Информационно-аналитические материалы о деятельности департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска за 2005 год и
планах на 2006 год
Основные мероприятия, проведенные департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска совместно с отраслевыми департаментами мэрии, администрациями районов города в 2005 году были направлены на обеспечение поступления доходов в городской бюджет, а также на решение социальных задач, стоящих перед департаментом. В результате деятельности департамента привлечено в городской бюджет доходов в сумме 2983,6 млн. рублей при плановом задании 2570,7 млн. рублей, в том числе 9,1 млн. рублей - по направлениям, не предусмотренным плановым заданием, то есть средства получены дополнительно. В 2005 году достигнуто увеличение доходной части бюджета города по сравнению с 2004 годом за счет повышения эффективности использования муниципального имущества и земельных участков. Таким образом, плановое задание по поступлению средств в городской бюджет выполнено департаментом на 116,1% (в 2004 году - на 105,0 %); прирост доходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом составляет 57,0 %, прирост планового задания в 2005 году по сравнению с 2004 годом составляет 41,2 %, то есть рост полученных в 2005 году доходов превысил рост планового задания.
Следует отметить, что в 2005 году изменилась структура доходов от использования муниципального имущества и земельных участков: наибольший удельный вес в структуре доходов занимают доходы от использования земельных участков — 55 %, соответственно, доходы от использования имущества составляют 45 % (в 2004 аналогичные показатели составляют 39 % и 61 %). Так же необходимо отметить рост доли доходов от приватизации муниципального имущества с 7,5 % в 2004 году до 12,7 % в 2005 году, что связано с необходимостью отчуждения имущества, не предназначенного для решения установленных законом ФЗ 131-ФЗ вопросов местного значения. В 2006 году тенденция роста сохранится и объемы приватизации возрастут более чем 2,5 раза по сравнению с 2005 годом.
В целях реализации поставленных задач в 2005 году вырабатывались новые подходы к управлению и распоряжению муниципальным имуществом и земельными участками, изыскивались дополнительные источники привлечения доходов в бюджет, такие как: продажа с торгов права аренды муниципальных объектов недвижимости (собрано 7,8 млн. рублей) и земельных участков (собрано 309,3 млн. рублей), применение повышающих коэффициентов к арендной плате за муниципальные объекты недвижимости (экономический эффект составил порядка 237,6 тыс. рублей ежемесячно), продажа земельных участков в собственность с торгов, инвестирование в муниципальные объекты недвижимости.
По итогам деятельности за 2005 год департамент добился снижения процентного отношения дебиторской задолженности к годовому поступлению арендной платы: за муниципальные нежилые помещения, здания, сооружения с 8,0 % на начало 2005 года до 6,5 % на конец года, за земельные участки с 14,9 % до 12,2%.
В течение года проведены следующие мероприятия по реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
-определена потребность в площадях для использования под собственные нужды муниципальных учреждений, которая составляет порядка 111,2 тыс. кв. м;
-велась работа по проработке возможности удовлетворения потребности муниципальных учреждений в дополнительных площадях за счет помещений, находящихся в аренде сторонних организаций;
-сформирован перечень имущества, подлежащего безвозмездной передаче в государственную собственность, подготовлено и принято на сентябрьской сессии решение городского Совета «Об утверждении предложений о передаче муниципального имущества в собственность Новосибирской области».
Совместно со структурными подразделениями мэрии департаментом вырабатывались управленческие решения, направленные на повышение эффективности использования имущества, а также решение задач по организации жизнедеятельности городского хозяйства. В частности, активно велась работа по реорганизации и, в случае целесообразности, ликвидации муниципальных унитарных предприятий. В будущем 2006 году планируется реализация проекта по созданию единой аптечной сети путем объединения муниципальных аптечных предприятий в целях выработки единой стратегии повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия аптеки.
Одной из важнейших и не в полном объеме решенных в 2005 году задач является задача по подготовке торгов по продаже земельных участков в собственность, что вызвано объективными причинами, связанными с трудностями при подготовке земельных участков к торгам.
