РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

г. Иркутск

 

АДМИНИСТРАЦИЯ

 

КОМИТЕТ ПО  ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАМ

 

 

664000, г. Иркутск,                                                                                                      тел. 24-08-60            

ул. Ленина, 14 

                                                                                               

_______________  №_____________________

 


 

 

Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска направляет по Вашей просьбе информацию о деятельности Комитета за 2005 год и основных направлениях работы на 2006 год.

Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области экономики в 2005 году?

 

1. Одним из направлений работы Комитета в рамках создания благоприятного хозяйственного климата на территории города, развития предпринимательства, а значит и социально-экономического развития города, является реализация «Программы поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске на 2004-2007гг». В 20005 году была продолжена работа по выпуску информационно - справочной литературы из  серии «Предпринимателям г. Иркутска».

В 2005 году было издано три справочника:

1) «Малый бизнес: проверки контролирующими органами»

2) «Малый бизнес: работа с персоналом на малом предприятии»

3) «Малый бизнес: Справочник начинающего предпринимателя»

 Кроме того, в 2005 году дважды выпускались информационные буклеты о поддержке малого предпринимательства в г. Иркутске с координатами организаций инфраструктуры поддержки и графиком проведения образовательных мероприятий на 2005 и 2006 годы. Буклеты изданы тиражом 10 тыс. экземпляров.

С целью обеспечения СМП доступной постоянной информацией об основных проблемах и событиях малого бизнеса в течение 2005 года осуществлялось текущее информационное пополнение Web-сайта «Малый бизнес города Иркутска». Кроме того, были выполнены работы по программированию, верстке и тестированию новой версии сайта «Малый бизнес Иркутска», раздела «Коммерческая недвижимость для предпринимателей», расширено меню сайта, добавлены новые разделы «Образовательная программа», «Финансовая поддержка», «Бизнес-рецепты», раздел «Горячая линия» выведен в отдельный проект.

В течение года было проведено 12 мероприятий Координационной образовательной программы по подготовке кадров для малого бизнеса, в том числе 4 круглых стола:

1) Круглый стол «Малый бизнес: земельно-имущественные отношения»;

2) Научно-практическая конференция  «Кадры для малого бизнеса»;

3) Круглый стол «Проблемы взаимоотношений предпринимателей с надзорными органами»;

4)Круглый стол «Дистанционное обучение предпринимателей. Проблемы. Совершенствование механизмов».

В рамках Координационной образовательной программы проведено 7 семинаров:

-                «Договорные отношения в риэлторской деятельности»;

-                «Интернет-возможности для риэлторского бизнеса»;

-                 «Налогообложение предпринимательской деятельности»;

-                «Управление персоналом и охрана труда в сфере малого бизнеса»;

-                «Вопросы организации и управления охраной труда на малых предприятиях»;

-                Методы эффективного взаимодействия в малом бизнесе;

-                Малый бизнес: проверки контролирующими органами.

-                Земельно-имущественные отношения.

Одним из направлений поддержки предпринимательской деятельности является проведение конкурса «Лучший предприниматель г.Иркутска». Основная цель его – стимулирование предпринимательской деятельности в отдельных сферах экономики города. В апреле-мае 2005 года был проведен конкурс «Лучший предприниматель города Иркутска» в сфере «Строительство».

Итоги конкурса были подведены на выставке в «Сибэкспоцентре». Победители получили дипломы мэра и денежные премии на сумму 190 тыс. руб.

Кроме того, все участники конкурса получили право бесплатного участия в специализированной строительной выставке «Стройинновации: Технологии. Материалы». На эти цели из бюджета города было направлено 70 тыс. руб.

В апреле 2005 года. Комитетом по экономике и финансам принято участие в выставке «Малый бизнес: возможности и перспективы». Подготовлены информационные стенды. За 3 дня выставки по вопросам  предпринимательской деятельности, а также деятельности администрации в сфере поддержки малого предпринимательства проконсультировано более 100 человек.

В рамках Программы была обеспечена деятельность Городского консультационно-маркетингового центра и центра деловой информации для предпринимателей. Оказана поддержка 2186 обратившимся, что превышает показатель 2004 года в 2 раза. Специалистами центра оказано 1362,4 часов бесплатных консультационных услуг по общепредпринимательской деятельности, (рост в 1,7 раза), 702 часа по вопросам налогообложения и бухучета, (рост в 1,8 раза), 85,5 часов юридических услуг, (рост в 2,4 раза), проведено 24 маркетинговых исследования (2004 год – 40), 44 предприятиям оказана помощь в подготовке документов на регистрацию и перерегистрацию учредительных документов (2004 год – 21).

