I. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году?
В 2005 году жилищно-коммунальная отрасль, как и в прошлые годы, работала в условиях финансового дефицита.
Муниципальный жилищный фонд г.Барнаула составлял на 01.01.2006 7629,1 тыс. кв. м, который обслуживает 15 предприятий, различных организационно-правовых форм. На обслуживании этих предприятий 2998 многоквартирных жилых домов различной степени благоустройства и этажности.
Для оказания помощи жителям в выборе способа управления и придания юридического статуса, проводимых собраний, разработаны Рекомендации по подготовке и проведению общего собрания собственников в многоквартирном доме, которые утверждены постановлением главы города от 23.12.2005 № 4023.
В ходе выполнения мероприятий Концепции в 2005 году организовано и проведено 670 собраний и встреч с собственниками помещений в многоквартирных домах по вопросам реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и выбора способа управления многоквартирными домами.
На 79 собраниях (12%) кворум, предусмотренный жилищным законодательством, установлен, приняты решения по заключению договоров управления.
С целью создания конкурентной среды в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг продолжается реализация пилотного проекта по деятельности управляющих компаний МУП «Дирекция единого заказчика № 1» и «Дирекция единого заказчика № 2» Ленинского района г. Барнаула. Кроме этого, созданы и функционируют 332 ТСЖ и ЖСК, в том числе 65 ТСЖ и ЖСК находятся в договорных взаимоотношениях с жилищно-эксплуатационными предприятиями в части технического обслуживания и текущего ремонта.
МУП «ДЕЗ № 1» и «ДЕЗ № 2» находятся в договорных взаимоотношениях с подрядными организациями (ООО ЖЭУ), обслуживающими жилищный фонд площадью 1786,2 тыс. кв. м, что составляет 23% от муниципального жилищного фонда г. Барнаула.
Также на рынке услуг в городе работает четыре специализированных предприятия, обслуживающие лифтовое хозяйство. В г. Барнауле эксплуатируется 2628 лифтов, в том числе 1817 в домах муниципального жилищного фонда.
При проведении работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда применялись современные (новые) материалы и технологии:
Изучив опыт соседних регионов, а также варианты предложенные институтами Алтайского края, Кемеровской области и Новосибирской Академии строительства, комитет, совместно с администрацией города, пришел к заключению об экономической и практической целесообразности реконструкции кровель с применением профилированного оцинкованного настила.
Этот метод по сравнению с заменой на новые железобетонные плиты дает возможность сэкономить до 30-40% средств, увеличить срок службы кровли с 12-15 лет до 30 лет (а при периодическом покрытии защитными красками до 50-60 лет). Кроме того, такие кровли ремонтнопригодны в отличие от классического варианта замены разрушенных железобетонных плит при котором необходима установка башенных кранов в условиях существующего благоустройства вокруг дома и, самое главное, необходимости отселения жильцов по требованиям правил техники безопасности. На сегодняшний день в городе отремонтировано 10 таких кровель.
При ремонте мест общего пользования в общежитиях для гидроизоляции стен используются новые материалы такие как: «Гидротекс», «Акватрон» обладающие лучшими гидроизоляционными качествами, в сравнении с рубероидом, применявшимся ранее.
При ремонте мягких кровель использовались рулонные кровельные и гидроизоляционные наплавляемые материалы «Биполь», «Экофлекс».
Для изоляции трубопроводов использовался теплоизоляционный материал «Изовер»
В качестве утеплителя чердачных перекрытий, вместо шлаковой засыпки, применялись жесткие минераловатные плиты.
На сегодняшний день 168 лифтов подключено к диспетчерской системе «Обь». Применение данной системы обеспечивает надежную защиту лифтового оборудования, полностью исключает проникновение посторонних лиц в шахту лифта или в машинное отделение, позволяет сократить численность обслуживающего персонала и эксплуатационные расходы, существенно повышает безопасность эксплуатации лифтов.
