Информация о деятельности

муниципального образования «Город Магадан»

в 2007 году и планом на 2008 год.

1.        В 2007 году муниципальным образованием «Город Магадан» при непосредственном участии Московского государственного научно- исследовательского учреждения по изучению производственных сил был разработан и принят Магаданской городской Думой Стратегический план (Концепция) стратегического развития города Магадана до 2020 года.

Кроме того, муниципалитетом разработана и утверждена Концепция поддержки малого предпринимательства города Магадана до 2010 года. В марте 2007 года проведено городское собрание, на котором подведены итоги социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан» за 2006 год, и намечены основные направления деятельности на предстоящий период (традиционно проводятся на протяжении трех последних лет).

В прошедшем году был принят Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан» на 2008 год и на период до 2010 года (впервые на трехлетний период).

В целях эффективной деятельности в части развития программно- целевого метода планирования в 2007 году при мэрии был создан Экспертный Совет по оценке городских целевых программ. При этом было проведено 20 заседаний Совета и дано 9 положительных экспертных заключений к проектам новых городских целевых программ в области жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной поддержки отдельных категорий горожан, совершенствования транспортного обслуживания, развития муниципальной кадровой политики, совершенствования деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с общественными организациями города и т.п.

Кроме этого, с 2007 года муниципалитет приступил к оценке эффективности муниципальных целевых программ на основе целевых индикаторов.

В 2007 году была создана муниципальная некоммерческая организация «Фонд социального партнерства».

В рамках подготовки конференции МАГ, которая прошла в Магадане в августе 2007 года, комитетом экономического развития были подготовлены проекты резолюции конференции и круглых столов, на которых обсуждались результаты реализации приоритетных проектов в области образования, здравоохранения, аграрной политики, доступного жилья и демографической ситуации.

В области муниципального ценообразования была определена стоимость услуг, оказываемых муниципальными предприятиями и учреждениями, в разрезе каждого вида.

2.        Для организации инвестиционной муниципальной политики и в части обмена опытом работы в этой деятельности администрации города Хабаровска, в мэрии был сформирован Инвестиционный Совет.


3. До сих пор не определен на региональном уровне статуса города Магадана как столицы Магаданской области.

Не решена основная задача реформы межбюджетных отношений - это сбалансированность местных бюджетов. Особую озабоченность вызывает низкая финансовая обеспеченность муниципалитетов при масштабности стоящих перед ними проблем. Задачи сбалансированности местных бюджетов и обеспечение минимальных социальных гарантий первостепенны.

При формировании бюджетов Магаданской области на 2005 - 2008 годы из-за несовершенства методики распределения финансовой помощи муниципальным образованием не оценивались реальные расходы бюджетов каждого из муниципальных образований, что не способствует заинтересованности муниципалитетов в увеличении налогового потенциала. Анализ исполнения бюджета муниципального образования «Город Магадан» на протяжении последних лет показал, что фактические расходы бюджета не соответствуют необходимым расходам на реализацию потребностей муниципалитета по обеспечению полномочий, закрепленных за ним федеральными законами.

Доходы бюджета МО «Город Магадан» на 2007 год согласованы с администрацией Магаданской области в сумме 1667907 тыс. руб., в том числе:

- налоговые и неналоговые - 1127863 тыс. руб.;

- дотации из Областных фондов финансовой поддержки муниципальных образований - 540044 тыс. руб.

Расчетная оценка расходов за счет собственных средств бюджета МО «Город Магадан» департаментом финансов области определена в сумме 2561505 тыс. руб.

Исходя из согласованных параметров дефицит бюджета МО «Город Магадан» составил 893598 тыс. руб., или 79,2 % от объема доходов за минусом финансовой помощи. Размер дефицита, превышающий допустимый предел, установленный статьей 92 Бюджетного Кодекса РФ, составил 780812 тыс. руб.

Согласно расчетной оценки бюджета города Магадана на 2008 год доходы бюджета составили 1364221 тыс. руб., расходы на исполнение полномочий городского округа определены в сумме 2984323 тыс. руб. Объем расходных полномочий рассчитан департаментом финансов администрации Магаданской области в отраслях социальной сферы по следующей методике - фонд оплаты труда и коммунальные услуги по установленным лимитам, а материальные затраты с индексом- дефлятором 1,077 к бюджету города на 2007 год.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство определены в сумме 530731 тыс. руб. (без дотаций, субвенций и субсидий из областного бюджета), что в 1,9 раза меньше, чем утверждено в бюджете города на 2007 год.

Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также другими федеральными законодательными актами определены вопросы местного значения, ответственность за решение которых возложена на органы местного самоуправления.

На сегодняшний день бюджет муниципального образования полностью зависит от отчислений, производимых по нормативам от федеральных и региональных налогов, местные налоги и сборы в настоящее время не играют существенной роли в формировании местных бюджетов. К примеру, в 1996-1999 годах доля местных налогов в налоговых доходах городского бюджета составляла около 20 %, в 2007 году - 0,5 %, в 2008 году - 0,5 % Основную долю налоговых доходов городского бюджета составляют федеральные налоги: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. В 2007 году доля федеральных налогов в городском бюджете составляла 89,6 %, в 2008 году - 89,5 % Доходы от региональных налогов в городском бюджете - 3 %.

