Администрация города Кемерово
1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области экономики в 2005 году?
ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
ЗА 2005 ГОД И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НА 2006 ГОД
В 2005 году в экономике города сохранялись позитивные тенденции, сформировавшиеся благодаря росту промышленного производства и снижению темпов инфляции.
Сравнительные показатели социально-экономического развития города Кемерово в 2005 году с городами, имеющими примерно одинаковую численность жителей, представлены в таблице (приложение N 1).
Для сравнения взяты города: Кемерово, Барнаул, Новокузнецк, Томск.
ПОКАЗАТЕЛИ
социально-экономического развития городов в 2005 году
N |
Показатели |
Ед. изм. |
Кемерово |
Барнаул |
Новокуз- |
Томск |
оценка |
оценка |
оценка |
оценка |
|||
1. |
Численность |
тыс. чел. |
521,4 |
658,2 |
562,3 |
506,7 |
2. |
Среднедушевой |
руб. |
9604,6 |
7451,0 |
10048,0 |
7730,3 |
3. |
Среднемесячная |
руб. |
9130,6 |
6774,0 |
10500,0 |
8699,0 |
4. |
Величина |
руб. |
2723,0 |
2288,0 |
2898,0 |
2987,0 |
5. |
Объем |
млн. руб. |
42250,2 |
30000,0 |
176222,5 |
38686,4 |
6. |
Объем |
тыс. руб. |
8032,2 |
45578,9 |
313396,9 |
76349,7 |
7. |
Индекс |
% |
101,8 |
103,0 |
99,5 |
105,0 |
8. |
Объем розничного |
млн. руб. |
41854,8 |
42000,0 |
39584,2 |
34490,6 |
9. |
Объем розничного |
тыс. руб. |
80273,9 |
63810,4 |
70396,9 |
68069,1 |
10. |
Темпы роста |
% |
110,5 |
110,0 |
110,0 |
118,2 |
11. |
Капитальные |
млн. руб. |
10383,3 |
7300,0 |
15612,9 |
9897,8 |
12. |
Удельный вес |
|
0,25 |
0,24 |
0,09 |
0,25 |
13. |
Ввод в действие |
тыс. кв. м |
125,0 |
210,0 |
132,0 |
234,5 |
14. |
Ввод в действие |
тыс. кв. м |
0,24 |
0,32 |
0,23 |
0,46 |
15. |
Средняя |
кв. м |
19,0 |
19,0 |
20,0 |
18,8 |
16. |
Трудовые ресурсы |
тыс. чел. |
360,7 |
442,0 |
367,4 |
347,4 |
17. |
Количество |
тыс. чел. |
4,8 |
4,5 |
4,0 |
1,9 |
18. |
Объем платных |
млн. руб. |
9553,4 |
12500,0 |
11877,0 |
13490,3 |
19. |
Объем платных |
тыс. руб. |
18322,6 |
18991,2 |
21122,2 |
26623,8 |
Из таблицы видно, что по показателям: среднедушевой доход на одного жителя и среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям город Кемерово (9604,6 руб. и 9130,6 руб.) уступает только городу Новокузнецку (10048,0 руб. и 10500,0 руб.). Прежде всего это связано с мощным потенциалом развитой черной металлургии в городе Новокузнецке, это видно из объемов промышленного производства в действующих ценах (42250,2 млн. руб. - Кемерово, 176222,5 млн. руб. - Новокузнецк), соответственно и доля выпуска промышленного производства на одного жителя также высока (81032,2 тыс. руб./1 жителя - Кемерово, 313395,9 тыс. руб./1 жителя - Новокузнецк).
При этом следует отметить, что физические объемы производства в городе Новокузнецке падают, а в городе Кемерово наблюдается стабильная тенденция роста объема выпускаемой продукции за последние годы.
Коэффициент оснащенности товарами народного потребления в городе Кемерово выше, чем во всех четырех городах, и составляет 80273,9 тыс. руб. на 1 жителя в год.
Основной частью дохода собственного бюджета любого города являются налоговые платежи. От того, как будут развиваться, расширяться и модернизироваться предприятия города как основные налогоплательщики, будет зависеть увеличение собственных доходов городского бюджета.
По объему капитальных вложений по крупным и средним предприятиям в абсолютном значении город Новокузнецк занимает первое место среди сравниваемых городов, но если сравнить удельный вес обновления на один рубль выпускаемой продукции, то город Новокузнецк занимает четвертое место (0,09), а города Кемерово и Томск занимают лидирующее первое место (0,25). Таким образом, каждая четвертая часть от рубля реализованной продукции направляется на обновление и расширение производства.
Показатели по жилью по сравниваемым городам практически одинаковые. При этом необходимо всегда сравнивать не только показатели в абсолютных значениях, но и в относительных.
Город Кемерово по вводу жилой площади в абсолютных значениях занимает четвертое место (125,0 тыс. кв. м), Новокузнецк - третье место (132,0 тыс. кв. м), а в относительном значении на 1 жителя наоборот: Кемерово - третье место (0,24 кв. м/1 жителя), Новокузнецк - четвертое (0,23).
Количество трудовых ресурсов и количество официально зарегистрированных безработных граждан практически на одном уровне.
Позитивные тенденции, сложившиеся в экономике города, приобрели устойчивый характер. Основной задачей является их сохранение как основы последовательного повышения качества жизни населения.
Промышленность
Положительное влияние на динамику промышленного производства в 2005 году оказывает благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на основные товары российского экспорта, а также рост инвестиций в основной капитал. В целом за 2005 год рост промышленного производства составит 1,8% к 2004 году. В 2006 году прогнозируется увеличение общего объема промышленного производства на 2,6% (к 2005 году). По темпу роста объема промышленного производства в 2005 году к 2004 году в сопоставимых ценах г. Кемерово среди городов - членов АСДГ занимает третью позицию (после Томска и Барнаула).
