Хабаровск
Что наиболее значительного удалось сделать в городе в области экономики в 2005 году?
Приоритетными направлениями деятельности администрации города в 2005 году являлись:
- создание условий для устойчивого экономического роста на основе эффективной инвестиционно-инновационной деятельности;
- повышение экономической бюджетной эффективности отраслей муниципального сектора экономики;
- повышение конкурентоспособности города через трансформацию экономического роста в качественные факторы развития, формирование и реализацию региональной политики;
- формирование среднего класса городского сообщества через развитие и поддержку предпринимательского сектора экономики;
- формирование социальной политики с учетом новых подходов к решению социальных проблем населения, созданию комфортных условий проживания;
- формирование активного гражданского общества.
Итоги социально-экономического развития города за 2005 год свидетельствуют о сохранении тенденций экономического роста предыдущих лет. Процесс макроэкономического подъёма продолжается.
В текущем году администрация города сосредоточила свои усилия на создании условий для роста материального производства и его эффективности, повышении деловой и инвестиционной активности, мобилизации доходов, повышении собираемости налогов в бюджет города, решении вопросов социальной защищенности населения, стабильной работы жизнеобеспечивающих отраслей и муниципальных предприятий.
По итогам 2005 года оборот 524 крупных и средних предприятий города составил 136,8 млрд. руб. или 123,2 % к уровню прошлого года.
Значительное увеличение оборота предприятий города наблюдается в финансовой деятельности (в 2,3 р.), оптовой и розничной торговле (143,5 %), транспорте и связи (122,3 %), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (117,8%), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (116,6 %).
Это обеспечило поступление налоговых доходов в бюджет города в сумме 2,2 млрд. рублей, что на 24,9 % меньше по сравнению 2004 годом. Снижение налоговых поступлений связано с изменением налогового законодательства с 01.01.2005 г. в части отмены налога на прибыль в размере 2 %, подлежащего зачислению в местный бюджет, снижения ставки налога на доходы физических лиц с 44,87 % до 32,28 %, зачисляемого в местный бюджет, отмены налога на рекламу, уменьшение ставки налога на имущество юридических лиц до 2% против 50 %, прекращения зачисления в бюджет города акцизов.
В городе действует комплексная система мер поддержки предприятий промышленности, налажен конструктивный диалог с руководителями предприятий через общественный Совет директоров при Мэре города, создан фонд финансовой поддержки, отработана система преференций, механизм размещения муниципального заказа. Реализуется «Концепция промышленной политики администрации города», увязывающая структурную, инвестиционную и инновационную перестройку промышленного производства для повышения конкурентоспособности экономики города.
По итогам 2005 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности составил 31,8 млрд.руб. В общем объеме отгруженных товаров 52,1 % составляет деятельность предприятий обрабатывающих производств.
Увеличение объемов отгруженных товаров собственного производства наблюдается на предприятиях: ОАО «ХНПЗ», ООО «Хабаровская топливная компания», ОАО «Дальтехгаз», ОАО «Авторемлес», ОАО «Дальэнергомаш», ФГУП «Авиаремонтный завод « 12», ОАО «Дальхимфарм» и др., чему способствует рост инвестиций в модернизацию и развитие производства.
В 2005 году ОАО «Дальэнергомаш» проведена большая работа по капитальному ремонту основных средств: ремонт термического цеха, замена 30% кровель. На предприятии разработана и реализуется программа, направленная на снижение издержек и увеличение объемов производства, расширение номенклатуры выпускаемых изделий, внедрение новой техники и новых технологий.
С целью сохранения объемов производства и реализации продукции, ОАО «Дальхимфарм» проводит работу по расширению рынков сбыта. Проводится регистрация лекарственных средств в Таджикистане и Прибалтике, с последующим открытием в названных регионах своих представительств.
ОАО «Амурский кабельный завод» в 2005 году увеличил объем отгруженной продукции на 8,4 %, разработан план технического перевооружения предприятия, предполагающий выпуск принципиально новых видов кабельной продукции, поэтапная реализация которого позволит к 2010 году в 3 раза увеличить объем производства, поднять производительность труда, значительно увеличить количество рабочих мест.
В 2005 году ООО «Хабаровсклифтмаш» освоено производство лифтовой кабины и этажных дверей, для нужд города изготовлено 100 купе-кабин и 35 комплектов этажных дверей на сумму 7,6 млн. рублей.
Также мероприятия по улучшению финансово-хозяйственной деятельности осуществляются на предприятиях, выпускающих продовольственные товары:
ООО фирмой «Мостовик-1» приобретена и установлена в термическом отделении термопечь «Фесман» германского производства для варки и копчения колбасной продукции, компрессор для установки в камере закалки готовой продукции.
