовых знаний населения города, повышение правовой грамотности муниципальных служащих. 6. Усиление контрольной и методической работы в отношении подведомственных правовых служб. 7. Подготовка и проведение II Межрегиональной юридической олимпиады городов Сибири и Дальнего Востока.
5. Как и прежде, правовой комитет администрации г.Барнаула надеется на плодотворное сотрудничество с коллегами в рамках АСДГ через проведение семинаров – совещаний АСДГ по различным проблемам деятельности органов местного самоуправления. Реальную помощь в разработке нормативных актов оказывает нам существующая информационная база АСДГ, которой мы пользуемся, учитывая как положительный, так и отрицательный опыт наших уважаемых коллег. Также считаем возможным через Исполнительную дирекцию АСДГ обобщать наиболее сложные вопросы правоприменительной практики юридических служб городов, для решения которых формировать и направлять запросы в профильные комитеты Государственной Думы РФ, в федеральные органы исполнительной власти. В нашем городе имеется положительная практика, когда по запросам администрации министерства и ведомства давали ответы, решавшие спорные ситуации с судебными и иными органами, гражданами.
6. Думаю, тема ближайшей конференции Юридической секции должна быть общей, например «Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями». Предлагаю для рассмотрения следующие вопросы:
|