В структуре производства ведущее место принадлежит предприятиям черной металлургии, энергетики, химической промышленности (ОАО "Азот", ООО "Химволокно Амтел-Кузбасс", ОАО "Кокс", Филиал ОАО "Кузбассэнерго" "Кемеровская ГРЭС" и другие).
Высокими темпами в 2005 году развивались лесная и деревообрабатывающая, пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность.
В 2006 году опережающий прирост производства предполагается в пищевой промышленности (10,0%), промышленности строительных материалов (25,0%), машиностроении и металлообработке (5,0%), химической и нефтехимической (4,0%) (табл. N 1).
Таблица N 1
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
|
|
|
Объем промышленной продукции
(работ, |
38219,3 |
42250,2 |
47214,9 |
В том числе по отраслям |
|
|
|
а) электроэнергетика |
-4,4 |
-0,6 |
+2,0 |
б) топливная |
-3,4 |
-0,1 |
+1,8 |
в) черная металлургия |
+3,5 |
+2,4 |
+0,0 |
г) цветная |
+31,4 |
+5,0 |
+1,0 |
д) химическая |
+3,0 |
+5,0 |
+4,0 |
е) машиностроение и металлообработка |
+16,8 |
+8,0 |
+5,0 |
ж) лесная и деревообрабатывающая |
+2,9 |
+20,0 |
+10,0 |
з) строительных материалов |
+7,2 |
+10,0 |
+25,0 |
и) легкая |
+33,8 |
-25,0 |
-15,0 |
к) пищевая |
+35,3 |
+15,0 |
+10,0 |
л) мукомольно-крупяная |
+54,5 |
+10,0 |
+5,0 |
м) полиграфическая |
+23,7 |
+25,0 |
+2,0 |
н) медицинская |
+23,3 |
+10,0 |
+9,0 |
о) прочие |
+2,6 |
+5,0 |
+2,0 |
Производство важнейших видов продукции представлено в таблице N 2.
Таблица N 2
Показатели |
Единицы |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Производство важнейших |
|
|
|
|
Электроэнергия |
млрд. кВт. ч |
4,2 |
4,6 |
4,7 |
Уголь |
тыс. тонн |
5126,0 |
5034,0 |
5134,0 |
Кокс |
тыс. тонн |
2072,9 |
1978,0 |
2010,0 |
Удобрения минеральные |
тыс. тонн |
524,4 |
551,0 |
560,0 |
Полиэтилен |
тыс. тонн |
4,9 |
5,9 |
6,0 |
Древесина деловая |
тыс. плот. |
5,8 |
6,96 |
7,65 |
Пиломатериалы |
тыс. куб. м |
11,7 |
11,9 |
12,0 |
Материалы стеновые |
млн. |
9,2 |
14,4 |
15,0 |
Цельномолочная продукция |
тыс. тонн |
26,6 |
27,7 |
28,0 |
Мука |
тыс. тонн |
77,2 |
73,4 |
75,5 |
Хлеб и хлебобулочные |
тыс. тонн |
28,1 |
26,5 |
26,4 |
Колбасные изделия |
тыс. тонн |
13,7 |
14,0 |
14,1 |
Вина виноградные |
тыс. дкл |
23,7 |
24,0 |
25,0 |
Пиво |
тыс. дкл |
449,3 |
310,0 |
400,0 |
Финансовое положение ведущих предприятий и организаций города остается стабильным. В целом по городу балансовая прибыль предприятий и организаций в 2005 году года, хотя и снизится на 20,0% к уровню 2004 года, однако на 11,5% возрастет в 2006 году к уровню 2005 года. Следует отметить, что в 2006 году прогнозируется как рост прибыли прибыльных предприятий, так и рост убытков убыточных.
Инвестиционная деятельность
В целом объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в 2005 году увеличится на 23,4% относительно уровня прошлого года. Основным источником финансирования являются привлеченные средства, их доля в общем объеме составит 61,8%.
В 2006 году ожидается рост объема инвестиций в сопоставимых ценах на 4,9% (табл. N 3).
Таблица N 3
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
ИНВЕСТИЦИИ |
|
|
|
Капитальные вложения по городу
за |
7522,5 |
10383,3 |
11958,6 |
Прирост или снижение (+, -) |
+27,0 |
+23,4 |
+4,9 |
За счет всех источников финансирования в городе ведется строительство важнейших объектов, таких как кардиологический центр (219 коек), мостовой переход через р. Томь, областной онкологический диспансер (реконструкция радиологического корпуса), Кемеровская государственная академия культуры и искусства (реконструкция 1 очереди), институт угля (лабораторный корпус) и другие.
Продолжает возрастать обеспеченность населения площадью жилых квартир. На конец 2006 года этот показатель достигнет 19,3 кв. м на человека (табл. N 4).
Таблица N 4
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Ввод в эксплуатацию жилых домов
за |
129,7 |
130,0 |
200,0 |
Средняя обеспеченность
населения |
18,8 |
19,0 |
19,3 |
Малое предпринимательство
Сохраняется тенденция устойчивого развития малого предпринимательства.
Продолжится увеличение количества малых предприятий в городе. В 2006 году их станет больше, чем в 2004 году, на 5,2%. Однако не произойдет заметных изменений в структуре малых предприятий по отраслям экономики. По-прежнему ~37% всех предприятий - это предприятия торговли, общественного питания, ~15% - предприятия строительства, ~13% - промышленные предприятия.
В объеме выпуска товаров и услуг наблюдается иная картина. Наибольший вклад в общий выпуск товаров и услуг вносят предприятия промышленности - 28%, затем 27% - предприятия строительства, 23% - предприятия торговли и общественного питания. В 2006 году рост выпуска товаров и услуг малыми предприятиями составит 7,5% к 2005 году в сопоставимых ценах (табл. N 5).