ОАО «Хабмакаронсервис» проводятся маркетинговые исследования с целью разработки нового дизайна упаковочной тары продукции. Освоено производство 5 наименований лапши быстрого приготовления «Макрона» втермочашке. Налажено производство макаронных изделий «Макрона Премиум».
ОАО «Амур-пиво» проведена реконструкция бродильного производства. Смонтирован и веден в эксплуатацию водораспределительный узел, позволяющий снизить затраты на производство пива.
КГУП «Кондитерская фабрика «Хабаровская» введен в эксплуатацию экспериментальный цех по производству заказных тортов, приобретена камера глубокой заморозки, осуществляется ремонт основного цеха производства продукции.Также освоено производство 20 новых видов продукции.
Вопросы привлечения инвестиций в экономику города рассматриваются администрацией как важнейший фактор развития высокоэффективного и конкурентоспособного производства, способствующего общему росту экономики в городе, повышению уровня жизни населения, укреплению экономических позиций города.
Администрация города активно работает над созданием благоприятного инвестиционного климата и внедрением механизмов устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств.
Создана необходимая институциональная структура управления строительным комплексом, разработана нормативная правовая база в области регулирования и поддержки инвестиционной деятельности, сформировано правовое поле, значительно упрощающее и ускоряющее процедуру выделения земли в г. Хабаровске, приняты Правила застройки, завершается разработка Генерального плана города, инвентаризация земель.
Основным документом стала Концепция инвестиционной политики администрации города Хабаровска, которая определила стратегические цели органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата, роста инвестиционной активности, создания условий и предпосылок для притока инвестиций в наиболее значимые и приоритетные направления и является сводом правил, определяющих процесс привлечения и распределения инвестиционных ресурсов.
Объем инвестиций в основной капитал составил 20,7 млрд. рублей, что составляет 108,0 % к уровню 2004 года в сопоставимой оценке.
В 2005 году в рамках общегородских инвестиционных программ в Хабаровске сданы в эксплуатацию:
· в августе 2005 года муниципальный торговый комплекс «Северный». Общая сумма финансирования по проекту составила 116,0 млн. рублей, из которых 60,3 млн. рублей (52%) - средства инвесторов; 55,7 млн. рублей (48%) - средства Управления инвестиционных программ (собственные и заемные).
· в ноябре 2005 года вторая очередь муниципального торгового комплекса по ул. Панфиловцев. Общая сумма финансирования по проекту составила 38,0 млн. рублей, из которых 15,4 млн. рублей (41%) - средства по договорам долевого участия в строительстве; 22,6 млн. рублей (48%) - средства Управления инвестиционных программ (собственные и заемные).
· в декабре завершены строительные работы по реконструкции бани в пос. им. Горького. Общая сумма финансирования по проекту около 50,0 млн. рублей, в том числе 10,0 млн. рублей - средства инвестора.
В мае 2005 года вошел в строй завод по производству металлополимерных труб мощностью 6 тыс. м в сутки МУП «ЖКХ – Снаб»
В 2005 году на площади им. Ленина по проезжей части вдоль Медуниверситета заменены световые опоры (14 штук), оформлена брусчатым покрытием набережная р.Амур в районе утеса площадью 3600 кв. м. и установлены 18 осветительных опор. Эти затраты профинансированы из бюджета города в сумме 17 млн. рублей.
Реконструирован муниципальный плавательный бассейн «Нептун». Построен спортивный зал школы №10.
Администрация города уделяет повышенный интерес к инвестиционным проектам, которые способствуют улучшению экологической обстановке в городе. Реализованы инвестиционные проекты:
· по переработке пластиковых отходов ООО «Лорен». Из средств городского экологического фонда было выделено 10 млн. руб. на приобретение австрийского оборудования, а в августе 2005 года предприятием ООО «Лорен» запущена линия по переработке пластиковых бутылок мощностью 280-350 кг. в час полимерных материалов в гранулах. В 2005 году утилизировано пластиковых отходов около 300 тонн. Необходимость развития данного производства вызвана значительным ростом производства и потребления в городе напитков в пластиковой упаковке, на территории города отмечено катастрофическое накопление пластиковых отходов, которые являются источником загрязнения окружающей среды.
· по переработке автомобильных шин ООО «Бриз». За счет бюджета города приобретено технологическое оборудование на сумму 2,3 млн. руб. В 2005 году предприятием переработано 162,0 тонны отходов резино-технических изделий. В 2006 году предприятие планирует приобрести дополнительное оборудование для более глубокой переработки изношенных шин, включая переработку корта покрышек. Для этих целей будут привлечены средства в размере 17,0 млн. руб. Создание данного производства вызвано ежегодным накоплением на территории города около 7 тысяч тонн изношенных автомобильных шин, которые являются причиной ухудшения экологической обстановки города. Вместе с тем, резинотехнические отходы содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд.
