1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области финансов в 2005 году?
1.1. В рамках реализации реформирования бюджетного процесса и в связи с применением инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной Приказом МФ РФ от 26.08.2004 г. №70н, внедрена новая версия программного комплекса АПК-Финансы (АЦК-2).
1.2. На основании Приказа Федерального казначейства от 22.03.2005 г. №1н осуществлен ряд мероприятий по переходу на кассовое обслуживание исполнения местного бюджета в органы Федерального казначейства с 101.01.2006 г.
1.3. Бюджет г. Томска па 2006 год утвержден 27 декабря 2005 года.
1.4. Утвержден Сводный план мероприятий по работе с налогооблагаемой базой и доходными источниками городского бюджета.
1.5. Утверждены мероприятия по совместной работе департаментов финансов, экономики и недвижимости городской администрации с инспекцией ФПС России по г.Томску.
1.6. В целях взаимодействия утвержден регламент о порядке и условиях обмена информацией между отделением по г.Томску Управления федерального казначейства по Томской области и департаментом финансов администрации г.Томска.
1.7.С администрацией Томской области заключено Соглашение о мерах по оздоровлению муниципальных финансов.
1.8. В целях легализации налогооблагаемой базы в сфере потребительского рынка администрацией города утверждено Положение «О реестре объектов потребительского рынка г.Томска», основной задачей которого является осуществление на территории города учета объектов потребительского рынка по видам деятельности, учета фактической и потенциальной занятости работающих на данных объектах, установление юридических и физических лиц, являющихся правообладателя ми недвижимости, но не оформивших права на земельные участки, а также установление юридических и физических лиц, не состоящих на налоговом учете в инспекции ФНС России по г.Томску.
1.9. В целях взимания земельного налога и единого налога на вмененный доход на территории муниципального образования «город Томск» утверждены «Положение о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск» и «Положение о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования «город Томск».
1.10.Особое внимание уделялось обеспечению максимально возможного снижения планового размера дефицита бюджета города и реструктуризации муниципального долга. Начата работа по разработке Концепции управления муниципальным ДОЛГОМ.
3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?
3.1. В части формирования межбюджетных отношений на 2005 год Законом Томской области «Об областном бюджете на 2005 год» наряду с другими методиками утверждена методика распределения дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, однако в ней не отражен порядок расчета и установления дополнительных нормативов отчислений от регулирующих налогов. И, как следствие, непредставлялось возможным определить обоснованность закрепления дополнительного норматива по НДФЛ, и достаточность данного норматива для обеспечения расходных обязательств.
3.2. Всоответствии с указанным Законом бюджету города Томска на 2005 год не были установлены нормативы отчислений (от доли субъекта) по налогу на прибыль, акцизам, налогу на имущество организаций и единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. По данным видам налогов органы местного самоуправления имеют возможность влиять на базу налогообложения и собираемость. Таким образом, продолжается централизация доходов в федеральном и областном бюджетах. Снижается доля доходов, остающихся в распоряжении города (2002г. - 21%, 2003 г. - 19%, 2004 г. - 17%, 2005г.-14%, прогноз па 2006г. - 11%).
3.3. Осталась нерешенной проблема учета доходов бюджетных учреждений от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности в бюджете муниципального образования.
3.4. Постоянное внесение изменений в бюджетную классификацию затрудняло работу распорядителей и получателей бюджетных средств в части исполнения бюджета города.
3.5. В связи с присоединением к г.Томску новых территорий не решены вопросы перерегистрации налогоплательщиков, налоги в 2005 году так и поступали в бюджет Томского района, а расходы по обслуживанию территорий осуществлялись из бюджета г.Томска.
3.6. Действующим законодательством не предусмотрен механизм ответственности за уклонение от регистрации нрав на недвижимое имущество, что приводит к потерям доходов бюджета города.
3.7. В соответствии с принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации бюджетная реформа предусматривает необходимость одновременного внедрении мер по всем аспектам бюджетирования, а также проведения административных реформ в широком масштабе. Так, в г.Томске в связи с отсутствием нормативных документов Российской Федерации не разработаны мероприятия по внедрению элементов среднесрочного финансового планирования с учетом механизмов программно-целевого бюджетирования. Для разработки и внедрения элементов среднесрочного планирования и программно-целевого бюджетирования необходимо принятие федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс РФ изменений, касающихся регулирования бюджетного процесса, а также создание законодательной базы по разработке механизма среднесрочного планирования и оценки результативности бюджетных расходов. Кроме того, необходимо отработать в законодательстве понятие и механизм формирования минимальных муниципальных стандартов, понятие результата деятельности отраслей.
