Благовещенск

 

Важнейшей задачей администрации города в области экономики является достижение экономического развития города Благовещенска

Для решения проблем экономического и социального характера администрацией города ежегодно принимается План действий администрации по социально-экономическому развитию города Благовещенска (постановлением мэра города от 02.05.2006 № 1275 был утвержден План на 2006 год).

В Плане администрации города предусмотрен блок мероприятий, направленных на достижение экономического развития города Благовещенска.

В рамках выполнения мероприятий этого блока проведена следующая работа:

– разработана и принята Концепция развития города Благовещенска до 2010 года. Концепция определяет перспективы развития города и те меры, реализация которых совместными усилиями власти, бизнеса, горожан позволит Благовещенску развиваться и улучшать городскую среду;

– разработана Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования города Благовещенска до 2010 года, которая в соответствии с постановлением мэра от 18.09.2006 г. №3058 прошла процедуру публичных слушаний. Программа устанавливаеториентиры экономического развития города, показывает возможности экономики, которые сформированы в настоящее время и определяет приоритетные направления  развития города;

– организована работа системы индикативного управления экономикой на территории города. В соответствии с Реестром хозяйствующих субъектов, подлежащих мониторингу, в 2006 году было заключено 154 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве;

– ведется ежеквартальный анализ динамики социально-экономических параметров развития города с целью определения основных тенденций и направлений развития.

В рамках заключенных соглашений до хозяйствующих субъектов на 2006 год доведены значения индикаторов оценки уровня жизни населения (размер среднемесячной заработной платы) и контрольные показатели по объему выпущенной и реализованной продукции, мобилизации доходов в городской бюджет.

За 2006 год проводился мониторинг по 157-ми хозяйствующим субъектам, что составило 55% от числа хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр (286 ед.). Рост уровня среднемесячной заработной платы отмечен на 130 предприятиях, темп роста за анализируемый период  по сравнению с аналогичным периодом  прошлого года составил 113,9%.

В результате этого,  по расчетным данным, дополнительные поступления в городской бюджет по налогу на доходы физических лиц за январь – сентябрь 2006 года составили почти 3,9 млн. руб.

 

Важной составляющей экономического роста территории является привлечение инвестиций в экономику города. В рамках работы по данному  блоку мероприятий нами проделана следующая работа.

Управлением экономического развитии и инвестиций сформирован и ежегодно обновляется реестр инвестиционных проектов предприятий города Благовещенска. Информация по проектам предоставляется банковским учреждениям города и потенциальным инвесторам как российским, так и иностранным.

Распоряжением мэра города Благовещенска от 21.02.2006 №86-р определен перечень основных социально-значимых проектов, реализуемых на территории города Благовещенска. Мониторинг работы по реализации этих проектов ведет управление экономического развития и инвестиций

Нами была оказана методическая и практическая помощь в разработке инвестиционного проекта «Строительство мусороперерабатывающего комплекса «БлагЭКО», общая стоимость которого составляет 342 млн. рублей.

Был выпущен инвестиционный паспорт города Благовещенска на трёх языках (русском, английском и китайском), на бумажном и электронном носителях. Инвестиционный паспорт города Благовещенска был представлен потенциальным инвесторам на Харбинской торгово-экономической ярмарке, а также на ярмарке «Амурэкспофорум»,  проходившей в городе Благовещенске.

С целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов нами подготовлен и направлены бюджетные заявки для участия в конкурсе на финансирование инвестиционных проектов за счет средств Фонда муниципального развития Амурской области и счёт средств федерального бюджета. Кроме того, нами была оказана методическая помощь структурным подразделениям администрации города Благовещенска в составлении бюджетных заявок для участия в конкурсе инвестиционных проектов на ассигнование средств Фонда муниципального развития Амурской области.

 

Активное участие администрация города приняла в реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Так, нами были оформлены и направлены в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ (г. Москва) заявки оказание государственной помощи по строительству объектов города Благовещенска в рамках подпрограмм Федеральной целевой программы «Жилище»: «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

В рамках участия в данных программах нами была получена государственная  гарантия средствами бюджета Амурской области на 2006 год в сумме 47,5 млн. руб. Подана заявка на получение государственной  гарантии средствами бюджета Амурской области на 2007 год.

