Информация для
подготовки очередного XXIII Общего собрания
АСДГ
по Управлению здравоохранения Администрации города Норильска.
Пункт №1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области здравоохранения в 2005г?
В области подготовки кадров медицинских работников:
Необходимость реализации приказа МЗ РФ от 27.08.2005г.№337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ», предполагающего подготовку специалистов по основным специальностям через интернатуру, ординатуру, аспирантуру весьма затруднительна в виду отсутствия достаточного финансирования и низкой укомплектованности кадрами лечебно-профилактических учреждений, так как в этой ситуации неминуемо возникнет риск приостановления исполнения некоторых видов медицинских услуг на территории на период обучения специалиста.
Наиболее актуально это для территории Заполярной зоны с ее особенностями, связанными, прежде всего с удаленностью региона от центральных баз страны и необходимостью значительных затрат на финансирование повышения квалификации и переподготовку специалистов.
Управление здравоохранения Администрации города Норильска считает, что необходимо создавать филиалы факультетов подготовки и переподготовки специалистов на территории, с использованием потенциала своих научных кадров и возможностью широкого развития дистанционного обучения специалистов. В 2005г. были заключены договора об организации подобных центров подготовки медицинских работников на территории г. Норильска между управлением здравоохранения Администрации города Норильска и Красноярской государственной медицинской академией и с Новосибирским государственным медицинским университетом.
Пункт №3. Наиболее трудные проблемы, которые не удалось решить в 2005г.?
Делегирование полномочий органам местного самоуправления по оказанию специализированной помощи специализированными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с п.п. 21 п. 2 ст. 26.3 Закона, организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Закон не содержит исчерпывающего списка государственных полномочий -видов медицинской помощи, подлежащих передаче на уровень местного самоуправления, однако четко указывает на невозможность делегирования полномочий только по оказанию санитарно-авиационной помощи и специализированной помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях (п.п.21 п. 2 ст. 26.3., п.6 ст. 26.3 Закона).
Законами РФ «О донорстве крови и ее компонентов» от 09.06.1993 г. №5142-1, «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. №3185-1, и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. №73-ФЗ, оказание психиатрической помощи, деятельность по заготовке переработке, хранению донорской крови, а также государственная судебно-экспертная деятельность, определены как государственные полномочия, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации. Следовательно, они подпадают под действие п. 6 ст. 26.3 Закона, согласно которого, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе по решению вышеуказанных.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, в том числе, если это не противоречит федеральным законам - по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (Глава 4 - «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»).
Так, в соответствии с п. 2. ст. 19 указанного выше нормативного акта, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий (п. 4 ст. 19).
Законом Красноярского края от 26.05.2005г. №14-3450 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по решению вопросов организации оказания населению специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях» муниципальное образование город Норильск в 2005г. наделено государственными полномочиями по решению вопросов организации оказания населению специализированной медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения «Городской психоневрологический диспансер» и «Станция переливания крови». В соответствии с п. 2. ст. 4 данного Закона, начиная с 2006г., настоящий Закон вводится в действие ежегодно законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год. Но, с 2006 года, несмотря на обращения Администрации муниципального образования город Норильск и Городского совета депутатов, в передаче указанных полномочий муниципальному образованию город Норильск субъектом федерации отказано, несмотря на то, что законодательство Российской Федерации допускает оказание специализированных видов помощи даже негосударственными учреждениями и частнопрактикующими врачами (например, Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ч. 1. ст. 18).
Принимая во внимание географическое месторасположение муниципального образования город Норильск, в целях сохранения социальной стабильности, сложившейся системы взаимодействия между различными субъектами на территории при оказании гарантированной медицинской помощи, преемственности между учреждениями и службами муниципального образования город Норильск, Управление здравоохранения Администрации города Норильска считало целесообразным и не противоречащим законодательству Красноярского края делегирование государственных полномочий по оказанию специализированной медицинской помощи муниципальными учреждениями здравоохранения, в том числе заготовку крови и ее компонентов, производство судебно-психиатрических экспертиз, при условии соответствия их деятельности стандарту, что должно быть подтверждено лицензией.
