Информация
о работе муниципального образования Нефтеюганский район
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-фз «Об основах охраны труда в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов РФ в установленном порядке.
Для реализации государственной политики в области охраны труда это имеет большое значение, так как исполнение государственных полномочий в этой области без участия органов местного самоуправления невозможно по ряду объективных причин, в том числе связанных с территориальной отдаленностью объектов управления от управляющего центра.
В администрации муниципального образования Нефтеюганский район отдел по труду создан с 1994г и на сегодняшний день сохранен как самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением Первому заместителю Главы района, финансирование деятельности отдела осуществляется за счет средств районного бюджета.
Одной из главных задач деятельности отдела являются доведение до сведения руководителей и специалистов организаций, а также населения района требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда через средства массовой информации и образовательные учреждения, координация и методическое руководство работой служб охраны труда в организациях района. «Проинформирован – значит вооружен». Работодатель должен знать: что за необеспечение безопасности труда работников он несет несколько видов ответственности: дисциплинарную, уголовную, административную, гражданско-правовую, моральную и материальную. Поэтому следует защитить его знанием: если он соблюдает требования законодательства, жизнь и здоровье работников, работающих у него будут в безопасности. Хорошо ориентируясь в трудовом законодательстве и соблюдая его требования, работодатель и работники всегда в выигрыше.
Всего за период с 1997 по 2005 годы прошли обучение и проверку знаний по охране труда 7021 руководитель и специалист района при среднегодовой численности работающих 22тыс. С 556 руководителями вновь образованных организаций проведен вводный инструктаж. Администрацией муниципального образования Нефтеюганского района разработано 60 локальных нормативных документов по вопросам охраны труда, в том числе Программы по улучшению условий и охраны труда в Нефтеюганском районе (на 1996-1998, 1999-2001, 2002-2004, 2004-2006 годы); Положение об организации работы по охране труда в Нефтеюганском районе; Система управления охраной труда в Нефтеюганском районе; Положение о проведении смотра – конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений по 2 номинациям «Без травм и аварий» и «Коллективный договор – основа трудовых отношений».
Выдано 665 заключений организациям о соответствии работы по охране труда требованиям законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда на объектах лицензирования, в том числе для участия в конкурсах и подрядных торгах.
Наряду с координационной деятельностью по обучению работников отдел по труду проводит разъяснительную, консультативную работу среди трудовых коллективов организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также среди населения в вопросах охраны труда и трудового законодательства, что приводит к снижению производственного травматизма, соблюдению прав работников и работодателей в области применения трудового законодательства. Разработаны и доведены до сведения работодателей Рекомендации по созданию системы управления охраной труда в организациях Нефтеюганского района и примерный перечень организационно-распорядительной документации по охране труда, которая должна быть в организации; разработана рабочая программа обучения и проверки знаний требований охраны труда и пожарной безопасности.
В Конституции РФ (ст.2) закреплено, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Трудовое законодательство сориентировано на то, чтобы уберечь человека в процессе труда от травм, сохранить его жизнь и здоровье. Ежедневно отдел по труду дает консультации по трудовому законодательству каждому обратившемуся человеку, независимо от того в каком муниципальном образовании он проживает.
Для того чтобы обеспечить реализацию всего комплекса прав и интересов работников в области труда и охраны труда, необходимо не только принятие правовых актов, но и обеспечение неукоснительного их соблюдения теми, кому они адресованы. Выполнение этого условия возможно только при наличии эффективно действующей системы управления охраной труда на территории муниципального образования. Чувствуя внимание и поддержку со стороны администрации района, работодатели со всей серьезностью относятся к вопросам труда и охраны труда.
Во исполнение требований ст.303 Трудового кодекса РФ регистрация трудовых договоров между работником и работодателем-физическим лицом в органах местного самоуправления, дает возможность органам по труду оказывать квалифицированную помощь сторонам трудовых отношений, обеспечивает соблюдение государственных гарантий и прав в области трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, а главное - недопущение условий трудовых договоров, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством. Прежде всего, работодателям рекомендуется пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствующих учебных центрах.
