Информация о деятельности правового управления
Администрации Шелеховского муниципального района
в 2006 году
1. Общая информация.
Правовое управление является вспомогательным подразделением Администрации района, осуществляющим внутреннее обеспечение деятельности органов местного самоуправления. В составе управления работают 10 муниципальных служащих. На данное подразделение возложено решение таких важных задач, как правовое обеспечение деятельности Мэра, Думы, обеспечение соответствия законодательству правовых актов органов местного самоуправления, информационно-справочное обеспечение деятельности органов и должностных лиц органов местного самоуправления Шелеховского района, оказание консультативной помощи структурным подразделениям Администрации района и муниципальным предприятиям, учреждениям по правовым вопросам, судебная защита интересов органов местного самоуправления Шелеховского района. Через правовое управление проходит до 70 % деловой корреспонденции администрации района.
2. Результаты деятельности в 2006 году.
Правовое управление в 2006 году обеспечивало выполнение ряда мероприятий, направленных на развитие местного самоуправления.
Изменение системы организации местного самоуправления в Российской Федерации привело к образованию на территории Шелеховского района 7-ми самостоятельных муниципальных образований (Шелеховский район, город Шелехов, Баклашинское муниципальное образование, Большелугское муниципальное образование, Олхинское муниципальное образование, Подкаменское муниципальное образование, Шаманское муниципальное образование), 5 из которых не имеют в структуре органов местного самоуправления квалифицированных юристов. С целью обеспечения выполнения указанными муниципальными образованиями своих полномочий были осуществлены следующие мероприятия:
1) Организация разработки, принятия и опубликования основных нормативных правовых актов (Устав, бюджет, нормативно правовые акты об установлении налогов и сборов, о передаче полномочий, об установлении правил расчета арендной платы и др.);
2) Системное проведение консультаций для вновь созданных муниципальных образований по текущим вопросам;
3) Разработка плана мероприятий по организации совместного источника опубликования официальной информации;
4) В сфере правоотношений по делегированию полномочий:
- участие в подготовке 21 соглашения о делегировании полномочий на 2007г.
- участие в подготовке 20 соглашений о взаимодействии по решению вопросов местного значения на 2007г.
5) Участие от имени муниципальных образований в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (15);
6) Предоставление методических рекомендаций, экспертиза правовых актов поселений.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовым управлением обеспечено принятие необходимых правовых актов (от нормативных правовых актов Думы до положений о структурных подразделениях администрации и должностных инструкций работников). Обеспечена правовая поддержка передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления района. В этом направлении разработаны собственные правовые схемы.
В течение года правовым управлением приведены в соответствии с федеральным законодательством правовые акты органов местного самоуправления с 1995 по 2005 годы.
В 2006 году участвовали в мероприятиях на территории Шелеховского района по проведению референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
В 2006 году впервые за последние 10 лет на территории Шелеховского района принята программа профилактики правонарушений в Шелеховском районе. Целью Программы является повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов и органов местного самоуправления в целях охраны правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений.
Роль правового управления заключается в координации проводимых мероприятий, обеспечивая деятельность межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Шелеховском районе. К сожалению, в этой части не все удалось выполнить. В частности, необходимо улучшение взаимодействия Шелеховского ГОВД со школами, усиление работы в данной сфере со всеми участниками программы.
Работа по реализации программы состояла из следующих направлений: 1) создание банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 2) информирование населения о деятельности органов внутренних дел; 3) проведение юридических консультаций, бесед и лекций в образовательных учреждениях; 4) распространение среди населения памяток (листовок) о порядке действия граждан при совершении в отношении них правонарушений; 5) мониторинг досуга подростков и молодежи, анализ клубных формирований, спортивных секций, кружков; 6) вовлечение молодежи в занятие спортом; 7) помощь в организации досуга несовершеннолетних в летний период; 8) проведение отделом вневедомственной охраны мероприятий по профилактике краж личного имущества из жилых помещений и гаражей; 9) проведение мероприятий по контролю за оборотом табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 10) трудоустройство несовершеннолетних и лиц, осужденных к условной мере наказания; 11) проведение на территории Шелеховского района выездных отчетов участковых уполномоченных; 12) введение дополнительных ставок школьных инспекторов в Шелеховском ГОВД за счет средств местного бюджета(4); 13) проведение конкурса «Лучший участковый уполномоченный».
Решением Думы Шелеховского муниципального района от 21.12.2006г. № 73-рд «О реализации муниципальной программы профилактики правонарушений в Шелеховском районе в 2007 году» действие программы продлено на 2007 год.
3. Что не удалось решить.
1. Не удалось в 2006 году осуществить передачу объектов недвижимости в собственность вновь образованных муниципальных образований. Причины – отсутствие государственной регистрации прав на указанные объекты, и соответствующая правовая позиция Администрации Иркутской области.
2. Законодательным собранием Иркутской области не поддержаны предложения Администрации Шелеховского муниципального района о разработке и принятии законов области:
О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере строительного надзора, квотировании рабочих мест, регистрации коллективных договоров, экологического контроля;
О предоставлении налоговых льгот субъектам, осуществляющим благотворительную деятельность.
3. Не поддержаны Законодательным Собранием Иркутской области предложения по изменению Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части разграничения смежных полномочий поселений и муниципального района, закрепления нормы об информационном обмене между муниципальными образованиями разных уровней.
(всего в Законодательное Собрание Иркутской области было направлено 32 предложения по изменению действующего законодательства).
4. Основные задачи на 2007 год
В 2007 году правовым управлением планируется уделить пристальное внимание документам, принимаемым вновь образованными муниципальными образованиями и оказать содействие в решении правовых проблем, возникающих на их территориях.
Организация мероприятий по проведению в поселениях Шелеховского района голосования по вопросу объединения поселений в единое городское поселение со статусом городского округа.
В этой связи правовое управление выполняет правовую и организационную части осуществляемого Администрацией района информационного обеспечения проводимых на территории Шелеховского района выборов и референдумов.
В целях реализации Программы профилактики правонарушений в Шелеховском районе в текущем году планируется дополнительно к вышеперечисленным мероприятиям сосредоточить усилия исполнителей программы на профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, рецидивной преступности, повышении уровня доверия населения к правоохранительным органам, улучшение взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, правоохранительных органов, осуществление мер по материально-техническому и кадровому обеспечению правоохранительных органов.
Организация бесплатной юридической консультации гражданам по правовым вопросам на сайте Администрации Шелеховского муниципального района. Уже сегодня в Internet – приемной можно разместить вопрос с юридической проблематикой, на который сотрудники правового управления постараются дать исчерпывающий ответ.
5. Роль АСДГ
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов на наш взгляд может оказать содействие в:
- выражении консолидированной позиции муниципальных образований по ключевым позициям местного самоуправления;
- консультативной и методической помощи;
- обмене опытом.
6. Предложения в план проведения конференций.
Предлагаем для обсуждения следующие вопросы:
1. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не делегированных в установленном законом порядке и не обеспеченных финансовыми средствами.
2. Разграничение полномочий по вопросам местного значения между поселениями и муниципальными районами.
3. Общие и специальные вопросы по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении.