1.За 2005 год доходная часть бюджета муниципального образования «город Южно-Сахалинск» исполнена на 92,4 процента к годовым назначениям: исполнение составило 2640 млн. рублей, что на 19 млн. рублей ниже поступлений соответствующего периода прошлого года.

 Общее поступление в бюджетную систему областного центра  платежей, контролируемых налоговыми органами, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  возросло в 1,2 раза и составило 8350 млн. рублей.

 Темп роста собираемости налогов на территории города за 2005 год по сравнению с 2004 составил: в федеральный бюджет  162,0 процента, в территориальный – 116,0.

Поступления доходов в местный бюджет снизились: как по удельному весу с 25,5 процента до 16,8 процента, так и в абсолютной сумме на 340,0 млн. рублей.

Снижение произошло в связи с изменениями в налоговом законодательстве (отмена ставки налога на прибыль, зачисляемого  в местный бюджет – 2 процента, налога на рекламу), изъятием налогов в вышестоящие бюджеты (налога на совокупный доход, налога на имущество в порядке наследования и дарения, госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния), а также снижением нормативов отчислений  по налогу на доходы физических лиц на 17 пунктов.

Вышеуказанные изменения повлияли на структуру доходов: в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом возросла доля поступлений неналоговых доходов, в то время как доля налоговых платежей снизилась на 0,8 раза.

Продолжается тенденция снижения недоимки по платежам в бюджет: по сравнению с 2004 годом объем недоимки в абсолютной сумме снижен на 2 млн. рублей.

 

Критическое состояние бюджета города на протяжении ряда лет послужило причиной образования и неуклонного роста кредиторской задолженности, которая по состоянию на 15.01.2005г. составляла 1499,5 млн. рублей. Однако меры принимаемые администрацией города позволили не только не допустить рост указанной задолженности в 2005 году, но и снизить ее объем: по состоянию на 15.01.2006г. сумма задолженности составила 1392,6 млн. рублей.

По состоянию на 01.01.2005г. завершен переход на казначейскую систему исполнения бюджета муниципального образования «город Южно-Сахалинск», в том числе – по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. С 1 января 2006 года в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и инструкцией №1н «Об утверждении порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальными органами федерального казначейства» осуществлен перевод кассового обслуживания единого счета местного бюджета из Государственного Расчетно-кассового центра по г. Южно-Сахалинск в Управление Федерального казначейства МФ РФ по Сахалинской области.

 

2. Финансовое управление не располагает сведениями об успехах и достижениях коллег из других городов.

 

3.  Динамика фактических поступлений платежей в бюджеты различных уровней указывает на централизацию доходов на федеральном, областном уровнях и снижение на местном уровне. Так, в 2001 году на долю федерального бюджета приходилось от собранных на территории муниципального образования «город Южно-Сахалинск» налогов и сборов –52,3%, на долю областного бюджета – 25,6%, на долю местного бюджета – 22,1%. В 2004 году это соотношение уже составило соответственно: 16,2%; 62,4% и 21,4%. В 2005 году поступления в федеральный и областной бюджеты увеличились соответственно на 5 и на 3,2 пункта, а в местный -снизились на 8,2 пункта.

Уменьшение доли налогов и сборов, причитающихся местному бюджету, явилось следствием как изменения налогового и бюджетного законодательства не в пользу местного бюджета, так и ежегодного снижения Сахалинской областной Думой нормативов отчислений от регулирующих доходных источников. Так, по сравнению с 2001 годом нормативы отчислений на 2005 год (с учетом минимальной доли) уменьшились:

-                      по налогу на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) – с 79,2% до 25,9%;

-                      по акцизам по спирту этиловому из пищевого сырья, водке, ликероводочным изделиям – с 15,7% до 4,7%;

-                      по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации – с 20,4% до 3,0%.

В связи с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве только в 2005 году бюджет муниципального образования «город Южно-Сахалинск» недополучил доходов 752,0 млн. рублей.

Исходя из прогнозируемого Сахалинской областной Думой объема доходов бюджет муниципального образования «город Южно-Сахалинск» на протяжении ряда лет утверждается с обеспеченностью в средствах ниже 30 процентов:

-                      в 2001 году – 23,7 процента;

-                      в 2002 году – 24,7 процента;

-                      в 2003 году – 27,0 процентов;

-                      в 2004 году – 33,0 процента;

-                      в 2005 году – 34,0 процента;

-                      в 2006 году – 40,7 процентов.

Хотя бюджет и утверждается с дефицитом в пределах 10 процентов от собственных доходов, как того требует Бюджетный кодекс, фактически же скрытый дефицит средств, как видно из приведенных данных, составляет около 70 процентов.

Для решения таких жизненно важных вопросов, как выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, приобретение топлива администрация города по-прежнему вынуждена прибегать к кредитам коммерческих банков. За 2005 год бюджет понес дополнительные расходы по уплате процентов за пользование кредитами в сумме 30,5 млн. рублей.

В целях увеличения доходной части бюджета городским Собранием и администрацией города принимаются меры по сокращению неплатежей, а также экономии бюджетных средств. Так, решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 03.02.2002г. утверждена «Программа по укреплению финансовой базы муниципального образования «город Южно-Сахалинск» на период 2002-2005 годы» с экономическим эффектом в сумме 344,0 млн. рублей, в том числе на 2005 год – 25,0 млн. рублей, направленная на сокращение расходов местного бюджета и увеличение его доходной части. Экономический эффект, фактически полученный при исполнении данной Программы, превышает запланированный: за период действия Программы фактически полученный экономический эффект составил 504,0 млн. рублей или 146,7 процентов от плана, в том числе за 2005 год – 66,0 млн. рублей или 265,0 процентов от плана.

Ежегодно, в том числе и в 2005 году, городское Собрание г. Южно-Сахалинска вносит поправки в проекты законов Сахалинской области по бюджету с предложениями по увеличению нормативов отчислений по регулирующим источникам доходов для города Южно-Сахалинска. Ни одна из поправок не была принята.

Отсутствие полноценной нормативной базы о местном самоуправлении лишает возможности отстаивать интересы муниципальных образований в различных судебных инстанциях.

Отсутствует самый важный институт – институт минимальных государственных социальных стандартов. Понятие «Закона о минимальных государственных стандартах» привело бы в действие механизм межбюджетных отношений, заложенный в Бюджетном кодексе и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

4. Важнейшей задачей по мобилизации платежей в бюджет остается сокращение уровня недоимки. В целях сокращения недоимки структурными подразделениям города необходимо жестче применять административный ресурс и обеспечить контроль со стороны администрации за заключением работодателями трудовых договоров, обеспечивающих выплату заработной платы не ниже прожиточного минимума, отслеживания уплаты налоговых платежей по все уровни бюджетов при согласовании квот на вылов рыбы, выдачи лицензии, предоставления отвода земельного участка, аренды муниципальной собственности и т.д.

            На территории муниципального образования «город Южно-Сахалинск» эксплуатируются инженерные сети тепло-, водоснабжения, водоотведения, имеющие практически 70 процентов износа, либо находятся в аварийном состоянии и требуют срочной замены. Неудовлетворительное техническое состояние инженерных сетей тепло-, водоснабжения приводит к частым аварийным ситуациям во время ликвидации которых, возникает необходимость введения ограничения в подаче тепло, - водоснабжения населения муниципального образования. Решение этих проблем может быть реализовано путём замены и реконструкции сетей инженерной инфраструктуры с использованием современных технологий и материалов. Целевые средства на ремонт муниципальных сетей инженерной инфраструктуры в консолидированном бюджете области не предусматриваются. Для решения данной проблемы необходимо при формировании  консолидированного бюджета Сахалинской области на 2007 год предусматривать для муниципальных образований целевые средства на ремонт муниципальных сетей инженерной инфраструктуры.

Считаем также, что за муниципальным образованием должен быть закреплен налог на доходы физических лиц, удерживаемый из фонда оплаты труда в размере 100 процентов, в связи с тем, что плательщики данного налога проживают и работают на территории нашего муниципального образования и данный источник доходов должен быть направлен на развитие инфраструктуры и социальных благ населения города.

 

5. На наш взгляд было бы помощью, если бы АСДГ оказало содействие в обсуждении и решение проблемы по установлению минимальных  социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных и муниципальных услуг с учетом экономических, природных и других влияющих факторов, применяя при этом коэффициенты. Разработка и принятие на федеральном и региональном уровне «Закона о минимальных стандартах» привело бы в действие механизм межбюджетных отношений, заложенный в Бюджетном кодексе и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

6-7. Федеральным законом  № 122 от 22.08.2004г. предусмотрена передача вопросов по социальной поддержке населения в ведение субъектов РФ. При этом имеющаяся кредиторская задолженность по предоставлению льгот в социальной сфере остается у муниципальных образований.  Образование кредиторской задолженности произошло в связи с отсутствием передачи целевых средств муниципальным образованиям из вышестоящих бюджетов на реализацию федеральных законов в социальной сфере. При этом принятые изменения в федеральное законодательство не содержит обязательств органов власти федерального и регионального уровня по финансированию указанной задолженности.

В соответствии с вышеназванным Законом с уровня бюджета муниципального образования «город Южно-Сахалинск» переданы соответствующие полномочия, при этом при формировании консолидированного бюджета Сахалинской области на 2005 год, нормативы отчислений изъяты у муниципального образования в полном объеме, в то время как на протяжении ряда лет расходы на данные полномочия утверждались в пределах 30 процентов от потребности.

 

В отношении жилищно-коммунального хозяйства не разработаны и не утверждены на уровне субъекта Российской Федерации нормативы стоимости содержания одной единицы объектов благоустройства, озеленения, дорог местного значения, наружного освещения города. Объёмные показатели по данной сфере услуг ЖКХ в перечень укрупнённых показателей, которые ежегодно согласовываются администрацией муниципального образования с администрацией Сахалинской области для определения исходной базы расходов местных бюджетов и финансовой помощи муниципальному образованию из областного бюджета при разработке проекта консолидированного бюджета Сахалинской области, не включены. В связи с этим, данные расходы предусматриваются исходя из обеспеченности бюджета муниципального образования. Так, расходы на содержание дорог местного значения в бюджете муниципального образования на 2005 год были предусмотрены в объеме составляющем 46 процентов от необходимой потребности на данные цели. В связи с этим, работы по содержанию дорог ведутся лишь на проблемных участках, отсутствует возможность осуществлять плановый ремонт дорог.   

   

На основании вышеизложенного,  предлагаем рассмотреть поставленные нами вопросы  при проведении конференции.