Финансовый департамент администрации города Хабаровска


1. Что наиболее значительное удалось сделать в области экономики и финансов в 2007 году?

2007 год для администрации города проходил под знаком подготовки к 150-летнему юбилею г. Хабаровска и 70-летию Хабаровского края.

Для администрации города это был год напряженной работы. Мы ощутили повышенное внимание к Хабаровску и поддержку со стороны краевых и федеральных органов власти в финансировании социально значимых для города Хабаровска объектов.

В 2007 году сохранены устойчивые темпы роста в основных секторах экономики города, активизировалась инвестиционная деятельность, успешно выполнялись  социальные программы.

Рост оборота организаций по базовым видам экономической деятельности составил 24,5%, что выше темпов роста 2006 года (22,5%).

Хабаровская промышленность завершила 2007 год ощутимым приростом объемов выпуска продукции. Отгрузка товаров возросла по отношению к 2006 году на 34,4%.

Необходимо подчеркнуть значимость для города наших промышленных предприятий, которые обеспечивают гарантированную налогооблагаемую базу, привлекают значительные инвестиции, внедряя в производство современные технологии, осваивая выпуск новой продукции.

В их числе: ОАО «Дальэнергомаш», ОАО «Амурский кабельный завод», ОАО «Хабаровский завод «Базалит ДВ» и другие.

Последовательная, целенаправленная деятельность администрации города по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципального сектора экономики позволила муниципальным предприятиям стать эффективным инструментом местного самоуправления по обеспечению населения высококачественными услугами в рамках вопросов местного самоуправления.

Особое значение имеет работа над инвестиционной привлекательностью города.

Объем инвестиций в основной капитал превысил 28 млрд.рублей, рост к 2006 году составил 6%.

За счет бюджетных инвестиций введены в строй действующих: средняя школа № 15; детский сад по ул. Мирной; проведена реконструкция улиц Ленина, Серышева, Воронежская с установкой световых опор; газифицированы природным газом 8 частных домовладений и 7 многоэтажных жилых домов в Южном округе Хабаровска.

Администрация города особое внимание уделяет решению социальных проблем, созданию условий для достойной жизни граждан Хабаровска.

Одним из важнейших направлений являются задачи по жилищному строительству и созданию условий, при которых граждане смогут самостоятельно решать свои жилищные вопросы.

Город Хабаровск в минувшем году сумел значительно нарастить объемы жилищного строительства. Построено 216,2 тыс.кв. м жилья на 28,6% больше чем в 2006 году. По жилищным программам администрации города введено 26,8 тыс.кв.м. (12,4% от общего количества).

По программе СССТ сдан жилой дом на 143 квартиры в микрорайоне Большая-Вяземская, по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда» 99 квартир в доме по переулку Байкальскому.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» реализуются городские целевые программы: «Жилье для молодых семей», «Социальная ипотека».

Сфера жилищного строительства заметно активизировалась и в части развития рынка ипотечного кредитования.

В 2007 году объем выданных ипотечных жилищных кредитов возрос по сравнению с 2006 годом в 3,1 раза и составил 4,8 млрд. рублей.

Малое предпринимательство является одним из приоритетов развития города.

За 2007 год количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13,1%, оборот малых предприятий в общем обороте города занимает 33,7%.

Достигнутые темпы экономического роста оказали влияние на положительную динамику уровня жизни населения. Опережающими темпами по отношению к инфляции росла заработная плата, которая увеличилась на 21,4% к уровню 2006 года и составила 17426,3 рубля.

Задолженность по ее выплате сократилась по сравнению с 2006 годом на 40% (2,7 млн.руб., АРЗ №24ГА, ОАО «ДВЗМК №1», питомник  им.Лукашева).

В целом, рост экономического потенциала позволил проводить сбалансированную социально ориентированную бюджетную политику.

Участие и победа г. Хабаровска в конкурсе по реформированию муниципальных финансов позволило провести реализацию масштабного проекта по перестройке бюджетного процесса, внедрению новых принципов бюджетного планирования, повышению прозрачности бюджетных  процедур и эффективности бюджетных расходов. На эти цели из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов были выделены субсидии в размере 42,5 млн.рублей.

Бюджет города по доходам выполнен на 100,5% (план 9021,2 млн.руб., факт 9069,4 млн.руб.). Выполнены все плановые назначения по видам налогов.

Задание по мобилизации доходов в территориальный бюджет по городу Хабаровску за 2007 год выполнено на 138%. При плане 15,1 млрд. руб. поступило 21,0 млрд. руб. Дополнительно мобилизовано 5,8 млрд. руб.

Общая сумма налоговых платежей, уплаченных в территориальный бюджет по городу Хабаровску, в 2007 году составила 19,0 млрд. руб., что на 39,8% больше 2006 года (факт 2006 года 13,6 млрд. руб.).

На 1 жителя города приходится 32,8 тыс. руб. уплаченных налоговых платежей в территориальный бюджет, что на 9,3 тыс. руб. выше уровня 2006 года (факт 2006 года 23,5 тыс. руб.).

Основным доходным источником в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц. Администрацией города проводится планомерная работа по повышению собираемости данного налога. По результатам работы комиссий в территориальный бюджет дополнительно поступило около 250 млн. руб.

       Отработан механизм работы с бюджетообразующими предприятиями города (203 ед.).

Большое внимание в 2007 году уделялось взысканию земельного налога. Проведен ряд совещаний с участием руководителей УФНС РФ по Хабаровскому краю и Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю, на котором достигнута договоренность о проведении дальнейшей совместной работы по полной идентификации данных о земельных участках и их правообладателях.   

По результатам мониторинга использования земель, сформирована база данных о земельных участках и землепользователях, в которую включены земельные участки, используемые на праве аренды, а также участки, признаваемые объектами налогообложения.

Поступления в бюджет города по земельному налогу за 2007 год составили 239,3 млн. рублей. Дополнительно мобилизовано 12,0 млн. рублей.

Продолжалась работа по снижению недоимки.

В результате в 2007 году достигнуто снижение недоимки во все уровни бюджета на 146,3 млн. руб. (16%), в территориальный бюджет на 95 млн. руб. (23,6%), в том числе в бюджет города  на 14,8 млн. руб. (13,5%).

Удельный вес недоимки в объеме поступивших в территориальный бюджет налоговых платежей снижен с 3% в 2006 году до 1,6% в 2007.

На начало 2008 года в процедуре банкротства находятся 133 предприятия. Работа администрации города с организациями, находящимися в сложном финансовом положении позволила получить в 2007 году в бюджет края дополнительно 15,5 млн. рублей.

В 2007 году финансовые средства из бюджета города направлялись, исходя из оптимального обеспечения финансовыми ресурсами, в первую очередь, в социальную сферу, на финансирование действующей сети учреждений, мероприятий, последующих капитальных расходов.

Безусловным приоритетом в бюджетной политике в 2007 году оставалось обеспечение исполнения социальных обязательств в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной политики, которое увеличилось по сравнению с 2006 годом в  1,3 раза (факт 2006 года 3444 млн.рублей, факт 2007 года 4436 млн.рублей). В структуре расходов бюджета города на 2007 год, расходы по отрасли «Образование» составили 28%,  расходы на «Здравоохранение и спорт»   15%, по «Социальной политике» - 5%.

       Исполнение бюджета по отрасли «Образование» за 2007 год составило с учетом уточнения сметных назначений 99% (план 2502,8 млн.руб., исполнение составило 2489,2 млн.руб.). Из них исполнение расходов за счет средств муниципального бюджета составило 100%, за счет средств вышестоящего бюджета 98,8%, что объясняется сложившейся потребностью отрасли на выплату вознаграждения за классное руководство ниже запланированных ассигнований.

В течение 2007 года полностью  исполнены обязательства бюджета на проведение капитального ремонта учреждений образования. На данные цели выделено бюджетных средств в размере 191,2 млн.руб. Впервые в значительных объемах за счет средств местного бюджета произведен текущий ремонт учреждений образования на сумму 27,7 млн.руб. По утвержденной программе замены оборудования и приобретения мебели в учреждения образования в 2007 году поставлено мебели и оборудования на сумму 35 млн.руб., приобретено 1575 комплектов школьной мебели, 365 единиц технологического оборудования, 523 единицы кухонного и прачечного оборудования, мебель для 10 новых групп в ДОУ и открываемых ДОУ. На реализацию городской программы энергосбережения направлено бюджетных средств в размере 4,8 млн.руб. Кроме того, за счет средств субвенции приобретено мебели и оборудования на сумму 9,2 млн.руб.

