В рамках работы Томской городской муниципальной избирательной комиссии основным мероприятием в 2005 году явились выборы депутатов Думы г.Томска IV созыва с применением смешанной системы.

 

Справка

о применении смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов депутатов Думы города Томска четвертого созыва.

 

Возможность применения смешанной избирательной системы предусматривается ч.3 ст. 2 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области». В рамках указанной нормы Устав города Томска от 22 марта 2005 года в ст.  26 установил, что в Думу города Томска на муниципальных выборах в порядке, установленном действующим законодательством, избирается 36 депутатов. Из них
18 депутатов Думы избираются по 9 двухмандатным избирательным округам (один округ - 2 депутата) и 18 депутатов Думы избираются по городскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за городские списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах.

Выборы в Думу города Томска в соответствии со ст.6  Закона Томской области от 14 февраля 2005 г. № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» были назначены решением Думы города Томска № 996 от 26 июля 2005 года на 9 октября 2005 года.

Особенностями выборов в Думу города Томска является то, что 21 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 93-ФЗ, которым вносились изменения в ряд законодательных актов о выборах и референдуме, в том числе и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Но в связи с тем, что выборы в Думу города Томска были назначены до вступления в силу указанных изменений, выборы проводились на основании редакции Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изменениями на 29 июня 2005 года. В этой связи субъектами избирательного процесса при проведении выборов Думы города Томска являлись избирательные блоки.

Правом выдвижения списков кандидатов реализовали 11 региональных отделений политических партий («Единая Россия», «Свободная Россия», «Российская партия ЖИЗНИ», «Либерально-Демократическая партия России», «Российская партия пенсионеров», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Народно- патриотическая партия России», «Концептуальная партия «Единение», «Российская коммунистическая рабочая партия-Российская партия коммунистов», «Родина»), 1 общественная организация (Томская региональная общественная организация «Наш выбор- Томск»). Для участия в выборах было создано 3 избирательных блока («За Томск», «Оппозиция!», «СПС + Яблоко»). Избирательному блоку «Оппозиция» в составе Политической партии «Патриоты России» и Общероссийского общественного объединения «Россия»  было отказано  в регистрации в связи с несоблюдением установленного законодательством порядка создания избирательного блока. В связи с чем, избирательный блок «Оппозиция!» был зарегистрирован и участвовал в выборах в Думу города Томска в составе Томской региональной общественной организация «Легион Т» и Томской региональной общественной организации «Женский выбор». Стадию регистрации списков кандидатов прошли 9 Томских региональных отделения политических партий, одна общественная организация и 3 избирательных блока (ТРО ПП «Свободная Россия» был зарегистрирован на основании факта внесения избирательного залога). Не представили к установленному законодательством сроку необходимое для регистрации количество подписей избирателей и не внесли на специальный счет Томской городской муниципальной избирательной комиссии избирательный залог Томское региональное отделение Политической партии-Концептуальная партия «Единение» и Томское региональное отделение Политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия-Российская партия коммунистов».

При распределении мандатов на основе пропорциональной избирательной системы использовалась методика Т. Хэра. Оставшиеся нераспределенными мандаты распределялись на основе метода наибольшего остатка. В распределении депутатских мандатов участвовали избирательные объединения (избирательные блоки), преодолевшие семипроцентный барьер. По результатам голосования указанный барьер преодолелирегиональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров» в Томской области, получившее в результате распределения шесть мандатов, Томское региональное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия»- пять мандатов, Томское областное отделение «Коммунистической партии Российской Федерации»- три мандата, избирательный блок «СПС+ «ЯБЛОКО» - два мандата, Томское региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия РОССИИ (ЛДПР)» - два мандата.

Оставшиеся 18 мандатов распределялись между зарегистрированными  кандидатами, избиравшимися 9 двухмандатным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства. В этой части, депутатский корпус формировался в том порядке, что и Томская городская Дума третьего созыва.

Практика применения смешанной избирательной системы при проведении выборов депутатов Думы города Томска четвертого созыва доказывает возможность ее применения в крупных муниципальных образованиях (численность населения городского округа «Город Томск» превышает 500 тысяч) при достаточном количестве подлежащих распределению мандатов (при выборах депутатов Думы города Томска количество распределяемых на основе пропорциональной избирательной системы мандатов составило 18).

Вместе с тем, действующее законодательство не всегда позволяет эффективно использовать пропорциональную систему при проведении выборов в представительный орган местного самоуправления. Так, например отсутствие в  статье 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» указания на возможность мотивированного отказа избирательной комиссией в заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объедением, а также оснований для возможного отказа избирательной комиссией в заверении списка кандидатов затрудняет использование этого института при проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы.

Помимо этого, п.10 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает: «Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет». Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией». Вместе с тем, ответственность за невыполнение этой обязанности действующим законодательством не установлена. Применение же предупреждения, предусмотренного п. 5.1 ст. 20 вступившей в силу редакцией Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 21 июля 2005 года, считаем неэффективным и неспособствующим исполнению данной обязанности избирательными объединениями.

Требует доработки и Закон Томской области от 14 февраля 2005 г. № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области». Так, Приложение №1 к Закону содержит форму уведомления о выдвижении кандидата. Однако, содержание указанной формы в сочетании с анализом ч.ч. 2, 3 ст.29, ч.5 ст. 31 Закона Томской области от 14 февраля 2005 г. № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» не позволяет определить, в какой форме представляется уведомление при выдвижении списка кандидатов: от каждого из кандидатов, включенного в список кандидатов, отдельно или же уведомление о выдвижении списка кандидатов от избирательного объединения в целом.

 

Второе, что хотелось отметить, это то, что с Вашей помощью была создана при АСДГ секция муниципальных избирательных комиссий, что послужило началом наших тесных взаимоотношений.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Хотелось бы провести заседание нашей секции по следующим вопросам:

1.                         Финансирование муниципальных выборов. ( Применение казначейского исполнения бюджета).

2.                         Использование информационных систем в муниципальном выборном процессе.