Информационный материал о состоянии предприятий сферы потребительского рынка на территории г.Томска.
Формирование потребительского рынка идет под влиянием ряда факторов и условий (технологический уровень производства, качество продукции, уровень спроса на потребительские товары и услуги, налоговый режим, механизм государственного регулирования, ресурсы, конкуренция, правовые и экономические гарантии, и др.).
Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы организации местного самоуправления, формы его осуществления, экономико-финансовую основу деятельности, а Законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О защите прав потребителей» закрепляется обязанность муниципалитета в создании условий для обеспечения населения услугами связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Основными задачами Управления являются:
1.Определение политики муниципалитета в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей.
2. Обеспечение реализации законных прав граждан и организаций как потребителей товаров, услуг, заказчиков работ на территории города в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
3. Реализация государственной и муниципальной политики в сфере торгового, бытового обслуживания и платных услуг в интересах населения города.
В 2005 году доля в обороте розничной торговли по Томской области муниципального образования «Город Томск» составляет 74,2%, по оказанию услуг общественного питания - 53,9%, по платным услугам населению - 77%.
В целом в 2005 году сохранилась положительная динамика развития отраслей, входящих в инфраструктуру потребительского рынка города Томска. Наиболее высокие темпы наблюдаются в обороте розничной торговли и общественного питания, который характеризует не только развитие предприятий, но и уровень жизни, рост доходов населения.
Населению продано потребительских товаров через все каналы реализации на 8642,4 млн. рублей больше, чем в 2004 году, что составляет рост на 17,8 процентов. Оборот розничной торговли на 79,2% формируется торгующими организациями, 20,8% вещевыми, смешанными и продовольственными рынками.
Производство потребительских товаров в пищевой промышленности увеличилось на 29,5%, в текстильной и швейной отраслях на 8,6%, ниже уровня предыдущего года на 14,8% произведено изделий из кожи и обуви.
В 2005 году наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота приходится на продажу непродовольственных товаров - 66,8%. По сравнению с прошлым годом доля реализации этих товаров увеличилась на 6,9 пунктов. Перераспределение макроструктуры розничного товарооборота в сторону увеличения продаж населению непродовольственных товаров говорит о возрастании доходов и спроса населения на потребительские товары длительного пользования, такие как мебель, бытовая техника, телеаппаратура. Немаловажную роль в этом процессе сыграло развитие системы продажи непродовольственных товаров путем кредитования (потребительские кредиты).
Оборот общественного питания в отчетном периоде составил 1162,4 млн.рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 129,8%.
Сводный индекс потребительских цен в городе Томске составил 112,3%, в том числе на продовольственные товары - 111,3%, непродовольственные товары - 107,4% и платные услуги населению -122,3%.
За 2005 год через все каналы реализации населению города платных услуг оказано на сумму 14982,1 млн.руб., что к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах составила 116,8%. В среднем на 1 жителя в месяц оказано услуг на 2462 рубля.
В структуре платных услуг в целом по городу доминирующее положение занимают жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, услуги связи и образования, на долю которых приходится 51,8% общего объекта.
В настоящее время на территории города Томска функционирует 4023 объектов потребительского рынка в т.ч. розничной торговли 2301, объектов общественного питания - 486, рынков - 31, организаций сферы услуг -1205. В сфере розничной торговли занято более 60 тыс. человек или каждый 4 работающий в городском хозяйстве.
В 2005г. введено в эксплуатацию 34 объекта розничной торговли общей площадью 38490,9кв.м.
Одним из направлений развития розничной торговли на территории города является организация мелкорозничной сети.
Сегодня мелкорозничная сеть города насчитывает 424 объекта
В 2005г. управлением потребительского рынка проводилась инвентаризация и упорядочивание объектов мелкорозничной сети. Основным направлением данной деятельности стало размещение мелкой розницы в местах организованной торговли: на рынки, в торговые центры, магазины, а также в отдаленные районы с неразвитой инфраструктурой потребительского рынка. В рамках данной программы на территории города произведен снос 102 объектов. Разработан проект «О порядке размещения и организации деятельности временных объектов мелкорозничной сети на территории г.Томска».
Одной из важнейших сфер потребительского рынка являются услуги общественного питания. На сегодняшний день в городе функционирует 441 предприятие. В весенне-летний период осуществляют деятельность летние кафе, в 2005 году на территории города работало 45 таких предприятий. Оборот общественного питания составил 1162,4 млн.руб., что на 29,8% выше, чем в 2004г.
В 2005г. открылись 14 объектов общественного питания площадью 2756,3кв.м. на 658 посадочных мест.
Кроме этого, считаем целесообразным, для регулирования вопросов по обеспечению качества и безопасности реализуемых товаров и услуг, проведение конференций по обсуждению вопросов, связанных с введением системы добровольной сертификации определением механизма реализации Закона «О техническом регулировании».
Также считаем необходимым проведение конференций по обсуждению наиболее актуальных вопросов:
- отсутствие в Административном Кодексе и в местных законодательных актах мер воз действия на предприятия бытового обслуживания, нарушающих законодательство РФ, в том числе закон «О защите прав потребителей»;
- отсутствие законодательной базы для передачи или уничтожения конфискованного скоропортящегося товара;
- отсутствие складских помещений и холодильного оборудования для хранения изъятой скоропортящейся продукции в соответствии с законами РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «Защите прав потребителей»;
В целях обеспечения дальнейшего развития отрасли, взаимодействия муниципалитетов городов-членов АСДГ считаем целесообразным работу секции АСДГ по вопросам торговли.