Посещаемость сайта «Малый бизнес Иркутска» составила 77214 пользователей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла почти в 2 раза.

Антикризисным центром защиты прав предпринимателейоказана консультационная поддержка 1241 предпринимателю (рост по сравнению с 2004 годом в 1,3 раза). Консультации предоставлялись по вопросам налогообложения (219), регистрации, перерегистрации (150), проверок контролирующими органами (103), трудовых отношений (54), сертификации (21), правил торговли, применения контрольно-кассовых машин, лицензирования (164), арендных отношений (61) и т.д.

 

    2. В отчетном году по сравнению с 2004 годом отмечался рост объемов капитального строительства. Инвестиции в основной капитал предприятий и организаций составили    почти 8  млрд. рублей, что превысило объемы 2004 года более чем на 30%. (по Иркутской области рост составил 104,2%). Осуществлен ввод в эксплуатацию жилых домов общей площадью  161,4 тыс.кв. метров, или 127,3% к вводу 2004 года.

Однако, наметившийся в последнее время рост объемов жилищного строительства в Иркутске не удовлетворяет существующий спрос. В условиях ограниченного бюджетного финансирования основная роль органов местного самоуправления заключается в создании необходимых  условий для развития жилищного строительства в г. Иркутске.

В 2005 году специалисты Комитета принимали участие в разработке программы «Молодым семьям города Иркутска – доступное жилье» на 2005 – 2006 гг». Подготовлены расчеты по финансово-экономической эффективности реализации программы.

В целях обеспечения реализации программы в августе 2005 г. проведен открытый конкурс по выбору уполномоченных кредитных организаций  на осуществление кредитования граждан с предоставлением субсидий из бюджета г. Иркутска для компенсации части процентных ставок по кредитам и займам, полученными гражданами для строительства жилья в рамках целевой муниципальной социальной программы «Молодым семьям города Иркутска – доступное жилье» на 2005 – 2006 гг».  Уполномоченной организацией выбран ОАО «Урало-Сибирский Банк», с которым 26 сентября 2005 года был заключен договор и идет реализация программы «Молодым семья города Иркутска – доступное жилье на 2005 – 2006 гг.».

С целью подготовки новых предложений по расширению инструментов жилищного строительства изучался опыт других регионов, в частности опыт г. Красноярска по финансированию участников программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье», а также предложения финансово-кредитных организаций (схема ипотечного кредитования Инвестиционного банка КИТ Финанс в г. Иркутске, Сбербанка РФ, НПФ «Благоденствие»).

На основе изученного опыта готовились обоснование и расчеты по схеме субсидирования первоначального взноса гражданам, приобретающим жилье

 

3. Работа по конкурсному размещению муниципального заказа позволяет максимально эффективно расходовать  бюджетные средства. В соответствии с Положением «О муниципальном заказе г. Иркутска» и Положением «О правилах закупки товаров работ и услуг для муниципальных нужд г. Иркутска», была проведена работа по формированию муниципального заказа на 2005 бюджетный год, в ходе которой был подготовлен  Перечень централизованных муниципальных закупок на 2005 год.

Перечнем было предусмотрено проведение 89 процедур размещения муниципального заказа (включая ежеквартальные), при этом ориентировочная сумма заказа составила 572,5 млн. руб.  В результате работы по исполнению Перечня была осуществлена 81 процедура размещения муниципального заказа, в том числе 5 процедур  были проведены в 2 этапа, 3 процедуры - повторно.  Необходимо отметить, что часть предусмотренных процедур Перечнем была объединена. Общая сумма, направленная на размещение заказа согласно Перечню, составила 511,2 млн. руб. По результатам было заключено муниципальных контрактов на сумму 326,2 млн. руб. Экономия денежных средств, не считая экономии, где ее не представляется возможным вычислить, составила 21,3 млн. руб.

Дополнительно для размещения муниципального заказа, предусмотренного бюджетом 2005 года, было проведено 32 процедуры, не включенных в Перечень, на общую сумму 50,3 млн. руб., по результатам которых было заключено муниципальных контрактов на общую сумму 22 млн. руб. Размер экономии составил 3,3 млн. руб.

Кроме того, в 2005 году было осуществлено размещение 8 процедур на потребности города в товарах, работах, услугах в 2006 году. Сумма выделенных средств составила 161,9 млн. руб. Не состоялась 1 процедура.

