департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
для подготовки ежегодного издания «Годовой отчет АСДГ за 2005 год»
1. Что наиболее значительное удалось сделать в г. Красноярске в области управления муниципальным имуществом в 2005 году?
В основе деятельности департамента по управлению и распоряжению муниципальной собственностью лежит исполнение федерального законодательства, а также нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Так, во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подготовлен план организационных мероприятий, утвержденный распоряжением администрации города от 31.01.2005 № 36-р, согласно которому уже в августе 2005 года в Управление имущественных отношений администрации Красноярского края были представлены перечни объектов (предложения) по передаче в государственную собственность учреждений социальной защиты населения города, трех муниципальных учреждений здравоохранения, восьми муниципальных коррекционных школ.
Кроме того, подготовлен ряд распоряжений администрации города о безвозмездной передаче из муниципальной в краевую собственность 12 объектов геронтологического центра.
В связи с разграничением прав на собственность, на основании Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории, культуры) народов Российской Федерации» подготовлены и приняты распоряжения администрации города об исключении из Реестра муниципальной собственности 18 объектов – памятников истории, культуры и архитектуры .
Таким образом, количество объектов муниципальной собственности, находящихся в Реестре, по состоянию на 01.01.2006, составило 46 270 единиц.
Показателем эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью и результатом деятельности департамента является поступление денежных средств в бюджет города.
Так, за минувший период, поступление составило 643,6 млн. руб., что на 20% или 108,5 млн. руб. выше уровня 2004 года, а именно:
1. Одним из механизмов управления собственностью, а также источником доходов местного бюджета является аренда муниципального имущества города.
В прошедшем периоде общее поступление средств от сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений, движимого имущества и рекламных мест возросло в 1,2 раза к итогам 2004 года и составило 295,1 млн. руб.
Департаментом, в целях дальнейшего увеличения доходов бюджета города подготовлено и утверждено Красноярским городским Советом решение от 21.12.2005 № 8-155 «О базовой ставке арендной платы за объекты муниципального нежилого фонда г. Красноярска».
2. Кроме того, в 2005 году, в соответствии с п.5 ст. 50 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также с п.2 Положения «О порядке и условиях приватизации муниципального имущества в городе Красноярске», утвержденным решением Красноярского городского Совета от 21.12.2004 № 4-69, был сформирован проект Прогнозного плана (Программы) приватизации муниципального имущества города Красноярска на 2005 год.
На 01.01.2006 в результате исполнения вышеуказанного документа, а также от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в бюджет города перечислено 103,4 млн. руб., в том числе:
- 66,9 млн. руб. – доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности (15 нежилых помещений и 16 автомобилей, подлежащих списанию);
- 29,6 млн. руб. – доходы от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности (проданы акции 6 акционерных обществ);
- 7,0 млн. руб. – доходы от продажи 10 земельных участков общей площадью 51,9 тыс. кв. м.
3. В прошедшем периоде было продолжено исполнение постановления администрации города от 22.12.2003 № 557 «Об отчислении в бюджет города части прибыли муниципальных унитарных предприятий». По итогам года в бюджет города перечислены денежные средства в размере 5,4 млн. руб.
Также, по итогам года акционерными обществами с долей муниципальной собственности произведена выплата дивидендов в размере 1,9 млн. руб. По состоянию на 01.01.2006 доля собственности города в виде акций находится в пяти акционерных обществах.
4. Важным вопросом в рамках управления и распоряжения муниципальной собственностью является регулирование земельных отношений. Землепользование, согласно Земельному кодексу РФ является платным. Формы платы за землю – земельный налог и арендная плата.
По итогам 2005 года поступление денежных средств в бюджет города составило:
- арендной платы за землю - 237,4 млн. руб.;
- земельного налога - 395,6 млн. руб.
Администраторами земельного налога являются ИФНС РФ по административным районам города.
С принятием главы 31 Налогового кодекса (введена Федеральным Законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ) с 2006 года взимание земельного налога будет осуществляться на основе кадастровой стоимости земель.
В связи с переходом г. Красноярска на новую систему налогообложения, во исполнение Программы социально-экономического развития г. Красноярска до 2010 года, подготовлено 32 000 оценочных описей земельных участков. Кроме того, департаментом принято участие в подготовке экономического обоснования проекта решения Красноярского городского Совета, устанавливающего земельный налог на территории города.
