Томск

 

I.         К основным достижениям в области земельных отношений в работе администрации города Томска можно отнести следующие направления работы:

 

1. Подготовлен картографический материал и утверждены границы муниципального образования «Город Томск» с учетом присоединенных территорий Томского района, а также установлены границы 7 населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. В настоящее время площадь муниципального образования «Город Томск» увеличена с 25210 га до 29179 га.

2. Налажено взаимодействие по определенным вопросам с федеральными структурами, курирующими земельные отношения, в частности:

- с ФГУ «Земельно-кадастровая палата по Томской области» в части обмена информацией о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет;

- с Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области в части обмена информацией о проведении государственной регистрации договоров аренды земельных участков;

- с Инспекцией ФНС по городу Томску в части обмена сведениями и проведении сверок о правах на земельные участки.

3. Внедрена система работы с населением по принципу «Единого окна» по вопросам оформления земельных участков для индивидуальных нужд (жилые дома, сады, огороды). В начале 2007 года администрацией города Томска был проведен конкурс на осуществление работ по землеустройству в рамках «Единого окна» и определена землеустроительная организация, осуществляющая указанный вид работ за счет средств городского бюджета. В целом за 2007 год в «Единое окно» обратилось за консультациями порядка 1500 граждан, принято 498 заявлений (из них 214 для льготной категории граждан), оказано услуг на сумму в 2 млн. 573 тыс. руб.

Помимо этого, администрацией города Томска разработан и утвержден проект решения Думы города Томска о предоставлении 100% льготы отдельным категориям малоимущих граждан по оформлению землеустроительной документации, выполняемой для них за счет средств городского бюджета.

4. Впервые осуществлена процедура резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Данная процедура была необходима для успешного осуществления инвестиционных проектов, реализуемых на территории Томской области (строительство инфраструктуры особой экономической зоны технико-внедренческого типа, строительство новых автомобильных дорог и развязок), а также для значительного сокращения средств, затрачиваемых при компенсации убытков, и дальнейшего изъятия земельных участков.

5. Впервые на практике реализован Закон Томской области № 171-ОЗ «Об административной ответственности за неисполнение правового акта органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление муниципального земельного контроля», согласно которому на территории Томской области введены штрафы за неисполнение правового акта об устранении нарушений земельного законодательства. По итогам 2007 года было выдано 14 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, составлено и передано в мировой суд 10 протоколов, привлечены к административной ответственности в виде штрафа 5 землепользователей на общую сумму штрафа в 41 тыс.руб.

Вместе с тем, не все задачи, поставленные в 2007 году, удалось решить максимально эффективно. Так, например:

1. В 2002 году была проведена и утверждена Постановлением Губернатора Томской области государственная кадастровая оценка земель поселений Томской области. Согласно действующему законодательству, указанная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Срок кадастровой оценки земель муниципального образования «Город Томск» истек 29.11.2007 года, однако до настоящего момента новая кадастровая оценка не утверждена. Одной из причин данного факта является отсутствие прав и полномочий на проведение такой оценки у муниципальных образований. В настоящее время полномочия по организации работ, финансированию и утверждению результатов кадастровой оценки земель закреплены за субъектами Российской Федерации, что, в свою очередь, приводит к прямой зависимости формирования налогооблагаемой базы и объема доходов городского бюджета по земельному налогу от своевременной организации и обеспечения проведения работ областных администраций.

В настоящее время рассматриваются предварительные результаты работ, однако поздний срок проведения вышеуказанных работ не позволил осуществить актуализацию налоговой базы по земельному налогу, вследствие чего бюджет города Томска недополучил значительную часть потенциально возможных доходов.

2. Не решена проблема оформления прав на земельные участки под индивидуальными гаражами, разрешение на строительство которых получено в 70-80 годы. Данные объекты не являются самовольно построенными, однако, согласно действующему законодательству, не имеют надлежаще оформленных прав как на объект капитального строительства. Данный парадокс связан с изменением п.3. ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ранее дающим возможность гражданину узаконить в судебном порядке право собственности на построенный индивидуальный гараж. В настоящее время на территории муниципального образования «Город Томск» находится порядка 10 тысяч капитальных гаражей, права на которые не могут быть оформлены иначе, чем в судебном порядке.

