Органам местного самоуправления в ближайшие 2-3 года необходимо решить, на наш взгляд, несколько принципиальных проблем.
По степени приоритетности:
1. ФЗ-131 и ФЗ - 122сводят функции органа местного самоуправления фактически к функциям организации обслуживающей муниципальную инфраструктуру: жилье, дороги, коммуникации и т.д. По образу и подобию западноевропейских муниципалитетов. Вызывает сомнение возможность автоматического переноса западной системы управления на российскую почву. Что требует, на наш взгляд, более серьезного изучения, обсуждения с дальнейшим выходом на законотворческие инициативы.
Сегодня ФЗ-131 и ФЗ 122 явно не стыкуются с реальной практикой управления.
Пример: Во всех крупных городах согласно имеющимся нормативным документам законодательно (сессией горсовета) утверждаются планы социально-экономического развития (СЭР). В планах СЭР помимо деятельности муниципальных организаций рассматриваются и задаются параметры развития отраслей: промышленность, информатика и связь, строительство и т.д. вплоть до трудовых ресурсов. Еще большие масштабы имеют планы стратегического развития до 2020 года.
Утвержденные местным законодателем планы СЭР противоречит нормам ФЗ-131, в котором органам местного самоуправления не предоставлены полномочия в области производственной и научной деятельности, трудовых ресурсов и т.д.
Таким образом, надо либо привести систему планирования, т.е. планы СЭР, к параметрам, задаваемым ФЗ-131, ФЗ-122. Либо уточнить и изменить законодательно эти параметры.
2.Трудовые ресурсы.
Дальнейшее обострение ситуации в этой сфере будет продолжаться до 2020 года. Так максимальное выбытие трудоспособных работников прогнозируется на 2011-2015 годы. По прогнозам Росстата наибольшие потери (до 80%) персонала понесут производственные отрасли.
Позиция государства в этом вопросе просто невнятна. Нормативные документы государственных органов по данному вопросу носят концептуальный характер, недостаточно глубоко проработаны, не подкреплены ни системой организационных мероприятий, ни тем более, материальными ресурсами. В этой ситуации целесообразно определиться о возможностях проведения региональной политики в демографической, миграционной и других сферах.
Т.е. в комплексе вопросов связанных с организацией работы по формированию и размещению трудовых ресурсов. Сформулировать задачи. Уточнить какие уровни управления в состоянии решать их более эффективно, какие полномочия требуются субъекту федерации и органам местного самоуправления. Выйти с законодательной инициативой о предоставлении этих полномочий.
Пример:
ФЗ-122 исключил полномочия субъектов РФ в области обеспечения политики занятости населения.
ФЗ - 199 от 31.12.2005 г. передал отдельные полномочия в сфере занятости субъектам РФ.
Вопрос: крупные города, как органы местного самоуправления, будут ли заниматься этими проблемами. Если да, то в какой мере.
3.Оплата труда бюджетной сферы.
С 01.01.2006 г. органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять системы оплаты труда в отраслях бюджетной сферы. -Вопрос принципиально важный, поскольку существующая система оплаты труда не обеспечивает даже простого воспроизводства человеческого потенциала. Вопросы, где взять необходимые финансовые ресурсы, как обеспечить стимулирование эффективной работы, как учесть отраслевую специфику необходимо осмыслить.
С помощью Вашей авторитетной и уважаемой организации можно провести ряд встреч на различных уровнях управления, выработать позиции, выйти на организационные решения и правовые документы.
Готов принять участие в необходимой подготовительной работе.