Т О М С К
1. С целью улучшения качества транспортного обслуживания населения муниципального образования «Город Томск» администрацией г. Томска проведены следующие мероприятия, обеспечивающие высокое качество, и безопасность пассажирских перевозок: 1.1. Комиссией, созданной распоряжением Мэра г. Томска от 21.11.2006г. № р874-т «О мерах по улучшению транспортного обслуживания населения муниципального образования «Город Томск» проведено, обследование улично-дорожной сети г. Томска. По результатам обследования комиссией составлены акты. Разработан план мероприятий по устранению выявленных в ходе обследования недостатков. По результатам работы комиссии, в 2007 году разработан проект новой пассажирской транспортной (маршрутной) сети. Данный проект предусматривает поэтапное изменение имеющейся транспортной сети, открытие новых автобусных, троллейбусных маршрутов, изменение схем действующих маршрутов, а так же проведение открытых конкурсов. Это позволит определить перевозчика, способного наиболее полно удовлетворить потребности населения и обеспечить высокое качество предоставляемых услуг. Также администрация города планирует произвести постепенную замену автобусов марки ПАЗ на основных маршрутах на комфортабельные автобусы 1 класса большой пассажировместимости. При разработке новой сети сохранены основные модели поездок, связывающие пассажирообразующие районы с основными социально-значимыми объектами (больницами, учебными заведениями, торговыми центрами, ж\д, авто вокзалами, театрами и т.д). 1.2. Департаментом ДСБиТ администрации г.Томска заключен договор с Томским государственным архитектурно-строительным университетом на исследование по разработке моделей пассажиропотоков и предложений по оптимизации пассажирского транспорта в г.Томске, предусматривающий: - изучение режимов и условий движения всех видов транспорта на улицах и дорогах, транспортных пересечениях, остановочных площадках с учетом изменения плотности движения по часам суток, дням недели и сезонам года; - изучение эксплуатационно- транспортного состояния улично-дорожной сети; - разработка моделей пассажиропотоков общественного транспорта; - разработка предложений по оптимизации дислокации размещения автобусных остановок на улично-дорожной сети. Для определения потребности населения в перевозках, разработки проекта новой пассажирской транспортной сети с ТГАСУ заключен муниципальный контракт: - на выполнение работ по исследованию условий движения и эффективности функционирования существующих маршрутов общественного пассажирского транспорта в г.Томске за счет субвенций областного бюджета в 2007 г на сумму 240 т.руб.; - на выполнение работ по исследованию и разработке моделей пассажиропотоков и предложений по оптимизации пассажирского транспорта г.Томска на сумму 480 т.руб. Отчет о выполнении ТГАСУ работ по исследованию и разработке моделей пассажиропотоков и предложений по оптимизации пассажирского транспорта г.Томска представлен заказчику. 1.3. Для обеспечения безопасности дорожного движения в рамках реализации целевых программ, в том числе областной целевой программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на 2007-2009 годы», утвержденной законом Томской области от 12 февраля 2007 года, а также за счет средств, выделенных на капитальный ремонт улично-дорожной сети установлено 2430 м.п. пешеходных ограждений на наиболее аварийных участках и организовано 50 участков пешеходных переходов с устройством искусственного препятствия «лежачий полицейский» по принудительному ограничению скорости движения транспортных средств на территории г Томска, установлено 60 автопавильонов, уложено асфальтобетонного покрытия по проезжей части 94671,5 кв.м, асфальтобетонного покрытия по тротуарам – 13124 кв.м, уложено плиточного покрытия 4319,5 кв. м, выполнен ямочный ремонт на площади 78,5 тыс.кв.м, для улучшения транспортной схемы проведено проектирование новой схемы движения по пер.Пионерскому от Каменного моста до площади Батенькова, ул. Советской – автодорога ТНХК, ул. Дальнеключевской. Всего из всех источников финансирования освоено 227280,068 тыс. руб. 1.4. Решением Думы города Томска утверждена подпрограмма «Развитие и поддержка городского электрического транспорта на 2007-2009 годы», в 2007 год из городского бюджета и бюджета Томской области выделено ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» 82,44 млн.руб. на текущие расходы и 50 млн.