Таблица N 5
Показатели |
|
2004 год |
2005 год |
2006 год |
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО |
|
|
|
|
Количество малых |
единиц |
5800 |
5949 |
6103 |
в том числе по отраслям |
|
|
|
|
промышленность |
единиц |
754 |
773 |
793 |
строительство |
единиц |
870 |
892 |
915 |
розничная торговля, |
единиц |
2146 |
2201 |
2258 |
прочие |
единиц |
2030 |
4284 |
2137 |
Среднесписочная численность |
тыс. чел. |
33,5 |
33,4 |
33,3 |
Выпуск товаров и услуг |
млн. руб. |
8204,9 |
10699,1 |
12610,3 |
в том числе по отраслям |
|
|
|
|
промышленность |
млн. руб. |
2493,8 |
3105,4 |
3530,7 |
строительство |
млн. руб. |
1805,1 |
2731,4 |
3398,7 |
розничная торговля, |
млн. руб. |
2051,2 |
2537,3 |
2931,6 |
прочие |
млн. руб. |
1854,8 |
2325 |
2749,3 |
Потребительский рынок
Наметившееся замедление инфляционных процессов продлится и в 2005, 2006 годах. В 2005 году инфляция не превысит 110,0% (в 2006 году - 108,9%).
Несмотря на это, сохранится опережающий рост цен на платные услуги (112,5%) над ростом цен на товары (109%). Основными причинами, оказывающими влияние на эти процессы, является рост цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы, проводимая реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве.
За последние годы продолжалась положительная динамика объема потребления товаров и услуг населением города, обусловленная ростом доходов населения, развитием торговой сети и внедрением современных форм торгового обслуживания.
Оборот розничной торговли по всем каналам реализации в сопоставимых ценах в 2005 году возрастет в сравнении с 2004 годом на 10,5%, в 2006 году на 6,0% в сравнении с 2005 годом. По темпу роста розничного товарооборота в 2005 году к 2004 году в сопоставимых ценах г. Кемерово занимает третью позицию (после Томска и Омска).
Потребительский рынок города характеризуется как стабильный, сбалансированный, с высоким уровнем товарной насыщенности.
Новым направлением развития торговли в текущем году является строительство крупных торговых центров и комплексов, осуществляющих не только розничную торговлю, но и предоставление бытовых услуг и услуг общественного питания. В 2005 году открылись такие крупные торговые комплексы, как "Променад-2", "Семерка", мебельный гипермаркет "Панорама", гипермаркет "Алпи".
Для повышения конкурентоспособности и расширения ассортимента предлагаемого потребителю товара многие торговые сети активно развивают собственное производство продуктов питания. В частности "Кора", "Элис", "Аквамаркет" имеют мощности по изготовлению кондитерских и хлебобулочных изделий, салатов, полуфабрикатов. В системе магазинов "Чибис", кроме производства вареников, пельменей, хлебобулочных изделий, освоен выпуск копченых колбас, мясных полуфабрикатов и деликатесов.
Рост оборота общественного питания в сопоставимых ценах будет происходить большими темпами, чем оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах увеличится в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 18,5%, в 2006 году - на 9,0% по сравнению с 2005 годом.
Объем платных услуг, оплаченных населением, включая услуги, представляемые малыми предприятиями, в сопоставимых ценах увеличится в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 9,0%, в 2006 году - на 11,4% по сравнению с 2005 годом. Как и прежде, преобладающую долю в общем объеме платных услуг населению занимают жилищно-коммунальные и бытовые услуги, услуги транспорта и связи (табл. N 6).
Таблица N 6
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
ИНФЛЯЦИЯ |
|
|
|
Индекс роста потребительских
цен |
110,5 |
112,6 |
111,5 |
Инфляция декабрь к декабрю |
112,2 |
110,0 |
108,9 |
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК |
|
|
|
Оборот розничной торговли (по
всем |
34032,0 |
41854,8 |
48359,0 |
Прирост или снижение в
сопоставимых |
+15,0 |
+10,5 |
+6,0 |
Объем платных услуг населению (в
млн. |
7487,6 |
9553,4 |
11974,7 |
Прирост или снижение в
сопоставимых |
+11,0 |
+9,0 |
+11,4 |
Оборот общественного питания
(млн. |
1088,0 |
1547,1 |
1880,3 |
Прирост или снижение в
сопоставимых |
+6,0 |
+18,5 |
+9,0 |
Муниципальное хозяйство
Определяющую роль в развитии муниципального сектора экономики в 2005 году сыграла реализация на территории города программы "День Шахтера - 2005 в г. Кемерово".
Привлечение муниципальных предприятий к выполнению мероприятий программы по строительству и реконструкции дорог, водоводов, освещения, озеленению территории города послужило причиной увеличения объемов работ муниципальных предприятий на 10,2% по сравнению с уровнем 2004 года. Для 2005 года характерен бурный рост инвестиционных вложений. Объем капитальных вложений в социнфраструктуру города увеличился в 3,2 раза по сравнению с 2004 годом.
Объем выполненных работ и оказанных услуг муниципальными предприятиями в 2006 году планируется на уровне 1903,6 млн. рублей, что выше уровня текущего года на 7,1%. В сопоставимых ценах ожидается сохранение тенденции снижения объемов выполненных работ и услуг.
Демография
В течение 2005 - 2006 г.г. за счет естественной убыли населения и отрицательного сальдо миграции численность постоянного населения будет сокращаться, но с замедлением темпов (табл. N 7).
Трудовые ресурсы
За счет родившихся в 80-е годы, начиная с начала текущего десятилетия, увеличивается численность трудовых ресурсов. Рост численности трудовых ресурсов в 2005 году составит 0,3% к уровню 2004 года, в 2006 году - 0,2% к уровню 2005 года. Количество занятых в экономике граждан города продолжает расти.