· ЗАО «Востокметаллургремонт» при финансовой поддержке экологического фонда возобновило прием отработанных аккумуляторных батарей, что позволит решить проблему утилизации в городе этого вида отходов.
Для удовлетворения спроса населения на приобретение жилья администрацией города планомерно проводится работа по привлечению инвестиций в жилищное строительство.
Сегодня в Хабаровске возводится около 40 жилых домов. Администрацией города разработаны и реализуются программы по строительству жилья, которые обеспечивают привлекательность и защищенность вкладываемых финансовых ресурсов.
Всего в городе в 2005 году введено в эксплуатацию 141,4 тыс.кв.м , в том числе муниципальными предприятиями 34,8 тыс кв.м жилья, что составляет почти 25 % от ввода жилья в целом по городу.
В городе реализуются жилищные программы:
· «Накопительная схема приобретения жилья в городе Хабаровске» (СССТ)
· строительство молодежных жилищных комплексов (МЖК)
· «Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 гг.»
· высокоплотная малоэтажная застройка
В декабре 2005 года введен в эксплуатацию первый молодежный жилищный комплекс в Южном микрорайоне на ул. Панфиловцев на 105 квартир, построенный по программе МЖК.
В декабре сдан первый 10-этажный жилой дом на 140 квартир в районе Большая-Вяземская, построенный по программе ссудо-сберегательных товариществ. Через три года будут сданы еще четыре дома, уже сегодня возведены три этажа второй очереди.
В рамках реализации программы ссудо-сберегательных товариществ администрацией города начато строительство микрорайона «Парус», планируется ввести 450 тыс.кв.м. жилья - новый микрорайон, который раскинется уже через 7 лет на берегу Уссури в Прибрежном районе.
Образовано еще одно ссудо-сберегательное товарищество собственников жилья по строительству 216 квартирного дома по пер. Чернореченскому.
Идет строительство коттеджных поселков: «Восточное» и «Сокольники».
В рамках программы «Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда» в октябре 2005 года в эксплуатацию была сдана вторая очередь дома по ул. Стрельникова, новоселье справили 82 семьи, некогда жившие в бараках, всего с учетом ввода 1 очереди –125 семей. Из бюджета города выделено на строительство 67,2 млн.руб. (из федерального 40 млн.рублей, из краевого – 2 млн.рублей). Квартиры построены по цене 20179 рублей за 1 кв.м.
Начата работа по возведению 10 этажного дома по пер. Байкальскому, на его строительство в 2005 году бюджет города выделил 10 млн. руб., в 2006 году планируется выделить еще 26 млн. руб.
В целях повышения эффективности эксплуатации жилищного фонда, качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг частным жилищным предприятиям передано на обслуживание 87% муниципального жилого фонда.
В городе действуют 110 ТСЖ. За 2005 год зарегистрировано 24 ТСЖ на 52 домах. В том числе 15 ТСЖ на существующих 34 домах, а не на новостройках. Переданы на самостоятельное обслуживание ТСЖ 7 муниципальных домов. В стадии подготовки необходимого комплекта документов находятся еще шесть домов.
В 2005 году продано через аукционы 13 земельных участков на общую сумму 52,3 млн. рублей. По данным участкам предусмотрен снос 65 домов ветхого муниципального фонда и частного сектора.
Эти мероприятия позволят в ближайшей перспективе выйти на объемы жилищного строительства до 170 тыс.кв. м в год.
Большое значение в формировании благоприятной городской среды имеет малый и средний бизнес.
С 2004 года реализуется третья по счету городская целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Хабаровске на 2004-2006 годы».
В 2005 году на территории города зарегистрировано 16,2 тыс. малых предприятий, индивидуальных предпринимателей - 31,2 тыс. человек.
В 2005 году доля объема продукции малых предприятий и составила 17,8 % от выпуска продукции, работ (услуг) предприятий всех отраслей экономики города (среднегодовой темп прироста за 3 года - 8,9 %).
В 2005 году общее количество занятых в сфере малого бизнеса увеличилось на 6 тыс. человек по сравнению с предыдущим годом и достигло 91,0 тыс. работающих, что составляет 28,8% от общего числа занятых в экономике города (315,5 тыс.чел.).
Для оказания мер практической финансовой поддержки малым предприятиям, работающим в реальном секторе экономики сформирован и применен на практике механизм микрокредитования. В 2005 году таким образом был предоставлен кредит сроком на 1,5 года предприятию «Лесные продукты» на сумму 1,0 млн. рублей. Отработана система залоговой поддержки. Всего с 2003 года залоговая поддержка оказана 8 предприятиям, сумма залога составила 72 млн. рублей.
