Х А Б А Р О В С К
В городе активно идет процесс внедрения новых информационных технологий во всех сферах общества и экономики. Информационные технологии применяются в управлении, коммерции, средствах массовой информации. Создаются локальные вычислительные сети предприятий различных форм собственности, органов местного самоуправления, учреждений социальной сферы. Идет процесс объединения компьютеров домашних пользователей в локальные сети, покрывающие от нескольких квартир до нескольких кварталов. Автоматизируются рабочие места, процессы сбора, обработки и накопления информации, формируются базы и банки данных. В сфере ЖКХ решена задача начисления и учета поступающих платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, распределение поступивших платежей в соответствии с предоставленными услугами, доставка квитанций населению. Внедрена в эксплуатацию в абонентных отделах муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей» автоматизированная система по начислению коммунальных платежей, благодаря которой все платежи населения за электроэнергию, отопление и горячее водоснабжение, а также другие коммунальные услуги учитывает одна организация. В соответствии с постановлением Мэра города от 16.03.2006 № 297 «О социально-экономической ситуации в г. Хабаровске в 2005 году и задачах администрации города по выполнению основных направлений социально-экономического развития на 2006 год» в 2007 году завершена работа по внедрению информационной системы учета с элементами приемки работ по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда. Для реализации данной задачи были разработаны алгоритм расчета сметной стоимости произведенных работ; программа расчета сметной стоимости работ; схема документооборота. С сентября 2006 года данная система введена на территории всего города. За 2007 год сформирована информационная база данных подомового учета работ на территории всех округов. Каждая произведенная работа имеет свой шифр и привязку к конкретному адресу, что позволяет оперативно определять на какой объем и на какую сумму выполнено определенных наименований работ. Учет работ ведется в натуральных показателях и стоимостном выражении. В настоящее время информационная система учета с элементами приемки работ по содержанию и обслуживанию жилищного фонда функционирует в полном объеме и охватывает жилые дома, находящиеся в управлении МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ». Созданный в 2004 году Центр учета работ и обращений граждан в сфере ЖКХ стал базой для разработки и внедрения новых информационных технологий в сфере эксплуатации жилищного фонда. Фактически это автоматизированная городская диспетчерская служба с организацией многоканальной входящей связи, работающей в круглосуточном режиме (телефон 380-380). Центр создан как организация, ответственная за формирование, поддержание и выдачу на все уровни управления эксплуатацией жилищного фонда достоверной накопленной информации о его текущем состоянии, проводимых и выполненных работах, учет выданных указаний и поставленных производственных задач эксплуатирующим предприятиям. Наличие Центра, обеспечивающего единое информационное поле, позволяет вырабатывать и принимать согласованные по целям, задачам и срокам решения, формировать разумно обоснованные планы. На базе Центра по учету работ и обращений граждан внесены изменения в схему организации работы по рассмотрению обращений граждан по вопросам содержания и ремонта жилищного фонда в части перехода на единый учет поступления и рассмотрения обращений граждан и компьютеризации процессов. Заявки, поступившие по многоканальному телефону 380-380, по компьютерной сети в реальном времени регистрируются, ставятся на контроль и автоматически доводятся до непосредственного исполнителя. Указанная схема позволила перейти на единый учет поступления и отработки обращений граждан, получить информацию за любой календарный период, в разрезе предприятий, филиалов МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ» и в целом по муниципальному жилищному фонду. Процент исполнения заявок и обращений граждан по вопросам ЖКУ за 2007 год составил 98,8 %. Все специализированное программное обеспечение, разработанное для решения тех или иных задач, должно соответствовать действующему, постоянно изменяющемуся законодательству Российской Федерации, нормативным актам, принимаемым на уровне субъекта Федерации, а также на уровне органов местного самоуправления. С целью учета и оптимизации расходования бюджетных средств компьютерно-информационным управлением в 2003 году была разработана программа «Реестр муниципальных контрактов», которая начала свое функционирование в полном объеме в 2004 году. Последнее обновление программы было разработано и проведено весной 2007 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2006 № 807. С помощью программы был организован обмен электронными версиями контрактов, заключенных на поставку товаров и услуг для удовлетворения нужд городского хозяйства. Это позволило оперативно контролировать все расходы бюджетных средств, что привело к экономии и, как следствие, к увеличению материально-технического обеспечения городских служб. Все это в конечном итоге отразилось как на внешнем облике города, так и на уровне обслуживания нужд населения в целом. В рамках создания единого автоматизированного регистра населения города Хабаровска ведется мониторинг миграции населения и актуализация фрагментов баз данных по гражданам, зарегистрированным в муниципальном, ведомственном, частном жилищных фондах, а также в ТСЖ, ЖСК и кондоминиумах. Внедрение