Соотношение численности лиц, занятых в материальном производстве и в непроизводственной сфере, останется на уровне 2004 года (~50/50), но с наметившейся тенденцией в сторону увеличения занятых в непроизводственной сфере.
Стабильной остается ситуация на рынке труда: уровень официально зарегистрированной безработицы составит 1,33% в 2005 году, 1,4% в 2006 году (табл. N 7).
Таблица N 7
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
ТРУД |
|
|
|
Численность постоянного
населения |
522,6 |
520,2 |
518,4 |
Трудовые ресурсы (тыс. человек) |
359,8 |
360,7 |
361,4 |
Численность занятых в экономике
- |
276,3 |
278,5 |
279,5 |
Численность работников на
крупных, |
214,3 |
214,4 |
214,8 |
Из них: в материальном производстве |
125,4 |
125,5 |
125,7 |
Уровень безработицы, доля
официально |
1,3 |
1,33 |
1,4 |
Удельный вес численности
работников |
41,0 |
41,2 |
41,4 |
Уровень жизни населения
Неравенство в доходах - одна из наиболее острых социальных проблем, которая продолжает сохраняться в городе на протяжении последних лет.
Рост среднего размера заработной платы, среднего размера пенсий и пособий позволит снизить численность населения с доходами ниже прожиточного минимума до 19% в 2005 году и до 18,5% в 2006 году.
Рост средней заработной платы работников крупных, средних и малых предприятий в 2005 году составит 26,3% к уровню 2004 года, в 2006 году - 14,3% к уровню 2005 года и составит 10436,4 рублей. Кемерово на третьем месте (после Красноярска и Новокузнецка) по среднемесячной заработной плате.
Продолжится рост среднего размера пенсии. В 2005 году средний размер назначенных месячных пенсий пенсионерам, состоящим на учете в органах социальной защиты населения, увеличится на 25%, а затем в 2006 году еще на 10,6% и составит 2917,8 рублей.
Благосостояние и качество жизни горожан характеризуется ростом реальных денежных доходов в 2005 году на 6,0% по отношению к 2004 году, в 2006 году на 8,0% по отношению к 2005 году (табл. N 8).
Кемерово занимает третью позицию (после Новокузнецка и Омска) по среднедушевому доходу на одного жителя.
Таблица N 8
Показатели |
2005 год |
2005 год |
2006 год |
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ |
|
|
|
ФЗП работников на крупных, средних
и |
17622,8 |
21969,3 |
26376,7 |
Выплаты социального характера (в
млн. |
428,6 |
535,7 |
696,4 |
Среднемесячная номинальная |
7225,0 |
9130,6 |
10436,4 |
Средний размер назначенных
месячных |
2116,0 |
2637,2 |
2917,8 |
Среднедушевой доход на одного
жителя |
8499,4 |
9604,6 |
10995,4 |
Реальные денежные доходы |
111,5 |
106,0 |
108,0 |
Среднемесячный прожиточный
минимум |
2460,0 |
2723,6 |
3110,0 |
Отношение среднедушевых
доходов |
3,46 |
3,5 |
3,5 |
Численность населения с
денежными |
21,0 |
19,0 |
18,5 |
В области социальной защиты
В области социальной защиты населения проведена большая работа по совершенствованию системы оказания государственной поддержки и льгот и системы социального обслуживания:
- внедрена технология предоставления субсидий по принципу "одно окно", что значительно сократило время для граждан на сбор документов при оформлении субсидий на оплату жилья;
- внедрена система предоставления субсидии с использованием персонифицированных счетов граждан с последующим перечислением поставщикам услуг;
- отработаны схемы взаимодействия с Пенсионным фондом, фондом социального страхования по предоставлению льгот при частичной замене льгот денежными выплатами.
Более 46000 нуждающимся гражданам города оказана адресная помощь на лечение, оздоровление, доставку топлива, овощей, ремонт жилья.
В рамках проведения праздничных мероприятий, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, оказана материальная помощь на ремонт отопительных печей, электропроводки, приобретение приборов бытового назначения, зубопротезирование и дорогостоящее лечение 18288 ветеранам войны и труженикам тыла.
В связи с проведением праздника "День шахтера - 2005 в городе Кемерово" оказана адресная помощь шахтерам, ветеранам труда, шахтерским семьям на ремонт жилья, приобретение бытовой техники, оздоровление, лечение, зубопротезирование. Помощь получили 17578 человек на сумму 14,6 млн. рублей.
В рамках проекта "Каникулы-2005" оздоровлено 3615 детей на базе отделений дневного пребывания Центра помощи семье и детям, Социально-реабилитационного центра, в загородных лагерях и санаториях.
Внедрены новые услуги для детей-инвалидов в Центре реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями. Работает изостудия, музыкальная студия, швейная мастерская. Занятия адаптивным (оздоровительным) спортом предоставляют возможность каждому ребенку с ограниченными возможностями достичь результатов в спорте, соизмеримых с результатами здоровых людей.
Одной из приоритетных задач по поддержке малообеспеченных слоев населения, удовлетворения их потребности в недорогих товарах, является развитие социально ориентированной торговли, в том числе губернских предприятий. Из пятнадцати действующих губернских торговых предприятий семь магазинов и один рынок открылись в 2005 году.
В области здравоохранения
Для улучшения социальных условий жизни кемеровчан необходимо дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения.
Работа лечебно-профилактических учреждений осуществляется по следующим направлениям: совершенствование организации медицинской помощи; стабилизация уровня социально значимых заболеваний; реализация на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений города федеральной программы "Льгота-2005"; развитие и укрепление материально-технической базы ЛПУ.