С целью предотвращения социальной напряженности, выполнены работы на лифтах, отслуживших 25 летний срок:
- диагностика и последиагностический ремонт проведен на 222 лифтах,
- после пожара восстановлено 4 лифта.
За 2005 год выполнен капитальный ремонт кровель (шиферных, мягких, металлических) на 31 доме общей площадью 69638 кв. м. Произведена реконструкция системы лучистого отопления с переводом на классическую схему в двух домах. Выполнен ремонт инженерного оборудования на 5-ти домах. Произведен восстановительный ремонт на 25 объектах (восстановлены наружные несущие стены, перекрытия, выполнено усиление строительных конструкций, ремонт электрооборудования, инженерного оборудования, ремонт мест общего пользования в общежитиях).
Планом социально-экономического развития города на 2005 год предусматривалось комплексное благоустройство 150 дворовых территорий муниципального жилищного фонда.
В работе по комплексному благоустройству дворовых территорий традиционно участвует избранная общественность и жители города.
Необходимо отметить, что работа по подготовке к благоустроительному сезону началась зимой 2004-2005 года.
- разрабатывались и формировались планы работы;
- изготавливались
в мастерских различные фигуры животных и сказочных
персонажей, готовились конструкции
будущих композиций (МУП «ПЖЭТ
Центрального района», МУП «ПЖЭТ № 1
Индустриального района», МУП «ПЖЭТ
№ 2» Октябрьского района).
За весенне-летний период комплексно благоустроенно 152 дворовых территорий.
Во дворах жилых домов муниципального жилищного фонда произведен ремонт и покраска малых архитектурных форм - 3175 шт., выполнено устройство 66 зелёных уголков.
Проведены посадки:
деревьев - 2273 шт.; кустарника - 2721 шт.; работниками жилищных предприятий и жителями города высажено
цветов - 662 тыс. штук. Во дворы муниципального жилищного фонда завезено:
черный грунт -3882 тонн;
песок - 1941 тонн.
За период 2005 года отремонтировано 527 подъездов и установлено на подъезды жилых домов 252 металлические двери с запирающими устройствами.
Во дворах жилых домов установлено около 150 парковых фигур из железобетона и дерева. Новинкой этого года стало устройство детских площадок с интересными названиями: «Африка», «Домик у дороги», «Подсолнухи», «Морской замок» и т.д. Продолжена традиция установки фигур и композиций различных сказочных персонажей, а также благоустройство дворовых территорий и детских площадок с раскрытием темы того или иного художественного произведения.
В целях улучшения санитарного состояния в весенний и осенний период в городе в 2005 году проведены месячники и субботники по санитарной очистке и благоустройству.
В начале года подведены итоги городского конкурса «Зимний двор -2005». Согласно положению участники конкурса награждены дипломами 1, 2, 3 степени, грамотами, благодарственными письмами и денежными премиями. Комиссией оценивался не только снежный городок, фигуры и горки, но также участие общественности и школьников в новогоднем оформлении дворовой территории, востребованность и сохранность зимнего городка во время школьных каникул.
В летний период, в целях повышения уровня благоустройства дворовых территорий и мест общего пользования жилых домов, повышения инициативы и участия жителей в работе по благоустройству, согласно постановлению главы администрации г. Барнаула проведены районные и городские конкурсы на звание:
«Лучший дом города»; «Лучший подъезд города»; «Лучшая придомовая территория города»; «Лучшая детская площадка города»; «Лучший балкон города».
Впервые проведён конкурс на звание «Лучшее общежитие города».
Итоги конкурсов и награждение участников, согласно положениям, традиционно проведено в канун праздника «День города».
В 2005 году получила дальнейшее развитие и действует система «Город» -общегородская автоматизированная система сбора и обработки платежей за коммунальные и прочие виды услуг.