Всего в 2005 году была осуществлена 121 процедура размещения  муниципального заказа. Сумма выделенных денежных средств составила 723,4 млн. руб.  По результатам состоявшихся процедур заключено договоров на сумму 363.3 млн. руб., экономия денежных средств, где ее возможно вычислить, составила 27,4 млн. руб., или не менее 7,5 %.

В структуре муниципального заказа по количеству выделенных средств в 2005 году закупка товаров составила 39,27% (284,1 млн. руб.), закупка услуг - 33,27% (241 млн. руб.), закупка работ 27,46%  (198,7 млн. руб.).  По количеству проведенных процедур закупка товаров составила 47,11% (57 процедур), закупка услуг – 19,83% (24 процедуры), закупка работ – 33,06% (40 процедур).

Для участия в процедурах размещения муниципального заказа в 2005 году было подано 552 конкурсных заявок от юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, 477 заявка от зарегистрированных в городе Иркутске. По результатам размещения процедур муниципального заказа, признанных состоявшимися, заключены договоры по условиям 232 поданных конкурсных заявок, в том числе по условиям 205, от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в городе Иркутске. 

Кроме экономии денежных средств, при размещении муниципального заказа договоры заключаются на более выгодных для заказчиков условиях оплаты, поставки, гарантийных обязательств, сроках и условиях их исполнения. Важным условиям являются обязательства по сохранению стоимости исполнения договоров неизменной в течение периода действия договора.

В 2005 году была продолжена работа по внедрению информационной системы «Автоматизированная система формирования и учета исполнения муниципального заказа в составе ИСУФ», предназначенной для автоматизации и координации деятельности получателей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств. С 1 июня 2005 года информационная система была принята в опытную эксплуатацию.

В связи с принятием федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года,  в 4 квартале 2005 года для структурных подразделений администрации города был организован семинар, на котором были рассмотрены  особенности применения данного закона.

4.Во исполнение Закона Иркутской области «О наделении  органов местного  самоуправления областными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда»   администрацией г. Иркутска  в  2005г. продолжена  работа по проведению  на территории города единой государственной политики по охране труда в рамках делегированных полномочий, а также в пределах полномочий органов местного самоуправления. Подробная информация по данному вопросу подготовлена и направлена в адрес АСДГ отдельным документом.

 

5. В области развития и совершенствования социального партнерства в трудовых отношениях на двух уровнях управления в 2005г. проведена целенаправленная работа, обеспечившая развитие  и совершенствование социального партнерства на территории муниципального образования.

Для этого  подготовлен, согласован и реализуется Координационный план мероприятий по развитию социального партнерства на территории муниципального образования.

Обеспечена координация деятельности Иркутской территориальной трехсторонней комиссии  по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с действующим законодательством она осуществлялась в форме  рабочих встреч Координаторов сторон,  заседаний постоянно действующей рабочей группы Комиссии,  заседаний рабочих групп  трех сторон социального партнерства и взаимных консультаций сторон.

 Достигнуто соблюдение основных принципов социального партнерства. И, в первую очередь, таких как  соблюдение равноправия, уважения и учета интересов сторон, реальности обязательств,  а также действующего законодательства.

Организовано и в основном выполнено территориальное трехстороннее Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений. Проведено 9 семинаров – совещаний по следующим вопросам социально-трудовых отношений:

«Работодатель-физическое лицо и трудовой договор» - для индивидуальных предпринимателей (совместно с Иркутским городским центром занятости населения)

«Регулирование оплаты труда».

«Договорная система найма работников и оплата труда»;

 «Типовые случаи нарушений трудового законодательства при заключении трудовых договоров»;

«Принципы организации заработной платы»;

          «Модели оплаты труда».

«Порядок заключения трудовых договоров между работниками  и работодателями – физическими лицами» (с руководителями организаций малого бизнеса).

«О мерах по защите трудовых прав работников муниципальных унитарных предприятий в случаях несвоевременной выплаты заработной платы» (с помощниками депутатов городской Думы г. Иркутска)

«Правовые основы трудовых отношений между работодателями  и иностранными гражданами» (для   предпринимателей и специалистов на Днях предпринимателей Иркутской области).

 В их работе приняли участие более 1 тыс. чел.- муниципальные служащие, руководители, экономисты, юристы бухгалтеры, председатели профсоюзных комитетов муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, других форм собственности, работодатели – физические лица, депутаты городской Думы г. Иркутска.     

Продолжено  развитие коллективно-договорного регулирования социально- трудовых отношений. В результате в 2005 г., дополнительно к действующим, заключено, зарегистрировано 214 коллективных договоров.