В результате выполнения основных задач и мероприятий плана социально-экономического развития города удалось:
- осуществить диспансеризацию контингентов особого внимания до 90%, в том числе участников и инвалидов ВОВ - на 100%;
- пролечить в отделении ветеранов МУЗ "ГКБ N 3", лечебно-оздоровительном центре "Милосердие", областном госпитале 2300 пациентов (в 2004 г. - 2630 чел.);
- увеличить число прикрепленного населения на медицинское обслуживание в общих врачебных практиках (ОВП) до 66000 человек (в 2004 г. - 62000 чел.) в связи с открытием после ремонта двух ОВП;
- оздоровить 1880 шахтеров на сумму 3,6 млн. рублей;
- уменьшить средний срок пребывания на дорогостоящем госпитальном этапе до 11,9 дней (в 2004 г. - 12 дней);
- обеспечить дорогостоящее высокотехнологическое лечение 200 пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (в 2004 г. - 120 человек);
- оздоровить 2130 детей из малообеспеченных семей на базе дневных стационаров (в 2004 г. - 938 детей);
- открыть после реконструкции и капитального ремонта 19 объектов;
- оснастить ЛПУ города оборудованием и мебелью на сумму 137,0 млн. рублей (в 2004 г. - 85,0 млн. руб.).
Для сохранения и укрепления здоровья кемеровчан необходимо дальнейшее совершенствование системы оказания медицинской и лекарственной помощи.
В области образования
За счет открытия 17 ясельных групп на базе дошкольных образовательных учреждений, развития нетрадиционных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, адаптационные группы, воскресные школы, группы по интересам) удалось сократить на 15% количество детей, не охваченных ранее дошкольным образованием.
Повышению качества образования способствовало укрепление материальной базы образовательных учреждений через реализацию 15 проектов, таких как "Учебники", "Оснащение кабинетов физики и химии", "Оснащение школьных музеев", "Спортинвентарь" и т.д. В ходе реализации проекта "Оснащение школьных музеев" 18 общеобразовательных музеев (23%) приобрели специальное стационарное оборудование (стенды, витрины, стеллажи) и мебель для школьных музеев. Проект "Спортинвентарь" позволяет ежегодно обновлять на 15,0% спортивный инвентарь. Степень оснащенности общеобразовательных учреждений спортивным инвентарем - 61,0%.
На базе образовательных учреждений создано 11 экспериментальных площадок, в рамках которых осуществлялась разработка новых образовательных технологий. Введена предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников в 30% учреждений.
Для повышения качества и доступности образовательных услуг для детей необходимо создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей, внедрение инновационных педагогических технологий.
В области культуры и спорта
Сохранилась наметившаяся в предыдущие годы тенденция роста интереса населения к деятельности учреждений культуры и спорта.
Численность жителей города, посетивших культурно - досуговые учреждения, возросла на 5,0%.
Численность лиц, принявших участие в спортивно-массовых мероприятиях, спартакиадах, увеличилась в 2,3 раза.
В связи с наметившимся ростом жизненного уровня населения возрастет потребность в образовательных услугах учреждений культуры. Совершенствование деятельности образовательных учреждений культуры произошло за счет открытия новых отделений (хореографическое, фольклорное, эстрадное), 3 классов "Компьютерная графика", 3 классов "Импровизация", студии мультипликации.
Численность учащихся образовательных учреждений культуры увеличилась на 2,0%.
Произошло увеличение доли жителей, занимающихся в клубных формированиях, с 2,0% до 3,3%.
Сохраняется тенденция роста роли библиотек как информационных, досуговых и культурных центров. На базе муниципальных библиотек открыто 7 центров комфортного чтения, 3 центра правовой и психологической помощи, продолжена работа по комплектованию библиотечных фондов. Для создания муниципальной автоматизированной информационно-библиотечной сети установлено 6 единиц компьютерной техники в 4 библиотеках. В результате численность читателей увеличилась на 10%, количество посещений читальных залов возросло на 12,3%.
Для занятий футболом проведена реконструкция футбольных полей на стадионах "Шахтер", "Юность", "Факел", построены трибуны на стадионе Легкоатлетического манежа.
Для повышения качества и доступности культурно-досуговых услуг и привлечения жителей города к активным занятиям физической культурой и спортом необходимо внедрение новых информационных технологий оказания услуг жителям города, оснащение, совершенствование деятельности муниципальных спортивных учреждений, создание условий для занятий спортом по месту жительства.
В области строительства
Продолжается работа по обеспечению населения жилыми квартирами. За счет всех источников финансирования за 2005 год введено 130,0 тыс. кв. м жилой площади.
В целях улучшения жилищных условий граждан продолжена работа по реконструкции специализированных жилых помещений в домах гостиничного типа.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства
В целях оптимизации структуры управления жилищным фондом созданы условия для привлечения предприятий различных форм собственности к обслуживанию жилого фонда. Обслуживание жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности, осуществляют 4 муниципальных жилищно-эксплуатационных организаций, 6 обществ с ограниченной ответственностью и 1 частное предприятие.
В 2005 году число зарегистрированных товариществ собственников жилья, обслуживающих площадь 341,1 тыс. кв. м, выросло с 35 до 42.
Реализация энергосберегающих программ позволила уменьшить расход энергоресурсов, улучшить экологическую обстановку и значительно снизить бюджетные ассигнования на энергопотребление.
С целью контроля за фактически потребленными энергоресурсами в городе в 2005 году произведена установка тепловых узлов в кварталах N 18, 15 на сумму 3,5 млн. руб.
Программа энергосбережения предусматривает дальнейшую модернизацию котельных и закрытие малоэффективных котельных. В 2005 году закрыты котельные N 40, N 49. С целью увеличения мощности и снижения расхода угля реконструирована котельная N 46.
С 1995 года в г. Кемерово для решения проблемы теплопотерь при передаче тепла от теплоисточника до конечного потребителя для изоляции теплотрасс применяется универсальный материал - пенополиуретан, который позволяет увеличить срок службы и снизить эксплуатационные расходы на отопление в сетях теплоснабжения.