данного программного продукта для создания единой базы данных о населении, зарегистрированном на территории муниципального образования, решает целый комплекс различных задач. В 2007 году для защиты информации конфиденциального характера проведены мероприятия по защите персональных данных регистра населения г. Хабаровска в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных». В 2007 году компьютерно-информационным управлением администрации города Хабаровска в управлении торговли, питания и бытового обслуживания внедрено в рабочую эксплуатацию программное обеспечение для автоматизированного учета объектов потребительского рынка. Необходимость в программном обеспечении возникла в результате накопления большого объема однотипных данных, требующих формализованной обработки. Основанием для разработки является постановление Мэра г. Хабаровска от 07.04.2006 № 422 «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра объектов потребительского рынка, расположенных на территории города Хабаровска». Главной целью создания АИС является предоставление специалистам отдела торговой политики следующих возможностей:
В июне 2007 года была внедрена в рабочую эксплуатацию информационная система ежесуточного мониторинга за использованием электрической, тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения муниципальными предприятиями и учреждениями города. Внедрение в рабочую эксплуатацию информационной системы ежесуточного контроля за использованием энергоресурсов позволило в реальных условиях, на выбранных для эксперимента 147 бюджетных организациях проводить автоматизированный сбор и анализ данных и оперативно выявлять нештатные ситуации на системах энергообеспечения бюджетных организаций, а также принимать своевременные меры по экономии бюджетных средств. С 2007 года функционирует АИС «Учет транспортных средств». Информационная система автоматизированного учета транспортных средств предназначена для использования в практической деятельности специалистами сектора по работе с коммерческим транспортом управления транспорта администрации г. Хабаровска, для создания и ведения автоматизированного учета ведомственного и частного транспорта. Главной целью создания данной информационной системы является предоставляющиеся специалистам сектора по работе с коммерческим транспортом следующие возможности:
В 2007 году компьютерно-информационным управлением администрации г. Хабаровска была начата разработка программного обеспечения по учету опекаемых детей. Разработка программного обеспечения обусловлена необходимостью координации деятельности всех структур по выявлению, устройству, оказанию помощи несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, а также для контроля за обеспечением определенных законодательством гарантий и прав детей. Данная система предназначена для использования в практической деятельности специалистами отделов опеки и попечительства администрации города Хабаровска, для реализации государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечения оптимальных условий для жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье; защиты их личных, имущественных, жилищных прав. Основанием для разработки является постановление Мэра города Хабаровска от 19.02.2003 № 256 «О создании единой информационной системы администрации города Хабаровска». Главной целью создания АИС является предоставление специалистам отделов опеки и попечительства следующих возможностей:
В данный момент система находится в опытной эксплуатации и с октября 2008 года планируется ввести ее в рабочую эксплуатацию. Начато формирование единой базы данных отрасли здравоохранения, центром которой стал открытый в 2005 году городской медицинский информационно-аналитический центр. В настоящее время специалисты центра накапливают данные по 20 направлениям, формируют около 1000 отчетов в год для различных структур государственной и муниципальной власти; ведут мониторинг приоритетного национального проекта и программы государственных гарантий. Полная информатизация отрасли, формирование единого информационного пространства обеспечит повышение доступности для населения медицинской помощи и улучшение ее качества за счет оптимального использования имеющихся ресурсов и сокращения непроизводительных расходов. Автоматизация сбора информации и управления обеспечит полный контроль над процессами, происходящими в отрасли, и принятие грамотных управленческих решений. В 2007 году закончена полная автоматизация МУЗ «Городская поликлиника № 3». В результате внедрения информационных технологий отмечена положительная динамика показателей, характеризующих как деятельность учреждения, так и качество обслуживания населения: исчезли очереди, повысилась доступность консультативной и диагностической помощи для населения, сократились непроизводительные затраты рабочего времени персонала, повысилась эффективность контроля за результатами деятельности ЛПУ и принятия оптимальных управленческих решений. Для оптимизации использования имеющихся ресурсов необходимо внедрение автоматизированных систем во всех без исключения муниципальных учреждениях здравоохранения. С 2007 года начато внедрение информационной медицинской системы в городском клинико-диагностическом центре. В 2007 году также автоматизированы рабочие места специалистов службы ранней помощи в детских поликлиниках и домах ребенка. Для обеспечения оптимального развития отрасли здравоохранения необходимо провести полную информатизацию всех лечебных учреждений города. Принятая городской Думой Программа предусматривает завершение информатизации