Томск

 

В 2005 году в качестве приоритетных ставились следующие основные задачи:

1.  Обеспечить доходную часть бюджета от использования муниципального имуще­ства и земли в запланированном объеме.

2.  Принять активное участие в подготовке города Томска к 60-летию Великой Оте­чественной Войны, Российско-германскому саммиту и других знаковых событиях года.

3.  Решить целый ряд проблем в области имущественно-земельных отношений, ко­торые накопились за предыдущие годы, в том числе носящих системный характер.

Все эти задачи выполнены в полном объеме.

1.Существенно усилена работа по обеспечению поступлений в бюджет доходов от использования муниципальных ресурсов.

Об этом говорит, как постоянный рост доходов, курируемых департаментом не­движимости (сравнивая плановые показатели 2005 года с фактом 2004 года, доходы воз­росли в 1,56 раза и составили 852 млн. руб.), так и рост доли указанных доходов в струк­туре собственных доходов городского бюджета. Данный показатель в 2005 году составил 39%! (без учета источников внутреннего финансирования дефицита городского бюджета), а в предыдущие годы варьировался от 10% до 20%.

Основная часть доходов, курируемых департаментом недвижимости, образуется от аренды муниципального имущества (258 млн. руб. или 30%), земельных участков (245 млн. руб. или 29%), приватизации муниципального имущества (137 млн. руб. или 16%) и земельного налога (189 млн. руб. или 22%).

В 2005 году департаментом недвижимости утвержденные плановые показатели по курируемым направлениям исполнены в полном объеме. В результате в городской бюд­жет поступило 852 млн. руб., а во все уровни бюджетов более 1.061 млн. руб.

В области имущественных отношений

2.Впервые проведена инвентаризация муниципального жилищного фонда и его поквартирная передача из хозяйственного ведения унитарных предприятий в муниципальную имущественную казну. Также произведен переход в Реестре муниципальной собственности на поквартирный учет муниципального жилищного фонда с указанием доли в общей долевой собственности.

Данные действия дали возможность подготовится к новой схеме управления муни­ципальным жилищным фондом в условиях нового Жилищного кодекса РФ. Также стало возможным несколько упорядочить работу управляющих организаций с энергоснабжаю­щими организациями, что вынуждает последних все больше внимания уделять конкрет­ным неплательщикам за коммунальные услуги, а не к муниципальным жилищным органи­зациям.

3.Оформлена передача счетчиков тепловой энергии, приобретенных и установленных за счет средств Томской области, в жилищном фонде г. Томска.

Данные действия позволили выявить многие проблемы в системе ЖКХ и начать планомерную работу в отношении жилищных и энергоснабжающих организаций.

4.Урегулированы отношения по муниципальному имуществу между городом и Томским районом в результате изменения их границ, не дожидаясь принятия федерального закона, устанавливающего порядок разграничения

Например, произведено оформление передачи имущества социальной сферы Том­ского района в город Томск. Также найден механизм обслуживания жилищного фонда Томского района без оформления передачи. И наоборот, завершено оформление и переда­ча в собственность Томского района муниципального жилищного фонда (квартир) г.Томска (находящихся в Аэропорту) в соответствии действующим законодательством (по правилам дарения (пожертвования).

5.Поставлены на учет в Федеральной регистрационной службе более половины от общего количества (около 6 тыс.) бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры и впервые данные объекты в судебном порядке поступают в муниципальную собственность.

Это стало возможным благодаря достигнутым соглашениям с Федеральной регистрационной службой об увеличении дней и времени приема документов для постановки бесхозяйных объектов на учет. В противном случае при прежней скорости рассмотрения дел процесс велся бы более 20 лет. Данное обстоятельство позволит после признания судом бесхозяйного имущества муниципальным передать такое имущество специализированной организации (ОАО «Томские коммунальные системы») в аренду и окончательно определить ответственного за его содержание и эксплуатацию, а также сократить расходы городского бюджета на содержание бесхозяйных сетей (около 30 млн.руб. Проведена огромная работа по продаже муниципального имущества.

