Норильск

 

1.                       Что наиболее значительное удалось сделать в 2005 году?

 

 

Реформа местного самоуправления.

 

Работа Городского Совета в 2005 году в основном была сосредоточена на реализации Федерального закона №131-ФЗ. Были приведены в соответствие со 131 законом  все правовые акты Городского Совета, внесены изменения в 85 ранее принятых решений, в том числе и в Устав города Норильска. Также было принято ряд принципиально новых документов, такие как Положение «О публичных слушаниях»,  Положение «О территориальном общественном самоуправлении», Положение «Об обращениях граждан», Положение «О дополнительных компенсационных выплатах»

 

Программы переселения

 

Городской Совет принял ряд программ переселения лиц пенсионного возраста из районов Крайнего Севера в благоприятные климатические условия. В связи с уменьшением числа детей школьного возраста  назрела необходимость высвобождения педагогических кадров. Однако, маленький размер пенсий и невозможность самостоятельно выехать на «материк», заставляет учителей работать, несмотря на пенсионный возраст. Проблема старения кадрового состава есть и в городской системе здравоохранения и других сферах.

Специально для пенсионеров работников организаций, финансируемых из местного бюджета, была разработана программа содействия выезду. В рамках программы пенсионеры получают компенсацию за сдаваемое жилье в сумме,  приближенной к рыночной стоимости квартиры, но не менее 330 тысяч рублей.

Кроме того, разработана система негосударственных пенсий, по которой участник программы в течение 5 лет получает дополнительно к своей пенсии по 2 тысячи ежемесячно. Аналогичная программа, но с выплатой дополнительной пенсии в сумме 1 тысяч рублей ежемесячно, работает и для пенсионеров независимо от бывшего или настоящего места работы.   В общей сложности на содействие переселению в бюджете Норильска в 2005 году было выделено порядка 1 миллиарда 200 миллионов рублей.

 

Сохранение компенсационных выплат для работников бюджетной сферы

 

Установленные еще в 60-х годах районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате на Северах, уже не соответствуют стоимости жизни. Поэтому уже много лет работникам бюджетной сферы Норильска компенсируются издержки проживания в абсолютно дискомфортных климатических условиях и высокая стоимость потребительской корзины, обусловленная отдаленностью региона и ее оторванностью от транспортной сети. Выплаты эти производятся за счет местного бюджета и составляют значительную долю в доходах бюджетников. Однако, не являясь составной частью тарифных ставок и окладов, они имеют полулегальный статус.

В 2005 году нам удалось продвинуться в вопросе легализации компенсационных выплат. Администрация Красноярского края и Законодательное Собрание признали на своем уровне право северян на дополнительные выплаты, и сумма в один миллиард двести миллионов рублей была внесена в бюджет Красноярского края.

 

Сохранение жилищно-компенсационных выплат для жителей Норильска

 

Не секрет, что себестоимость услуг ЖКХ в условиях Крайнего Севера на несколько порядков выше, чем в городах средней полосы России. Резкий переход на стопроцентные расчеты на услуги ЖКХ было бы слишком  тяжелым бременем для населения. При принятии решения о повышении тарифов на жилищную и коммунальную услуги до 90, а затем до 100 процентов, в Норильске была разработана система дополнительных социальных гарантий в виде жилищно-компенсационных выплат.

 

2.                       Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

 

В ходе реализации Федерального закона №122- ФЗ, были отменены многие социальные гарантии для северян, ранее прописанные в законе «О гарантиях и компенсациях для лиц проживающих на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Так с 1 января 2005 года отменен льготный порядок начисления северных надбавок молодежи, дорогу для пенсионеров к месту отдыха и обратно оплачивают лишь при предъявлении путевок на санаторно-курортное лечение. Мы неоднократно обращались в федеральные и краевые органы власти,  но, к сожалению, сдвигов в этом вопросе не произошло.

 

 

3.                       Какие задачи стоят в 2006 году?

 

В 2006 году продолжим работу с вышестоящими органами власти по защите прав и социальных гарантий для жителей Крайнего Севера. В том числе и надеемся на решение вопроса по применению районного коэффициента к северной пенсии независимо от места проживания пенсионера.

Одна из самых важных задач – полная легализация компенсационных выплат для норильских бюджетников, то есть их включение в тарифную часть заработной платы. В настоящее время полномочия по определению уровня районных коэффициентов и северных надбавок для лиц проживающих в районах Крайнего Севера может быть решена на уровне субъекта федерации, поэтому уже намечен план работы с администрацией, Законодательным Собранием Красноярского края по решению данной проблемы.

 

4.                       Какую помощь и содействие, на ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?

 

Считаю, что главными задачами Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов должна стать: 

 

·информационная, методическая помощь муниципальным органам власти в реализации федеральных реформ;

·объединение усилий городов по отстаиванию интересов местного самоуправления на федеральном уровне. 

 

 

5.                       Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

 

Да, считаю.

 

6.                       Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения.

 

Северным городам, самые незащищенные слои населения которых в ходе федеральных реформ оказались лишенными многих социальных гарантий, необходимо координация своих действий по защите прав своих жителей. Считаю, что такая координация действий могла бы осуществляться в рамках Ассоциации. Возможно, проведение совещания или конференции, посвященного теме сегодняшнего положения на Северах.

Также в свете реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы и передачи полномочий по разработке тарифной сетки на региональный и местный уровень, было бы целесообразно посвятить этой теме конференцию или семинар, на котором представители разных субъектов и городов могли бы обменяться опытом и наработками.