Пункт №4. Какие задачи стоят в 2006г. ?
1. Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения;
2. Открытие городского клинико-диагностического центра:
Концепции развития современного здравоохранения заключается в повышении роли первичного (амбулаторно-поликлинического) звена здравоохранения и укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи на уровне муниципального здравоохранения.
Управлению здравоохранения Администрации города Норильска представлялась целесообразным реализация этого направления не только на приобретение медицинского оборудования в отдельные врачебные амбулатории и районные больницы, но также создание в местностях, с хорошими транспортными развязками, межмуниципальных клинико-диагностических центров.
Это должно обеспечить условия эффективного использования финансовых средств и решение проблем укрепления материально-технической базы диагностической службы одновременно в нескольких муниципальных образованиях.
Клинико-диагностический центр является формой организации амбулаторной медицинской помощи населению, которая позволит:
• организовать рекомендованную ВОЗ 3-х уровневую систему диагностики;
• значительно повысить равнодоступность консультативно-диагностической помощи вне зависимости от места жительства и закрепления к обслуживающей территориальной поликлинике;
• сосредоточить оказание полного объема диагностических исследований для жителей в одном месте, то есть осуществить принцип «одного окна» в медицине;
• сократить расходы на закуп и обновление устаревшего оборудования, а также оборудования, обладающего одними и теми же диагностическими возможностями, для каждого отдельно взятого лечебно-профилактического учреждения, исключив необоснованное дублирование;
• централизовать кадровые ресурсы и обеспечить эффективное использование, как имеющегося потенциала специалистов, так и имеющегося оборудования, организовав многосменную работу на нем;
• сформировать на одной базе специализированные службы из отдельных разрозненных отделений в составе лечебно-профилактических учреждений (аллергология, гастроэнтерология, пульмонология, онкология и т.д.).
Пункт № 5. Какую помощь может оказать АСДГ в решении проблем.
1. В части внесения изменений в приказ МЗ и СР РФ от 13.11.2005г. №633 «Об организации медицинской помощи», представляющий схему организации медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения:
Так как выезд пациента на лечение за пределы территории требует значительных финансовых затрат, а также в ряде случаев может быть невозможен из-за нетранспортабельности пациента, Управление здравоохранения Администрации города Норильска предлагает для городских округов, обособленных и отдаленных территорий, с достаточным кадровым потенциалом и соответствующей материально-технической базой, включить в пункт 1 Приложения № 1 «Положения об организации медицинской помощи» указанного приказа, как отдельные виды оказания специализированной медицинской помощи в городских поликлиниках и городских больницах:
•SГематологическая;
•SКардиологическая,
•SНейрохирургическая;
SКамбустиологическая;
SПроктологическая;
SОнкологическая;
SГнойно-септическая хирургия.
В пункт 2 Приложения №1 «Положения об организации медицинской помощи» приказа добавить пункт: гинекологическая помощь в рамках гинекологической помощи женщинам в городском округе - в Родильном доме, городской больнице, городской поликлинике.
2.В области оборота наркотических средств и психотропных веществ:
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.98г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и ПП от 18.06.99г. № 647 «О порядке использования или уничтожения наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным» право на уничтожение наркотических средств и психотропных веществ - государственная монополия, и его имеют только государственные учреждения и предприятия.
Считаем возможным, при наличии у муниципальных учреждений здравоохранения лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, наделить их полномочиями по уничтожению наркотических и психотропных веществ наравне с государственными.
3. В области обеспечения доступной и своевременной лекарственной помощи населению в рамках дополнительно лекарственного обеспечения (ДЛО):
В целях сокращения затрат по доставке лекарственных средств в районы Крайнего Севера для льготного обеспечения социально-уязвимых категорий граждан (по!22-ФЗ) необходимо предусмотреть и определить правовой статус:
-региональных (районных) уполномоченных аптечных складов (оптовых организаций), которые обеспечат получение лекарственных средств напрямую от УФО, последующую их передачу в аптеки региона, контроль за сохранностью лекарственных средств, учет и отчетность перед УФО;
-определить уровень наценки (% комиссии) не менее 60% к референтным (базовым) ценам на лекарственные средства;
- для районов Крайнего Севера учитывать наличие только авиасообщения.