В 2005 году рост объема машино-часов по пригородным перевозкам и маршрутным такси составит 1,2% и 3,3% соответственно в сравнении с 2004 годом за счет совершенствования и развития маршрутной сети города и увеличения беспересадочных и скоростных перевозок.
В 2005 году приобретено 130 автобусов, 6 трамвайных вагонов, 20 троллейбусов.
Реконструировано и модернизировано 10 трамвайных вагонов, выполнен капитальный ремонт 10 автобусов.
В целях повышения оперативности регулирования и объективности контроля работы городского пассажирского транспорта, оптимизации использования подвижного состава 220 транспортных единиц оборудованы устройствами радионавигационной автоматизированной системы управления (26,0% от общего числа транспортных единиц).
В целях подготовки к закрытию Кузнецкого моста, развития транспортной схемы города, повышения безопасности дорожного движения и увеличения пропускной способности транспортного потока закончено строительство 1 очереди дорожного полотна по пр. Московскому протяженностью 1,75 км. Произведено уширение дорожного полотна по ул. В.Терешковой площадью 16,83 тыс. кв. м.
С целью повышения уровня безопасности дорожного движения и увеличения пропускной способности транспортного потока в городе установлено 2300 дорожных знаков, проведена реконструкция 22 светофорных объектов и обустроено 10 искусственных неровностей на дорогах.
В 2005 году с целью улучшения санитарного состояния, снижения загрязнения городских территорий установлено 61 большегрузный контейнер и 281 контейнер емкостью 0,75 куб. м.
Охрана правопорядка
Наряду с позитивными изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии города продолжает оставаться напряженной оперативная обстановка по городу.
В 2005 году отмечен рост числа зарегистрированных преступлений по городу на 7,0% к уровню 2004 года. Но в тоже время уровень преступности из расчета на 10 тысяч населения в Кемерово составил 164 преступления, в Новосибирске - 309, в Красноярске - 292, в Томске - 275, в Барнауле - 270. Но число тяжких преступлений сократилось, и доля их в общем количестве снизилась с 38,3% до 33,0%. Снижено число преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, на 64,0%.
Ряд проводимых оперативно-профилактических операций, таких как "Сигнал", "Вихрь-антитеррор", "Розыск", "Арсенал", способствовали осуществлению постоянного контроля за оперативной ситуацией в городе.
В 2005 году центром проведения торжеств, посвященных Дню Шахтера, была объявлена столица Кузбасса. Подготовка и проведение Дня шахтера проходили в рамках Губернаторской программы "День Шахтера - 2005 год в городе Кемерово".
Проводилась работа по реализации целевых программ развития: четырех программ областного значения ("Город", "Шахтерские поселки", "Дорожный фонд", "ГУРШ") и трех городских ("Кемерово", "Внешнее оформление", "Праздник").
В ходе реализации мероприятий губернаторской программы "День шахтера - 2005 в городе Кемерово" введены в строй новые социально-значимые объекты и проведены крупномасштабные работы по благоустройству города.
Завершено строительство и оснащение оборудованием МУЗ "Кемеровский кардиологический центр", завершена реконструкция и оснащение оборудованием Дома культуры ОАО "Кокс" под театр драмы и комедии для детей и молодежи, проведены реконструкция губернского центра спорта - стадиона "Химик", реконструкция Кемеровской государственной областной филармонии, реконструкция детского дома N 6 под кадетский корпус МВД. В Кировском районе завершено строительство геронтологического центра, в Заводском районе строительство дороги по ул. Ю.Двужильного. Особое внимание было уделено поселкам закрывшихся шахт. По областной программе "Шахтерские поселки" проведен капитальный ремонт и реконструкция объектов социальной сферы (ДК шахтеров, общеобразовательных школ N 18, 32, 50, 51, МДОУ "Детский сад N 10", 4 стадионов, поселкового клуба в ж. р. Промышленновский, ДК "Досуг" в ж. р. Ягуновском, культурно-спортивного центра в п. шахты "Северная", ДК п. "Боровой", общих врачебных практик в поселках Боровой, Комиссарово, РТС). В 2005 году в поселках проведены реконструкция и прокладка более 20 дорог, 32 объектов систем водоснабжения.
Знаменательным событием для горожан стало открытие троллейбусной линии, соединяющей право- и левобережную части города, а также автодороги по проспекту Московскому.
В рамках городской программы "Кемерово" произведено строительство и капитальный ремонт объектов социальной сферы, ремонт кровель, систем отопления, освещения и канализации объектов образования. Во всех районах города дополнительно установлены детские игровые и спортивные площадки. Остановки города благоустроены новыми остановочными павильонами. Новый вид обрели фасады домов (пр. Советский, пр. Шахтеров и другие). Произведен ремонт кровель и систем отопления в жилых домах города. Продолжена работа по замене оконных блоков в квартирах ветеранов.
Большое внимание было уделено ремонту городских дорог, мостов, тротуаров.
РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Ресурсы для развития города включают финансовые ресурсы, используемые для развития экономики и социальной сферы города, муниципальное имущество, а также земельные ресурсы территории.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОРОДА
Финансовые ресурсы города - это реальные финансовые возможности планируемого периода, которые будут направлены на развитие промышленного сектора, потребительского рынка, на обеспечение устойчивого функционирования сферы жизнеобеспечения и социальной сферы.
В таблице N 9 представлен прогноз финансовых ресурсов города на 2006 год, а также направления их использования.
Таблица N 9
Вид ресурсов |
Направление |
Получатель |
Прогноз |
1.2.1.1. Средства |
|
|
|
1.2.1.2. |
|
|
13674,7 |
1.2.1.3. Средства |
Для формирования |
Территориальные |
5743,6 |
Всего финансовых |
|
|
25306,2 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО
Муниципальное имущество - материальная основа для выполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления.
Структура муниципального имущества города Кемерово представлена в таблице N 10.