Проведена их экспертиза на соответствие действующему законодательству. Сторонам сообщены условия, ухудшающие положение работников, по сравнению с  действующим законодательством. В 55 организациях внесены изменения и дополнения и вновь проведена их уведомительная регистрация.

 Итоги 2005г.  показывают, что  на территории муниципального образования г. Иркутск, по сравнению с другими территориями Иркутской области, заключено, действует и зарегистрировано наибольшее число - 648 коллективных договоров, объединивших в правовом поле социального партнерства более 133 тысяч работников или 75% от общей численности занятых  на крупных и средних предприятиях и учреждениях города.

 Другим звеном развития социального партнерства явилось регулирование  труда работников, работающих у работодателей -  физических лиц.

Согласно ст.303 Трудового Кодекса РФ,  порядку и условиям, определенными постановлением мэра г.Иркутска, в 2005 году проведена регистрация и экспертиза на соответствие действующему законодательству  10991 письменных трудовых договоров работников, заключенных с  1756 работодателями – физическими лицами.

         В результате проведенной работы сформирована база данных по 2992 работодателям - физическим лицам, использующим труд работников. По состоянию на 01.01.2006., обеспечена защита трудовых прав 27475 работников занятых  трудовой деятельностью у индивидуальных предпринимателей. Это позволяет подтверждать  трудовой стаж  на период работы у данных индивидуальных предпринимателей. И обеспечить, с учетом работы у индивидуальных предпринимателей, получение пенсии при выходе гражданина на заслуженный отдых.                                  

 Организована работа и принято участие в ежегодном областном конкурсе «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства организаций».  Подготовлены, согласованы с Координаторами сторон и направлены на конкурс документы (итоги  по организациям города, принявшим участие в конкурсе, заявка, информационная карта муниципального образования, аналитическая справка по развитию социального партнерства в муниципальном образовании г.Иркутск  в 2004 г., иллюстрированный альбом).

В результате скоординированной работы были достигнуты следующие результаты:

 - По первой номинации областного конкурса «Организация Иркутской области высокой социальной эффективности и лучших достижений в сфере развития социального партнерства» среди 13 организаций победителей признаны лучшими 8 организаций г. Иркутска. 

-По второй номинации областного конкурса «Лучшее муниципальное образование Иркутской области по проведению работы в сфере развития социального партнерства» г.Иркутск в самой крупной  - первой группе занял  1 место, награжден Дипломом трехсторонней комиссии Иркутской области по регулированию социально-трудовых отношений и памятным именным Кубком.

В области защиты трудовых прав граждан и их интересов в пределах компетенции органов городского самоуправления в г.Иркутске осуществлялся особый контроль за решением вопросов по  несвоевременной, в нарушение действующему  трудовому законодательству,  выплате заработной платы работникам организациями всех форм собственности. И в первую очередь, через обеспечение координации работы Иркутского городского Координационного Совета по соблюдению законодательства РФ о труде и  контролю за выплатой заработной платы.   

Введена система ежемесячного наблюдения за организациями, имеющими задолженность по заработной плате перед работниками,   проводился мониторинг погашения задолженности. Соответственно, направлены письма руководителям, допустившим задержки по заработной плате, востребованы графики и мероприятия по погашению долгов. Одновременно информировались органы прокуратуры города и области, Государственная инспекция труда по Иркутской области, администрация Иркутской области, Комитет по труду Иркутской области.

Совместно с Государственной инспекцией труда в Иркутской области  и другими представителями федеральных структур проведено 11 комплексных проверок, по результатам которых 10 руководителям выданы предписания, применены меры административного воздействия.

В результате  проведенной работы с  11 до 1 снизилось число организаций – должников. Это организация частной формы собственности - ООО «Трансибирская строительная компания» имеет долги по заработной плате 4,9. месяцев на сумму 1356 тыс. руб.   По решению Арбитражного суда Иркутской области здесь с 20.09.2005 г. до 20 февраля 2006 г. введена процедура наблюдения.

 

6.Комитетом по экономике и финансам совместно с отраслевыми Комитетами администрации города был подготовлен  и утвержден распоряжением мэра г. Иркутска от 15.02.2005 № 031-10-132/5 «Сводный план мероприятий администрации г. Иркутска, направленных на пополнение доходной части и сокращение расходов бюджета г. Иркутска на 2005 год».