к 2012 году. На эти цели в бюджете города запланировано более 100 млн. рублей. С 2005 года ведется работа по созданию единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций города Хабаровска на цифровых топографических планах масштаба 1:500. Полномочия по сверке, формированию и актуализации слоев инженерных коммуникаций в автоматизированной системе делегированы предприятиям-сетедержателям и структурным подразделениям администрации города Хабаровска. В 2007 года система внедрена в рабочую эксплуатацию. Предприятиями-сетедержателями заключены договоры информационного взаимодействия с департаментом архитектуры, строительства и землепользования, на основании которого проводится инвентаризация сетей, находящихся на балансе предприятий. Данная система разработана для целей более эффективного развития инженерной инфраструктуры города в части инженерных коммуникаций и сооружений, а также оперативности решения внутригородских задач с использованием сведений о владельцах объектов, характеристиках инженерных сооружений, пространственном расположении их на реальной топографической основе. Администрация города считает важным создание информационных систем, позволяющих организовать работу всех структур городского хозяйства на современном уровне, улучшить качество работы и уровень предоставления услуг населению. Во исполнение полномочий в области градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом РФ, законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ администрация города Хабаровска в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования осуществляет ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД). ИСОГД представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями. Выдача сведений ИСОГД по запросам юридических и физических лиц, государственных органов осуществляется с 01.07.2007, что позволило систематизировать все виды градостроительной информации и выдавать их в виде единого пакета документов по принципу «одного окна». Финансовый департамент города Хабаровска в июне 2007 года приступил к автоматизации планирования и анализа исполнения городского бюджета с помощью ПК «САПФИР». Внедрение комплексного программного решения в сфере управления общественными финансами, обеспечивающего автоматизацию планирования бюджетного процесса города явилось одной из главных задач финансового департамента в 2007 году. Исполнителем проекта стал разработчик системы – Центр информационных и финансовых технологий – ЦИФТ (г. Екатеринбург), являющийся передовой отечественной компанией в области управленческого консультирования и создания решений для автоматизации органов исполнительной власти. Внедрению системы предшествовало тщательное обследование специалистами ЦИФТ бюджетного процесса, подходов к формированию городского бюджета. Документы обследования легли в основу начавшегося процесса автоматизации планирования бюджета, формирования документов по проекту бюджета 2008 года. В рамках проводимой реформы бюджетного процесса в городе Хабаровске в ходе автоматизации данная программа позволила решить ряд направлений, связанных с внедрением инструментов БОР (бюджетирования, ориентированного на результат):
В 2006 году разработана Концепция развития информационно-коммуникационной инфраструктуры г. Хабаровска, которая определяет перспективы и первоочередные цели и задачи по дальнейшему развитию существующего информационного пространства города Хабаровска. Разработка Концепции обусловлена необходимостью: повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений администрации города; создания единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций; построения централизованной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан; создания информационно-телекоммуникационных сетей объектов социальной сферы; удовлетворения растущих потребностей граждан и организаций различных форм собственности в объеме и качестве информационных услуг; перехода на цифровое телевизионное и радиовещание; создания единого информационного пространства города как составной части единого информационного пространства Хабаровского края, Российской Федерации и мирового информационного пространства; необходимостью обеспечения конкурентоспособности организаций муниципального сектора в области предоставления информационных и коммуникационных услуг. Внедрение передовых технологий в области информационных и коммуникационных услуг является важнейшим процессом в социально-экономическом развитии города. Их применение позволяет добиться повышения эффективности управления и производительности труда, создания новых рабочих мест и экономического роста, повышения качества жизни. Создаваемая единая многофункциональная телекоммуникационная сеть города Хабаровска позволит оперативно получать необходимую информацию всем структурным подразделениям, учреждениям, организациям и жителям города. Указанная система строиться на основе интеграции существующих ведомственных и территориальных (районных) информационных систем и ресурсов в единую распределенную систему инфокоммуникаций. В 2007 году по данной программе построено 130 км волоконно-оптических линий связи. Достижения в этой области могут быть более заметными при объединении усилий администрации г. Хабаровска, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. Проведены работы по запуску в эксплуатацию и созданию новых разделов Web-портала администрации г. Хабаровска. В администрации города запущена в рабочую эксплуатацию демилитаризованная зона и проведена настройка сетевого оборудования для защищенного доступа в сеть Интернет.