4. В области решения вопроса оплаты учреждениям здравоохранения за медицинские услуги, оказываемые военнослужащим и сотрудникам, дислоцированным на территории Норильского гарнизона (Министерства обороны, МВД, Минюста):
До настоящего времени не решен вопрос об определении источника авансирования расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, так как закон предусматривает только последующий возврат.
Для медицинских работников, первичные затраты на оказание медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам МВД и Минюста, по сути, являются нецелевым использованием финансовых средств.
5. В области наделения государственными полномочиями на проведение лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности:
Отдаленность территории муниципального образования город Норильск от краевого центра и утрата исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования город Норильск государственных полномочий по аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности, обусловливают ряд отрицательных последствий, среди которых:
- отсутствие возможности оперативного и эффективного контроля за обеспечением конституционных прав граждан на получение медицинской и лекарственной помощи надлежащего качества и объема;
- увеличение расходов местного и краевого бюджета, связанных с приездом краевых экспертов для проведения аккредитации видов медицинской деятельности;
- отсутствие контроля за соблюдением лицензиатами требований и условий,
- отсутствие регистрации и контроля за медицинской деятельностью лицензиатов, имеющих лицензии, выданные лицензирующим органом иных субъектов РФ.
В течение 5 лет (с 1995г. по июнь 2001г.) полномочия по лицензированию и аккредитации медицинской деятельности имелись и эффективно реализовывались на территории муниципального образования город Норильск и ТАО. За это время были подготовлены около 200 экспертов из числа высококвалифицированных специалистов, практически по всем видам медицинской и фармацевтической деятельности, а также экспертов по состоянию техники безопасности и охраны труда, по экспертизе медицинского оборудования и средств измерений.
Считаем возможным для отдаленных и обособленных территорий, обладающих достаточным кадровым потенциалом, наделение органов местного самоуправления (их структуры) государственными полномочиями в части:
- проведения экспертиз соответствия лицензионным требованиям и условиям, с последующим принятием решения в центральной комиссии субъекта федерации по итогам проведения экспертиз;
- проведение лицензионного надзора, как за лицензиатами, так и за лицами, осуществляющими временно медицинскую деятельность на территории по договору.
Акты экспертиз и предложения будут направляться в центральную комиссию субъекта федерации для принятия решения о выдаче лицензии (сертификата - в случае возобновления аккредитации), а также о приостановлении или аннулировании лицензий недоброкачественных исполнителей медицинских услуг.
6.В области обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств:
В связи с высоким уровнем фальсифицированных лекарственных средств необходима четко работающая система контроля поступающих на территорию медикаментов. В настоящее время, в связи с отменой приказа МЗ РФ № 53 от 25.03.94г «Об усилении контроля качества лекарственных средств» не определен правовой статус контрольно-аналитических лабораторий, не вошедших в систему контрольных лабораторий ОКК предприятий-производителей (В Заполярье нет фармпроизводителей), в тоже время имеющих аттестат организаций осуществляющих контроль качества лекарственных средств.
В отдаленных регионах субъектов РФ государственный контроль качества лекарственных средств возложить на контрольно-аналитические лаборатории, имеющие аттестат организаций, осуществляющих контроль качества лекарственных средств (заводских и экстемпоральных), внеся необходимые изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие указанную деятельность; определить их правовой статус и ратифицировать область полномочий.
Пункт №6. Целесообразность проведения конференций (совещаний) по наиболее актуальным вопросам и решению проблем отрасли.
Считаем целесообразным проведения конференций (совещаний) в плане обмена опытом по решению проблем, возникающих на разных территориях.
Особенности организации жизнеобеспечения отдаленных Северных территорий предполагают наличие иных подходов к решению целого ряда проблем, в том числе и в сфере здравоохранения, часть из которых перечислена выше.