К проблемным направлениям деятельности департамента по-прежнему относится наличие и необходимость узаконивания выявленной несанкционированной реконструкции муниципального нежилого фонда, препятствующей государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости. Существовавшая ранее практика реконструкции без проектно-сметной документации, согласований с собственником, балансодержателем и различными надзорными инстанциями привела к тому, что более трети муниципальных объектов, находящихся в пользовании, оказались подвержены самовольной реконструкции, без узаконивания которой никаких сделок с объектами проводить невозможно. До настоящего времени работа по узаконивайте реконструкции велась и ведется преимущественно силами пользователей реконструированных объектов, однако анализ ее результатов показывает недостаточную эффективность данного подхода, поскольку не всегда пользователь объекта располагает необходимыми для этого ресурсами, а также зачастую у него отсутствует в этом прямая заинтересованность. В 2006 году планируется решать вопросы, связанные с несанкционированной реконструкцией муниципальных объектов недвижимости, либо силами департамента посредством создания специального отдела, либо силами специализированного муниципального учреждения.
Следует так же отметить, что муниципальные площади, сдаваемые в аренду, особенно офисные помещения, по своему качеству значительно уступают коммерческой недвижимости на открытом рынке, имеют значительный моральный и физический износ, порядка 70 % площадей требуют капитального ремонта и реконструкции, затраты на которые возлагаются, в основном, на арендаторов. В целях сохранения арендного фонда в надлежащем состоянии за счет средств арендатора департаментом в 2005 году разработана и утверждена ., система гарантий арендаторам, проводящим капитальный ремонт и реконструкцию за счет собственных средств путем внесения изменений в Положение «О порядке предоставления в аренду и субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений, относящихся к муниципальной собственности», принятое решением городского Совета от 29.05.2002 № 140. Внесенные изменения в решение городского Совета от 29.05.2002 № 140 направлены на экономию средств городского бюджета.
Основные задачи 2006 года:
Запланировано получение в городской бюджет доходов в сумме 2591,3 млн. рублей.
В 2006 году ожидается сокращение площадей арендного фонда на 195,0 тыс. кв. м (причины - приватизация, изъятие под собственные нужды, передача в государственную собственность, исключение подвалов, являющихся общедолевой собственностью). В целях реализации обязательств департамента перед городским бюджетом по поступлению средств от аренды объектов недвижимости акцент в работе департамента в 2006 году будет сделан на повышение эффективности в принятии управленческих решений, отдачи от "остающегося в управлении арендного фонда, а также на повышение эффективности контроля за исполнением условий договоров аренды, претензионно-исковой работы по сбору арендной платы.
Так же в 2006 году планируется применение новой формы приватизации -акционирование муниципальных унитарных предприятий.
С марта 2006 году предполагается увеличение арендной платы за движимое имущество на 11 %.
В 2006 году необходимо осуществить переход на расчет арендной платы и налога за земельные участки на основании их кадастровой оценки.
Для решения поставленной задачи в 2005 году департаментом подготовлена соответствующая нормативная база - городским Советом приняты решения «О порядке определения размера и внесение арендной платы за землю в городе Новосибирске» и «Об утверждении размера коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за землю в городе Новосибирске».
В течение года будет продолжена реализация требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, поскольку в срок до 01.01.2009 мероприятия, связанные с отчуждением или перепрофилированием муниципального имущества должны быть завершены. Во исполнение плана мероприятий по реализации 131-ФЗ департаментом будут приниматься управленческие решения, касающиеся изменения состава и закрепления объектов муниципальной собственности. В связи с этим предполагается дальнейшее изменение структуры доходов городского бюджета с увеличением доли продажи муниципального имущества и сокращением доли средств, получаемых от аренды.
В качестве помощи и содействия, которые может оказать АСДГ деятельности муниципалитетов, предлагаем осуществлять обмен опытом в области подготовки нормативно-правовой базы, проводить научно-практические семинары по обмену опытом управления муниципальной собственностью, проводить анализ итогов работы органов по управлению муниципальной собственностью городов Сибири и Дальнего Востока.