Оформлена и направлена заявка в администрацию Амурской области в целях выделения средств из Фонда регионального развития Амурской области на сумму 69,39 млн. руб.

Оформлена заявка в Министерство регионального развития РФ, в рамках которой определен список строек и объектов по отраслям коммунального строительства для включения их в перечень государственных нужд на 2007 год («Непрограммная часть»). Запрашиваемый объём финансирования за счёт средств федерального бюджета – 70 млн. руб.

Продолжена реализация муниципальных целевых программ. В рамках одной их них «Развитие городского пассажирского транспорта на 2005-2008 г.г» продолжалось  обновление пассажирского парка муниципальных транспортных предприятий. Так, за  последние 2 года было приобретено 54 автобуса на сумму 27 млн. руб. и 2 троллейбуса – на сумму 5 млн. руб.

 

В целях повышения доходной части городского бюджета, создания благоприятных условий для развития процесса инвестирования в экономику  постановлением мэра города Благовещенска от 30.12.2005 № 3885 «Об утверждении Положения о комиссии по вопросам финансово-бюджетной и налоговой политики» создана комиссия, основной задачей деятельности которой является работа с неплатежеспособными хозяйствующими субъектами. В 2006 году проведено 8 заседаний комиссии по вопросам финансово-бюджетной и налоговой политики, на которые были приглашены 26 руководителей организаций, 58 индивидуальных предпринимателей.

По результатам заседания комиссии и проведения работы с организациями-должниками в 2006 году сумма погашенной задолженности составила 15 631,5 тыс. руб., в том числе по налогам, зачисляемым в городской бюджет – 6 571 тыс. руб.

 

Для обеспечения роста предпринимательской активности во всех сферах экономики администрацией города Благовещенска проведена следующая работа.

Разработан порядок предоставления финансовой помощи субъектам малого предпринимательства на конкурсной, возвратной основе за счет средств Фонда поддержки экономического и социального развития города. За 2006 год года предоставлено финансовой помощи  11 субъектам малого предпринимательства на сумму 1090 тыс. руб.

В мае 2006 года были подведены итоги конкурса «Лучший предприниматель города» по результатам деятельности в 2005 году, победители которого были включены в состав делегации бизнесменов города Благовещенска для ознакомительной поездки в Китай. 

 

С целью расширения финансовой базы муниципального образования администрацией города Благовещенска в 2006 году был осуществлен выпуск муниципальных ценных бумаг на сумму 75,5 млн. рублей, реализация которого существенно помогла решить финансовые проблемы бюджета.

 

В рамках осуществления международных связей нами проведен ряд информационных встреч для иностранных инвесторов в городе Благовещенске, переговоры о привлечении инвестиций в строительство и перерабатывающую промышленность с корпорациями КНР, Кореи. Конкретных результатов по строительству производств за счет иностранных инвестиций пока не достигнуто, но переговорный процесс продолжается.

Народное Правительство города Хэйхэ подготовило информацию об основных инвестиционных проектах провинции Хэйлунцзян и бизнес-партнерах КНР.

Организована поездка ряда делегаций города Благовещенска в Китай с целью установления деловых контактов. Делегация нашего города принимала участие в международной ярмарке-выставке в городе Харбин, в презентации провинции Хэйлундзян в Гонконге, участвовали  в выставке «АмурЭкспоФорум 2006» на территории нашего города.

В городе Благовещенске на базе торгово-промышленной палаты Амурской области создан ин­формационный центр, который поддерживает отношение с рядом провинций Китая и более чем со ста городами РФ. Администрацией города Благове­щенска регулярно проводятся информационные встречи для делегаций про­винций КНР, сопровождаемых Правительством города Хэйхэ. Таких делегаций за последние три года было более 50.

В июне 2006 года была проведена конференция АСДГ по теме «Международные связи муниципалитетов», которая сыграла важную роль в укреплении межмуниципальных отношений.

Администрация города приступила к реализации инвестиционного  проекта «Берегоукрепление реки Амур в комплексе с намывом береговой территории». На его  реализацию в 2006 году было направлено 15 млн. руб. за счет средств бюджета муниципального образования города Благовещенска.

Были проведены строительные работы  на первом участке набережной длиной 342 п. м. Финансирование данного объекта будет осуществляться с 2007 года за счет средств Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года». 