Значительный удельный вес в отрасли занимают социально-значимые расходы. В 2007 году на эти цели направлено:

- на оздоровление учащихся - 14 млн.руб.;

- на компенсацию  расходов на питание учащихся в  социальных гостиных и оплате за питание детей в ДОУ из  льготной категории 8,2 млн.руб.;

- на содержание приемных семей свыше 7 млн.руб.

В 2007 году продолжает наблюдаться тенденция роста количества  приемных семей. Так,  в 2007 году количество приемных семей увеличилось с 33 до 93, детей в них - с 39 до 121.

Развитие системы дошкольного образования в городе рассматривается как одно из направлений по улучшению демографической ситуации. В течение 2007 года  в дошкольных учреждениях образования (детские сады) было открыто 24 группы на 460 мест. За счет оптимизации помещений на базе школы-детского сада «Родничок» создан детский сад общеразвивающего вида. Кроме того, в пяти вновь открывшихся садах  на 635 мест ведутся ремонтные работы для принятия детей к 20.05.2008.

Исполнение бюджета по отрасли  «Культура» за 2007 год составило 99,8%, при плане 83,8 млн. рублей исполнено 83,6 млн. рублей, это в 1,4 раза больше, чем в 2006 году. 

На проведение общегородских культурно-массовых мероприятий  направлено  15,5 млн. рублей, в т.ч. на строительство новогоднего городка 5,7 млн. рублей, что в 1,5 раза превышает уровень 2006 года.  

На укрепление материально-технической базы учреждений направлено 4,1 млн.рублей. Проведен капитальный и текущий ремонт в 9 учреждениях, установлена пожарная сигнализация в 4 учреждениях, приобретена мини-типография для библиотек и новая компьютерная техника.

В течение года учреждениями культуры проводилась работа по увеличению перечня и объема платных услуг. Так, за год было оказано платных услуг на сумму 9,3 млн. рублей, в 3 раза больше, чем в 2006 году.

Для работы с неблагополучными семьями, были введены должности социальных педагогов и педагогов-психологов в библиотеки города.

Исполнение бюджета по отрасли «Здравоохранение» за 2007 год, с учетом уточнения, составило 98,5%, в том числе за счет средств бюджета города 100%, за счет краевого бюджета 82,8% (отсутствие потребности по денежным выплатам медперсоналу скорой медицинской помощи в рамках реализации нацпроекта «Здоровье»).

В 2007 году для нужд отрасли было приобретено оборудования на общую сумму 78,2 млн. рублей, что в 1,5 раза больше чем в 2006 году (51,7 млн. рублей).

В рамках реализации  программы «Профилактика стоматологических заболеваний у детей города Хабаровска на 2007-2009 годы», утвержденной Решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 № 311 приобретено стоматологическое оборудование для стоматологических кабинетов школ на сумму 648 тыс. рублей.

Кроме того, в целях улучшения качества обслуживания населения города  по договору с рассрочкой платежа до 2014 года с ООО «Медкор» приобретен компьютерный томограф на сумму 83 млн. рублей.

       В 2007 году на проведение капитального ремонта лечебных учреждений израсходовано 126,5 млн.руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году (83,7 млн.рублей). Завершен ремонт следующих объектов здравоохранения: пищеблока МУЗ «Детский санаторий «Амурский», инфекционно-боксированного отделения МУЗ «Детская больница № 9», приемного отделения и гаража МУЗ «Городская клиническая больница № 11». Выполнены работы по замене инженерных коммуникаций в городской больнице № 2, детской поликлинике № 24, детской больнице № 2.

Кроме того, начаты в 2007 году и будут продолжены в 2008 году работы на объектах, вводимых в эксплуатацию  к 150-летию города Хабаровска: строительство нового корпуса поликлиники № 15, капитальный ремонт поликлинических отделений городской больницы № 10, детской больницы № 2, стационарном отделении городской больницы № 11, детском отделении городской поликлиники № 8, женской консультации родильного дома № 1, строительство нового корпуса поликлиники № 15.

Исполнение бюджета по отрасли «Физкультура» за 2007 год составило 99,7% .

       Средства бюджета  были направлены на финансирование спортивного комплекса «Заря», 9 спортивных школ, лыжной базы «Горные ключи», центра «Ива», оздоровительного лагеря «Олимп», а также на поддержку команды АНО клуб «Нефтяник».

       Кроме того, на проведение общегородских спортивных мероприятий направлено  8,2 млн.рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2006 году. Число занимающихся физкультурой и спортом увеличилось, по сравнению с 2006 годом, на 5% и составило 14,1% от общего количества жителей.

       В течение года проводилась работа по развитию сети спортивных школ. Было открыто отделение восточных единоборств в ДЮСШ «Мастер».

В соответствии с приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 05.12.2007 № 736 по итогам реализации 1 этапа  программы реформирования системы управления муниципальными финансами  город  Хабаровск занял  6 место среди  12 муниципальных образований России, принимавших участие в реализации Программы реформирования.

       По итогам проделанной работы  городу  из Фонда реформирования  региональных и муниципальных финансов  было выделено 42,5 млн.руб. За счет средств Фонда в городе Хабаровске был реализован следующий ряд мероприятий.

Проведение: обучающего семинара «Управление муниципальными финансами», III Ежегодной дальневосточной маркетинговой конференции «Инновации в маркетинговых коммуникациях», выездной бизнес-школы, бизнес-тренингов, обучающих семинаров с привлечением московских специалистов в области маркетинга, разработаны 7 бизнес-планов по развитию и диверсификации бизнеса, проведены маркетинговые исследования по заявкам  субъектов малого бизнеса.

Муниципальные служащие (65 человек) проходят профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации в Дальневосточной Академии Государственной Службы.

В целях обмена опытом организованы командировки в такие города, как Тюмень, Калуга, Иркутск, Киров, Белгород, Сургут, Барнаул, Благовещенск.

Приобретен и установлен программный комплекс по  формированию бюджета «Сапфир» (система анализа и планирования финансов), а так же лицензионное программное обеспечение.

Активно ведутся работы по  строительству муниципальных волоконно-оптических линий. В настоящее время построено более 100 километров волоконно-оптических линий связи, и кабель доведен до 48 бюджетных учреждений. Поставлено необходимое оборудование и материалы для организации сети передачи данных между структурными подразделениями администрации города. Поставлено необходимое коммутационное оборудование и материалы для четырех узлов связи.  Построение данной сети передачи данных позволит создать единую информационную систему, включающую в себя корпоративную телефонию и работу в реальном времени с удаленными серверами структурных подразделений администрации города и бюджетных учреждений (единое казначейство, централизованная бухгалтерия образования, информационно-управленческая система отрасли здравоохранения, электронные карты города, регистр населения и т.д.).


2. Какие успехи и достижения  ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?

Хочется отметить успех города Барнаула, занявшего 1 место в работе по выполнению второго этапа Программы реформирования финансов.


3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

       При реализации  Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе» в муниципальном образовании городской округ «Город Хабаровск» возникли следующие трудности. Согласно указанному Закону определен статус и денежное содержание муниципальных служащих, причем в муниципальных образованиях, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности размер оплаты труда муниципальных служащих устанавливается в соответствии с предельными нормативами, предусмотренными законами субъекта Российской Федерации. В соответствии с данным законом Законодательной Думой Хабаровского края принят закон от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе», положения которого также не распространяются на депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и  устанавливающий предельные нормативы должностных окладов и дополнительных выплат только муниципальных служащих.

       Со  дня вступления в силу вышеуказанного закона, то есть с  1 января 2008 года, признается утратившим силу Закон Хабаровского края от 21 ноября 2005 года № 309, регламентирующий в частности, предельные нормативы размеров оплаты труда депутатов, членов выборных должностных лиц местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих.

      В соответствии с п.5 ст.53 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», редакция которой действует в настоящий момент, в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта РФ, но данный пункт с 1 января 2008 года признается утратившим силу.

      Вместе с тем, согласно п.4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ и ст.136 БК РФ «органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», однако в муниципальном образовании, которому предоставляются дотации из бюджета субъекта РФ (как Хабаровск), устанавливается не выше предельных значений, установленных законом субъекта РФ и муниципальные образования не имеют права превышать установленные  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда.

      Анализируя нормы Федерального законодательства в соответствии с Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ видно, что последние вступили в противоречие между собой.

В  настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт субъекта РФ, определяющий оплату труда депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе.

       По отрасли «Социальная политика» имеются следующие проблемы:

  1. Сеть учреждений, предоставляющих социальные услуги населению, не удовлетворяет потребностям населения в них. Существует потребность в открытии:

- Дома ветеранов в Краснофлотском районе;

- Дома ночного пребывания граждан, попавших в экстремальную ситуацию;

- Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- Центра социальной помощи семье и детям, с кризисным отделением для женщин

2. Не включены в методику расчета объема субвенций расходы по основным средствам, оплате госпошлины по переданным полномочиям.

3. Не решен вопрос о погашении задолженности федерального бюджета по выплате «жилищных» субсидий 39 семьям, проживающим в закрытых военных городках, в сумме 361,5 тыс.руб. за период с 01.01.2007 по 01.07.2007.

4. Не решены вопросы по порядку перевозки льготных пассажиров: по  выдаче всем обладателям льгот денежных средств  на проезд, заложенных в краевом бюджете, и организации перевозок льготников на коммерческом транспорте. 


4. Какие задачи стоят в 2008 году?

В 2008 году на администрацию города Хабаровска возложены особые задачи по выполнению мероприятий по сокращению дефицита бюджета города в сумме  551 млн. рублей, или 9,7%.

2008 год год 150-летия города ставит перед нами новые, более сложные вопросы. Прогноз социально-экономического развития города Хабаровска ориентирован на создание необходимых условий для удовлетворения потребностей населения в социальных и жизнеобеспечивающих услугах на базе высоких темпов роста экономики, развития предпринимательской активности, повышения интенсивности инвестиционных и инновационных процессов.

Стержнем социальной политики администрации города будет реализация национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Заданные ориентиры социально-экономического развития города Хабаровска соотносятся с программой развития Хабаровского края до 2010 года, подкреплены решениями Правительства Российской Федерации. Достижению цели будут способствовать согласованные и скоординированные действия всех уровней власти.

По отрасли «Образование»  в рамках бюджетного финансирования в 2008 году планируется открыть группы в 13 новых детских садах. На данные цели предусмотрено ассигнований в сумме 258,9 млн.руб. Кроме того, предусматривается реализация отраслевых программ «Развитие дошкольного образования в г.Хабаровске на 2008-2010 годы», «Укрепление материально-технической базы учреждений образования г.Хабаровска на период 2008-2010гг», «Усовершенствование организации питания школьников на основе внедрения новых технологий на 2008 -2010 гг.».

Основными задачи, которые предстоит решить в 2008 году, являются:

- выполнение мероприятий по реализации приоритетного национального проекта  «Образование»;

-  реализация отраслевых целевых программ;

- формирование эффективных экономических отношений в системе образования.

В 2008 году будет продолжена работа по дальнейшему развитию отрасли «Культура», выполнению ведомственной целевой программы «Развитие библиотечного обслуживания в муниципальных библиотеках г.Хабаровска на 2008 - 2010 годы».

В связи с 150-летием города значительно увеличится сумма на проведение общегородских культурно-массовых мероприятий и составит 21,3 млн.рублей

В области здравоохранения в 2008 году необходимо продолжить работу в следующих направлениях

1. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта в области здравоохранения

2. Реализация целевых программ в области охраны здоровья населения

3. Повышение качества обслуживания населения города и выполнение программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в полном объеме.

По отрасли «Физкультура»  - в 2008 году будет продолжена работа по выполнению программы «Основные направления развития физической культуры и спорта на 2006 - 2008 годы».

Кроме того, к 150-летию города планируется ввести в эксплуатацию модульный спортивный зал по пер.Молдавскому и плавательный бассейн «Дельфин».

Основными  задачами по отрасли «Социальная политика», которые необходимо решить в 2008 году являются:

         1. Обеспечить разработку основных требований к результатам работы подведомственных муниципальных учреждений в соответствии со стандартами качества.

       2. Разработка автоматизированной программы «Учет исполнения финансирования всех уровней бюджетов в подведомственных муниципальных учреждениях».

      3. Решение вопроса с Департаментом муниципальной собственности, Комитетами по управлению Железнодорожным, Центральным округами по увеличению площадей, занимаемых    центрами по работе с населением Центрального и Железнодорожного района.

4. Открытие Дома Ветеранов в Краснофлотском районе.

      5. Продолжить работу по исполнению переданных государственных полномочий в соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2004 № 246.

Кроме того, в 2008 году планируется завершить второй этап  реализации  Программы реформирования системы управления муниципальными финансами  г.Хабаровска на  2006 2008 годы «Финансам Хабаровска качественное управление!».


5. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении стоящих проблем?

Помощь и содействие АСДГ  в решении стоящих перед городом проблем может быть оказана в виде оказания консультационных услуг, координации сбора и предоставления информационно-аналитических материалов о деятельности муниципалитетов других регионов, проведении совещаний и семинаров с целью обмена опытом.


6. Считаете  ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

С 2001 года мы активно участвуем в работе Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов.  Принимаем участие в конференциях и совещаниях. Изучаем нормативно-правовые и распорядительные акты, размещенные в информационной сети АСДГ. Это большой плюс в нашей работе.

В целях оптимизации налоговой политики и совершенствования межбюджетных отношений, а также обеспечения полного финансирования всех муниципальных полномочий считаем, что опыт других городов важен для нас при разработке и внедрении правовой базы.

Проводимые АСДГ конференции, совещания, встречи  по обсуждению актуальных вопросов и решению проблем  являются целесообразными и крайне нужными, так как служат одним из основных источников информации о деятельности муниципалитетов других городов.


7. Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее  важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения.

Наиболее сложными и важными, в настоящее время, для города Хабаровска являются вопросы реформирования системы управления финансами, а именно:

       - внедрение и реализация ведомственных целевых программ;

       - предоставление бюджетных услуг в соответствии с требованиями к качеству;

       - перевод бюджетных учреждений, предоставляющих бюджетные (социальные) услуги, в форму немуниципальных организаций.


Управление экономического развития


Что наиболее значительного удалось сделать в городе в области экономики в 2007 году?

       Политика администрации города в области социально-экономического развития, своевременная подготовка законодательной базы, совместные усилия органов местного самоуправления, бизнеса, общественности позволили закрепить в 2007 году позитивные тенденции экономического развития города, сформировать предпосылки для долгосрочного роста.

       2007 год стал стартовым для реализации Стратегического Плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, направленного на достижение главной цели повышение качества жизни горожан.

Администрацией города Хабаровска разработаны мероприятия на 2007  2009 годы по реализации Плана.

В целях  содействия реализации Плана, координации деятельности и обеспечения взаимодействия всех структурных подразделений администрации, предприятий, учреждений и общественных организаций города создан возглавляемый Мэром города постоянный коллегиальный экспертно-консультативный орган Координационный совет по реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, состоящий из 65 человек.

Для организации непрерывного наблюдения за происходящими изменениями, анализа и оценки ситуации в сфере социально-экономического развития и, при необходимости, корректировки Плана  Дальневосточным научно-исследовательским институтом рынка Минэкономразвития и торговли РФ осуществляется мониторинг реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска.

        Приоритетными направлениями деятельности администрации города в  2007 году были:

    • решение задач стратегического характера, направленных на сохранение высоких темпов экономики города, обеспечивающих городу конкурентоспособность и экономический суверенитет, достижение качественных преобразований во всех сферах жизни;
    • повышение интенсивности инвестиционных и инновационных процессов в экономике, предпринимательской активности;
    • проведение активной социальной политики, повышение безопасности и качества жизни населения на основе гармоничного сочетания;
    • совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования объектов жизнеобеспечения, развитие инженерной инфраструктуры города;
    • совершенствование структуры, систем управления издержками, качеством продукции предприятий муниципального сектора экономики;
    • поддержка и развитие механизмов взаимодействия гражданского общества и органов местного самоуправления, стимулирование развития социального партнерства и максимальное использование его потенциала для решения городских проблем;
    • развитие новых схем межрегиональной кооперации и внешнеэкономических связей.

Правильный выбор стратегических целей подтверждается достигнутыми результатами социально-экономического развития города Хабаровска.

       По итогам 2007 года оборот крупных и средних организаций города составил 196,8 млрд.руб., что на 24,5% больше уровня 2006 года.