В связи с принятием Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. впервые в План приватизации на 2005 год включены объекты муниципальной собственности на сумму бо­лее 137,25 млн.руб., что сделало необходимым провести в течение года значительный объем предпродажной подготовки. В ходе торгов достигнуты высокие показатели продаж отдельных объектов (до 45 тыс.руб. за кв.м.)

7.Завершен очередной этап реформирования ряда МП путем их ликвидации или перевода на арендные отношения.

На арендные отношения с начала года переведены более 15 МП, которые к настоя­щему времени уже прекратили свою деятельность. Данные действия позволили ликвиди­ровать непрофильные для города муниципальные организации в соответствии с требова­ниями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния» и увеличить доходы бюджета от использования муниципального имущества.

Эффект от таких действий можно оценить как дополнительные 5 млн.руб. от арен­ды в городской бюджет, а также как очередной шаг к инвестиционной привлекательности бизнеса в сфере городского хозяйства и развитию конкурентной среды при предоставле­нии муниципальных услуг для нужд города.

8.Разработана и внедрена на практике перспективная новая модель договорных арендных отношений в отношении муниципальных очистных сооружений и средств производства для их эксплуатации.

Это позволит обеспечить интересы муниципального образования (пресечение «размывания» муниципальной собственности частной, а также реновация непригодного имущества новым) и обеспечить инвестиционную привлекательность данной отрасли.

Данная конфигурация арендных отношений также соответствует концепции, определенной Федеральными законами от 21.07.2005г. N 115-ФЗ «О концессионных соглаше­ниях» и от 30.12.2004г. №210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций ком­мунального комплекса".

В дальнейшем планируется данную конструкцию совершенствовать и распростра­нить на другие муниципальные жизнеобеспечивающие системы города.

9.Все муниципальное недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятий, передано в казну. Дополнительно вовлечено в арендный фонд имущество, ранее от которого доходы в бюджет не поступали.

10.       Принят целый комплекс мер по созданию необходимых условий для обеспечения сохранности и надлежащего содержания объектов муниципальной собственности.

В числе таких мер, принятие постановления мэра, ужесточающее ответственность владельцев (пользователей) муниципального недвижимого имущества за несвоевремен­ный капитальный ремонт (установлена обязанность предусматривать в тарифах необхо­димые суммы для ремонта). Применен коэффициент 0,1 к полностью изношенному иму­ществу при передаче имущественных комплексов и движимого имущества в аренду (что­бы приостановить процесс массового списания). Впервые предусмотрено право передачи в аренду муниципального недвижимого имущества на срок до 10 лет при условии прове­дения капитального ремонта на сумму не менее годовой арендной платы (вовлечение в арендный фонд новых объектов и содержание непригодных к эксплуатации силами арен­даторов).

11.       Проведено разграничение муниципальной и государственной собственности с субъектом РФ в соответствии Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В результате 6 муниципальных образовательных (школы-интернаты и детские до­ма) и 7 учреждений соцзащиты переданы в собственность Томской области связи с пере­распределением полномочий.

В сфере земельных отношений

1.Существенно усилен муниципальный земельный контроль.

Принято на Думе Положение о земельном контроле. Произведено материально-кадровое оснащение данного направления, в результате чего, выявлено 452 земельных участка, которые эксплуатировались без правоустанавливающих документов или занято самовольно. Оформление таких участков позволит в год получить в городской бюджет около 10,5 млн.руб. Это не считая выявления нецелевого использования и других нару­шений в сфере земельного законодательства, которых выявлено 694 (Нарушение есть в каждом 2 проверяемом земельном участке).

К сожалению, из-за небольшой численности работников из 40 тысяч земельных участков все их можно проверить только через 17,5 лет.

2.Сделаны первые шаги к предоставлению земельных участков на публичных торгах.

Впервые за последнее время организован аукцион на право заключения договора аренды земельных участков под размещение летних кафе. Также сформирована норма­тивная база для торгов - Регламент проведения торгов по продаже земельных участков или права их аренды на территории города, который утвержден постановлением мэра г.Томска №266 от 06.05.2005г.

3.Первыми в сибирском регионе произведен переход на новые правила исчисления и уплаты с 2006 года земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.

Соответствующие решения Думы города Томска вступят в силу с 01 января 2006 года. Налоговая нагрузка на многие категории земель снизится более чем в 2 раза (промышленность, транспорт и связь) или сохранится на то же уровне (например, для торгов­ли, общественного питания и банков).