 

Наиболее трудные проблемы, которые не удалось решить в прошедшем году:

 

1. Проблемы с реализацией подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».

Администрацией города проводилась работа по участию в ФЦП «Жилище». В рамках участия в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» нами была получена возможность привлечь кредитные ресурсы под гарантию Российской Федерации и Субъекта Российской Федерации – Амурской области.

Из общей суммы гарантии по подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»  210 млн. руб. были обеспечены гарантией бюджета Российской Федерации (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 августа 2006 г. № 1098 – р ).

Для реализации полученной возможности нами был  подготовлен пакет документов для Министерства финансов РФ с целью заключения договора о предоставлении гарантии, проведен конкурс на выбор банка-кредитора по данному проекту.

Оставшаяся часть кредита в сумме 218 млн. руб. в соответствии с условиями подпрограммы должна быть оформлена под гарантию субъекта Российской Федерации – Амурской области. 

И вот здесь у нас возникли проблемы, которых, скажем прямо, не было при рассмотрении гарантии на уровне бюджета Российской Федерации.

Прежде всего, требования администрации Амурской области по предоставлению гарантии не делают различий между коммерческими проектами, освоение которых ведется с целью получения прибыли, и социальными проектами, каким является проект «Застройка Северного жилого района» в части развития коммунальной инфраструктуры.

Пакет документов, который представлен нами на рассмотрение Администрации Амурской области и областного Совета по перечню и объему информации значительно больше по объему и детальнее по содержанию, чем пакет документов для рассмотрения в Правительстве РФ.

Таким образом, реализация национального проекта уже на этапе рассмотрения заявок в субъекте Российской Федерации находит препятствия, связанные с формальным подходом, административными барьерами. В результате решения целого ряда формальностей: на уровне Субъекта Федерации – Амурской области, на уровне Министерства финансов РФ нам не удалось в 2006 году привлечь кредитные ресурсы для развития коммунальной инфраструктуры.

 

2. Проблемы с реализацией городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей»

В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, решением Благовещенской городской Думы от 08.06.2006 № 15/84 внесены изменения и дополнения в городскую целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы.

По состоянию на 01.09.2006 года участниками городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы являются 523 молодые семьи.

По условиям программы субсидия молодым семьям выплачивается за счет софинансирования федерального, областного и городского бюджетов. В городском бюджете на 2006 год на реализацию вышеназванной программы запланировано 3 млн. рублей, но в связи с непоступлением средств из областного и федерального бюджетов средства городского бюджета не использованы.

Список молодых семей — участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы на получение субсидии в 2006 году сформирован и направлен в Администрацию Амурской области.

 

Задачи на 2007 г.

 

Дальнейшая реализация инвестиционных проектов на территории муниципального образования. Сформирован перечень наиболее перспективных и социально-значимых объектов, которые включены в различные федеральные целевые программы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на общую сумму 288,7 млн. руб. В перечень проектов, заявленных в программы, включены:

«Строительство мусороперерабатывающего комплекса «БлагЭко»

«Строительство очистных сооружений пос. Аэропорт»

«Строительство, реконструкция и расширение систем водоснабжения и канализации г.Благовещенска» и ряд других проектов.

«Застройка Северного жилого района»

Расширение жилищных площадей города предполагается вести за счет реализации инвестиционного проекта «Застройка Северного жилого района», который мы направили для участия в отборе в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

В результате включения проекта в подпрограмму «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственная поддержка в виде прямого финансирования объектов Северного жилого района  составит в 2007 году –– 49,34 млн. руб. 

 

«Берегоукрепление реки Амур в комплексе с намывом береговой территории»

Финансирование данного объекта будет осуществляться с 2007 года за счет средств Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года». 

Сумма финансирования  объекта «Берегоукрепление реки Амур в г. Благовещенске на участке ул. Калинина - пер. Святителя Иннокентия» составит за три года (с 2007 по 2009 г.г.) 160 млн. руб., из которых 100 млн. руб. – средства федерального бюджета.

На 2007 год в рамках программы запланированы объемы капитальных вложений в сумме 50,5 млн. руб., в том числе: 30 млн. руб. – средства федерального бюджета, 10 млн. руб. – средства бюджета субъекта Российской  Федерации Амурской области, 10,5 млн. руб. – средства бюджета муниципального образования города Благовещенска.