При регистрации отдел по труду проводит правовую экспертизу представленных трудовых договоров. Основное внимание уделяется вопросам заработной платы – она должна быть не ниже прожиточного минимума (ст.133 ТК РФ). В настоящее время размер пенсии работника зависит от размера перечисляемых работодателем взносов в Пенсионный фонд, специалисты отдела по труду разъясняют работодателю, что от его честности напрямую зависит обеспечение старости работников, работающих у него. Поэтому, с увеличением прожиточного минимума (постановлением Правительства ХМАО-Югры от 31 января 2006г. № 15-п - за 4 квартал 2005 года прожиточный минимум для трудоспособного населения установлен в размере 4.652 руб.), отдел по труду через СМИ обратился к работодателям-физическим лицам, ранее заключившим трудовые договоры - оформить дополнительные соглашения к трудовым договорам, предусмотрев в них увеличение заработной платы до размера не ниже прожиточного минимума. Рекомендуемая форма дополнительного соглашения выдается всем обратившимся работодателям. Также особое внимание уделяется вопросам режима рабочего времени и отдыха работников, обеспечению их спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Всего отделом зарегистрировано 1185 трудовых договоров, и 121 дополнительное соглашение к трудовым договорам, в результате в бюджет Нефтеюганского района поступили денежные средства в размере – 4 млн.740 тыс. руб. Регистрация трудовых договоров, заключенных между работниками и работодателями – физическими лицами, в органах по труду позволяет решить три задачи: работнику получать денежные средства на проживание и пенсионное обеспечение в будущем; работодателю-физическому лицу - избежать возможных судебных разбирательств с работниками и денежных штрафов (административной ответственности) от органов Государственной инспекции труда за несоблюдение трудового законодательства; муниципальным образованиям обеспечить поступление денежных средств в бюджет в виде налогов, а также даёт возможность осуществления контроля со стороны органов местного самоуправления за обеспечением государственных гарантий трудовых прав работников на здоровые и безопасные условия труда (ст. 353 Тк РФ), позволяет избежать социальной напряженности на территории муниципального образования.
В 2005 году отделом по труду разработана рекомендуемая форма трудового договора между работодателем-физическим лицом и работником, которая наиболее обширно охватывает все стороны трудовых отношений.
Отдел по труду осуществляет функции Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Эти функции заключаются в организации примирительных процедур и оказании практической помощи организациям по предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров. Работодателям и работникам оказывается консультативная помощь в случаях возникновения неурегулированных разногласий между работниками и работодателем по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения обязательств коллективных договоров, соглашений. В результате проведенной работы отделом в 2005 году коллективных трудовых споров в Нефтеюганском районе не зарегистрировано, специалисты отдела по труду администрации района помогают мягко урегулировать возникающий трудовой спор.
С целью активизации работы по охране труда в организациях района, повышения заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда, повышения уровня профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве администрацией Нефтеюганского района в 2005 году проводился смотр-конкурс на лучшее состояние условий и охраны труда среди организаций района, посвященный 25-летию района. В конкурсе приняли участие 34 организации района, в которых работают 19.885 человек – это более половины трудоспособного населения района. Постановлением Главы района от 15.09.2005 № 274 по результатам подведения итогов смотра-конкурса победители были награждены Почётными грамотами и Дипломами Главы района с выплатой денежных премий. Всего выплачено денежных средств из бюджета района 59 тыс. руб. (Решение Думы района от 14.09.2005 № 647)
Отдел по труду с 1996 года ведет активную работу по регулированию социально-трудовых отношений, т.е. ведется разъяснительная, организаторская работа по заключению коллективных договоров в организациях района и контроль за их выполнением. В связи с произошедшими изменениями в трудовом законодательстве РФ роль и значимость коллективных договоров резко возросла, это понимают работодатели, профсоюзы и работники. На сегодняшний день в 60 организациях Нефтеюганского района заключены коллективные договоры. Коллективно-договорное регулирование охватывает 19140 работников. При регистрации коллективного договора специалисты отдела проверяют, наличие в нём нормативных положений, закрепление которых в коллективном договоре напрямую содержится в законах и иных нормативных правовых актах (ст.41 Трудового кодекса РФ). Также особое внимание уделяется содержанию раздела «Условия и охрана труда», предусматривающего обязательства работодателя перед трудовым коллективом организации в области условий и охраны труда.