3.8. В соответствии со ст.87 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Однако до настоящего времени не разработан порядок ведения реестров расходных обязательств на уровне Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Считаем, что в целях обеспечения преемственности для исполнения п.4 ст.87, форма и порядок ведения реестра расходных обязательств должны быть едиными для органов государственной власти и органов местного самоуправления и установлены на уровне Российской Федерации.
3.9. Несбалансированность расходных полномочий, закрепленных за муниципальным образованием федеральным законодательством (131-ФЗ, 120-ФЗ, 122-ФЗ, 199-ФЗ) и доходов муниципального образования не позволило обеспечить жизнедеятельность города в необходимых объемах. Кроме того, при формировании межбюджетных отношений органами государственной власти Томской области принимаются нормативные правовые акты, увеличивающие бюджетные расходы. Например: за счет областных целевых программ и согласно Другим нормативным правовым актам средства выделяются только на условиях софинансирования («Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы», «Школьный автобус», расходы на модернизацию лифтов), в результате органам местного самоуправления необходимо сокращать расходы на исполнение функций местного значения в ранее утвержденном бюджете.
4. Какие задачи стоят в 2006 г.?
4.1. В 2006 году планируется продолжить работу по изучению правовой базы федерального и регионального уровня, а также по разработке нормативных документов муниципального уровня,
4.2. Важнейшими задачами в области налоговой политики на 2006 год остаются:
- усиление роли администраторов поступлений в бюджет в части осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет;
- повышение собираемости и сокращение задолженности по платежам в бюджет г.Томска;
- повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств;
- повышение занятости и уровни доходов работающего населения и, прежде всего, легализация скрытой занятости и доходов;
- увеличение доходов бюджета города на основе эффективного управления земельным фондом;
- вовлечение максимального количества земельных участков в процесс совершенствования управления;
- использование земельных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в городское хозяйство;
- стимулирование за счет земельного фонда развития различных секторов экономики, например, предоставление в аренду и другие виды использования земельных ресурсов,
4.3. Особенности бюджетной политики на 2006 год определены изменениями, внесенными в ФЗ от 05.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений», ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым на муниципальные образования возлагается организация предоставления бюджетных услуг или само предоставление этих услуг.
4.4. Планируется осуществить эмиссию муниципальных ценных бумаг г.Томска. Полученные средства будут направлены на финансирование дефицита бюджета и реструктуризацию муниципального долга г.Томска. Кроме того, в ходе исполнения бюджета 2006 года будет рассмотрена возможность финансирования окупаемых инвестиционных проектов,
4.5. Планируется внесение изменений в Положение «О порядке открытия и ведения лицевых счетов распорядителей и получателей средств городского бюджета при казначейской системе исполнения бюджета г. Томска», утвержденное постановлением мэра г. Томска от 14.01.2004 г. №10, в части осуществления кассового расхода.
4.6. Планируется участие департамента финансов администрации г. Томска в качестве члена Сообщества финансистов России в разработке предложений и Проект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации».
4.7. Департамент финансов администрации г. Томска в 2006 году продолжит работу по совершенствованию бюджетного планирования в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса: разработке плана мероприятий по поэтапному переходу от сметного планирования и финансирования к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
4.8. В 2006 году также стоит задача введения в практику бюджетного планирования составление среднесрочного финансового плана, который должен являться основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, сбалансированных по источникам финансирования.
5. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?
Предлагаем рассмотреть возможность обратиться в Государственную /думу Федерального Собрания с законодательной инициативой:
1) о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, в части закрепления за муниципальными образованиями на долговременной основе нормативов отчислений от региональных налогов и от закрепленных за бюджетами субъектов федеральных налогов (налог на прибыль, акцизы по подакцизным товарам, налог на имущество организаций, транспортный налог, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения). Внесение данных изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ даст возможность для местных органов власти самостоятельно прогнозировать собственные доходы на длительный период и, как следствие, осуществлять долгосрочные программы развития и, кроме того, приведет к повышению стимулов у муниципальных образований к увеличению собираемости налогов и развитию имеющейся на их территория налоговой базы;
2) о принятии Федерального закона о взаимодействии финансовых и налоговых органов по обмену информацией;
3) о законодательном закреплении принципов взаимодействия органов местного самоуправления, статистики, казначейства и государственных внебюджетных фондов (на безвозмездной основе) по вопросу представления необходимой информации, обеспечивающей формирование и исполнение местных бюджетов и программ социально-экономического развития.
6, 7. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли? Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения.
Считаем целесообразным проведение конференции (совещания) по обсуждению реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации а 2004-2006 годах.