а) Жители города получили:
- возможность платить
за любые услуги без расчетных книжек и квитанций
в одном
пункте приёма платежа;
- получать оперативную
информацию о задолженностях в любом пункте
приёма платежей;
- уверенность в том,
что информация о совершенных платежах правильно и
своевременно
отразится у поставщика услуг;
- возможность
совершить платеж авансом и частично на счет любого
поставщика, исходя из имеющейся в
наличии суммы.
б) Городские власти:
- возможность
введения консолидированной, полной, достоверной базы
данных по начислениям и оплатам за потребленные жителями города
коммунальные услуги, с предоставлением
городским службам необходимой
отчетности;
- оперативный
доступ к информации (коммунальные и иные услуги,
абоненты, начисления, платежи, задолженности, льготы и льготники и т.д.)
для
принятия решений по регламентации норм и
тарифов на различные услуги,
планирования, расходования бюджетных средств на субсидии, дотации и
компенсации.
в) Участие в системе поставщиков услуг:
На сегодняшний день жители города независимо от способа управления домом в пунктах системы «Город» могут оплатить следующие услуги (используя и не используя квитанции) поставщикам услуг:
- квартплата;
- электрическая энергия;
- тепловая энергия/ горячая вода;
- водоснабжение и канализование;
- газоснабжение;
- услуги связи/Интернет
- сотовая связь;
- потребительское кредитование;
- охрана квартир;
- страхование жилья;
- обслуживание антенн;
- кабельное телевидение;
-обслуживание лифтов;
- вывоз бытовых отходов;
- иные платежи (административные штрафы ГИБДД);
- родительская оплата за детские сады (в г. Новоалтайске).
г) На
текущий момент в ВЦ ЖКХ ведётся единая городская база данных
по ЖКХ г. Барнаула. Ведётся оперативный учёт начислений, льгот,
счислений и
оплат по всем основным видам коммунальных
услуг.
Произведен запуск и до настоящего времени активно используется общегородская автоматизированная система сбора и обработки платежей за коммунальные услуги по единому расчетному документу (ЕРД).
В компетентные службы администрации города оперативно предоставляется большой объём статистической и аналитической информации (более 20 видов отчетности).
П. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?
В 1996 году в г. Первоуральске УЖКХ преобразовано в ПМУП «ЖЭТ № 3», на обслуживании которого находится 1088 жилых домов с общей площадью 1443 тыс. кв. м. С сентября 2004 года предприятие наделено функциями управляющей компании по обслуживанию жилищного фонда. Предприятие производит капитальный ремонт трубопроводов горячего и холодного водоснабжения, отопления, канализации, кровель, козырьков и т.д. Впервые предприятие начало страховать в «Росгосстрахе» объекты после проведения капитального ремонта от разных рисков, включая стихийные бедствия. Если в течение гарантийного срока (3 года) после выполненных работ подрядными организациями случаются аварии (течь кровли, течь системы горячего и холодного водоснабжения, затопление квартир и т.п.) страховая компания гарантирует предприятию оплатить затраты на ремонт по устранению брака подрядчика, затем уже самостоятельно взыскивает с виновников сумму ущерба. С 01 сентября 2004 года в подчинение данного предприятия передана общегородская аварийная служба «05». С середины марта 2005 года предприятие начало вести разъяснительную работу среди населения о выборе способа управления многоквартирным жилым домом.
На 01 июля 2005 года с данной управляющей компанией заключили договоры более 100 многоэтажных домов с общей площадью более 350 тыс. кв. м.
III. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?
В связи с крайне ограниченным финансированием не представилось возможным выполнение капитального ремонта муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными нормативами.
Не в полной мере реализованы мероприятия по энергосбережению. Для установления цивилизованных взаимоотношений с энергоснабжающими организациями требуется установка приборов учета тепловой энергии повсеместно в муниципальном жилищном фонде.