Реализация администрацией города данных мероприятий позволила дополнительно мобилизовать в бюджет города доходов в сумме 224 576,3 тыс. рублей, и сэкономить бюджетные средства в сумме 28 498,7 тыс. рублей.

Помимо этого, в целях мобилизации дополнительных доходов в бюджет города в отчетном году продолжала свою работу городская межведомственная комиссия при мэре г. Иркутска по повышению доходной части  бюджета г. Иркутска. Основной задачей Комиссии является повышение эффективности работы налоговых органов, администрации города при выполнении бюджетных назначений и ликвидации недоимки в бюджет города. В рамках работы Комиссии рассматривались вопросы:

 -реализации на территории г. Иркутска Закона Иркутской области «О едином налоге на вмененный доход»;

 - переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности и полноте начисления налога на имущество физических лиц;

 - осуществления контроля, за использованием земельных участков;

 - взаимодействие  КУМИ и налоговых органов по вопросу взимания земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков;

 - рассмотрение организаций, имеющих задолженность по налогам в бюджет города.

В результате работы городской межведомственной комиссии при мэре г. Иркутска по реструктуризации задолженности по обязательным платежам в городской бюджет и повышению собираемости налогов в бюджет города дополнительно поступили 11869,6 тыс. рублей.

 

7. В течение 2005 года была проведена подготовительная работа по переходу на кассовое обслуживание исполнения бюджета г. Иркутска в Отделение по г. Иркутску УФК по Иркутской области, в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 № 1-н «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» с учетом новой редакции Приказа Федерального казначейства от 07.11.2005 № 18н.

 

8.Распоряжением мэра г. Иркутска от 24.03.2005 №031-10-303/5 была создана рабочая группа в целях организации мероприятий по переходу с 1 октября 2005 года муниципальных бюджетных учреждений к применению Инструкции по бюджетному учету от 26.08.2004 № 70н. Рабочая группа осуществляла ежемесячный контроль за реализацией мероприятий по реформированию бухгалтерского учета муниципальными бюджетными учреждениями, кроме того, рассматривала вопросы обеспеченности программно-техническими средствами бухгалтерского учета, а также вопросы повышения квалификации специалистов по бухгалтерскому учету.

Деятельность Рабочей группы по координации вопросов реформирования бухгалтерского учета позволила своевременно осуществить переход к применению муниципальными бюджетными учреждениями г. Иркутска Инструкции №70н, а также составить отчетность об исполнении бюджета на 1 октября 2005 года в соответствии с требованиями Инструкции по составлению и предоставлению годовой, квартальной и месячной отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 21.01.2005 №5н.

 

9.  В целях обеспечения поэтапного перехода от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов, повышения качества управления муниципальными финансами, эффективности и результативности работы органов городского самоуправления города Иркутска, руководствуясь Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249, распоряжением мэра г. Иркутска от 22.04.2205 №031-10-453/5 была создана Комиссия по повышению результативности бюджетных расходов. В рамках работы Комиссии проанализирована информация, представленная Департаментами образования и здравоохранения Комитета по делам горожан  по источникам  формирования финансовых ресурсов муниципальных учреждений и определению структуры фактических затрат на предоставление соответствующих муниципальных услуг, кроме того изучены и проанализированы нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований РФ по данному вопросу.

В рамках работы Комиссии подготовлено Постановление мэра от 30.06.2005 г. № 031-06-1118/5-1 «Об утверждении перечня бюджетных услуг в области образования, культуры, здравоохранения и спорта», которым утверждены результаты инвентаризации перечня бюджетных услуг на предмет соответствия нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-фз и отраслевого федерального законодательства, регламентирующих вопросы местного значения. Помимо этого, указанным Постановлением мэра определены и утверждены категории получателей по каждому виду бюджетных услуг.

 

10. В 2005 году Комитетом по экономике и финансам была проведена значительная работа в сфере законотворчества.

Разработаны положения, утвержденные постановлениями мэра и решениями городской Думы в рамках компетенции Комитета в том числе:

Распоряжение мэра г. Иркутска от 30.03.2005 № 031-10-326/5 «Об осуществлении полномочий администраторов доходов бюджета г. Иркутска»;

Решением Думы г. Иркутска от 05.06.2005 № 004-20-140148/5 внесены изменения и дополнения в Положение «О порядке предоставления бюджетных кредитов на инвестиционные цели».