Современная перестройка системы муниципального управления делает акцент в сторону усиления роли и ответственности органов местного самоуправления за состояние жизнеобеспечивающих отраслей, поэтому формирование экономических механизмов, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности МУП является приоритетным направлением работы администрации города. В городе динамично развивается муниципальный сектор экономики, который обеспечивает стабильное функционирование социальной среды города. На протяжении последних лет город забыл о перебоях в тепло- и электроснабжении.
Для поддержки и повышения эффективности работы предприятий муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска в 2005 году утверждена «Концепция развития муниципального производственного сектора экономки г.Хабаровска на период до 2010 года», направленная на создание эффективной системы управления, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий, повышение их конкурентоспособности, экономической и социальной эффективности; повышение качества услуг, оказываемых населению города.
В 2005 году муниципальные предприятия города произвели продукции, оказали услуг населению на сумму 3,7 млрд.рублей, что на 9,7 % больше, чем было произведено в 2004 году.
В отраслях муниципального сектора экономики по итогам 2005 года получено суммарной валовой прибыли в сумме 137,2 млн. рублей, что на 28,8 % больше, чем было получено в 2004 году.
В последние годы Хабаровск выполняет представительские функции России на Дальнем Востоке, что требует создания яркого городского имиджа. Поэтому администрация города уделяет благоустройству особое внимание.
Реставрируются исторические здания в центре города, появилось много новых домов, выполненных по авторским оригинальным проектам архитекторов. Проведена реконструкция парка культуры и отдыха на набережной р. Амур, площади Славы, Комсомольской площади, заканчивается строительство второй очереди парка А. Гайдара.
Кроме того, произведена реконструкция ул. Карла Маркса с установкой декоративных опор под контактную сеть, замена опор контактной сети участка дороги ул. Муравьева-Амурского.
Для озеленения города применяются хвойные и лиственные породы. Многообразием представлены кустарниковые породы; акация, боярышник, барбарис, бузина, бересклет, дерен, калина жимолости, кизильники, карагана, Курильский чай и другие.
В городе работает предприятие «Питомник декоративных культур», которое на своей территории имеет тепличное хозяйство, выращивает декоративные культуры.
Решение социальных проблем – один из главных резервов ускорения экономического роста, очевидный приоритет муниципальной политики.
В городе разработаны и воплощаются в жизнь 27 программ социальной направленности.
В 2005 году принято 4 городских программы по развитию муниципального здравоохранения, в том числе по профилактике cepдeчнo – cocyдистых заболеваний, сахарного диабета, улучшению здоровья матери и ребенка. Результатом реализации данных программ явилось снижение обострений инфаркта миокарда на 6%, инсультов на 12%, снижение уровня младенческой смертности от управляемых причин на 15%.
Продолжалась работа по реализации 5 целевых программ, направленных на обновление материально-техническое базы учреждений образования.
Завершена программа «Информатизация системы общего образования на период с 2001-2005 год». В настоящее время все учреждения общего образования города имеют компьютерные классы. На один компьютер приходится 43 ученика (средний показатель по России -60 учеников на один компьютер).
Совместно с Международным банком реконструкции и развития в течение 2005 года реализован проект «Информатизация системы образования на муниципальном уровне», который позволил создать два межшкольных методических центра расширенной и базовой комплектации (школа №80, городской Научно-методический информационный центр).
В Хабаровске сформирована сеть учреждений, обеспечивающих различные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов. Это центры по работе с населением (отделения социальной помощи па дому), социальные жилые дома, дома ветеранов, дома-интернаты, психоневрологический интернат, центр социальной адаптации граждан попавших в экстремальную ситуацию.
В 2005 году расширена сеть услуг по организации досуга пожилых граждан - открыты 2 отделения досуговой работы в Центрах по работе с населением Центрального и Индустриального районах.
На территории города функционирует сеть социальных учреждений по работе с неблагополучными семьями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, отделения психолого-педагогической помощи семьям с детьми.
В 2006 году будет завершена разработка Стратегического плана развития г. Хабаровска.
К настоящему времени завершены 2 этапа разработки Стратегического плана - 1-й - «Стратегический анализ социально-экономического развития г.Хабаровска», 2-й - «Концептуальные основы устойчивого развития города Хабаровска».
В целях реализации первого этапа проведён анализ социально-экономического развития города Хабаровска, выявлен социально-психологический портрет жителя города, сформулирована миссия города, определены сценарии его развития.