Таблица N 10
N |
Распределение |
Количество |
Балансовая стоимость |
Доходы в бюджет |
|||
2005 год |
2006 год |
||||||
1.2.2.1. |
Предприятия |
44 |
790,6 |
670,0 |
200,0 |
||
1.2.2.2. |
Учреждения |
387 |
2638,9 |
х |
х |
||
1.2.2.3. |
Казна (имущество, |
х |
23786,1 |
191650 |
148000 |
||
|
Итого: |
х |
27215,6 |
192320,0 |
148200,0 |
||
|
Распределение |
Количество |
Характеристика |
Балансовая |
Доходы в бюджет |
||
2005 год |
2006 год |
||||||
1.2.2.4. |
Жилищный фонд |
2618 |
7627,0 тыс. |
14539,8 |
150,0 |
150,0 |
|
1.2.2.5. |
Нежилой фонд |
1198 |
867,1 тыс. |
7956,3 |
13950,0 |
14000,0 |
|
1.2.2.6. |
Объекты, |
91 |
х |
451,0 |
х |
х |
|
1.2.2.7. |
Инженерная |
5788 |
1159433,75 |
2423,4 |
120000,0 |
140000,0 |
|
1.2.2.8. |
Прочее недвижимое |
3348 |
х |
680,1 |
х |
х |
|
1.2.2.9. |
Движимое |
59846 |
х |
1165,0 |
1050,0 |
550,0 |
|
|
Итого: |
х |
х |
27215,6 |
135150,0 |
154700,0 |
|
|
Доля |
Количество |
Стоимость |
Доходы в бюджет |
|||
2005 год |
2006 год |
||||||
1.2.2.10. |
Акционерные |
14 |
65,2 |
1500,0 |
800,0 |
||
1.2.3. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Земельные ресурсы в значительной степени определяют перспективное развитие территории.
В таблице N 11 представлены направления использования территории города.
Таблица N 11
N |
Наименование показателей |
Площадь |
|
1.2.3.1. |
Общая площадь муниципального |
29847,7 |
|
1.2.3.2. |
По использованию: |
29847,7 |
|
Доходы в бюджет города от
использования |
2005 год |
2006 год |
|
Арендная плата за земельные участки |
216000,0 |
225000,0 |
|
Земельный налог |
457800,0 |
260300,0 |
|
2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?
Новосибирск – опыт по разработке и реализации Плана стратегического развития города.
Томск – опыт организации работы с населением.
Тюмень – реформирование структуры администрации города и организации муниципальной службы.
3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?
1. Полного финансового обеспечения исполнения полномочий по вопросам местного значения.
2. Уменьшения дотационности ЖКХ, ликвидации перекрестного субсидирования.
3. Создания условий для обеспечения жильём нуждающихся категорий населения (в первую очередь – малоимущих).
4. Какие задачи стоят в 2006 году?
Для решения любых социально-экономических задач и достижения поставленной цели нужны соответствующие ресурсы. На 2006 год запланировано развитие города не только за счет средств собственного бюджета, но и за счет привлеченных средств федерального, областного бюджетов, средств предприятий, населения. Для этого необходимо иметь бюджет развития города.
Наиболее эффективным инструментом, позволяющим увязать по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий, способствующих экономическому, социальному и культурному развитию города, являются целевые муниципальные программы.
Целевые программы - одно из важнейших средств реализации политики по обеспечению жизнедеятельности города, активного воздействия на экономические и производственные процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
В рамках подготовки и празднования "Дня шахтера - 2005 в городе Кемерово" были утверждены программы, реализация которых позволила привлечь денежные средства из различных источников, в том числе областного, федерального бюджетов, внебюджетных и привлеченных источников.
Результаты выполнения программ оказали влияние на развитие социальной сферы, городского хозяйства, гражданскую безопасность, совершенствование систем общественного взаимодействия.
Положительный опыт и социально-экономический эффект от реализации данных программ позволили определиться с ключевыми направлениями в деятельности исполнительных органов местного самоуправления на 2006 год. Это создание условий для дальнейшего развития городского хозяйства в условиях недостатка финансовых ресурсов путем реализации приоритетных городских целевых программ по следующим направлениям:
- создание условий для реконструкции объектов социальной сферы, увеличения объемов жилищного строительства и поэтапная ликвидация аварийного и ветхого жилья. Совершенствование архитектурной среды;
- повышение эффективности функционирования городского хозяйства (ЖКХ, транспорт, связь) и обеспечение экологической безопасности населения;
- совершенствование и развитие социальной инфраструктуры и обеспечение социальных гарантий;
- создание условий для развития безопасной и благоустроенной среды в микрорайонах города и шахтерских поселках;
- модернизация транспортной системы - строительство моста через р. Томь в рамках федеральной программы;
- реализация мероприятий по подготовке к Чемпионату мира по хоккею с мячом в 2007 году;
- совершенствование механизма взаимодействия структурных подразделений Администрации города с населением;
- содействие устойчивому развитию малого бизнеса;
- реализация мер по стимулированию развития промышленного производства и обеспечению устойчивого экономического роста, содействие развитию инфраструктуры рынка товаров и услуг;
- создание условий для выполнения мероприятий по усилению борьбы с преступностью и наркоманией, направленных на защиту законных интересов и прав граждан, обеспечение общественной безопасности, укрепление правопорядка в городе.
Многообразие целевых муниципальных программ и выбор конкретных мероприятий направлено на то, чтобы улучшить жизнь населения при решении ежедневных проблем.
В сфере строительства
Определенная доля бюджетных расходов города направлена на строительство и поддержание жилья, объектов соцкультбыта. Для решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, для обеспечения доступности жилья, безопасности и комфорта проживания разработана муниципальная целевая программа "Жилищное строительство. Сохранение и развитие городской инфраструктуры. Совершенствование архитектурно-планировочной среды".