      Наибольший удельный вес в общем объеме оборота организаций приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 29,6 %, 25,3 % на транспорт и связь, 28,0 % на промышленные виды деятельности (добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды).

В городе действует комплексная система мер поддержки предприятий промышленности, налажен конструктивный диалог с руководителями предприятий через общественный Совет директоров при Мэре города, создан фонд финансовой поддержки, отработана система преференций, механизм размещения муниципального заказа. Реализуется «Концепция промышленной политики администрации города», увязывающая структурную, инвестиционную и инновационную перестройку промышленного производства для повышения конкурентоспособности экономики города.

Основой промышленного потенциала города являются 86 крупных и средних предприятий. По итогам 2007 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности составил 43,9 млрд.руб., что на 34,4 % больше уровня 2006 года.

В 2007 году на освоение новых конкурентоспособных видов продукции, модернизацию и техническое перевооружение действующих производственных мощностей предприятий направлено 400 млн. рублей, что на 21% больше, чем в 2006 году. Данный факт свидетельствует о саморазвивающемся потенциале.

Увеличению объемов отгрузки промышленной продукции способствует развитие производства на:

    • ОАО «Дальтехгаз» за счет заключенного с американской фирмой «ЭйргазСахалин» в 2004 году договора по проекту «Сахалин-2» на поставку газа «Аргон» для сварочных работ.
    • ОАО «Дальэнергомаш» продукция, производимая предприятием, востребована не только на российском рынке, но и за рубежом в Иране, Индии, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане. Заводом увеличен объем производства компрессоров, насосов, дымососов, вентиляторов, освоен серийный выпуск автоматизированных систем управления нагнетателями ЦНВ (центробежные нагнетатели воздуха), что значительно улучшает технические характеристики продукции, в том числе их долговечность, облегчает обслуживание.

На предприятии разработана и реализуется программа, направленная на снижение издержек и увеличение объемов производства, внедрение новой техники и новых технологий. Основным звеном программы является структурная реорганизация завода, в ходе которой произойдет укрупнение ряда цехов, высвободятся производственные помещения и почти половина занимаемого земельного участка.

  • ОАО «Амурский кабельный завод» на предприятии велось техническое перевооружение, осваивались принципиально новые виды кабельной продукции, установлены 3 единицы оборудования стоимостью 2 млн. евро на участке волочения меди. Осуществляется реконструкция участка скрутки гибкой жилы.
  • ОАО «Дальневосточный завод металлоконструкций № 1»   осуществлялась работа по производству и обустройству детскими спортивно-развлекательными дворовыми комплексами микрорайонов города, освоено производство металлических крышек люков со стопорным устройством.
  • ОАО «Хабаровский завод «Базалит ДВ» в связи с развитием строительного комплекса Хабаровского края, увеличен выпуск теплоизоляционных плит, металлических трехслойных панелей. Предприятие осуществляло поставки теплоизоляционных материалов для нужд Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Сахалинской и Камчатской областей, Якутии, Бурятии, Сибири.
  • ОАО «Домостроительный завод» выполняло заказ на строительство домов контейнерного типа для вахтового поселка по проекту «Сахалин-2». Строительство объектов социального назначения осуществлялось для Корякского автономного округа, компании «МВС-Лизинг» в Читинской области. Смонтировано и отправлено ООО «Дальтрансуголь» в п. Ванино  4 коттеджа, для ОАО «РЖД» изготовлено 63 пункта охраны.
  • ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» осуществляло производство десантных катеров на воздушной подушке типа «Мурена», согласно заключенному договору с Республикой Корея, а также судоремонтные работы.

Динамично развивающимся видом экономической деятельности, призванным удовлетворить потребность населения в продуктах питания, является «Производство пищевых продуктов, включая напитки».  

Объем производства и отгрузки пищевых продуктов в 2007 году составил 7600,9 млн.руб., что на  13,8% больше уровня 2006 года.

В последние годы данный вид экономической деятельности интенсивно развивается, в том числе посредством ввода новых производственных мощностей. Среди предприятий ведется цивилизованная борьба за покупателя улучшается качество продукции, обновляется и расширяется ее ассортимент, дизайн, применяется современная упаковка и т. д.

Для улучшения продвижения продукции до потребителя большая часть производителей имеет собственную фирменную торговую сеть.

На ОАО «Амур-пиво» установлена  новая ПЭТ-линия, выполнены мероприятия по присоединению к газопроводу и переводу котельной на газ, установлен сепаратор и воздушный компрессор.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» «Балтика-Хабаровск» проведены работы по модернизации оборудования, направленные на сокращение энергозатрат, в административно-бытовом корпусе установлена система кондиционирования воздуха. Переоснащение производственных мощностей позволит обновить ассортимент продукции, заменить дизайн продукции.

ОАО «Масложиркомбинат «Хабаровский» введена в действие полуавтоматическая установка выдува пластикового стакана для расфасовки майонеза.

На ООО «Григ Чернобельского» проведены монтажные работы по установке автомата упаковки продукции.

ООО «Кооператор-2» установлено новое оборудование: массажер мяса, инъектор.

ООО «Мерилен» приобретены и установлены котлетные и холодильные аппараты, рефконтейнер, технологическое оборудование для переработки мяса.

ОАО ЛВЗ «Хабаровский» осуществлено строительство водочного отделения, проведена реконструкция, модернизация и расширение основных фондов.

Одним из приоритетных направлений деятельности администрации города является формирование активной инвестиционной политики, как важнейшего фактора развития высокоэффективного и конкурентоспособного производства.

В 2007 году объем инвестиций в основной капитал достиг 30,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,9 % больше, чем в 2006 году.

По-прежнему высокими темпами растут инвестиции в такие виды экономической деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

В городе создана необходимая структура  управления строительным комплексом; разработана нормативная правовая база в области регулирования и поддержки инвестиционной деятельности; правовое поле, упрощающее процедуру выделения земли в г. Хабаровске. Приняты  Правила застройки и землепользования и Генеральный план города; ведется разработка проекта  формирования объемно-пространственной композиции города, завершается инвентаризация земель.

Город применяет новые технологии привлечения финансовых ресурсов в строительную отрасль посредством предоставления на конкурсной основе сформированных земельных участков с необходимой инженерной инфраструктурой.  

Для реализации социально значимых инвестиционных объектов администрация города предоставляет земельные участки с понижающим (0,1) коэффициентом по арендной плате. Данной льготой уже смог  воспользоваться целый ряд предприятий, вкладывающих средства в капитальное строительство  производственных и торговых объектов

В рамках Мероприятий по осуществлению муниципальной инвестиционной политики города Хабаровска выпущен 5 сборник  инвестиционных предложений предприятий города Хабаровска,  оторый в 2007 году издан на английском и китайском языках. Сборник  инвестиционных предложений предприятий города Хабаровска распространяется не только на территории России,  но и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе через службу деловой  информатизации BISNIS Министерства Коммерции и торговли США. В СМИ регулярно публикуется информация об инвестиционных проектах, находящихся в стадии реализации.   

В 2007 году администрацией города подготовлена электронная версия второго издания Инвестиционного паспорта города Хабаровска, которая размещена на сайте администрации города. 

В Хабаровске утверждено и действует положение о порядке отбора инвестиционных проектов, обеспечивающихся  поддержкой администрации города  Хабаровска. Формы этой помощи весьма разнообразны: от прямой финансовой, залоговой и гарантийной поддержки до организационной, правовой и методической.

Ведется реализация инвестиционного проекта по строительству в городе крупного логистического терминала площадью 100 тыс. кв. метров. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд. рублей.

Через реку Амур у Хабаровска ведется строительство второй очереди железнодорожного моста длиной 2,6 км. Общий объем инвестиций в строительство составит более 6,6 млрд. рублей. В настоящее время Амурский мост остается единственным однопутным участком железнодорожного пути на всем протяжении Транссиба. Возведение мостового перехода у Хабаровска это самая крупная стройка в России такого плана, которую планируют закончить в 2008 году, а открыть движение предполагается в 2009 году, когда будут обустроены подъездные пути.

Проведены переговоры и достигнута договоренность с зарубежным инвестором о масштабном финансировании проекта по строительству сети мусороперерабатывающих комплексов на территории города в рамках городской целевой экологической программы. В соответствии с данной программой в городе начата работа по строительству первой очереди «Полигона твердых бытовых отходов». Общая стоимость проекта составляет 1,3 млрд. рублей. 