Постановление мэра г. Иркутска от 22.12.2005 №031-06-2350/5 и Решение городской Думы г. Иркутска от 23.12.2005 №004-20-200252/5 «Положение о бюджетном процессе в г. Иркутске»;

Постановление мэра г. Иркутска от 30.12.2005 №031-06-2442/5 «Об утверждении Порядка ведения реестра расходных обязательств»

Решением Думы утверждено «Положение о порядке уплаты единого налога на вмененный доход в г. Иркутске»

 

В течение отчетного года были подготовлены замечания и предложения по ряду  проектов Законов области.

«Об областном бюджете на 2005 год», в части включения в размер субвенций местным бюджетам на предоставление субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг по областному законодательству, суммы кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2005г (за 4 кв. 2004г.), а также изменения порядка предоставления указанных средств;

 «О бюджетном процессе Иркутской области»;

          «О внесении изменений и дополнений в закон Иркутской Области «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»,

 «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента»,

«О внесении изменений в Закон Иркутской области «О транспортном налоге»».

«О предельных нормативах размера оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной  основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в муниципальных образованиях Иркутской области, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых, является обоснованием для предоставления дотаций в,  целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования»;

 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального  найма жилых помещений муниципального  жилищного фонда в Иркутской области»;

«О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области  на 2006 г.;

 «О наделении органов местного самоуправления области отдельными государственными полномочиями по определению персонального состава и обеспечению деятельности районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; по регулированию тарифов на тепловую энергию; по хранению, комплектованию,  учету и использованию архивных документов, относящихся к областной государственной собственности; по ведению государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции».

Важнейшим результатом проведенной работы по проекту Закона Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» стало закрепление единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц (15%) и единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (100%), вследствие чего дополнительно в бюджет города в 2006 году поступит свыше 800 млн. рублей.

 

Кроме того, Комитетом ежедневно ведется большая  текущая работа по  экспертизе расчетов цен (тарифов) на работы и услуги (в том числе: экспертизы расчетов цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, на бытовые услуги, на платные медицинские услуги и прочие; экспертизы смет расходов на ремонтно-строительные работы и т.д., экспертизе договоров на различные виды оказания услуг, поставке товаров для муниципальных предприятий и учреждений. Так за 2005 год было проведена   экспертиза 2 тысяч     договоров на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, заключаемых структурными подразделениями Администрации г. Иркутска. Стоимость строительно-монтажных работ и ремонтных работ, представленных на экспертизу составила 605   млн. руб.  При этом экономия бюджетных средств составила  52 млн. руб. 

Проведена экспертиза ценовых соглашений по 9997 договорам, заключенным муниципальными учреждениями и предприятиями с различными хозяйствующими субъектами на поставку товаров, выполнение работ (услуг), достигнута экономия бюджетных средств на сумму более 3,5 млн. рублей.

С целью определения доходного потенциала бюджета города составляются прогнозы основных налогообразующих показателей экономики, прогнозы и обзоры социально-экономического развития города. 

2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?

 

Наиболее удобной и оперативной формой работы по обмену опытом с территориями, особенно в области нормативно-правовых документов  по прежнему являются системы Интернет, Консультант-регион, информационная система АСДГ.

Специалистами Комитета регулярно отслеживается разработка нормативно - правовых документов муниципальных образований, по вопросам входящим в компетенцию Комитета по экономике и финансам. Особо можно отметить такие муниципальные образования, как  города Пермь и  Челябинск – разработка нормативно – правовых документов (Положение о порядке подготовки и реализации городских целевых программ, Положение об адресной инвестиционной программе); город Красноярск –  проведение работы по уведомительной регистрации и контролю за выполнением коллективных договоров;  город Новосибирск – вопросы упорядочения работы по регистрации трудовых договоров, заключаемых между работодателями – физическими лицами и работниками.

Интересен опыт работы Новосибирска в вопросах социально – экономического и инвестиционного развития. В настоящее время специалистами экономического управления прорабатывается  Городская целевая программа «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006-2008 гг.»

 

 

3.Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в  2005 году?

 

1. Считаем необходимым, обозначить проблему  органов местного самоуправления, связанную с получением полной и достоверной финансово-экономической информации, необходимой для проведения прогнозно-аналитической работы, в вопросах расчета доходного потенциала территории и составления планов социально-экономического развития территорий.

Согласно действующему законодательству органы местного самоуправления не наделены полномочиями и правами по получению от хозяйствующих субъектов финансово-экономических показателей их деятельности, информации, составляющей налоговую  тайну; информация о перспективах и стратегии развития предприятий,  которая может быть предоставлена органам местного самоуправления только на добровольной основе.