Не удалось реализовать в полной мере способ управления многоквартирным домом, управление управляющей организацией. Кроме пилотных проектов, реализуемых под патронажем комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Барнаула, есть один отрицательный опыт. После передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации через три месяца собственники помещений провели повторное голосование и избрали новый способ управления - управление ТСЖ.
По причине недостаточности финансовых средств руководством ОАО «Алтайэнерго» уменьшены плановые объёмы ремонтов магистральных тепловых сетей и основного оборудования тепловых станций, что приводит к снижению оперативности исполнения и как следствие к снижению надёжности теплоснабжения жилого массива и объектов соцкультбыта, хотя тарифы на тепловую и электрическую энергию самые высокие в Сибирском регионе.
IV. Какие задачи стоят в 2006 году?
Учитывая положительную практику прошлых лет в городе разработаны программы:
«Подвал» - по ремонту инженерного оборудования в подвальных помещениях жилых домов;
«Кровля» - по ремонту кровель;
«Лифт» - по текущему, капитальному ремонту и модернизации лифтов;
«Фасад» - по ремонту фасадов;
«Дымоудаление» - по ремонту систем дымоудаления и пожарной сигнализации в домах повышенной этажности;
«Двор» - по благоустройству дворовых территорий. Данные программы разработаны с учетом их выполнения до 2009 года. В 2006 году необходимо:
продолжить практику проведения собраний в жилищном фонде города с целью разъяснения собственникам жилых помещений действующего законодательства и выбора способа управления многоквартирным домом;
создать необходимые условия для внедрения энергоснабжающих технологий в жилищном фонде.
Решение
вопроса о возмещении из городского бюджета разницы в цене на
услуги по
текущему содержанию и текущему ремонту жилья для граждан,
проживающих
в муниципальных общежитиях.
В 2006 году следует провести мониторинг действующей нормативной правовой базы, привести её в соответствие с действующим законодательством. Принять нормативные правовые акты по реализации Жилищного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
Внедрение единой сети передачи данных через систему «Город», локально-вычислительной сети на местах, (ПЖЭТ, ЖЭУ), что позволит оформлять документы на предоставление субсидий в режиме «одного окна» и в кратчайшие сроки, минуя жилищно-эксплуатационные предприятия.
Внедрение новых механизмов управления, невозможно без перехода на цивилизованные договорные взаимоотношения. В связи с этим необходима разработка договоров, предусматривающих обязанности и ответственность не только управляющих компаний и подрядных организаций, но и собственников (нанимателей) жилых помещений, энергоснабжающих предприятий.
Дальнейшее внедрение компьютерной программы «Информационная база для планового надзора за техническим состоянием жилищного фонда и определения очередности ремонтов» позволит решить несколько проблем:
а) Своевременно
и достоверно иметь информацию о текущем состоянии
здания;
б) Выполнять реальное планирование ремонтов и обслуживания;
в) Снизить
затраты на ремонт и обслуживание (за счет своевременного и
качественного проведения ремонта и
обслуживания).
г) Установить прямой контакт потребитель (жилец) - поставщик.
д) При
наличии своевременной достоверной информации о техническом
состоянии здания, появляется
возможность определения пути решения
возникающей проблемы.
С переходом к рынку жилищно-коммунальных услуг необходима организация работы структур общественного самоуправления (органы ТОС, домовые комитеты, старшие по подъездам) в новых экономических условиях:
- определение формы управления многоквартирными домами и
закрепленными территориями;
- участие в управлении
жилищным фондом и организации конкурсов на
предоставление
права по эксплуатации и содержанию жилого дома
(микрорайона)
управляющей компании;
- отработка новых форм
взаимодействия с управляющими компаниями по
вопросам
благоустройства дворовых территорий и содержанию мест общего
пользования жилищного фонда.
Изучение опыта работы регионов РФ и пропаганда положительного опыта работы в г. Барнауле. Освещение деятельности предприятий жилищного хозяйства и управляющих компаний в СМИ.