Разработан проект инвестиционной программы ОАО «Хабаровская горэлектросеть» по  развитию объектов коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере электроснабжения на 20082010 годы с перспективой до 2015 года. 

Проводимая администрацией города работа с инвесторами в рамках реализации Общегородских инвестиционных проектов, имеет динамичный характер. Результаты реализации Программы находятся на виду у жителей города, которые за последние три года смогли оценить такие объекты, как обновленный детский парк им Гайдара с современным игровым развлекательным комплексом, сеть современных муниципальных торговых комплексов, сеть магазинов «Ветеран», муниципальные социальные бани.

В целях создания условий для формирования  рынка доступного жилья в городе реализуется 5 программ, в т.ч.: накопительная схема строительства  жилья через ссудосберегательные строительные товарищества; «Социальная ипотека для жителей города Хабаровска на 20062017 годы»; «Жилье для молодых семей на 20062009 годы»; «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 20032010 годах»; малоэтажная высокоплотная застройка.

В 2007 году в краевом центре введено в эксплуатацию 216,2 тыс. кв. м  жилья, или 0,37 кв.м. жилой площади в расчете на 1 жителя (2001 году 0,14 кв.м., в 2006 году 0,29 кв.м.).   

В рамках программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах» в 2007 году введены две очереди 10 этажного дома по пер. Байкальскому, в котором под расселение из ветхого и аварийного жилищного фонда  выделены 99 квартир.

Начато комплексное освоение земельного участка по ул. Суворова (военный городок № 26).  К 2010 году будет произведена реконструкция существующих объектов недвижимости (здание штаба, клуба, казармы) в жилой микрорайон с площадью жилья 100 тыс. кв.м с развитой социальной инфраструктурой. Общий объем инвестиций по комплексному освоению военного городка составит около 3 млрд. рублей.  

В 2007 году сохранилась устойчивая тенденция роста субъектов малого бизнеса, и к концу года количество малых предприятий составило 16900 ед., что на 1,8% больше, чем в 2006 году. Количество действующих малых предприятий составило 7150 единиц. Численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей возросла до 14,0 тыс. человек, из них действующих 12,6 тыс. человек.

Структура распределения малых предприятий по видам экономической деятельности характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и общественного питания 45% от общего числа малых предприятий, что характерно, как для Хабаровского края, так и России в целом. На выпуске промышленной продукции занято 12% малых предприятий от общего числа, 19% осуществляет свою деятельность в строительстве, оказанием транспортных услуг занимается около 3% малых предприятий.

Оборот малых предприятий в 2007 году составил 99,7 млрд. рублей, что на 23,6% больше, чем в 2006 году. Его доля составляет 33,7% в обороте предприятий, организаций города по всем видам экономической деятельности (2006 г. 33,6%). Количество занятых в сфере малого бизнеса возросло на 6,3% и достигло 101,0 тыс. человек, или 29,3% от численности занятых в экономике города.

С 2007 года реализуется  четвертая по счету городская программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства  в городе Хабаровске  на 20072009 годы», которая разработана с учетом приоритетных направлений развития малого бизнеса, определения организационных, правовых и экономических мер, имеющих важное значение как для обеспечения благоприятного предпринимательского климата, так и для развития городской экономики. Программа органично вписывается в Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 20072009 годы и мероприятия по их реализации.

Для практического решения инвестиционных инициатив представителей бизнес-сообщества в июне 2007 года в Хабаровске состоялась третья Дальневосточная научно-практическая конференция по маркетингу, на которой рассмотрен и изучен вопрос «Инновации маркетинговых коммуникаций».

В целях совершенствования форм и механизмов взаимодействия власти и бизнеса,  устранение административных барьеров  в развитии предпринимательства с января 2007 года организована работа телефона «прямая линия».

В целях оказания поддержки субъектам малого предпринимательства доля муниципального заказа, выполненного с их участием составляет 33%; привлечено к обслуживанию жилищного фонда  23 частных предприятия, с передачей им 96,6 % жилья на обслуживание; оказывается содействие в открытии новых объектов потребительского рынка и услуг.

Хозяйственная деятельность местного самоуправления состоит из повседневной работы по обеспечению бесперебойной работы муниципальных предприятий жизнеобеспечения города тепло- и водоснабжения, водоотведения, благоустройства, транспорта, жилищных предприятий, предприятий других отраслей городского хозяйства, деятельность которых направлена на исполнение функций местного самоуправления повышение качества жизни населения города.

Выполнение этих функций возложено на муниципальный производственный сектор экономики города, который представлен 32 муниципальными предприятиями, ведущими хозяйственную деятельность в 7 отраслях городского хозяйства, с общей численностью работающих 8,5 тыс. человек.

В администрации города проводится  работа по контролю за деятельностью муниципальных предприятий. Ежегодно по итогам работы за очередной финансовый год проходят балансовые комиссии, где рассматриваются результаты работы каждого муниципального предприятия и отрасли в целом,  намечаются меры  по улучшению финансово-экономического состояния.

Реализация Концепции муниципального производственного сектора экономики за период до 2010 года, основополагающего документа, дающего возможность системно влиять на повышение эффективности работы муниципальных предприятий, приносит положительные результаты.

Улучшилось состояние платежной дисциплины, изменилась экономическая психология муниципального менеджмента. Муниципальные предприятия активнее ведут поиск дополнительных доходов, модернизируют основные фонды, применяют новые инновационные технологии.

Экономический эффект от реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности МУП в 2007 году составил 125 млн. рублей, что на 9 млн. рублей больше, чем в 2006 году.

Оптимизация структуры муниципального сектора экономики велась путем приватизации (5 единиц), слияния муниципальных предприятий (МУП «Городской центр по надзору за ремонтом жилищного фонда» с МУП «Служба заказчика по ЖКУ», МУП «Парус» с МУП «УКС»), реорганизации пассажирского автотранспорта.

В 2007 году муниципальными предприятиями, ведущими хозяйственную деятельность, произведено продукции, оказано услуг на сумму 7,2 млрд. рублей, что на 31,7% больше уровня 2006 года. Затраты на рубль произведенной продукции сократились на 7,3% и составили 92,3 коп. при рентабельности 8,4%.

По итогам 2007 года получено валовой прибыли  559,3 млн. рублей, что в 1,8 раза больше, чем запланировано. Получение прибыли ожидается во всех отраслях муниципального сектора экономики, в том числе и проблемной транспортной отрасли 7,3 млн. рублей, где в 2006 году получены убытки в сумме 80,6 млн. рублей.

В соответствии с распоряжением Мэра города осуществляется ежемесячный контроль за состоянием кредиторской и дебиторской задолженности муниципальных предприятий.

Потребительский рынок города в 2007 году сохранил положительную динамику развития. Город стал крупным торговым центром Дальневосточного региона.

В сфере потребительского рынка функционируют 2,0 тыс. магазинов, павильонов и торговых центров площадью 292,7 тыс. кв. м, 1,1 тыс. стационарных киосков, 14 рынков на 7,2 тыс. торговых мест, 6 муниципальных торговых комплексов, 592 предприятий общественного питания на 32,1 тыс. посадочных мест, 5 муниципальных магазинов «Ветеран» для обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров и других малообеспеченных слоев  населения, а также 1,1 тыс. предприятий бытового обслуживания. В сфере потребительского рынка занято около 70 тыс. человек.

В 2007 году открылись такие предприятия, как гипермаркет «Самбери» (ул. Трехгорная), супермаркет «Шамса-маркет» (ул. Краснореченская, 90), торговый дом «Посуда Центр Хабаровск» (Батуевская ветка, 20), магазины самообслуживания ООО «Максимус» (ул. СерышеваЛ. Толстого) и ООО «ПКФ «Акрукс» (ул. Брестская, 9), магазин смешанных товаров ООО «Прод-Импорт» (ул. ЗапаринаЯшина), магазин непродовольственных товаров «Замки», кафе «Красный дракон», кафе «Блин», кафе «Мальта» и др.

Достигнутые темпы экономического роста оказали влияние на положительную динамику уровня жизни населения. Опережающими темпами по отношению к инфляции росла заработная плата, которая увеличилась на 21,4% к уровню 2006 года и составила 17426,3 рубля.

Задолженность по ее выплате сократилась по сравнению с 2006 годом на 40 %.