руб. на приобретение основных фондов. В рамках реализации подпрограммы "Развитие и поддержка городского электрического транспорта с 2007 г. до 2009 г.". на развитие ТГУМП "ТТУ" в декабре 2006г. приобретено два новых трамвая, которые появились на улицах города в феврале 2007. Так же в 2007 году за счет бюджетных средств приобретено еще 2 трамвая, 12 троллейбусов марки ЛИАЗ в т.ч. 2 ед. низкопольных, приобретен пресс для формирования - расформирования трамвайных колесных пар. Комфортабельность нового подвижного состава значительно выше. В новых трамваях гораздо теплее, кресла салона отделаны велюром, стекла - тонированы. Кроме того, трамвай оснащен современной системой управления и электронным табло для объявления остановок. По данным ТГУ МП «ТТУ», выручка на новых трамваях выше, это говорит о многом. Для реализации социальных задач в сфере пассажирских перевозок населения отдаленных районов и присоединенных территорий г. Томска, в декабре 2007года для ТТУ приобретено 4 автобуса марки ЛИАЗ, которые 11.02.2008 вышли на социальные направления с. Дзержинское, п. Спутник. Реализация всей программы позволит повысить безопасность работы пассажирского транспорта и экономическую эффективность деятельности предприятия, сохранить для населения наиболее дешевого по цене и социально-значимого вида перевозок пассажиров. Завершено проектирование участка троллейбусной контактной сети по пр. Комсомольскому, получено согласование с органами ГИБДД; 1.5. С 01.11.2007 в администрации г. Томска создан комитет по транспорту, который осуществляет управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере создания условий для предоставления услуг населению и организации транспортного обслуживания населения исключительно на муниципальных маршрутах, проходящих по территории муниципального образования «Город Томск».
2. Комитет по транспорту администрации города Томска не может отметить успехи и достижения коллег из других городов, так как широко не знаком с ними и может судить о состоянии транспортного обслуживания только по содержанию правовых актов, опубликованных в правовой базе «Консультант плюс Регион». Из известного опыта хотелось бы отметить г. Новосибирск, в котором произведена замена автобусов марки ПАЗ на комфортабельные автобусы 1 класса на основных магистралях.
3. Наиболее трудные проблемы, которые не удалось решить в прошедшем году: - изменение пассажирской транспортной (маршрутной) сети для увеличения пропускной способности центральных улиц города; - замена автобусного парка на автобусы большей вместимости на тех маршрутах, на которых ширина проезжей части позволяет использование таких автобусов; - соблюдение перевозчиками местных нормативно-правовых актов об установлении проезда по льготному тарифу для таких категорий пассажиров, как пенсионеры по возрасту, матери и отцы многодетных семей и детей инвалидов, досрочно вышедшие на пенсию; - соблюдение баланса интересов перевозчиков, целью которых является получение прибыли, и интересов муниципалитета-заказчика перевозок, целью которого является сдерживание роста тарифа на перевозки пассажиров; - установление механизма возмещения перевозчикам выпадающих доходов в связи с осуществлением ими перевозок пассажиров-льготников; - устранение практики осуществления перевозок пассажиров без договоров с администрацией города; - объединение перевозчиков - индивидуальных предпринимателей в организации, что позволило бы сократить количество договоров, повысить уровень контролируемости перевозчиков, повысить качество обслуживания пассажиров; - несоблюдение перевозчиками условий договоров об (интервале) расписании движения, остановочных пунктах, наличии кондуктора, о выдаче пассажирам билетов; - внедрение экономических методов воздействия через систему договорных штрафов на перевозчиков, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои договорные обязательства; - вывод из кризисного состояния муниципального предприятия, осуществляющего перевозки пассажиров городским электрическим транспортом. - пикет перевозчиков в мае 2007 и рассмотрение в суде исков перевозчиков к администрации по вопросам организации и проведения конкурсов, вынудили администрацию г. Томска приостановить реализацию части проектов и вызвало снижение качества транспортного обслуживания присоединенных территорий. - дефицит квалифицированных водительских кадров, на сегодняшний день около 20% автобусов не укомплектованы водителями.