Контроль и организационное участие в реформировании предприятий энергетики ОАО «Алтайэнерго» и ОАО «Барнаульская горэлектросеть».
Добиться запуска газотурбинной ТЭЦ в эксплуатацию и рассмотрение вопроса о строительстве 2-й ГТТЭЦ.
Контроль за устойчивой работой предприятий газового хозяйства.
Обеспечение всеми видами топлива организацией и предприятий, энергоснабжающих население и объекты социальной сферы.
Выполнение программы по корректировке схемы развития электросетей города в разрезе электроснабжения от предприятий ОАО «Алтайэнерго», БГЭС и ведомственных подстанций.
Совместно с руководством ООО «Барнаулэнерго» рассмотреть и составить программу развития малой энергетики г. Барнаула с учетом скорректированной генеральной схемы теплоснабжения.
Рассмотрение вопроса реконструкции котельной завода «Кристалл» для работы на природном газе (решение проблемы теплоснабжения строящегося жилья в кварталах № 2001, 2002, 2005.
По причине недостаточности финансовых средств руководством ОАО «Алтайэнерго» уменьшены плановые объемы ремонтов магистральных тепловых сетей и основного оборудования тепловых станций, что приводит к снижению оперативности исполнения и как следствие к снижению надежности теплоснабжения жилого массива и объектов культуры, хотя тарифы на тепловую и электрическую энергию самые высокие в Сибирском регионе. Продолжающийся рост тарифов приводит к абсолютной потере конкурентной способности промышленных предприятий города и края.
Основные задачи на 2006 год будут заключаться в следующем:
1. Контроль и организационное участие в реформировании предприятий энергетики ОАО «Алтайэнерго» и ОАО «Барнаульская горэлектросеть».
2. Добиться запуска газотурбинной ТЭЦ в эксплуатацию и — рассмотрение вопроса о строительстве 2-й ГТ ТЭЦ.
3. Контроль за устойчивой работой предприятий газового хозяйства.
4. Обеспечение всеми видами топлива организаций и предприятий, обеспечивающих энергоснабжение население и объекты социальной сферы.
5. Выполнение программы по корректировке схемы развития электросетей города в разрезе электроснабжения от предприятий ОАО «Алтайэнерго», ОАО «Барнаульская горэлектросеть» и ведомственных подстанций.
6. Совместно с руководством ООО «Барнаулэнерго» рассмотреть и составить программу развития малой энергетики г.Барнаула с учетом скорректированной генеральной схемы теплоснабжении.
7. Рассмотреть вопрос реконструкции котельной завода «Кристалл» для работы на природном газе (решение проблемы теплоснабжения строящегося жилья в кварталах №№ 2001, 2002, 2005).
V. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?
1. В настоящее время по поручению Правительства РФ в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы вносятся изменения и дополнения. С учетом этого предлагаем рассмотреть возможность формирования федеральной Программы по ремонту, модернизации и замене лифтов.
В целях урегулирования взаимоотношений жилищных и энергоснабжающих предприятий необходимо решить следующие вопросы:
усовершенствовать действующее законодательство в области тарифного регулирования;
привести в соответствие с Гражданским и Жилищным кодексом РФ нормативные документы, регулирующие отношения в области электроэнергетики (с 01.01.2000 на территории РФ Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.1981 №310 отменены);
2. Организовать
выпуск информационных бюллетеней по реализации
реформы ЖКХ в регионах Российской
Федерации;
- организовать
в СМИ широкий обмен опытом работы регионов и городов
Российской Федерации по развитию
реформ ЖКХ;
- на
базе АСДГ сформировать базу данных передового опыта работы и
положительных результатов проводимых
реформ ЖКХ в регионах Российской
Федерации, обеспечить доступность к
этим материалам по электронной и иной
почте.
3. Обобщить
опыт по взаимодействию с энергоснабжающими
организациями, в том числе судебную
практику.