Комитет администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике, в рамках подготовки к заседанию XXIII Общего собрания АСДГ, направляет в Ваш адрес информацию на перечень вопросов по муниципальным финансам.
1.Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области финансов в 2005 году?
- г. Барнаул в 2005 году принял участие в отборе муниципальных образований на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов Российской Федерации. По результатам отбора город вошел в «десятку лучших», заняв восьмое место среди муниципальных образований, подавших заявки;
- бюджет города на 2005 год сформирован с учетом разграничения полномочий между краем и городом. В связи с этим расходы были запланированы в разрезе вопросов местного значения и государственных полномочий;
- администрацией города разработаны и приняты минимальные социальные стандарты и нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в соответствии с действующими нормативными актами, определяющими количественные и натуральные показатели деятельности отраслей по существующей сети учреждений. Экспертизу и оценку установленных стандартов по отраслям «Образование», «Здравоохранение» провели специалисты московского Фонда «Институт экономики города», т.е. стандарты являются научно обоснованными;
- приняты нормативные правовые акты, определяющие расходные обязательства города;
- утвержден перспективный финансовый план г. Барнаула на 2006-2008 годы;
- разработана и утверждена Комплексная программа «Реформирование муниципальных финансов г. Барнаула в 2005-2007 гг.»;
- с 1 января 2005 года на территории города установлен уровень возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в размере 100%;
- по состоянию на 01.01.2006 отсутствует задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, по выплате опекунских пособий;
- в целях адресной социальной поддержки горожан с 1 января 2005 года произведен переход от предоставления льгот на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта неработающим пенсионерам по возрасту, неподпадающих под действие законодательства, к предоставлению субсидий на проезд на всех видах городского транспорта.
2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?
Приказом Министерства финансов РФ от 18 августа 2005 года был объявлен отбор среди муниципальных образований Российской Федерации на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Несмотря на то, что отбор объявлен во 2-ой половине года, в нем приняли участие 16 муниципальных образований. По результатам оценки заявок на получение субсидий города Братск и Красноярск получили первоочередное право на получение субсидий в случае выполнения заявленных в программах реформирования муниципальных финансов мероприятий и отсутствия дисквалификационных критериев.
3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?
- снизить недоимку по налоговым платежам в бюджет города. По сравнению с началом года она увеличилась на 8 млн. рублей и составила 128 млн. рублей в связи с передачей недоимки по земельному налогу из краевого бюджета предприятий-банкротов;
- несмотря на предпринимаемые меры по сокращению просроченной кредиторской задолженности по финансированию расходов, в 2005 году не удалось существенно снизить ее размер. По состоянию на 01.01.2006 объем задолженности составляет 1207,4 млн. рублей;
- в структуре бюджета города из года в год растет доля заработной платы и оплаты коммунальных услуг, и соответственно падает доля материальных затрат. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению материальной базы бюджетных учреждений, износу оборудования и зданий, уменьшению материальных запасов. Не в полном объеме профинансированы расходы на капитальный и текущий ремонт и приобретение оборудования.
4. Какие задачи стоят в 2006 году?
В связи со вступлением в силу с 01.01.2006 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главной проблемой является необеспеченность расходных обязательств городского округа. С целью увеличения доходной части бюджета города и снижения бюджетной нагрузки необходимо решить следующие задачи:
- увеличить поступления собственных доходов в бюджет города за счет земельного налога и арендной платы за землю, исходя из кадастровой оценки, а также более эффективного использования муниципального имущества;
- привлечь дополнительные доходы за счет снижения недоимки по налогам, зачисляемым в городской бюджет;
- совершенствовать механизм государственных закупок с целью рационального использования бюджетных средств;
- повысить эффективность использования финансовых средств, поступающих в систему образования, здравоохранения, культуры на муниципальном уровне;
- продолжить работу по привлечению к финансированию учреждений социальной сферы внебюджетных источников.
В 2006 году необходимо осуществить мероприятия по реализации Программы реформирования муниципальных финансов, решение которых позволит повысить результативность бюджетных расходов через реформы бюджетного процесса и бюджетной сети, оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства, повысить эффективность использования объектов муниципальной собственности, сократить кредиторскую задолженность, снизить потери бюджета города от недополученных доходов и др.
В 2006 году в городе планируется осуществить переход на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг путем перечисления средств на персонифицированные счета граждан.
5. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?
По итогам конференций, совещаний по обмену опытом между городами, по решению проблем, связанных с реформированием финансов, ИД АСДГ выходить с инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, отраслевые министерства и ведомства с целью решения обсуждаемых вопросов.
Например, общая проблема большинства муниципальных образований – кредиторская задолженность прошлых лет по перечислениям в государственные внебюджетные фонды. Вопрос о списании пени, штрафов и взносов, образовавшихся более 10 лет назад как невозможных к взысканию, необходимо решить на федеральном уровне.
6. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?
На современном этапе, в эпоху реформирования финансов всех уровней, в целях обмена опытом между городами, проведение конференций, совещаний считаем целесообразным.
7. Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения?
Предлагаем для обсуждения следующие вопросы:
1. Реализация на местном уровне Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Необеспеченность полномочий органов местного самоуправления доходными источниками.
3. Процесс реформирования финансов определил ряд новых понятий и направлений работы, таких как «бюджетная услуга», «стандарт качества предоставляемых услуг», «муниципальное задание» и т.д. Необходимы разъяснения значений указанных терминов с целью более точного и правильного их использования в работе.
4. Практика организации бюджетного процесса с учетом внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, мониторинга и контроля деятельности по оказанию услуг.