В рамках второго этапа разработки Стратегического плана определена система ценностей жителей города, сформулирована главная стратегическая цель устойчивого развития Хабаровска и сформирована их иерархия, построена стратегия устойчивого развития. Результаты проведённого стратегического анализа социально-экономического положения города Хабаровска и перспектив его развития показали возможность формирования на его основе к 2020 году селитебного социально-политического центра российского Дальнего Востока.
В настоящее время администрация города приступила к разработке третьего этапа Стратегического плана развития города Хабаровска до 2020 года, в котором предусматривается разработка конкретных целевых программ развития города. Реализация разработанных комплексных программ развития города позволит решить сложившиеся проблемы.
Стратегический план развития города должен быть принят всем городским сообществом и стать своеобразным договором согласия по выбору приоритетных направлений развития города, инструментом взаимодействия и стратегического партнерства власти, бизнеса и общества.
Работа над Стратегическим планом значительно активизировала деятельность всех структурных подразделений администрации по социально-экономическому развитию города, что выражается в разработке системных программ и мероприятий по развитию отраслей городского хозяйства. В настоящее время реализуется более 30 программ различной направленности, которые формируют базу устойчивого, целенаправленного развития экономики, служат заделом воплощения в жизнь стратегических направлений.
Столица Дальневосточного Федерального округа, город Хабаровск, становится заметным местом на карте мира. Город получил широкое международное признание. Администрация города укрепляет экономические и культурные связи с соседними государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Тесные дружеские отношения имеются с городами побратимами Портленд (США), Ниигата (Япония), Пучон (Корея), Харбин (Китай), Виктория (Канада). В Хабаровске работает Генеральное консульство КНР и Японии, представительство МИД России. В городе открыли свои представительства ряд всемирно известных фирм США, Японии, Кореи и многие другие.
Активнее становилось участие администрации города во многосторонних международных проектах, таких как сотрудничество в рамках международных ассоциаций («Международная ассоциация «Породненные города», «Международная Ассамблея столиц и крупных городов», «Ассоциация городов Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации и городов Западного побережья Японии»), а также укрепление трехстороннего взаимодействия городов – побратимов «Хабаровск – Ниигата - Харбин» для решения общих проблем, касающихся охраны окружающей среды. В 2005 году администрация города Хабаровска приняла решение о вступлении в члены Евроазиатского отделения Всемирной организации объединенных городов и местных властей, что даст возможность совместной работы с зарубежными административно – территориальными образованиями мирового сообщества, особенно дальнейшему приграничному взаимодействию и сотрудничеству с муниципалитетами некоторых городов КНР по вопросам экологии.
В 2005 году на сайте администрации «Город Хабаровск» была размещена информация о жизни города на английском, китайском, японском, корейском языках. С целью расширения международных связей, активизации внешнеэкономического взаимодействия, а также развития туристических обменов с зарубежными и российскими городами в ноябре 2005 года создано муниципальное унитарное предприятие «Городской центр международного сотрудничества», которое уже получило лицензию на право осуществлять турагентскую и туроператорскую деятельность.
Одним из главных событий международной жизни города в 2005 году стало подписание Соглашения «О создании Международного Комитета по сотрудничеству между городами Хабаровском (РФ) и Харбином (КНР)» и празднования 40-летней годовщины дружественных связей между городами Хабаровском и Ниигатой.
В 2005 году продолжалась работа по сотрудничеству с городом – побратимом Портлендом (США) в рамках существующей программы по решению проблем обеспечения экологической чистоты в жизнедеятельности города, развитию различных форм международного сотрудничества администрации города Хабаровска с корейскими партнерами.
Администрация города Хабаровска осуществляла активную деятельность по развитию двустороннего сотрудничества и добрососедских отношений с китайскими городами (Цзямусы, Фуюань, Муданьцзян, Цицикар, Суньфуйхэ и др.) с целью развития приграничной торговли и содействия городским предприятиям в установлении деловых контактов с китайскими партнерами.
В течение года велась работа по строительству в городе Хабаровске торгового центра «Азия», инвестором которого выступает Муданьцзянская компания «Восток». Данный проект поддерживается народным правительством г. Муданьцзян.
Какие наиболее трудные проблемы не удалось
решить в прошедшем году?
Наряду с положительными моментами социально-экономического развития города в 2005 году, существуют проблемы негативно влияющие на развитие Хабаровска, решить которые можно только при участии органов власти всех уровней:
- проблемы межбюджетных отношений
Несмотря на то, что новая схема организации местного самоуправления существенно улучшает и упорядочивает систему межбюджетных отношений, система формирования базы местного самоуправления значительно ухудшает финансово-экономическую ситуацию в муниципальном образовании, жесткая ограничительная бюджетная политика в отношении местных бюджетов, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, не обеспечивает самодостаточность и самостоятельность муниципалитетов.