Доля налоговых доходов городского бюджета существенно снизилась. В 2008 году она составляет 32,4% от всех видов доходов городского бюджета против 64,1% в 2001 году. В то же время в общих доходах городского бюджета, доля безвозмездных перечислений из областного бюджета неуклонно возрастает (в 2001 году 33,2 % в 2008 году - 54,3 %). Это приводит к снижению «маневренности» бюджета при решении вопросов и задач местного уровня, росту зависимости от субъекта РФ.

В настоящее время не решен вопрос о включении в состав субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях расходов на оплату проезда в отпуск работников (льгота для жителей Крайнего Севера).

Порядок финансирования образовательных учреждений определен Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 указанного закона в ведении субъектов РФ находятся вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из муниципальных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области от 28.12.2004 г. № 520-ОЗ «Об установлении региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Магаданской области». В соответствии со статьей 2, установлен порядок формирования, структура региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Магаданской области. Региональные нормативы финансирования общеобразовательных учреждений разрабатываются управлением образования администрации Магаданской области в соответствии с типовыми положениями об общеобразовательных учреждениях соответствующих типов и видов, должны учитывать специфику общеобразовательных учреждений и быть достаточными для покрытия средних текущих расходов, связанных с образовательным процессом.

В соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 27.01.2005 г. № 22-па «Об утверждении порядка предоставления и расходования субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) разработан порядок предоставления и расходования субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. Пунктом 3 Порядка, расходование средств субвенции осуществляется по статьям:

Статья 211 «Заработная плата» включает:

а)        расходы по тарифным ставкам Единой тарифной сетки в соответствии с постановлениями администрации области;

б)        расходы на почасовую оплату труда преподавателей;

в)        расходы на выплату районного коэффициента, процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера;

г)        доплаты за работу в ночное время; праздничные и выходные дни;

д)        доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполненных работ, сверхурочные;

е)        доплаты за работу во вредных или опасных условиях труда;

ж)        доплаты и надбавки к должностному окладу и премии в соответствии с Положением о порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам общеобразовательных учреждений;

з)        выплаты в соответствии ст.26 Закона Магаданской области «Об образовании» от 18.02.1998 г. № 40 - ОЗ с дополнениями и изменениями;

и) надбавки педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, удаленных от городского центра;

к) расходы на оплату ежегодных отпусков, учебных отпусков, предоставляемых работникам, обучающимся в образовательных учреждениях, компенсации за неиспользованный отпуск.

Статья 212 «Прочие выплаты» включает:

а) расходы на оплату командировок и служебных разъездов в части суточных;

б) выплаты компенсации педагогическим работникам общеобразовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий т.д.

То есть, в состав субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях включены расходы на выплату районного коэффициента, процентных надбавок и дополнительных отпусков за работу в районах Крайнего Севера, а расходы на оплату проезда в отпуск не предусмотрены. Мэрия города Магадана неоднократно обращалась с данным вопросом в администрацию Магаданской области и в Магаданскую областную Думу, но до настоящего времени эта проблема не урегулирована. Компенсация расходов на оплату проезда в отпуск работникам общеобразовательных учреждений производится за счет средств городского бюджета.

4.        В 2008 году перед комитетом экономического развития стоят задачи по повышению эффективности деятельности комиссии по контролю за поступлением налоговых платежей; Инвестиционного и Экспертного Советов; по разработке и реализации основных направлений Стратегического плана города до 2020 года; оказание содействия отраслевым органом мэрии в разработке новых целевых программ и определении эффективности действующих целевых программ; реализации графика, предусматривающего установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса при реализации производственных и инвестиционных программ, с целью получения средств из Федерального Фонда Содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; по оказанию помощи управляющим компаниям и ТСЖ при определении стоимости жилищных услуг.


5.        Считаем, что АСДГ могла бы оказать содействие органам местного самоуправления по следующим вопросам:

-        в части ускорения разработки на федеральном уровне методик по ценообразованию в соответствии с Федеральным законам от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

-        разработки и принятия на федеральном уровне методики, определяющей формирование муниципальных минимальных социальных стандартов бюджетных услуг;

-        разработки проекта Федерального закона, определяющего статус областных, краевых, окружных центров и закрепляющего полномочия и долю софинансирования социальных расходов органов власти разных уровней;

-         дотирования транспортной составляющей на поставку топлива и социально значимой продукции в районы Крайнего Севера.

6.        Считаем целесообразным:

-        проводить конференции, совещания по вопросам экономического планирования и прогнозирования муниципальных образований.

-         проведение конференции АСДГ по реформированию межбюджетных отношений, сбалансированности местных бюджетов, по выработке предложений правительству РФ по разработке единой методики расчета расходных обязательств муниципальных образований, обеспечивающей минимальные финансовые потребности муниципальных образований в осуществлении текущих и капитальных расходов в наиболее приоритетных отраслях социальной сферы.


7. На указанных конференциях, совещаниях, уверены, будут актуальны вопросы реализации Стратегических планов, муниципальных целевых программ; методы привлечения инвестиций в хозяйство муниципального образования; наиболее эффективные меры взаимодействия органов местного самоуправления и малого бизнеса; подходы в организации труда и заработной платы муниципальных предприятий и учреждений.