В сфере городского хозяйства
Доля ЖКХ в общей сумме расходов бюджета г. Кемерово составляет значительную часть и является особой заботой Администрации города, так как в первую очередь предприятия ЖКХ несут социальную нагрузку. Чтобы уменьшить затраты на содержание ЖКХ, надо это хозяйство модернизировать, обновлять, а источники ограничены: оплата за услуги населением, финансирование из бюджета. В отрасли ЖКХ много нерешенных проблем: замена водопроводно-канализационных сетей, ремонт кровель, модернизация оборудования котельных, насосных, очистных сооружений, проблематичным остается и обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта и обеспечение растущих потребностей в услугах транспортной инфраструктуры. Для решение этих проблем разработаны муниципальные целевые программы: "Обеспечение эффективного функционирования городского хозяйства. Благоустройство микрорайонов. Модернизация транспортной системы" и программа "Развитие безопасной и благоустроенной среды шахтерских поселков".
В сфере образования
От уровня развития образования зависит благосостояние всего общества, именно в этой сфере формируется профессиональный и социальный человеческий капитал. Для формирования гармонично развитой, социально активной личности необходимо решение комплекса задач. Основными из них являются: повышение уровня образованности учащихся через совершенствование образовательного процесса и качества образования; создание условий обучения и воспитания детей, способствующих правильному гармоничному развитию и сохранению здоровья; развитие материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений. Основными результатами работы за последние годы является сохранение и развитие сети образовательных учреждений разных типов.
Для решения части актуальных проблем в области образования разработана муниципальная целевая программа "Создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей и подростков".
В сфере здравоохранения
Качество жизни во многом зависит от уровня здравоохранения, поэтому необходимо проводить постоянную работу по повышению эффективности системы здравоохранения, повышению качества медицинских услуг, медико-социальной помощи на дому и профилактики заболеваний, техническому оснащению медицинских учреждений современным оборудованием. Особое внимание в 2006 году будет уделено повышению качества лечебных услуг, обеспечению безопасности пациентов и работников в рамках муниципальной целевой программы "Создание современных и безопасных условий для оказания медицинской помощи кемеровчанам".
В сфере социальной защиты населения
Стабильности в жизни городского сообщества, снижению социальной напряженности содействует система социальной поддержки и социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан, созданная и осуществляемая в г. Кемерово двенадцать муниципальными учреждениями социального обслуживания. Для более целенаправленной работы по повышению качества жизни малообеспеченных категорий населения разработана муниципальная целевая программа "Создание условий для улучшения качества обслуживания нуждающихся жителей города".
В сферах культуры и спорта
Деятельность в области культуры и спорта - это важнейший фактор развития городского сообщества. Для решения основных задач в данной области разработана программа "Создание условий для организации досуга кемеровчан", способствующая созданию комплекса услуг, обеспечивающего комфортную среду для культурного и физического развития и организации досуга кемеровчан.
В 2006 году планируется увеличение объема инвестиций в развитие массового и детского спорта города Кемерово. Будут построены два крытых модуля, проведена реконструкция 3 спортивных сооружений, приобретено спортивное оборудование и инвентарь, увеличено финансирование на участие спортивных команд города в соревнованиях различного уровня.
Разработана программа "Русский хоккей", основные направления которой обращены на создание оптимальных условий для проведения соревнований Чемпионата мира на высоком организационном уровне в соответствии с международными требованиями и впоследствии использование имеющейся базы для развития физической культуры и спорта.
В сфере молодежной политики
Одним из приоритетных направлений в деятельности Администрации города является работа с молодежью. Именно поэтому и был создан представительный орган города - Координационный совет по делам молодежи, который призван проводить целенаправленную работу по реализации молодежной политики в городе. В целях создания условий для самореализации социального, интеллектуального, творческого потенциала подростков и молодежи разработана муниципальная целевая программа "Реализация "Основных направлений городской молодежной политики. "Молодежь 2005 - 2007 г.г.".
В сфере общественного взаимодействия
Для повышения эффективности взаимодействия между органами местного самоуправления и жителями города разработана муниципальная целевая программа "Работа с населением по месту жительства".
В сфере общественного порядка
В сфере укрепления общественного порядка наблюдаются определенные стабилизационные процессы, связанные с улучшением инфраструктуры правоохранительных органов, активизацией работы по административной практике и по профилактике преступлений и правонарушений. Растет выявляемость правонарушений экономической направленности и преступлений против личности. В числе значимых остаются проблемы, связанные с ростом наркомании среди несовершеннолетних, пьянством и алкоголизмом, рецидивной и бытовой преступностью.
Для реализации комплексного подхода к решению проблемы повышения уровня обеспечения общественной безопасности жителей города разработана муниципальная целевая программа "Обеспечение безопасности в городе" .
В сфере малого бизнеса
Развитию малого бизнеса и предпринимательства Администрация города уделяет большое значение. Малый бизнес содействует оживлению и развитию экономики города, обеспечению занятости и росту уровня жизни горожан. При этом малый бизнес сталкивается с рядом проблем, которые включают в себя недостаточность стартового капитала и оборотных средств, недостаток управленческих кадров. Вместе с тем в малом бизнесе имеются случаи укрывательства заработной платы, невыполнения социальных прав работающих. Для обеспечения взаимодействия Администрации города с субъектами предпринимательства, активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции на 2006 год разработана муниципальная целевая программа "Реализация мер по стимулированию развития малого бизнеса".
5. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?
Продолжить практику организации семинаров специалистов администраций по обмену опытом с приглашением ведущих специалистов организаций, занимающихся разработкой федеральной нормативной базы по направлениям деятельности органов местного самоуправления.
6. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?
Считаем целесообразным. Неплохо было бы провести ряд конференций и совещаний по вопросам исполнения Жилищного и Градостроительного кодексов, проблем регулирования тарифов ЖКХ.
7. Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения.
Указаны при ответе на вопрос 6.