Реализация мероприятий социальных программ содействию занятости населению позволила достичь минимального за последние годы уровня безработицы 0,76 % к численности экономически активного населения. Улучшилась демографическая ситуация в городе наблюдалось увеличение рождаемости на 3,3 %, снижение смертности 1,1 %.

В сфере общего образования в 2007 году основное внимание направлялось на выполнение мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Образование» и «Программы развития муниципальной системы образования г.Хабаровска на период с 20072010 годы», реализацию отраслевых мероприятий по увеличению сети дошкольных учреждений.

В рамках реализации национального проекта 8 образовательных учреждений города стали победителями в конкурсе учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и получили государственную поддержку по 1 млн. рублей; 25 педагогов из 21 школы города признаны лучшими и  получили  поощрительную премию по 100 тыс. рублей; ежемесячно 1966 учителей получают дополнительное вознаграждение в размере 1 тыс. рублей за классное руководство.

В 2007 году открыто 2 детских сада на 410 мест, 39 дополнительных групп в дошкольных учреждениях на 885 мест, «социальные гостиные» в 13 образовательных учреждениях, увеличилось количество приемных семей на 60 единиц, открыто 3 новых общеобразовательных учреждения (СОШ № 15, ЛИТ, школа-интернат № 1).

В сфере здравоохранения в 2007 году основное внимание уделялось реализации Концепции развития муниципального здравоохранения на 20052010 годы, повышению доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

В течение 2007 года, с целью улучшения медицинского обслуживания населения и усиления профилактики неинфекционных заболеваний, продолжалась реализация целевых программ отрасли: «Артериальная гипертония. Профилактика ИБС, инсультов и совершенствование оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистой патологией на 20052007 гг.», «Здоровое материнство и детство», «Сахарный диабет», «Профилактика стоматологических заболеваний у детей».

В медицинских учреждениях города выполнены работы по текущему и капитальному ремонту. В результате капитально отремонтированы следующие объекты:  пищеблок детского санатория «Амурский»; приемное отделение и гараж городской больницы № 10; инфекционное боксированное отделение детской больницы № 9; лаборатория, пищеблок и кардиологическое отделение больницы № 11; стоматологическое отделение и рентгенологический кабинет больницы № 1; рентгенологический и маммографический кабинеты поликлиники № 7;  филиал поликлиники № 16.

В целом, рост экономического потенциала позволил проводить сбалансированную социально ориентированную бюджетную политику.

В 2007 году администрация города Хабаровска эффективно отработала исполнение переданных государственных полномочий.

Участие и победа г. Хабаровска в конкурсе по реформированию муниципальных финансов позволило провести реализацию масштабного проекта по перестройке бюджетного процесса, внедрению новых принципов бюджетного планирования, повышению прозрачности бюджетных  процедур и эффективности бюджетных расходов. На эти цели из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов были выделены субсидии в размере 42,5 млн.рублей.

Основным доходным источником в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц. Администрацией города проводится планомерная работа по повышению собираемости данного налога. По результатам работы комиссий в территориальный бюджет дополнительно поступило около 250 млн. руб.

       Отработан механизм работы с бюджетообразующими предприятиями города (203 ед.).

Большое внимание в 2007 году уделялось взысканию земельного налога. Проведен ряд совещаний с участием руководителей УФНС РФ по Хабаровскому краю и Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю, на котором достигнута договоренность о проведении дальнейшей совместной работы по полной идентификации данных о земельных участках и их правообладателях.   

По результатам мониторинга использования земель, сформирована база данных о земельных участках и землепользователях, в которую включены земельные участки, используемые на праве аренды, а так же участки, признаваемые объектами налогообложения.

Продолжалась работа по снижению недоимки, с предприятиями, находящимися  в предбанкротном состоянии.

Основу международного сотрудничества Хабаровска составляют двусторонние связи: Хабаровск Ниигата (Япония), Хабаровск Мусасино (Япония), Хабаровск Харбин (КНР), Хабаровск Цзямусы (КНР), Хабаровск Пучон (Южная Корея), Хабаровск Портленд (США), Хабаровск Виктория (Канада) и др.

Все активнее становится участие администрации города во многосторонних международных проектах, таких как сотрудничество в рамках международных ассоциаций (Международная ассоциация «Породненные города», Международная Ассамблея столиц и крупных городов, Ассоциация городов Дальнего Востока и Сибири РФ и городов Западного побережья Японии), а также укрепление трехстороннего взаимодействия городов побратимов «Хабаровск Ниигата Харбин».

Позитивные тенденции социально-экономического развития города Хабаровска признаны как российским, так и международным сообществом.

В 2007 году на Всероссийском конгрессе объединенных городов и местных властей Хабаровск отмечен дипломом ООН-Хабитат «За эффективную промышленно-экономическую политику в городе», на ежегодном Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России» городу присвоено первое место по итогам 2006 года.


Какие наиболее трудные проблемы не удалось

решить в прошедшем году?


В городе остаются проблемы, решение которых возможно только при участии органов власти вышестоящего уровня.

Необходима увязка федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с поправками в Бюджетный и Налоговый кодексы.

Земля один из главных материальных и финансовых ресурсов муниципальных образований. Постоянно совершенствуется земельное законодательство.

Но, к сожалению, Федеральным Законом 53-ФЗ, в части земельных отношений, мы не можем воспользоваться, т.к. законодательными актами субъекта федерации в нарушение Градостроительного и Земельного кодексов, 131-ФЗ, положения 53-ФЗ снивелированы под интересы субъекта и ущемляют права органов местного самоуправления.

Установление расходных обязательств муниципального бюджета невозможно без установления государственных социальных стандартов. Поскольку ни Федеральный, ни краевой законы по этому вопросу не приняты до настоящего времени, определить потребность в реальных нормируемых расходах города не представляется возможным и из года в год расходы бюджета города рассчитываются по фактическому исполнению предыдущего года с учетом индексации.

Необходимо включить в перечень полномочий органов местного самоуправления функции по организации комплексного социально-экономического развития города, осуществлению промышленной политики, а также разработать на федеральном уровне соответствующие Законы.

Усложнена процедура поступления средств из федерального бюджета на исполнение государственных полномочий.

Органы местного самоуправления поставлены в жесткие временные рамки в освоении полученных федеральных средств, так как субсидии финансируются только в 3 - 4 кварталах года, что с учетом сезонного характера выполнения части работ и необходимости размещения муниципального заказа создает большие трудности, а порой и невозможность их освоения.

Одной из наиболее сложных проблем местного самоуправле­ния является урезание полномочий органов местного самоуправления по управлению и развитию неналоговой базы имеющегося в их распоряжении муниципального имущества, в т.ч. нежилых помещений.

В настоящее время работа осложняется необходимостью решения проблем по идентификации имущества из-за отсутствия технических паспортов и регистрации права федеральной собственности, а также оформлению прав на земельные участки жилых домов.

Существуют  проблемы и в социальной сфере:

недостаток площадей для осуществления деятельности;

недостаток учреждений, предоставляющих социальные услуги населению;

отсутствие в Методике расчета объема субвенций расходов по основным средствам, оплате госпошлины по переданным полномочиям по опеке и попечительству недееспособных граждан;

     низкая заработная плата работников социальных учреждений;

     недостаток кадров в учреждениях;

     проблемы капитального ремонта, реконструкции учреждений;

     недостаточная оснащенность учреждений диагностическим оборудованием.

           недостаточная обеспеченность детей дошкольными учреждениями;

              отсутствие в школах должности социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, специалистов по обслуживанию компьютерной техники, охранников;

              в краевой субсидии на коррекционные школы не запланированы средства на их подготовку к новому учебному году


Какие задачи стоят в 2008 году?

Основными направлениями деятельности администрации города Хабаровска в 2008 году станут:

развитие новых механизмов формирования гражданской активности; укрепление взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом, общественными организациями, населением и вышестоящими уровнями власти; развитие частно-государственного партнерства;

решение задач стратегического характера, направленных на сохранение высоких темпов роста экономики города, обеспечивающих городу конкурентоспособность и экономическую независимость, достижение качественных преобразований во всех сферах жизни;

внедрение программно-целевого планирования, ориентированного на результат;

повышение интенсивности инвестиционных и инновационных процессов в экономике, предпринимательской активности;

формирование преуспевающего имиджа города Хабаровска как административно-политического центра Дальневосточного федерального округа.