3. Не в достаточной мере ведется оформление земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Одной из основных причин, тормозящих данный процесс, является проблема с избранием собственниками жилых помещений лица, уполномоченного на подачу от имени ТСЖ заявления о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом. В данном случае, как правило, возникают проблемы с явкой собственников помещений для участия в голосовании, что, в свою очередь, ведет к нелегитимности принятого решения. В настоящее время администрацией города Томска принимаются все необходимые меры для проведения общих собраний собственников жилья, и вместе с тем, инициируется законодательная инициатива, которая смогла бы помочь муниципалитетам проводить формирование земельных участков под многоквартирниками без заявлений уполномоченных лиц. В дальнейшем же, любое изменение границ и площади сформированного под многоквартирным жилым домом земельного участка станет возможным лишь по заявке уполномоченного лица.

Для включения в сводный план проведения семинаров АСДГ направляем Вам список вопросов, которые, на наш взгляд, являются актуальными и могут быть рассмотрены на ближайших заседаниях и конференциях. К таким вопросам относятся:

- организация и эффективность работы муниципального земельного контроля, и его взаимодействие с государственным земельным контролем;

- порядок и условия взимания платы за фактическое пользование земельными участками, права на которые не оформлены в соответствии с действующим земельным законодательством, на которых находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие частным и юридическим лицам;

- порядок и условия оформления объектов недвижимого имущества и земельных участков под ними, разрешение на строительство которых получено до 1992 года;
- проблемы формирования и механизм ведения реестра свободных земельных участков для строительства на территории муниципального образования.

 

II.        По итогам деятельности департамента недвижимости администрации г. Томска за 2008 год сообщаем следующее.

В 2007 году деятельность департамента недвижимости направлена на обеспечение доходной части бюджета от использования муниципального имущества и земли в запланированном объеме и усовершенствование системы имущественно-земельных отношений.

В 2007 году общий объем доходов имущественно - земельных поступлений в бюджеты разных уровней (с учетом земельного налога) составил 1 684 млн. руб., что превышает показатели 2006 года на 12% или 212млн. руб. Полученные доходы распределились между бюджетами разных уровней следующим образом:

-     85% в бюджет г. Томска (1 431млн. руб.);

-     15% в областной и федеральный бюджеты (253млн. руб.)

Таким образом, от деятельности департамента недвижимости в бюджет г. Томска поступило 1 431 млн. руб. (с учетом земельного налога), что составляет 94% утвержденных плановых показателей (1518 млн. руб.).

Основная часть доходов 2007 года, курируемых департаментом недвижимости, образована за счет приватизации муниципального имущества (34% или 480млн. руб.), аренды земельных участков (25% или 351млн. руб.), земельного налога (16% или 236млн. руб.), продажи земли (16% или 208млн. руб.), аренды муниципального имущества (11% или 154млн. руб.).

За прошедший период департаментом недвижимости осуществлено:

В области земельных отношений

1)        В части, касающейся порядка оформления и переоформления документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для эксплуатации жилых домов, индивидуальных гаражей, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в конце 2006 - начале 2007 года департаментом недвижимости бы- ли инициированы, а впоследствии приняты ряд нормативно-правовых актов, позволяющих значительно ускорить процедуру оформления земельных участков и вдвое уменьшить количество проектов постановлений. Образование и предоставление земельных участков предусмотрено в одном проекте постановления (в 2006 году эта процедура предусматривала 2 этапа и готовилось 2 проекта постановления - об образовании земельного участка и о его предоставлении).

2)                      Проведена работа по формированию и пополнению электронной базы данных департамента недвижимости, продолжилась работа по созданию электронной версии базы данных архива департамента недвижимости, позволяющей в дальнейшем повысить эффективность работы без обращения в архив.

3)                      Начата работа совместно с районными администрациями по оформлению земельных участков под объектами мелкой розницы в соответствии с постановлением № 536 от 04.09.2007г. «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск».

4)                      Существенно усилен муниципальный земельный контроль.

Проверки использования земельных участков в рамках осуществления муниципального земельного контроля в 2007г. проводились на основании утвержденного плана, по обращениям юридических и физических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, прокуратуры и судебных органов, а также структурных подразделений администрации г. Томска. По сравнению с 2006 годом в 2007 году произошло увеличение проведенных проверок, объема охваченной проверками площади земельных участков, количество составленных актов обследования. Проделана работа по устранению выявленных нарушений (выданы требования об освобождении земель; приняты постановления Мэра г. Томска «Об устранении нарушений земельного законодательства»).

5)                 В 2007 году продолжилась работа, направленная на повышение эффективности, действующей на территории города системы взимания платы за землю и обеспечение полноты и своевременности поступления в бюджет земельных платежей.