В соответствии с распоряжением Главы района от 22.03.2005 №556р «Об организации временной трудозанятости несовершеннолетних граждан Нефтеюганского района в возрасте от 14 до 18 лет» администрацией района совместно с администрациями городского и сельских поселений района и муниципальными предприятиями района летом 2005 года была организована временная трудозанятость несовершеннолетних на территории Нефтеюганского района.
Отделом по труду была разработана форма трудового договора, заключаемого работодателем с подростками. На каждого работающего заведена трудовая книжка и по окончании работы выдана на руки. Со всеми подростками были проведены вводные инструктажи по охране труда и инструктажи на рабочем месте. Все подростки были обеспечены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты. Всего за летний период 2005 года работало 526 подростков от 14 до 18 лет: в том числе через ГУ Центр занятости населения г.Нефтеюганск – 199 человек. Задолженности по заработной плате подросткам нет.
В апреле 2005 года было проведено совещание директоров школ Нефтеюганского района, на котором выступил начальник отдела по труду Захаров А.А. на тему: «Охрана труда и здоровья детей в период летних каникул в пришкольных летних лагерях». Проведено обучение и проверка знаний требований охраны труда среди директоров общеобразовательных и дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, начальников пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей и их заместителей, лиц ответственных за организацию работы по охране труда вышеуказанных учреждений. Всего обучено 690 человек, из них 100 - за счет средств Фонда социального страхования, сэкономлено 136 тыс.руб. -денежных средств муниципального бюджета.
Отдел по труду регулярно проводит семинары-совещания в поселках района. Так, 09.02.2006 в пос. Юганская Обь было проведено семинар-совещание со специалистами администрации и депутатами муниципального образования «Сельское поселение Усть-Юган», руководителями организаций и работодателями-физическими лицами об изменениях в законодательстве по труду и охране труда.
Отдел по труду тесно сотрудничает со средствами массовой информации города и района. Ежемесячно выходят сообщения в СМИ по вопросам труда, охраны труда и социального партнерства. Всего за все время работы Отделом было сделано 237 сообщений в СМИ.
К примеру: В апреле 2005 года на телеканале ТНТ прошел телерепортаж на тему: «Культура охраны труда на каждом рабочем месте», посвященный Всемирному дню охраны труда и здоровья.
17.06.2005 в программе «Дайте слово» на государственном телеканале «Югория» начальник отдела по труду Захаров А.А. выступил на тему: «Состояние работы по охране труда в муниципальном образовании Нефтеюганском районе. Обмен опытом работы».
За январь и февраль текущего года 4 выступления в СМИ: 3 телерепортажа на тему: «Об особенностях работы в условиях предельно низких температур»; статья в газете «Югорское обозрение» «Гарантия стабильной и безопасной работы».
По инициативе администрации Нефтеюганского района 03.03.2004 состоялась учредительная конференция работодателей муниципальных образований г.Нефтеюганска, г.Пыть-Яха, Нефтеюганского района, на которой было создано Нефтеюганское территориальное объединение работодателей (далее – объединение работодателей).
31.03.2004 состоялась учредительная конференция профсоюзных организаций г.Нефтеюганска, г.Пыть-Яха, Нефтеюганского района, на которой было создано Нефтеюганское территориальное объединение организаций профсоюзов (далее – объединение профсоюзов).
12.11.2004 Объединение работодателей и Объединение профсоюзов обратились к Главам и председателям Дум муниципальных образований городов Нефтеюганска, Пыть-Яха и Нефтеюганского района с предложением создать третью сторону комиссии из полномочных представителей администраций муниципальных образований, с последующим образованием Нефтеюганской межмуниципальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключением Трехстороннего соглашения. Организационное обеспечение на период формирования комиссии по решению участников рабочего заседания осуществлял отдел по труду администрации Нефтеюганского района. Отделом были подготовлены проекты Положения и Регламента комиссии.