       В 2008 году оборот крупных и средних организаций города прогнозируется в размере 226,3 млн.руб., что на 15,0% больше уровня 2007 года.

В области содействия развитию промышленности города усилия администрации  города в 2008 году будут направлены на:

  • реализацию основных направлений Концепции промышленной политики администрации города Хабаровска на период до 2010 года;
  • осуществление контроля за производственно-экономической ситуацией на предприятиях города с разработкой мер, направленных на стабилизацию их деятельности;
  • обеспечение контроля по выполнению задания по мобилизации доходов в бюджет города, сокращению задолженности по заработной плате работникам;
  • координацию работы Совета директоров предприятий и организаций города Хабаровска, организацию проведения заседаний по вопросам, имеющим значение для стабильной работы предприятий, социально-экономического развития города;
  • осуществление организационной и информационной поддержки: проведение смотра-конкурса промышленных предприятий и организаций города и конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии», содействие привлечению промышленных предприятий для участия в конференциях, презентациях и выставках-ярмарках, эффективному взаимодействию школ города с профессиональными училищами и промышленными предприятиями города, закреплению базовых промышленных предприятий за школами города;
  • оказание содействия промышленным предприятиям в максимальной загрузке производственных мощностей, посредством привлечения их к размещению муниципального, краевого и межотраслевых заказов;
  • осуществление контроля за ходом реализации мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей, освоению производства новых видов продукции.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами  по промышленным видам экономической деятельности на 2008 год прогнозируется в сумме 49,7 млн.руб., что на 13,0% больше уровня 2007 года.

Динамично развивающимся видом экономической деятельности, призванным удовлетворить потребность населения в продуктах питания, является «Производство пищевых продуктов, включая напитки».  

В 2008 году объем производства и отгрузки пищевых продуктов ожидается  в  сумме 8200,0 млн.руб., что на  7,9 % больше уровня 2006 года.

В области содействия развитию предприятий города, занимающихся производством пищевых продуктов, усилия администрации города в 2008 года будут направлены на:

  • оказание содействия в развитии собственной фирменной торговой сети и сбыте собственной продукции через предприятия торговли города;
  • оказание организационной и информационной поддержки: содействие через СМИ в создании эффективной рекламы выпускаемой продукции, помощь в разработке предприятиями собственного торгового знака, привлечение предприятий города к участию в различных конкурсах и ярмарках;
  • организацию работы по развитию совместного сотрудничества предприятий с зарубежными партнерами в области освоения зарубежных рынков сбыта.

Бюджетная политика в 2008 году будет направлена на повышение эффективности муниципального управления, рост качества и условий предоставления муниципальных услуг, создание условий и стимулов для дальнейшего развития экономики города. 

Решение проблемы соответствия полномочий и финансовых возможностей муниципального образования требует правового регу­лирования на государственном и региональном уровне. Необходимо внести дополнение в Бюджетный кодекс РФ по установлению единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований на три года  от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов. Предусмотреть зачисление в бюджеты городских округов налога на доходы физических лиц по нормативу 50%, закрепить в Налоговом кодексе РФ транспортный налог в перечне местных налогов, полностью поступающих в бюджеты муниципальных образований, принять решение по полной монетизации льгот по проезду на общественном транспорте, либо утвердить порядок учета поездок льготных пассажиров. Это позволит не разрушать до конца муниципальный общественный транспорт, иметь стабильную доходную часть бюджета на более долгосрочный период и, соответственно эффективно планировать расходы на осуществление своих полномочий.

В целях решения приоритетных задач, стоящих перед системой общего образования города, создания необходимых условий для ее дальнейшего развития планируется осуществление следующих мероприятий:

сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. В 2008 году будут дополнительно открыты 13 детских сада на 1480 мест;

сохранение и укрепление здоровья детей, профилактика и предупреждение беспризорности и безнадзорности;

повышение эффективности работы по защите прав детей.  Развитие различных форм семейного устройства детей. В 2008 году на воспитание в приемные семьи планируется передать 60 детей;

укрепление и развитие материально-технической базы учреждений образования;

оптимизация образовательной сети. В 2008 году планируется реорганизовать муниципальную среднюю школу № 65 и начальную школу № 4 в одно учреждение;

информатизация и внедрение информационных технологий;

разработка и внедрение нормативов подушевого финансирования дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования  детей, и как следствие внедрение новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений;

создание условий для совершенствования деятельности самоуправления школьников, разработка механизма взаимодействия педагогических коллективов школ с родительской общественностью и другими социальными институтами;

повышение статуса, профессионального уровня педагогических и руководящих работников отрасли;

дальнейшая реализация приоритетного национального проекта «Образование».

Основными направлениями развития отрасли  «Здравоохранения» в 2008 году будут являться:

дальнейшее укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения;

реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье»;

реализация городских целевых программ в сфере здравоохранения;        

внедрение отраслевых стандартов, стандартных операций и процедур в деятельность муниципальных учреждений здравоохранения;

информатизация отрасли здравоохранение;

участие в национальном пилотном проекте по структурному совершенствованию системы здравоохранения.

В 2008 году начнется реализация мероприятий городских целевых программ в сфере здравоохранения: «Создание условий для функционирования муниципальных учреждений здравоохранения г.Хабаровска, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, помощь женщинам в период беременности и родов на 20081010 годы», «Совершенствование организации скорой медицинской помощи населению г.Хабаровска 20082010 годы», «Развитие санаторно-оздоровительного лечения в детском санатории «Амурский» 20082010 годы», «Улучшение состояния материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения на 20081010 годы». Также планируется приступить к реализации среднесрочной программы информатизации отрасли, которая предусматривает до 2012 года осуществить полную информатизацию деятельности муниципальных учреждений здравоохранения. 

В отрасли «Социальная защита населения» основными направлениями работы в 2008 году будут являться:

исполнение переданных государственных полномочий по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан;

выполнение мероприятий муниципальных ведомственных программ по предоставлению дополнительных льгот, пособий и других мер социальной поддержки малоимущим пожилым гражданам, инвалидам, семьям с несовершеннолетними детьми и других льготным категориям граждан;

разработка автоматизированной программы «Учет исполнения финансирования всех уровней бюджетов в подведомственных муниципальных учреждениях» и основных требований к результатам работы подведомственных муниципальных учреждений;

развитие сети дополнительных услуг: социальных юристов (оказание квалифицированной юридической помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию) и сиделок по уходу за гражданами, не имеющими возможности самостоятельно осуществлять уход.

В 2008 году начнется реализация ведомственной целевой программы «Социальная поддержка населения городского округа «Город Хабаровск» на 20082010 годы». В программе расширен перечень социальной помощи с одновременным усилением адресности предоставления. Мероприятия программы направлены на оказание адресной материальной и натуральной помощи, выплату ежемесячных денежных пособий; организацию реабилитационных и социокультурных акций, создание доступной среды для маломобильных групп населения. Реализация целевой программы «Развитие существующей системы предоставления социальных услуг оказываемых за счет бюджета городского округа «Город Хабаровск» на 20082010 годы» позволит повысить качество предоставления социальных услуг населению, а также  эффективность и результативность бюджетных расходов

В 2008 году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется в сумме 33,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 6,8 % больше, чем в 2007 году.

В 2008 году планируется завершить работы по реконструкции плавательного бассейна «Дельфин», гимназии № 6 пристройка спортзала, строительству модульного спортивного зала по пер. Молдавскому, восстановлению детского сада по ул. Панфиловцев, 49, памятника первостроителю города Я. Дьяченко, реконструкции городской поликлиники № 15,  канализационной насосной станции № 4, здания под баню по ул. Суворова.

Также будут продолжаться работы по объектам:

  • Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения подземных вод;
  • Расширение и реконструкция водопровода (2 и 3 очередь);
  • Реконструкция и расширение канализации (2 очередь).

В 2008 году прогнозируется объем вводимого жилья на уровне 220,0 тыс. кв. м, или 0,38 кв.м жилой площади в расчете на 1 жителя.   

В рамках реализации Общегородских инвестиционных проектов в 2008 году при общем объеме внебюджетного финансирования более 1,5 млрд. рублей к 150-летию со дня основания города Хабаровска, будут введены  следующие строительные объекты: торгово-развлекательный комплекс по ул. К. Маркса, многофункциональный бизнес-центр по ул. Дзержинского, верхний пруд по Уссурийскому  бульвару, привокзальная площадь, кинотеатр «Дружба».