4. Задачи, которые стоят в 2008 году, обусловлены теми проблемами, которые не удалось решить в прошлом году, а также планируется:
5. АСДГ может оказать следующую помощь и содействие: - ознакомить участников АСДГ с проектом Правил перевозки пассажиров и багажа, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, если таковой уже разработан правительством РФ в соответствии с ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и организовать его обсуждение; - способствовать внесению поправок в вышеуказанный проект Правил перевозки пассажиров и багажа, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по результатам обсуждения; - учитывая принятие Государственной Думой РФ в июле 2007 года в первом чтении проекта ФЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения», организовать обсуждение его основополагающих норм среди участников АСДГ; -обсудить опыт других городов по подготовке на льготных условиях квалифицированных водительских кадров.
6. Проведение конференции по обсуждению наиболее актуальных вопросов считаем целесообразным.
7. Вопросы для обсуждения:
ТОМСКОЕ ГОРОДСКОЕ УНИТАРНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ТРАМВАЙНО-ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
1. ЧТО НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ В 2007 ГОДУ? А) Создание транспортного комитета при администрации города – мероприятие, позволяющее отметить внимание городских властей к проблематике общественного транспорта, и намерение решать эти проблемы путем последовательного решения стратегических, а не тактических задач. Б) Выделение в бюджете Томской области средств на приобретение основных средств для городского электрического транспорта. Приобретено 12 единиц троллейбусов, 2 трамвайных вагона.
2. КАКИЕ УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ ВАШИХ КОЛЛЕГ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ ВЫ БЫ ОСОБО ОТМЕТИЛИ? А) г. Кемерово, где применяется наиболее честный и прозрачный механизм рыночных взаимоотношений между предприятиями общественного транспорта и муниципальным образованием - муниципальный заказ с установлением обоснованного расчетного тарифа, внедрена единая система диспетчеризации в режиме реального времени; Б) г.Новосибирск, где активно внедряется и используется механизм безналичной оплаты за проезд в общественном транспорте разной формы собственности;
3. КАКИЕ НАИБОЛЕЕ ТРУДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕ УДАЛОСЬ РЕШИТЬ В ПРОШЕДШЕМ ГОДУ? А) Маршрутная сеть, не соответствующая условиям настоящего времени (высокая степень дублирования маршрутов электротранспорта коммерческими перевозчиками, отсутствие контроля за графиками движения маршрутных коммерческих автобусов, отсутствие контактной сети и трамвайного пути в густонаселенных и быстроразвивающихся районах города). Существующая схема работы пассажирского (муниципального и коммерческого транспорта) сложилась, как известно, в конце 80-х и в течение 90-х годов, причем она формировалась не на основании анализа пассажиропотоков и перспектив развития города в целом, а в соответствии либо необходимости перевозки социально незащищенных слоев населения (для муниципального транспорта), либо исходя из получения коммерческой прибыли (для коммерческого транспорта). Кроме этого, подавляющая часть маршрутов является "длинными", то есть проходящими через весь город, что при возникновении заторов и пробок тут же приводит к массовым скоплениям людей на остановках, увеличению интервалов движения и т. д. Б) Изношенность инфраструктуры (основных фондов), особенно в части электроснабжения. Базовые подстанции построены в 50-е годы прошлого века и с тех пор работают при полной загрузке. В) Кадровый дефицит. Недокомплект кадрового состава основного производственного персонала: водители троллейбуса, трамвая; слесари, слесари-электрики по ремонту подвижного состава; специалисты на металлообрабатывающие станки, газоэлектросварщики и др. узкие рабочие профессии, технические руководители среднего звена. Основная причина: низкий уровень заработной платы от 7 до 13 тыс. руб.;
4. КАКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ В 2008 ГОДУ? А) Развитие и реформирование маршрутной сети; Б) Увеличение перевозки пассажиров на 20% к 2007 году; В) Переход к муниципальному заказу на транспортные услуги с установлением обоснованного расчетного тарифа; Г) Выработка единых подходов к перевозчикам и создание единых правил обслуживания пассажиров, создание механизма контроля исполнения выработанных правил; (налогообложение, продажа билетов, требования к поддержанию транспорта в исправном состоянии, содержание конечных пунктов, медконтроль, профосмотры и т.д.) ; Д) Внедрение системы диспетчеризации реального времени;