4.В этом году по инициативе департамента достигнута высокая степень взаимодействия с налоговыми органами, в связи с чем эффектом от взимания земельного налога, поступающего в 100% размере в городской бюджет, стали дополнительные 40 млн.руб.

Темп роста поступлений земельного налога по сравнению с прошлым увеличен на целых 26%! или на 40 млн.руб., причем при неизменной системе налогообложения (став­ки, льготы, зонирование практически не изменились). Это стало благодаря огромной ра­боте по сверке данных департамента недвижимости с Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску по налогооблагаемой базе земельного налога. Выявленные много­численные нарушения налогоплательщиков по декларированию сведений позволили доначислить в бюджет города дополнительные суммы (у 440 организаций из 2 тыс. имеются нарушения), а также усилить платежную дисциплину на будущее.

5.Существенные сдвиги в этом году произошли в вопросах оформления документов на земельные участки.

Причины длительного принятия постановлений с момента обращения землевла­дельца или землепользователя зависят не только от органов местного самоуправления. Например, повлиять на скорость изготовления землеустроительными организациями ме­жевых и землеустроительных дел, а также предоставление выписки из госземкадастра и постановку на участка на учет, местная власть не может.

Однако внутри себя постоянно ведется работа по сокращению административных барьеров и обеспечению качественного содержания документов, например:

-   Изменены с 01.10.2005г. правила подготовки документов о предоставлении земельных участков под строительство в связи с принятием Регламента прохождения документов по вопросам предоставления земельных участков для строительства, утвержденным распоряжением мэра г.Томска №р361 от 31.05.2005г. Теперь с целью повышения качества принимаемых документов подготовка проектов постановлений о предоставлении земельных участков под строительство (в том числе реконструкцию и индивидуальное жилищное строительство) является функций департамента.

-   С 15 сентября 2005 года существенно сокращены сроки предоставления земельных участков под объектами мелкорозничной торговли. Теперь основанием для заключения договоров аренды земельных участков является приказ руководителя уполномоченного органа администрации г.Томска (департамента недвижимости), а не постановление мэра г.Томска. То же самое касается утверждения проектов границ земельных участков под объектами муниципальной собственности, мелкорозничной торговли и бесхозяйных объектов, в результате чего сокращено количество визирующих органов и право принятия решений предоставлено департаменту недвижимости. До этого времени согласование различными службами соответствующих постановлений осуществлялось длительный срок.

6.Существенно усовершенствован механизм арендных отношений земельных участков

Изменена методология целевого назначения путем ее увязки с кодами экономиче­ских видов деятельности, что облегчает работу с юридическими лицами и предпринима­телями (данные о видах деятельности содержаться в ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

Упорядочена система льгот и льготных категорий по арендной плате за землю. Также произошли изменения в вопросах установления ставок для сохранения баланса до­ходности бюджета и поддержки производства (а не торговли и услуг) и социально значи­мым отраслям городского хозяйства (раньше это носило хаотический характер).

Полностью автоматизированы рабочие места современным программным обеспе­чением, удовлетворяющим высоким требованиям.

7.Со стороны города предприняты все возможные меры, направленные на урегулирование вопросов, связанных с установлением режима санитарно-защитных зон промышленных предприятий г. Томска.

Разработаны проекты Методических рекомендаций и Положение о порядке проек­тирования СЗЗ.

8.Снижена социальная напряженность в спорных вопросах по формированию земельных участков для индивидуального гаражного строительства

Установлены предельные максимальные размеры площади при формировании зе­мельных участков для индивидуального гаражного строительства в размере 50 кв.м.

9.С помощью департамента сдвинута с места проблема с земельными участками в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Томи, Ушайки, Киргизка и т.д.

Данное обстоятельство стало возможным благодаря достигнутым договоренностя­ми с Первым зам. Губернатора Томской области, руководителем территориальным орга­ном Федерального агентства водного хозяйства и начальником департамента охраны ок­ружающей среды о выделении бюджетных средств на проведению работ по проектам ВОЗ и ПЗП. После утверждения проектов границ снизится социальная напряженность вокруг земельных участков, расположенных в границах ВОЗ и ПЗП, особенно в районе Нижнего склада и ряда других, где совершить какую-либо операцию с землей просто невозможно.