В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», учет избирателей, участников референдума на территории города Хабаровска осуществляет глава администрации городского округа. Существующее Соглашение о взаимодействии ЦИК РФ и МВД РФ от 21.02.2005 по предоставлению информации об общегражданских паспортах, выданных на территории субъекта Федерации, не учитывает положение, прописанное в статье 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ об ответственности органов местного самоуправления. Это приводит к тому, что органы регистрационного учета предоставляют информацию только Избирательным комиссиям субъекта Федерации, но категорически отказываются взаимодействовать с администрацией муниципального образования. В частности, в территориальных отделах Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю, осуществляющих регистрационный учет граждан, проживающих в частном секторе, отсутствует информация о миграции этой категории граждан. Это затрудняет процесс актуализации регистра населения города и в конечном итоге приобретает вид «замкнутого круга»: списки избирателей предоставляются на сверку органам местного самоуправления; уточнение информации по избирателям, которые проживают в муниципальном жилищном фонде, отрабатываются на основании информации, содержащейся у паспортистов жилищных организаций. Сведения по избирателям, проживающим в частном и ведомственном жилищном фонде, администрацией города формируются в виде распечатанных списков и обратно отправляются в миграционные отделы для ручной сверки, с использованием ранее упомянутой базы данных по выданным общероссийским паспортам. Для обеспечения администрации города Хабаровска достоверной информацией о населении, зарегистрированном на его территории, в целях создания автоматизированного регистра населения города и повышения качества социально-экономических решений, принимаемых для выполнения национальных проектов в сферах здравоохранения и образования во исполнение части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ст. 8 Федерального закона от 22.07.1993 № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», необходимы сведения о государственной регистрации рождения. В предоставлении администрации города требуемых сведений Управление записи актов гражданского состояния Правительства Хабаровского края и Главное управление делами Губернатора и Правительства Хабаровского края отказали, мотивируя тем, что это не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. Администрация города была вынуждена обратиться в прокуратуру Центрального района г. Хабаровска за разъяснениями о правомочности получения сведений о государственной регистрации рождения. Прокуратурой Центрального района г. Хабаровска подтверждено, что предоставление администрации города сведений о государственной регистрации рождения не противоречит действующему законодательству. Несмотря на это, Управление записи актов гражданского состояния Правительства Хабаровского края твердо убеждено в том, что, не предоставляя администрации города вышеуказанной информации, они исполняют Федеральный Закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», где конкретно определены органы, которым такая информация может быть предоставлена. Органов местного самоуправления в этом перечне нет. Проблемным является вопрос получения информации из налоговых органов по неплательщикам налогов, особенно физическим лицам. Так как, в соответствии с Налоговым кодексом, часть налогов (на имущество с физических лиц, земельный налог и некоторые другие) стопроцентно поступает в бюджет города, то администрация города заинтересована в максимально возможном сборе данных налогов. Однако ситуация складывается таким образом, что налоговые органы в последнюю очередь прилагают усилия для активизации процесса полного сбора налогов, полностью идущих в муниципальные бюджеты. При попытках администрации города получить сведения (в том числе и в виде баз данных) по налогоплательщикам, имеющим задолженность, как правило, налоговые органы отказывают. Они мотивируют это тем, что в Налоговом кодексе и в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» категорически запрещена передача информации по физическим лицам, в частности, органам местного самоуправления. Также существует проблема получения информации из Пенсионного фонда Российской Федерации о гражданах, получающих пенсии, для автоматизированного обеспечения данной информацией органов социальной защиты муниципальных образований, осуществляющих муниципальные полномочия (например, предоставление субсидий на жилищно-коммунальные услуги).
АСДГ может выйти с инициативой в Правительство РФ поручить соответствующим Министерствам подготовить изменения в федеральное законодательство о приведении в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
Да.
Все проблемы, изложенные в ответе на вопрос № 2, предлагаем для широкого обсуждения. |