Департаментом недвижимости в 2007 году были подготовлены нормативные акты, регламентирующие взимание и предоставление льгот по арендной плате:

-         решение Думы города Томска «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Томска от 31.10.2006 № 319 «О размерах арендной платы за пользование земельными участками на территории муниципального образования «Город Томск» на 2007 год»;

-         решения Думы города Томска от 24.04.2007 № 465 и от 26.06.2007 № 520 о внесении дополнений и изменений в Положения «Об аренде земельных участков на территории г. Томска» и «О списание безнадежной задолженности по арендной плате за землю;

-         решения Думы города Томска от 25.09.2007 № 599 и от 25.12.2007 № 725 «О размерах арендной платы за пользование земельными участками на территории муниципального образования «Город Томск» на 2008 год».

В области имущественных отношений

1. Учет муниципального имущества

1)   В 2007 году разработана схема учета и регистрации земельных участков в муниципальную собственность.

2)      В соответствии со ст. 130 ГК РФ в 2007 году департаментом недвижимости про- делана работа по формированию перечня объектов незавершенного строительства. В результате данной работы объекты, не прошедшие регистрацию в УФРС по ТО, были исключены из Реестра объектов незавершенного строительства и включены в перечень объектов, находящихся в стадии строительства.

3)      Проделана работа по занесению в разработанную программу автоматизации системы по ведению учета Реестра муниципальной собственности в части 39 204 квартир, находящихся в муниципальной имущественной казне города Томска. На основании представленных документов от районных администраций города Томска, подтверждающих приватизацию квартир (договоры передачи в собственность квартиры гражданам, свидетельства о регистрации УФРС по ТО), департаментом недвижимости за период с 01.01.2007 по 01.12.2007 исключены из Реестра муниципальной собственности 1 562 квартиры.

4) Сформированы перечни объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры, требующих рыночной оценки, проведена оценка и паспортизация объектов, находящихся в муниципальной собственности г. Томска, оценен 4 661 объект, изготовлено 624 технических паспорта.

2. Аренда муниципального имущества

1)                      Включены в сферу аренды практически все виды муниципальной собственности Томска, в том числе объекты со сложной структурой - имущественные комплексы, нежилые помещения и иные движимые и недвижимые объекты.

2)                      Определены границы, в которых могут действовать арендодатель и аренда- тор при заключении договора аренды.

3)                      Усовершенствованы методики расчета арендной платы.

4)                      Урегулированы вопросы, связанные с устройством арендных отношений по поводу муниципального имущества для обеспечения населения города жизненно важными товарами и услугами отдаленных районов города и социально-значимой деятельности посредством установления зон желательного инвестирования, коэффициентов и т.д.

Однако, серьезной проблемой является крайне неудовлетворительное состояние муниципальной недвижимости. Кроме естественного для арендаторов текущего ремонта, им приходится заботиться о кровле, системе отопления, фасадах, т.е. осуществлять капитальные вложения в муниципальную собственность.

3.         Деятельность по работе с муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями и смешанными предприятиями

1)                      В 2007г. созданы 6 МУ, осуществлены 2 реорганизации МУ, перепрофилированы 1 МУ и 1 МП, ликвидировано 1 МП, в стадии ликвидации находится 5 МП и 5 МУ.

2)                      Ежеквартально проводится сбор и анализ бухгалтерской отчетности МП, МУ и СП и подготовка как сводной отчетности по результатам их работы (экономический мониторинг по отраслевому принципу), так и анализа отдельных предприятий для принятия управленческих решений.

Распоряжениями Мэра г. Томска от 10.09.2007 № р767 и от 01.11.2007 № р965 назначены представители из числа муниципальных служащих управления и контроля смешанных предприятий.

4.         Деятельность департамента по охране и воспроизводству городских лесов.

1)                      Осуществлен отвод лесосек под рубки ухода в городских лесах.

2)                      Проведены работы по разработке системы восстановительных мероприятий по повышению устойчивости городских лесов (состояние, восстановительный потенциал и стратегия рационального использования городских лесов г. Томска).

3)                      Подготовлены и проведены мероприятия с целью охраны городских лесов в пожароопасный сезон.

4)                      В целях осуществления подготовки к пожароопасному сезону 2007 года разработано и утверждено постановление Мэра г. Томска от 16.04.2007 № 232 «О мероприятиях по обеспечению сохранности городских лесов в пожароопасный сезон 2007 года».

5)                      Проведены работы по территориальному зонированию, проектированию, инвентаризации и образованию земельных участков, подлежащих отнесению к городским лесам на вновь присоединенных территориях.

В соответствии с постановлением Мэра г. Томска от 31.08.2007 №522 «О внесении изменений в структуру администрации г. Томска» с 01.11.2007 отдел городских лесов исключен из структуры штатного расписания департамента недвижимости администрации г. Томска.