Несмотря на то, что этот вопрос поднимался уже неоднократно, начиная с уровня администрации области, вплоть до Комитетов Государственной Думы, решение не принято и органы местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями

А отсутствие информации в свою очередь не позволяет муниципалитетам объективно и своевременно оценить проблемы предприятий и организаций и принимать (в рамках своей компетенции) эффективные управленческие решения.

Кроме того, в соответствии с последними Приказами Росгосстата органам местного самоуправления отказано с 01.01.2006г. и в представлении информации  в разрезе предприятий и организаций, ранее получаемой от органов статистики.

 

2. Комитетом по экономике и финансам администрации г. Иркутска  в  октябре 2005 года был сделан запрос в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов о решении в регионах Российской Федерации проблем взимания ЕНДВ в части занижения налогооблагаемой базы путем изменения физического показателя торговой площади (кв.м) на торговое место. В случае поступления с территорий информации о неразрешимых подобных проблемах, нами было предложено АСДГ выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в налоговое законодательство Российской Федерации с целью ликвидации возникших пробелов.

За прошедший период в адрес АСДГ поступило 8 обращений от городов Хабаровск, Омск, Барнаул, Абакан, Губинск, Магадан, Благовещенск, Красноярск. В обращениях выражено единое мнение по существующему несовершенству налогового законодательства Российской Федерации, а также поддержана инициатива администрации г. Иркутска о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Общие предложения муниципальных образований выражены в следующем.

В главу 26.3. Налогового Кодекса Российской Федерации необходимо внести дополнения, обязывающие организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками ЕНВД,  представлять в налоговый орган по месту осуществления деятельности вместе с первой налоговой декларацией копии документов, подтверждающих величину физического показателя (например, площадь зала обслуживания). В случае изменения величины физического показателя, в течении налогового периода, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган копии документов, подтверждающих изменение физического показателя базовой доходности. При этом целесообразно установить: срок, в течении которого необходимо в налоговый орган представить документы и ответственность налогоплательщика за нарушение указанного срока.

Кроме того, необходимо закрепить правило, в соответствии с которым, использование налогоплательщиком части площади, указанной в правоустанавливающем документе, может служить основанием для применения таким налогоплательщиком ЕНВД только в случае, если данная площадь выделена, конструктивно  определена в инвентаризационных документах, а ее назначение определено внутренним приказом организации о распределении площадей.

Учитывая тот факт, что торговля может осуществляться из разных объектов конструктивных сооружений (магазины, павильоны, палатки и др.), которые, иногда при индивидуальном рассмотрении, подпадают под определение - стационарная торговая сеть, необходимо соотнести между собой понятия,  предусмотренные ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации и понятия, используемые в ГОСТе Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

На основании вышеизложенного, считали бы необходимым дирекции  АСДГ выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в главу 26.3. Налогового кодекса Российской Федерации.

 

4.Какие задачи стоят перед Комитетом по экономике  и  финансам  в 2006 году?

 

- Обеспечить исполнение бюджета города на 2006 год;

- Сформировать проект бюджета города Иркутска на 2007 год;

- Разработать и реализовать мероприятия, направленные на пополнение доходной части и экономное и эффективное использование бюджетных средств;

- Обеспечить формирование и ведение реестра расходных обязательств города Иркутска;

- Провести подготовку к введению системы бюджетирования ориентированного на результат, в том числе посредством поэтапного перехода к программно-целевому методу формирования и исполнения бюджета города, в рамках деятельности Комиссии по повышению результативности бюджетных расходов;

- Подготовить перспективный финансовый план на 2007-2009 годы;

- Принять участие в совершенствовании межбюджетных отношений в Иркутской области, регионального налогового законодательства, а также регионального законодательства в области бюджетного процесса;

- Провести работу совместно с Отделением по г. Иркутску УФК по Иркутской области по отработке механизма кассового исполнения бюджета города Иркутска;  

-  Провести работу совместно с Отделением по г. Иркутску УФК по Иркутской области по отработке порядка кассового обслуживания операций со средствами, полученными муниципальными бюджетными учреждениями г. Иркутска, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- Продолжить работу городской межведомственной Комиссии при мэре г. Иркутска по повышению доходной части  бюджета г. Иркутска;

- Продолжить работу по совершенствованию казначейского исполнения бюджета города в части установления у бюджетополучателей удаленных рабочих мест;

-Подготовить информацию о реализации «Программы социально-экономического развития города  до 2007 года»  за 2005 год и сформировать план мероприятий  по реализации Программы на 2006 год.

 -Разработать Концепцию социально-экономического развития города.