В ноябре 2004г. состоялось совместное заседание представителей объединений работодателей, профсоюзов и администраций г. Нефтеюганска, Нефтеюганского района, было решено рекомендовать Главам муниципальных образований г.Пыть-Яха, г.Нефтеюганска, Нефтеюганского района назначить полномочных представителей в межмуниципальную комиссию в количестве 5 человек от каждого муниципального образования.
Постановлением Главы Нефтеюганского района от 16.12.2004 № 315 был утвержден персональный состав полномочных представителей администрации муниципального образования Нефтеюганский район в Нефтеюганской межмуниципальной трехсторонней комиссии. В декабре 2004 г. состоялись заседания рабочих групп, на которых обсуждались проекты положения и регламента межмуниципальной комиссии.
В связи с отказом администраций городов Нефтеюганск и Пыть-Ях сотрудничать - межмуниципальная комиссия так и не была образована.
В настоящее время решением Думы Нефтеюганского района от 25.01.2006 № 814 утверждено Положение о Нефтеюганской муниципальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Определены полномочные представители органов местного самоуправления муниципального образования Нефтеюганский район (постановление Главы района от 06.02.2006 № 35); полномочные представители объединений работодателей и профсоюзов. Заседание комиссии запланировано на 1 квартал 2006 года.
В Нефтеюганском районе создана Межведомственная комиссия по регулированию миграции (далее Комиссия). В 2005 году на заседаниях Комиссии было рассмотрено 28 вопросов связанных с действующим миграционным законодательством, выявлены противоречия между Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и налоговым Кодексом Российской Федерации. Разработаны предложения по дополнению и изменению в миграционное законодательство РФ, которые направлены в Межведомственную комиссию по содействию в вопросах миграционной политики при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, МНС ХМАО - Югры, Департамент труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры, Отдел по делам миграции УВД ХМАО-Югры. Заключен договор между отделом по делам миграции УВД Ханты-мансийского автономного округа – Югры и муниципальным образованием «Нефтеюганский район» о взаимодействии по вопросам привлечения и использованияиностранной рабочей силы и обустройства вынужденных переселенцев.
В основной своей массе иностранные граждане приезжают их ближнего зарубежья. Они живут в России какое-то время, зарабатывают деньги и отправляются на постоянное место жительства. При естественном порядке вещей, когда район получал бы квалифицированных специалистов, а экономику подпитывали налоги и отчисления от их трудовой деятельности, этому можно было бы только радоваться. Поступление денежных средств от трудовой деятельности иностранных граждан напрямую зависит от того, на какой период они привлекаются и от количества оформленных разрешений. По налоговому законодательству иностранный гражданин, оформивший трудовые отношения с работодателем до 6 месяцев выплачивает налог в местный бюджет в размере 35% от заработной платы, свыше 6 месяцев 13%. Муниципальное образование, имеет прямую экономическую заинтересованность в легализации иностранных работников. К сожалению, большинство мигрантов на территориях муниципальных образований находятся нелегально. Произошло резкое сокращение оформления работодателями документов на привлечение иностранной рабочей силы. Если в 2002 году миграционной службой Нефтеюганского района ИГ было выдано -1786 подтверждений на работу, в 2003 году произошло значительное снижение оформленных разрешений 896 (разрешения на работу начал выдавать Отдел по делам миграции УВД ХМАО-Югры), в 2004 году – ещё меньше 444, в 2005 году только 265 разрешений на работу. Предположительно потери районного бюджета составляют 9 млн. рублей. По данным Паспортно-визовой службы в 2005году на территории Нефтеюганского района зарегистрировано 1772 иностранных гражданина (прибывших по частным делам). Часть из них осуществляют трудовую деятельность нелегально.