В соответствии с новой налоговой реформой у города Хабаровска изъята значительная часть доходов. Из собранных в 2005 году на территории города налоговых платежей в бюджете города осталось только 14% (2004 год- 19,4%, 2003 год - 23,7%.
- проблема обеспечения качественной питьевой водой жителей города требует активной работы по строительству очистных сооружений водопровода и по освоению Тунгусского месторождения подземных вод.
Стоимость разработки и освоения Тунгусского месторождения составляет 3,4 млрд.рублей, строительство 2 и 3 очередей водопровода – 2,0 млрд.рублей.
Данные объекты входят в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года».
- проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда.
Федеральный бюджет полностью исполняет свои обязательства по реализации программы «Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда», разработанной в соответствии с федеральной подпрограммой «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав ФЦП «Жилище», а участие краевого бюджета недостаточно.
За время строительства профинансировано:
· федеральный бюджет – 40,0 млн.руб
· краевой бюджет - 2,0 млн.руб
· бюджет города - 67,2 млн.руб
- городу крайне недостаточно финансовых ресурсов на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда.
Потребность города на капремонт, подлежащая финансированию из краевого бюджета равна 100 млн.рублей. В бюджете края данные средства на 2006 год не предусмотрены.
- проблемы в социальной сфере обусловлены:
· необеспеченностью детей дошкольными образовательными учреждениями;
· недостатком кадров учреждений здравоохранения
· низкой оснащенностью диагностическим оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения.
Какие задачи стоят в 2006 году?
Определены приоритетные направления деятельности администрации города на 2006 год:
- создание условий для повышения конкурентоспособности города на основе интенсификации инвестиционно-инновационных процессов в экономике, развития предпринимательской инициативы;
- дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы социальной сферы, развитие высокоинтенсивных видов лечения, повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг;
- совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования объектов жизнеобеспечения города;
- совершенствование структуры, систем управления издержками, качеством продукции предприятий муниципального сектора экономики;
- развитие местного самоуправления, создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, обеспечивающего участие граждан в решении вопросов местного значения;
- эффективное использование социально-экономического, интеллектуального и информационного потенциала и преимуществ столичного статуса города в межрегиональных и международных интеграционных процессах.
В части решения проблемы межбюджетных отношений необходимо:
· установление дополнительного норматива отчислений в местный бюджет от налога на доходы физических лиц с 2,75% до 14,31%.
· принятие краевого закона, устанавливающего стабильные нормативы не менее, чем на 3 года
· учет «бюджета развития» муниципального образования при расчете финансовой помощи.
· восстановление функционирования фонда экономического стимулирования муниципальных образований.
Необходима также поддержка г. Хабаровска как столичного центра Дальневосточного Федерального округа. В этой связи требуется возобновить действие закона Хабаровского края «О статусе города Хабаровска - краевого центра Хабаровского края».
Для решения проблемы обеспечения качественной питьевой водой жителей города необходимо выделение из федерального бюджета на 2006 год не менее 500,0 млн.рублей на продолжение работ на Тунгусском месторождении (с помощью представительства Европейского Банка Реконструкции и Развития на Дальнем Востоке планируется привлечь иностранный капитал), а также исполнение Правительством Хабаровского края своих обязательств по реализации программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года» в полном объеме.
Для осуществления переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда необходимо исполнение Правительством Хабаровского края своих обязательств по реализации программы «Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда», разработанной в соответствии с федеральной подпрограммой «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав ФЦП «Жилище» в полном объеме.
Для проведения капитального ремонта муниципального жилищного фонда необходимовключить в расходную часть бюджета края средства на оказание финансовой поддержки на капитальный ремонт жилищного фонда города в соответствии с установленным стандартом.
Проблемы в социальной сфере могут быть решены только при условии финансовой поддержки на реализацию национальных проектов в области здравоохранения и образования со стороны Правительства РФ и администрации Хабаровского края, а также путем разработки и внедрения социальных стандартов на уровне государства и субъектов РФ, методики расчета муниципальных стандартов.
В 2006 году будет продолжена работа по оказанию залоговой поддержки под реализацию инвестиционных проектов, входящих в число приоритетных и нуждающихся в кредитных ресурсах.
Будет продолжена работа по реализации проекта по строительству Межрегионального центра экономического сотрудничества. Планируется приступить к строительству Аквапарка.
В рамках реализации общегородских инвестиционных программ будет возведен ряд объектов коммерческого и социального назначения. Начнется строительство здания Делового центра по ул. Дзержинского, торгово-делового общественного центра на пересечении улиц Большая - К. Маркса, который будет полностью соответствовать стандартам торгово-развлекательных центров и обещает стать визитной карточкой краевого центра. Продолжится реконструкция парка «Динамо».