-Разработать Программу социально-экономического развития города на 2007-2010 годы

-Сформировать  индикаторы социально-экономического развития города

-Подготовить в  новой редакции  «Положение  о муниципальных программах г. Иркутска».

-Подготовить и провести совместно с БГУЭП круглые столы по вопросам «Взаимодействие бизнеса и власти», «Участие крупных хозяйствующих субъектов в социально-экономическом развитии города».

-Разработать положение «О порядке формирования адресной инвестиционной программы»

- Организовать реализацию мероприятий Программы поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске.

-Провести семинары, круглые столы в рамках координационной образовательной программы по подготовке кадров для предпринимательских структур (по отдельному плану – 9 семинаров, 4 круглых стола, конференция). Организовать работу по формированию групп для прохождения обучения предпринимателей на курсах повышения квалификации.

-Провести работу по составлению и изданию справочников из серии «Малый бизнес».

-Организовать и провести конкурс «Лучший предприниматель г. Иркутска в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

-Проводить работу по дальнейшему развитию социального партнерства, закреплению в коллективно-договорном регулировании обязательств сторон по соблюдению требований законодательства об  охране труда, вопросов трудового законодательства.

-Организовать  и провести  городские конкурсы на лучшую организацию по проведению работы по охране труда, лучшего специалиста по охране труда, лучший кабинет охраны труда.

-Подготовить  и издать  методическое пособие по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.

-Составить  и издать сборник, в который войдут аналитические материалы по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости, о состоянии условий и охраны труда в организациях города, итоги  городских конкурсов по охране труда за 2005 год.

-Разработать  методические  рекомендации  по вопросам оплаты труда для работников муниципальных унитарных предприятий.

-Организовать работу по участию в областном конкурсе по социальному партнерству.

-Провести городской конкурс «Лучшая организация г.Иркутска по развитию социального партнерства».

-Обеспечить установление цен (тарифов) и контроль за соблюдением государственной дисциплины цен в рамках переданных государственных полномочий

-Обеспечить утверждение цен (тарифов) на продукцию (услуги) муниципальных  унитарных предприятий и учреждений, с проведением анализа финансово-хозяйственной деятельности

-Обеспечить регулирование тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры,  тарифов на товары и услуги  организаций коммунального комплекса; надбавок для потребителей к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и контроль за их применением.

-Формировать привлекательный международный и инвестиционный имидж г. Иркутска для позитивного восприятия города и дружеского отношения к нему в городах-партнёрах;

- Проводить дальнейшее развитие международных связей города Иркутска с городами-побратимами и партнёрами в области культуры, образования, туризма, здравоохранения и спорта;

- Развивать партнёрские отношения с г. Гренобль, провести изучение направлений сотрудничества с одним из городов Республики Корея.

- Развивать г. Иркутск, как центр международного въездного туризма

- Разработать совместно с Байкальским государственным университетом экономики и права Концепцию международной деятельности на 2006-2010 гг.

- Разработать совместно с Байкальским государственным университетом экономики и права Муниципальную целевую программу развития туризма в г. Иркутске на 2006-2008 гг..

 

5.Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем, стоящих перед Комитетом?

 

1. Как было уже указано выше, отсутствие  системы получения статистической  информации, единой информационной базы, необходимой для прогнозно-аналитической деятельности муниципальных образований   (поздние сроки предоставления Территориальными органами Федеральной службы государственной статистики  основных показателей развития городов, отказ налоговых служб, предприятий и организаций различной ведомственной подчиненности в предоставлении необходимой информации),  ограничивает возможности органа местного самоуправления по реализации полномочий  в соответствии с  п. 6 ст. 17 ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года.

В связи с чем, считаем необходимым, повторить свое предложение  к дирекции АСДГ -   подготовить объединенное от АСДГ обращение в Государственную Думу или Совет Федерации об оказании содействия в разработке и создании  единой системы обеспечения  информацией муниципальных образований, в предоставлении муниципальным образованиям  права получения информации  от предприятий и организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, налоговых органов и органов статистики.

2. Вопрос о внесении изменений в главу 26.3 Налогового Кодекса  по вопросу уплаты единого налога на вмененный доход обозначен в разделе 3.

3. В рамках работы АСДГ просим осветить опыт работы других территорий о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций по учету и расходованию средств, полученных бюджетными учреждениями муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. 

Считали  ли бы целесообразным обсуждение вопроса о порядке  кассового обслуживания операций по учету и расходованию средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, провести в рамках очередного заседания экономической секции АСДГ.