Иностранные граждане, проживающие нелегально на территории муниципального образования, пользуются инфраструктурой, не неся затрат на ее развитие и содержание, для примера: в Нефтеюганском районе за период с января по сентябрь 2005 года в лечебно-профилактические учреждения за медицинской помощью из числа иностранных граждан обратилось 421 человек. Финансовые затраты из местного бюджета на оказание медицинской помощи данной группе граждан составили 1 793 968,03 руб. В школах района обучается 44 ребенка иностранных граждан, в год на обучение одного школьника местный бюджет тратит 36 269 рублей. Всего 1 млн. 595 тыс. 836 рублей.
Почему происходит снижение официально оформленных разрешений на привлечение иностранной рабочей силы? Одна из главных причин это вступление в силу Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Если критически взглянуть на наши миграционные законы, то они, прежде всего, направлены на борьбу с миграцией как таковой. Этот перекос дает о себе знать. Сложившийся порядок подготовки, сдачи документов и получения разрешений от Управления федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре для многих работодателей требует значительных затрат времени и финансовых средств на неоднократные поездки в г. Ханты-Мансийск (междугородние переговоры, оплата командировочных расходов, заработная плата сотрудников, амортизация автомобиля, непроизводительная потеря рабочего времени сотрудников организаций), что в конечном итоге привело к увеличению занятости иностранных работников без оформления разрешений на работу.
Руководители организаций, привлекающих иностранную рабочую силу обращаясь за консультацией в органы по труду муниципального образования высказывают предложения вернуть прежний порядок оформления разрешений, когда разрешение на работу иностранному гражданину выдавали миграционные службы муниципальных образований, после получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников ФМС России, и ее территориальных органов, что позволило бы избежать вышеуказанных непроизводительных расходов.
Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями по оформлению разрешений на работу не повлечет за собой увеличения численности специалистов Муниципальных образований, не потребует дополнительных расходов из бюджета субъекта РФ, позволит органам местного самоуправления участвовать в регулировании отношений, между иностранными гражданами и администрациями муниципальных образований, возникающих в связи с пребыванием (проживание) иностранных граждан на территориях муниципальных образований и осуществляющих трудовую, предпринимательскую и иную деятельность, что в конечном итоге приведет к значительному уменьшению незаконного использования труда иностранных граждан, пополнит бюджеты Югры и муниципальных образований за счет поступления налоговых отчислений от их трудовой деятельности.
Вся работа отдела проводится во взаимодействии с Департаментом труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Государственной инспекцией труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, ГУ Нефтеюганским районным центром занятости населения, органами по труду г.г. Нефтеюганска, Сургута, Пыть-Яха, Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Нягани, Советского и Сургутского районов, Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по ХМАО-Югре, Управлением пенсионного фонда г.Нефтеюганска, Межрайонной инспекцией МНС России №7 по ХМАО-Югре, департаментами, управлениями, комитетами, отделами администрации района, администрациями городского и сельских поселений района, паспортно-визовым отделением ОВД Нефтеюганского района, Торгово-промышленной палатой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Нефтеюганским территориальным объединением работодателей, Нефтеюганским территориальным объединением профсоюзных организаций.
Общеэкономический эффект от результатов работы органов по труду муниципальных образований проявляется в увеличении доходов организаций, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве и их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшение расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, повышает безопасность труда и социальную защищенность работников, обеспечивает соблюдение интересов населения в вопросах безопасности труда и проживания.
Так как, в федеральном законе от 06.10.2003г. №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда не определены, учитывая социальную значимость данного направления деятельности для работодателей, работников и населения муниципальных образований, необходимо внести в вышеуказанный закон соответствующие изменения и дополнения, либо принимать законы субъектов РФ «О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в области охраны труда» с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Такое решение имеет большое значение для реализации государственной политики в области охраны труда, позволит обеспечить Приоритет жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Основными мероприятиями администрации района на 2006 год (распоряжение Главы района от 16.01.2006 № 9р) запланировано:
- заключение трехстороннего соглашения между администрацией муниципального образования Нефтеюганский район, Нефтеюганским территориальным объединением работодателей, Нефтеюганским территориальным объединением организаций профсоюзов на 2006-2008 годы;
- подведение итогов смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений в организациях Нефтеюганского района.