10.       Сформированы земельные участки для размещения особой экономической зоны технико-внедренческого типа № 1

В связи с принятием Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых эко­номических зонах в Российской Федерации" департаментом сформированы земельные участки для размещения особой экономической зоны технико-внедренческого типа № 1 в районе Академгородка и Нефтехимического комбината.

11.       Сделаны первые шаги по оформлению земельных участков муниципальную собственность и вовлечению в гражданский оборот ненужных землепользователям

Разработана новая схема отказа граждан от права собственности на земельные уча­стки через оформление договоров пожертвования, что позволило сократить срок принятия решения о переходе земельных участков в муниципальную собственность, вовлечь в обо­рот ненужные земельные участки (не проходя всю процедуру подготовки землеустрои­тельных документов, предварительной регистрации права собственности и т.д.).

В сфере охраны городских лесов

1.Ужесточена ответственность за уничтожение городских лесов.

По инициативе департамента решением Думы города Томска от 15.09.2005г. №1016 раз­мер ущерба городским лесам приравнен к размеру ущерба зеленым насаждениям. Ранее за ущерб устанавливались незначительные суммы.

2.Впервые за последнее время организована на профессиональной основе профилактика возникновения лесных пожаров

Это стало благодаря достигнутой договоренности с Управлением государственной пожарной службы и ЧС по Томской области. Теперь в настоящее время постоянно закреп­лено 11 частей данной службы, готовых в любую минуту отреагировать на ликвидацию лесных пожаров. В связи с чем площадь городских лесов, пораженная огнем в результате лесных пожаров, кратно уменьшилась.

По мнению департамента недвижимости администрации города Томска среди кол­лег из других городов особым образом можно отметить успехи:

- Города Новосибирска - в вопросах распространения практики публичного пре­доставления земельных участков под строительство жилых и административно-торговых объектов, а также взаимодействия с проектными организациями по определению техниче­ских условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и про­ведению геологических изысканий. Также отмечаем распространение практики восста­новления (реконструкции) муниципальных объектов недвижимости за счет внебюджет­ных средств.

- Города Новокузнецка - в вопросах налаживания эффективного взаимодействия (оперативного обмена информацией) с федеральными органами власти. Также отмечается эффективная организация службы городского земельного кадастра.

Как уже ранее говорилось, в 2005 году департаментом недвижимости решены все поставленные задачи. По-прежнему не удалось решить ряд проблемы, в основе которых лежит противоречия либо пробелы в действующем законодательстве (регистрация вла­дельцев транспортных средств в органах ГИБДД, отсутствие правил разграничения иму­щества и земли, вопросы представления информации от федеральных органов власти, це­лый комплекс проблем в земельном законодательстве и т.д.).

В следующем 2006 году планируется проведение следующих основных мероприя­тий:

В области имущественных отношений

1.  Завершение разграничения государственной и муниципальной собственности, в том числе между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ.

2.  Государственная регистрация права муниципальной собственности на все объекты недвижимости.

3.  Постановка на учет всего бесхозяйного имущества в городе и принятие его в судебном порядке в муниципальную собственность.

4.  Усовершенствование ведения реестра муниципальной собственности, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры (укрупнение линейных сооружений в единые имущественные комплексы).

5.  Корректировка схемы имущественных отношений в отношении муниципального жилищного фонда после выбора жильцами способа управления домами.

6.  Урегулирование имущественных отношений жизнеобеспечивающих систем населенных пунктов на территории муниципального образования (городские и присоединенных территории, поселки индивидуальных застройщиков).

7.  Корректировка правил аренды имущественных комплексов, особенно жизнеобеспечивающих систем города (коммунальное хозяйство, вывоз бытовых отходов и т.д.).

8.  Применение практики передачи муниципального имущества в аренду на публичных торгах.

9.  Проведение работ по оценке рыночной стоимости муниципального имущества при передаче в аренду.

10.Урегулирование вопросов, связанных с регистрацией органами ГИБДД владельца транспортных средств (балансодержателя, арендатора, ссудополучателя и т.д.), находящихся в муниципальной собственности.