На средства иностранных инвесторов продолжится реализация инвестиционного проекта по строительству в городе крупного логистического терминала площадью 100 тыс.кв.м.

В 2008 году сохранится устойчивая тенденция роста субъектов малого бизнеса к концу года количество малых предприятий составит 17400. Количество действующих малых предприятий достигнет 7500. Численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей возрастет до 14,7 тыс. человек, из них количество действующих предпринимателей составит 13,0 тыс. человек.

Продолжится работа по совершенствованию финансово-кредитной поддержки инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса, совершенствование форм взаимодействия власти и бизнеса («круглые столы», телефон «прямая линия»,  Советы  по предпринимательству при Мэре города,  координационный совет при администрации города, МУ «Центр одно окно» и др.).   

Пройдут традиционные городские конкурсы на звание «Лучший предприниматель города Хабаровска», «Десять лучших товаров города Хабаровска», ежегодная Дальневосточная научно-практическая  конференция по маркетингу. В 2008 году для предпринимательских структур продолжится организация и проведение обучающих семинаров,  совещаний, «круглых столов» с участием налоговых служб, контролирующих и надзорных органов, преподавателей из ДВАГС, представителей РАУНЦ, ФПМП Хабаровского края по применению действующего законодательства, касающегося осуществления предпринимательства по различным направлениям деятельности.

В целях совершенствования форм и механизмов взаимодействия  власти и бизнеса, устранение административных барьеров в развитии предпринимательства будет продолжена работа «Телефона «прямая линия».

Одной из главных задач администрации города является продолжение работы по совершенствованию форм и методов управления муниципальными предприятиями, в основе которых лежит плановая система их финансово-хозяйственной деятельности.

В рамках Концепции развития муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска на период до 2010 года. продолжится процесс сокращения нерыночного сектора жилищно-коммунальных услуг за счет акционирования МУП, в результате которого в 2008 году весь муниципальный жилищный фонд будет обслуживаться частными жилищными предприятиями. Будет подготовлена база для приватизации предприятий благоустройства путем преобразования в открытые акционерные общества со 100% капиталом городского округа и создания холдинговой компании.

Будет акционировано 5 предприятий, функции которых не относятся к компетенции органов местного самоуправления.

В целях повышения эффективности управления в жилищно-коммунальном хозяйстве в 2008 году будет осуществлен комплекс мер направленных на совершенствование внутрихозяйственных отношений, в т.ч.: мониторинг технического состояния жилищного фонда, управления и обслуживания многоквартирных жилых домов, подомового учета ремонтных работ; формирование единой информационной системы с возможностью ее использования всеми участниками жилищно-коммунальных отношений; введение новых территориальных единичных расценок и сметных норм на содержание и ремонт жилищного фонда.

Для решения проблемы капитального ремонта жилого фонда администрация  города активно занимается подготовкой нормативной и материальной базы для вхождения в конкурсные условия получения финансовых ресурсов федерального фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В 2008 году администрация города также предусматривает разработать механизмы муниципально-частного партнерства в управлении объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных отношений. Исключительно важно, что организация подобного взаимодействия  позволяет привлечь средства частных инвесторов без отчуждения общественной инфраструктуры в частную собственность, оптимизировать тарифы на коммунальные услуги.

Реализация всех выше перечисленных мер даст заметный экономический эффект, позволит выполнить контрольные показатели финансово-экономической деятельности МУП и отраслей городского хозяйства.

Положительный опыт работы по повышению эффективности работы городского хозяйства будет представлен на международной научно-практической конференции «Технологии социально-экономических инноваций в управлении устойчивым развитием муниципального сектора экономики» в мае 2008 года.

В 2008 году прогнозируется положительная динамика развития потребительского рынка, главным образом, за счет привлечения инвестиций и роста платежеспособного спроса населения. Товарная насыщенность рынка будет носить устойчивый характер. Предполагается дальнейшее усиление позиции организованного рынка (торгующих организаций).

В прогнозируемом периоде оборот розничной торговли по всем каналам реализации составит 69,0 млрд. рублей, ожидается его рост в действующих ценах на 18,2%, в сопоставимых на 9,7%.

Ожидается дальнейший прирост сети, в том числе: магазинов и павильонов на 33 единицы, предприятий общественного питания на 10 единиц, предприятий бытового обслуживания на 20 единиц.

Продолжится работа по замене действующих киосков на торговые объекты (киоски, павильоны, торговые модули), отвечающие современным строительным технологиям, а также санитарным нормам и правилам.

Продолжится работа по внедрению прогрессивных технологий продаж, повышению качества обслуживания (организация продажи товаров в кредит, применение накопительной системы скидок, реализация товаров по образцам, организация собственных мини-производственных цехов мясных, рыбных полуфабрикатов высокой степени готовности, кулинарной, салатной и кондитерской продукции, организация сервисного обслуживания в магазинах, реализующих сложнобытовую технику, установка кассовых систем пост-терминал, внедрение электронного учета).

Получат свое развитие логистические центры и консигнационные склады, будут широко внедряться франчайзинговые формы ведения торговли.

Приоритетными направлениями международной деятельности в 2008 году определены:

дальнейшее развитие сотрудничества и совершенствование международной деятельности по расширению контактов с городами стран Азиатско-Тихоокеанского региона;

укрепление побратимских и дружественных связей с зарубежными городами;

реализация программы действий администрации города Хабаровска по оптимизации внешнеэкономического взаимовыгодного сотрудничества с городами стран АТР;

оказание содействия в создании условий для устойчивого экономического роста на основе эффективной инвестиционной деятельности;

оказание содействия в организации участия хабаровских предпринимателей в международных встречах, торгово-экономических, промышленных выставках, презентациях своих инвестиционных возможностей, обменах специалистами в различных областях деятельности;

подготовка проведения встреч мэров Сибири, дальнего Востока РФ и мэров Западного побережья Японии.

В 2008 году будет осуществлен мониторинг реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска. Результатом этой работы станут:  

- положение о мониторинге и корректировке Плана, раскрывающее основные цели, концепцию, порядок проведения мониторинга;

- методика оценки эффективности реализуемых программ и мероприятий,  предусматривающая формы и сроки аналитической отчетности;

- методика изучения общественного мнения, включающая  выявление оценок общественности города о степени реализации мероприятий Плана, качестве и эффективности достигнутых результатов, установление обратной связи между жителями города и теми, кто реализует План;

- предложения по совершенствованию механизмов реализации Плана.

       В целях отбора показателей, необходимых для оценки реализации Плана и эффективности функционирования органов местного самоуправления, проводится анализ показателей форм государственного статистического наблюдения, в которых сконцентрирована информация о городе  Хабаровске. Данная работа идет в русле проводимой в Российской Федерации административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Динамичная, целенаправленная реализация всех вышеперечисленных направлений должна привести город к такому типу хозяйствования, когда по максимуму достигается самодостаточность, когда город, а точнее его население, реально сможет себя ощущать как социальную общность.


Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?

Считаем, что АСДГ может способствовать обмену опытом по привлечению и использованию научного потенциала к муниципальным проблемам между сибирскими и дальневосточными городами, привлечению и использованию средств грантов, конкурсов для решения актуальных проблем отраслей экономики города, выработке единых подходов городов в антимонопольной, налоговой, тарифной политике, в рамках действующего законодательства и в пределах полномочий органов местного самоуправления, содействие городам в проведении согласованных мер по социально-правовой защите населения, выработке наилучших форм реализации действующего законодательства Российской Федерации по вопросам, затрагивающим интересы городов, формированию и реализации целевых программ развития муниципальных отраслей социального блока, решению проблем межбюджетных отношений и др.


Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?        

Администрация города считает необходимым и целесообразным проведение конференций по обсуждению наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития городов.

Данные мероприятия будут способствовать обмену опытом в развитии городов, в т.ч. позволят координировать усилия в поиске путей улучшения экономической и социальной обстановки в городах, содействовать  в  разработке и внедрении прогрессивных технологий, оборудования и методов организации труда в  системах  жизнеобеспечения городов и различных сферах городского хозяйства, выработать совместные предложения федеральным органам и субъектам Федерации по проектам законов и иных нормативных актов, затрагивающих интересы городского самоуправления и др.


Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения?


Считаем целесообразным поведение конференции с целью выявления предложений администраций городов ДФО и АСДГ по внесению поправок в законодательство РФ по земельным вопросам.