5. КАКУЮ ПОМОЩЬ И СОДЕЙСТВИЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖЕТ ОКАЗАТЬ АСДГ В РЕШЕНИИ СТОЯЩИХ ПРОБЛЕМ? Перевод электротранспорта в ведение муниципалитета, ликвидация системы государственного планирования централизованных капиталовложений и, как следствие, хроническое недофинансирование предприятия за последние годы на местном уровне привело к снижению уровня технического состояния подвижного состава, а соответственно, к резкому сокращению инвентарного парка. Транспортная система пассажироперевозок в городах Российской Федерации, особенно в части электротранспорта, в постперестроечный период оказалась в чрезвычайно сложной ситуации. В целом экономика государства развивалась в направлении рыночных отношений, а в части пассажирских перевозок был наложен запрет. Для снижения социальной напряженности среди населения государство было вынуждено осуществлять жесткое регулирование тарифов по перевозке пассажиров. Ликвидировав в 1992 году Министерство ЖКХ РФ вместе с бюджетной строкой на закупки электротранспорта, государство лишило финансовой поддержки в этой сфере муниципальные образования, фактически оставив этот вопрос для решения муниципальными бюджетами. В период с 1994 по 2004 гг. в стране ежегодно обновлялось лишь порядка 1,5-2,5% подвижного состава. Однако по существующим нормативам только для поддержания численности транспортных средств этот показатель должен был быть не менее 10%. В Федеральной Целевой Программе "Модернизация транспортной системы России 2002-2010 годы» не учитывается развитие городского электротранспорта, а средств федерального бюджета предусмотренных для финансирования ГЭТ недостаточно для получения сколько-нибудь ощутимого эффекта. Но даже и эти незначительные по своей сути мероприятия не были выполнены. Таким образом, данную Программу, не способную обеспечить должное развитие пассажирского электротранспорта в связи со сложившейся ситуацией и современными тенденциями, необходимо заменить на более эффективную. Приоритетным направлением новой Федеральной Программы должно быть развитие городского электротранспорта. В нее следует включить основные моменты: - решение основополагающего вопроса о ведомственной принадлежности горэлектротранспорта к Министерству транспорта или Министерству ЖКХ; - разработка и принятие законодательной и нормативной базы в сфере городских и пригородных пассажирских перевозок; - приведение в соответствие с новыми положениями всех действующих законодательных актов, касающихся пассажирских перевозок; - создание единых для всех участников рынка пассажирских перевозок экономических, правовых и налоговых условий; - долгосрочное планирование обновления и увеличения подвижного состава горэлектротранспорта, расширения его инфраструктуры, развития системы ГЭТ в целом; - финансирование вышеуказанных мероприятий из бюджетов различных уровней, в частности использовать положительный мировой опыт по поощрению закупки подвижного состава у отечественных производителей (в таком случае возможно применения схемы финансирования: 50% средств федерального бюджета / 50% муниципальных субсидий и собственных средств). Создание Программы и ее исполнение приведет к улучшению обстановки не только в транспортной сфере, но и во всей экономике в целом. Таким образом прямой экономический эффект будет состоять в том, что: - повысится уровень безопасности перевозок (у троллейбусов и трамваев он намного выше, чем у автобусов); - улучшится экологическая обстановка (электротранспорт не производит вредных выбросов, в отличие от транспорта работающих на двигателях внутреннего сгорания); - увеличится пропускная способность дорог, что избавит крупные города от автомобильных пробок и неминуемых затрат, связанных с ними; - снизится уровень социальной напряженности; Помимо прямого экономического эффекта, будут наблюдаться положительные тенденции в смежных отраслях и в экономике страны в целом: - увеличится покупательная способность, и спрос в смежных отраслях, что приведет к возрождению и созданию заводов-изготовителей транспортных средств, электрооборудования; - произойдет увеличение рабочих мест в смежных отраслях, соответственно наметятся тенденции к улучшению социальной обстановки в целом; - увеличатся налоговые поступления в бюджеты различных уровней; - продолжится развитие научно-исследовательской мысли и появятся возможности выпуска машин 4 и 5 поколения.
|