11.Нормативное урегулирование вопросов возврата материалов при списании муниципального имущества, дачи согласия на снос и реконструкцию муниципальных объектов недвижимости, а также субаренды, особенно имущественных комплексов.

12.Проведение конкурсов инвестиционных проектов реконструкции муниципальных объектов за счет внебюджетных средств.

13.  Автоматизации рабочих мест и создания совершенной информационно-программной системы в управлении муниципальной собственности.

В области земельных отношений

1.  Снижение дебиторской задолженности по арендной плате и также совершенствование системы администрирования доходов. Изыскание резервов и новых форм работы с землевладельцами и землепользователями.

2.  Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами муниципальной собственности и подготовка к разграничению государственной и муниципальной собственности на земельные участки.

3.  Принятие дополнительных мер по сокращению сроков и увеличению качества подготавливаемых документов.

4.  Переход на систематическую основу предоставления земельных участков, в том числе под эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли и под строительство, на публичных торгах.

5.  Завершение работы по санитарно-защитным зонам промышленных предприятий

6.  Завершение сверки с Федеральной налоговой службой по налогооблагаемой базе земельного налога.

7.  Поэтапное оформление документов на землю в соответствии с требованиями государственного земельного кадастра (особенно переданных в аренду доходообразующих земельных участков)

8.  Установление границ зон с особыми условиями на территории города (охранных зон городских лесов, историко-культурного наследия и т.д.).

9.  Упорядочение вопросов по землям присоединенных к городу территорий Томского района в результате изменения границ (вынос границ в натуру, установление городской черты, создание топографического материала, корректировка электронной дежурной карты и т.д.)

10.Усиление муниципального земельного контроля.

11.Завершение формирования базы данных по земельным участкам в соответствии с произведенной кадастровой оценкой.

12.Переход на арендную плату от кадастровой стоимости с 2007 года.

13.  Организация информационного обмена с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистрационной службой, Федеральной налоговой службой, Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом по вопросам земельных отношений.

14.  Организация взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов по более эффективному исполнению судебных решений о взыскании задолженности должников.

В области охраны городских лесов

1.  Утверждение границ городских лесов.

2.  Усиление охраны городских лесов от порчи и уничтожения.

3.  Проведение лесоинвентаризации и лесоустройства в городских лесах присоединенных территорий Томского района (в результате изменения границ).

4.  Проведение мероприятий, запланированных лесоустройством

5.  Устройство лесопарковых зон в городе.

6.  Переход на новые правила Лесного кодекса (после его принятия).

В области ведения единого адресного реестра объектов недвижимост и вре­менных сооружений

1.   Организация эффективного взаимодействия с организациями технической инвентаризации и паспортизации по присвоению адресов объектам недвижимости и временным сооружениям на территории города.

2.   Изменение правил присвоения адресов сложным линейным сооружениям и земельным участкам.

В области охраны объектов культурного наследия

1.  Восстановление (реставрация) памятников в установленных зонах города и утверждение границ этих охранных зон как зон с особыми условиями.

2.  Организация эффективного взаимодействия с уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Томской области в сфере охраны, содержания, восстановления (реставрации) памятников местного, регионального и федерального значения, расположенных на территории города.

Департамент недвижимости высоко оценивает оказанную помощь АСДГ в вопро­сах обмена опытом с другими городами, а также влияние на принимаемые на федераль­ном уровне нормативные акты, касающиеся имущественно-земельных отношений.

В 2006 году департамент недвижимости будет признателен при организации АСДГ любых тематических семинаров-совещаний, посвященных рассмотрению способов реше­ний вышеуказанных задач.

Особый интерес вызывает применение новых инструментов и новых источников увеличения дохода в местный бюджет от использования муниципальной собственности и земли, поскольку действующее налоговое и бюджетное законодательство направлено на постепенное сокращение собственных доходов в бюджеты муниципальных образований.

Кроме того, в сентябре - октябре 2006 года департамент недвижимости готов рас­смотреть вопрос о проведении в Томске семинара-совещания АСДГ (секция имуществен­но-земельных отношений) по вопросам перехода на кадастровую оценку земли (обмен опытом, возникающие проблемы и пути их решения).