Администрацией города будет выпущена электронная версия Инвестиционного паспорта города Хабаровска.
В 2006 году администрация города планирует выпустить в обращение муниципальные облигации для привлечения средств в жилищное строительство.
Будет разработана программа по участию города в строительстве жилья для молодежи и работников бюджетной сферы с использованием ипотеки.
Всего в 2006 году планируется ввести в эксплуатацию 146,0 тыс. кв. м. жилья с ростом к предыдущему году на 3,3 %.
Сохраниться устойчивая тенденция роста субъектов малого бизнеса сохранится. Ожидается, что удельный вес продукции и услуг, производимых в сфере малого бизнеса, составит 18,0 % от всего объема производства продукции, товаров и услуг в городе.
Количество занятых в сфере малого бизнеса возрастет на 4,4 % и достигнет 95 тыс. человек, что составит 30,6 % от численности занятых в экономике города.
В 2006 году пройдут традиционные городские конкурсы на звание «Лучший предприниматель города Хабаровска», «Десять лучших товаров города Хабаровска». Данные конкурсы проводятся с целью формирования позитивного образа предпринимателя, признания его общественной значимости, выявления стабильно работающих предприятий малого и среднего бизнеса, а также поддержки местных товаропроизводителей.
В 2006 году при поддержке администрации города будет проведена очередная Дальневосточная научно-практическая конференция по маркетингу.
Администрацией города будет продолжена работа по микрокредитованию малого бизнеса через Госфонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, так в 2006 году Госфонду из бюджета города будет выделено 4,0 млн. рублей для поддержки инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства.
В целях практического взаимодействия с предпринимательскими структурами, преодоления существующих сложностей при развитии бизнеса в 2006 году будет продолжена работа городского Совета по предпринимательству при Мэре города как экспертно-консультационного органа, вырабатывающего основные предложения по преодолению барьеров в развитии бизнеса на территории города.
В целях легализации теневого сектора экономики администрацией города в 2006 году будет продолжена работа по борьбе с "конвертной" выплатой заработной платы предпринимателями города и по пресечению противоправной предпринимательской деятельности иностранных граждан в г. Хабаровске.
Для поддержки и повышения эффективности работы предприятий муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска в 2006 году будет продолжена реализация концепции развития муниципального производственного сектора экономки г.Хабаровска на период до 2010 года, основными задачами которой являются: организационно-экономическая реструктуризация муниципальных предприятий; создание эффективной системы управления предприятиями; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий, повышение их конкурентоспособности, экономической и социальной эффективности; повышение качества услуг, оказываемых населению города.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда работа администрации города будет направлена на повышение эффективности эксплуатации жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства, качества предоставляемых населению города жилищно-коммунальных услуг. Предполагается обеспечить реализацию программы «Накопительная схема капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в г. Хабаровске», разработать нормативно-правовые акты по реализации на территории города положений Жилищного кодекса РФ в сфере управления многоквартирными домами, внедрить информационную систему учета и контроля выполнения объемов работ по содержанию муниципального жилищного фонда.
В сфере управления муниципальным транспортом планируется осуществить мероприятий по сокращению затрат и изменении структуры управления на муниципальных транспортных предприятиях, создать на базе МУП ХПАТП-1 единые эксплуатационные, технические, экономические службы.
Продолжатся работы по омоложению и замене старых деревьев, развитию собственного питомника для получения качественного посадочного материала, строительству второй теплицы МУП «Питомник декоративных культур», ремонту и содержанию ливневых канализаций, реконструкции и строительству производственных баз предприятий, изготовлению и установке малых архитектурных форм.
В области тарифного регулирования планируется разработать Концепцию тарифной политики администрации города до 2010 года.
Значительный объем организационной работы планируется провести в течение 2006 года для выполнения требований Федерального Закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по размещению муниципальных заказов:
- обеспечение требуемого уровня информационного обеспечения при размещении заказов;
- размещение информации о подготовке и итогах проведения торгов в печати и на открытом сайте администрации города;
- повышение конкурентности в процессе размещения заказов;
- повышение качества планирования;
- обеспечение строгого соблюдения законности при организации процедуры конкурсного размещения.
В части управления муниципальным имуществом предполагается активизировать работу по разграничению имущества для выполнения полномочий органов местного самоуправления.