5.         Осуществление деятельности в сфере сохранения исторического наследия г. Томска

Город Томск - представитель старейших городов Сибири, сохранил множество объектов историко-градостроительного наследия, сотни памятников архитектуры и деревянного зодчества. Градостроительное наследие Томска охватывает территорию 1050 га с опорным историческим фондом, только в центральной части города более 3,5 тысяч зданий и сооружений.

Деятельность МУ по СИН г. Томска «Томск исторический», подведомственного департаменту недвижимости, в 2007 году направлена на реализацию целевой программы «Сохранение деревянного зодчества г. Томска».

6. Осуществление деятельности в сфере сохранения объектов муниципальной собственности.

В целях эффективного использования муниципальной собственности осуществляется контроль технического состояния зданий и помещений, проводится работа с арендаторами и пользователями по вопросам текущих и капитальных ремонтов эксплуатируемых зданий и помещений, согласовывается проектно-сметная и исполнительная документация, контролируется сезонная подготовка объектов к эксплуатации.

Перспективные направления деятельности департамента недвижимости в 2008 году

В связи с изменением структуры департамента недвижимости, объемом возложенных полномочий, особое внимание в 2008 году будет уделяться оптимизации количества

объектов и субъектов управления муниципальной собственностью в соответствии с функциями органов местного самоуправления, определению приоритетных направлений совершенствования механизма стратегического управления муниципальным имуществом, обеспечению выполнения социально-экономических обязательств собственников перед городом после отчуждения муниципального имущества, классифицированию муниципального имущества для обоснования способа управления и т.д.

В этой связи департаментом недвижимости планируется осуществлять следующие мероприятия:

В области муниципального имущества

1.         Принятие мер по снижению дебиторской задолженности, дифференциация ставок, сокращение числа льготных категорий, списание безнадежной задолженности.

2.         Проведение государственной регистрации прав муниципальной собственности на все объекты недвижимости (арендного фонда, фонда безвозмездного использования и т.д.).

3.         Постановка на учет всего бесхозяйного имущества в городе и принятие его в судебном порядке в муниципальную собственность.

4.         Ужесточение порядка в вопросах ведения реестра муниципальной собственности, особенно объектов недвижимости.

5.         Урегулирование имущественных отношений на жизнеобеспечивающие системы поселений присоединенных территорий и поселков индивидуальных застройщиков.

6.         Завершение разграничения государственной и муниципальной собственности, в том числе между муниципальными образованиями (Томский район и город Томск) в связи с изменением их границ.

7.         Повышение контроля за использованием объектов муниципальной собственности, путем оперативной передачи информации по высвобождаемому нежилому фонду с целью сокращения времени простоя объектов, по контролю за арендными и коммунальными платежами и своевременностью их поступлений.

В области управления муниципальными предприятиями и учреждениями

1.         Поэтапное вовлечение в работу с организациями муниципальной и немуниципальной формы собственности по выполнению функций муниципалитета через систему хозяйственных договоров (муниципальный заказ, договоры о возмездном и безвозмездном пользовании имуществом).

2.         Участие в работе по реформированию муниципальных жилищных предприятий, предприятий благоустройства и транспорта, муниципальных аптечных организаций.

3.         Совершенствование контроля за расходами на оплату труда в МП и МУ, подведомственных департаменту недвижимости, за оплатой труда руководителей МП и МУ (соответствие условиям трудовых договоров).

4.         Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы работы с МП, МУ и СП.

5.          Совершенствование управления акциями, долями (паями) муниципального образования «Город Томск» в организациях смешанной формы собственности:

-          совершенствование института представителей (поверенных) муниципального образования «Город Томск» в органах управления и контроля СП;

-          принятие мер по исключению из реестра муниципальной собственности акций, до- лей (паев) и вкладов муниципального образования в уставные капиталы хозяйствующих субъектов, ликвидированных, не осуществляющих деятельность, а также субъектов, местонахождение которых неизвестно;

-          совершенствование организации экономического мониторинга деятельности СП (ведение базы данных экономических показателей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность).

В сфере сохранения исторического наследия

1.                       Реализация программы «Сохранение деревянного зодчества в г. Томске».

2.                       Разработка информационных технологий в части использования единой базы данных для уменьшения сроков работы с заявками на строительство, заявлениями и письмами жителей, запросами.

3.                       Организация действенного инспекторского контроля за состоянием объектов историко-культурного наследия, застройкой в историческом ядре г. Томска.