В целях определения арендных платежей за землю от кадастровой стоимости земельных участков, разработано и утверждено Красноярским городским Советом решение от 20.12.2005 № 8-156 «Об арендной плате за землю в городе Красноярске».
В 2005 году, департаментом, в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Законом Красноярского края от 25.02.2005 № 13-3148 «О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа», была продолжена работа по установлению границ г. Красноярска.
Подготовлено и принято Красноярским городским Советом решение от 20.12.2005 № 8-141 «О проекте границ муниципального образования город Красноярск». Указанный проект внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Красноярского края.
Кроме того, на основании Земельного кодекса РФ, а также в соответствии с федеральным законодательством, специалистами департамента осуществлялись мероприятия в области разграничения земель, а именно– подготовка документов на земельные участки, на которые у муниципального образования г. Красноярск возникает право собственности.
В течение 2005 года на рассмотрение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю направлены пакеты документов на 490 земельных участков общей площадью 276,1 га.
5. В минувшем году была продолжена работа по исполнению городской целевой Программы «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений на территории города Красноярска в 2004-2007 г.г.».
Данный нормативный документ принят в целях обеспечения рационального использования и эффективного управления землей и иной недвижимостью на территории города Красноярска, формирования единого информационного ресурса, создания информационно-технической инфраструктуры автоматизированной системы управления недвижимостью, а также разграничения государственной собственности на землю.
Объем финансирования мероприятий Программы на 01.01.2006 составил 5,8 млн. руб. или 100 % от суммы, утвержденной бюджета города на 2005 год.
6. Необходимо также отметить судебно-правовую работу, проводимую сотрудниками департамента муниципального имущества и земельных отношений.
Основной задачей данного направления является правовое обеспечение деятельности департамента, правовая защита имущественных интересов муниципального образования г. Красноярск.
В 2005 году проведена следующая работа:
- подготовлено 544 предарбитражных предупреждения арендаторам, имеющим задолженность по арендной плате за объекты муниципального нежилого фонда на сумму 14,8 млн. руб.
Кроме того, взыскано по искам или оплачено неплательщиками до суда – 10,5 млн. руб.;
- арендаторам, имеющим задолженность по арендной плате за землю направлено 706 предарбитражных предупреждений. Взыскано по искам или оплачено до суда – 75,5 млн. руб.
2. Какие успехи и достижения Ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?
Заслуживает внимания и одобрения работа по модернизации банка данных аналитических материалов и нормативных документов АСДГ.
3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?
По прежнему, наиболее острым остается вопрос, касающийся разграничения муниципальной собственности на землю.
В частности, до настоящего времени не принято ни одного распоряжения Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципального образования г. Красноярск возникает право собственности, то есть на сегодняшний день право муниципальной собственности не зарегистрировано ни на один участок, тогда как право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 31 земельный участок, находящийся в границах города Красноярска.
4. Какие задачи стоят в 2006 году?
В целях дальнейшего укрепления финансово-экономического потенциала города в 2006 году департаментом муниципального имущества и земельных отношений будет продолжена работа по исполнению Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ, реализации приоритетных направлений Программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2010 года.
Ожидаемый результат работы департамента по управлению и распоряжению муниципальной собственностью – поступление денежных средств в бюджет города в размере 1 126,6 млн. руб., что позволит гарантировать стабильное повышение качества жизни горожан.
5. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?
- обмен нормативно-правовой базой;
- научно-практические семинары по обмену опытом работы органов по формированию и управлению муниципальной собственностью городов Сибири и Дальнего Востока;
- обмен материалами по итогам работы АСДГ.
6. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?
Целесообразно проведение конференций, совещаний по обмену опытом исполнения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также по вопросам, касающимся управления и распоряжения муниципальной собственностью, поскольку в процессе обсуждения рождаются наиболее объективные, взвешенные решения.
7. Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения.
Учитывая специфику деятельности департамента, наиболее важными для обсуждения являются вопросы, касающиеся повышения эффективности использования муниципальной собственности и вопросы регулирования земельных отношений. Обмен опытом между городами Сибири и Дальнего Востока.