В системе общего образования в 2006 году планируется продолжить реализацию целевых программ по обеспечению учреждений образования школьной мебелью, технологическим и специализированным оборудованием, установке автоматической противопожарной сигнализации, обновлению компьютерной техники, расширение сети профильных классов образовательных учреждений, развитие сети образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями, проработка возможности расширения сети негосударственных детских дошкольных учреждений, открытие дополнительных групп на площадях действующих детских дошкольных учреждений, организацию работы по развитию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, разработку «Основных направлений развития образования г. Хабаровска на 2007-2010 годы».
Основными направлениями развития отрасли «Здравоохранения» в 2006 году являются: реализация мероприятий приоритетного национального проекта в области здравоохранения: внедрение схемы финансовых доплат участковой службе, контроль за поставками медицинского оборудования и вакцин, контроль за поступлением и расходованием дополнительных финансовых средств, реализация отраслевых целевых программ «Здоровое материнство и детство», «Сахарный диабет», «Артериальная гипертония. Профилактика ИБС, инсультов и совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистой патологией на 2005-2007 гг.», «Кадры здравоохранения 2006-2007 гг.», выполнение программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи жителям города, подготовка лечебных учреждений здравоохранения к лицензированию, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, переоснащение медицинских учреждений лечебным и диагностическим оборудованием, повышение доступности диагностических видов помощи, внедрение стандартов и протоколов обследования больных с различной патологией, внедрение инновационных технологий раннего вмешательства в поликлиниках города, разработка программы «Профилактика кариеса у детей» на 2007-2009 годы».
В целях сохранения стабильности социального положения населения основная деятельность администрации города будет направлена на исполнение переданных государственных полномочий по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, обеспечение выполнения городских мероприятий по оказанию социальной помощи малоимущим, пожилым гражданам, инвалидам, семьям с несовершеннолетними детьми и другим категориям граждан, организацию деятельности муниципальных учреждений социальной защиты населения, открытие отделений ранней коррекции детского развития в муниципальных учреждениях «Центр по работе с населением Индустриального района» и «Центр по работе с населением Кировского района», разработку и внедрение компьютерной программы учета недееспособных граждан, находящихся под опекой.
Одной из основных особенностей формирования бюджета на 2006 год является реформа межбюджетных отношений. В связи со вступлением с 1 января в силу закона о местном самоуправлении предусматривается двухуровневая система бюджетов муниципальных образований. Применение новых положений законодательства отражает принципиальную новизну подхода по формированию межбюджетных отношений.
Приоритетными направлениями международной деятельности в 2006 году определены: дальнейшее развитие взаимовыгодного гуманитарного сотрудничества и совершенствование международной деятельности по расширению контактов с городами стран Азиатско-Тихоокеанского региона, укрепление побратимских и дружественных связей с зарубежными городами, активное участие администрации города Хабаровска на ряду с другими российскими городами в работе международных некоммерческих организаций и др.
В 2006 году планируется завершить разработку Стратегического плана развития города до 2020 года: подготовить и утвердить перечень комплексных целевых программ, план действий администрации по реализации Стратегии, методику мониторинга реализации стратегического плана и организационно-экономическую модель управления его реализацией, принять окончательную версию Стратегического плана и представить её на утверждение Хабаровской городской Думы.
Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?
Считаем, что АСДГ может способствовать обмену опытом по привлечению и использованию научного потенциала к муниципальным проблемам между сибирскими и дальневосточными городами, привлечению и использованию средств грантов, конкурсов для решения актуальных проблем отраслей экономики города, выработке единых подходов городов в антимонопольной, налоговой, тарифной политике, в рамках действующего законодательства и в пределах полномочий органов местного самоуправления, содействие городам в проведении согласованных мер по социально-правовой защите населения, выработке наилучших форм реализации действующего законодательства Российской Федерации по вопросам, затрагивающим интересы городов, формированию и реализации целевых программ развития муниципальных отраслей социального блока и др.
Также хочется отметить особую значимость, созданной Вами, электронной базы социально-экономических показателей развития городов, что значительно облегчает проведение сравнительной характеристики развития крупных городов.
Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?
Администрация города считает необходимым и целесообразным проведение конференций по обсуждению наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития городов.
Данные мероприятия будут способствовать обмену опытом в развитии городов, в т.ч. позволят координировать усилия в поиске путей улучшения экономической и социальной обстановки в городах, содействовать в разработке и внедрении прогрессивных технологий, оборудования и методов организации труда в системах жизнеобеспечения городов и различных сферах городского хозяйства, выработать совместные предложения федеральным органам и субъектам Федерации по проектам законов и иных нормативных актов, затрагивающих интересы городского самоуправления и др.
Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения?
В связи с вступлением в действие федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», считаем необходимым проведение постоянных семинаров по обмену опытом работы в новых условиях, определенных данным законом, в т.ч. по организации муниципальной статистики, комплексного социально-экономического развития.