Информационно-аналитические материалы о деятельности
города Барнаула в 2005 году и планах на 2006 год
1. Что наиболее значительное удалось сделать в 2005 году?
В рамках реализации Стратегии развития Барнаула до 2010 года в 2005 году было принято 9 целевых программ и 3 концепции:
§ «Программа повышения инвестиционной привлекательности города Барнаула до 2010 года»;
§ «Программа поддержки и развития предпринимательства в городе Барнауле на 2005-2007 годы»;
§ «Программа повышения заработной платы работников в различных секторах экономики города на 2005-2007 годы»;
§ «Программа реформирования муниципальных финансов г. Барнаула на 2005-2007гг.»;
§ программа «Основные направления развития муниципального здравоохранения города на 2005-2008 гг.»;
§ программа «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2005-2010 годы»;
§ программа «Основные направления развития образования г. Барнаула на 2005-2010 годы»;
§ программа «Развитие физической культуры и спорта в г. Барнауле на 2005-2008 гг.»
§ программа «Молодежь Барнаула (2005-2010 гг.);
§ «Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула до 2010 года»;
§ «Концепции развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 года»;
§ «Концепция санитарной очистки г. Барнаула».
Кроме того, в целях развития гражданского общества и местного самоуправления утверждены новый Устав муниципального образования, Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, о территориальном общественном самоуправлении.
Существенная работа проделана по приведению в соответствие местных нормативных актов требованиям Градостроительного, Земельного, Жилищного кодексов РФ и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В сфере градостроительства продолжалась работа по корректировке Генерального плана города. Создана рабочая группа по реализации федерального закона от 30.11.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Анализ развития экономики города в 2005 году показывает, что в целом удалось сохранить тенденции роста на потребительском рынке, в инвестиционной деятельности, а также в социальной сфере.
Интегральным показателем развития экономической сферы города является объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, его величина в 2005 году составила 50,2 млрд.руб., увеличившись на 17,1% по сравнению с 2004 годом. Существенный рост произошел в области оказания услуг, прежде всего транспорта и связи, социальном обеспечении, образовании, здравоохранении.
В 2005 году предпринимательствов г. Барнауле стало динамично развивающейся сферой экономики. Удельный вес поступлений в городской бюджет от субъектов малого предпринимательства по сравнению с уровнем прошлого года увеличился на 15 %. Предприятия малого бизнеса активно участвуют в проводимых конкурсах и ярмарках. Среди победителей программы «100 лучших товаров России» 14 предприятий города.
В целях создания альтернативных источников на рынке тепловой и электрической энергии на территории города осуществлялось строительство газотурбинных ТЭЦ, продолжилась работа по внедрению на предприятиях газопоршневых электростанций и мини-ТЭЦ.
Для улучшения транспортного обслуживания населения создано муниципальное унитарное предприятие «Служба управления наземным пассажирским транспортом». Ведется работа по внедрению автоматического контроля за работой пассажирского транспорта.
По предварительным данным в 2005 году в экономику города было привлечено около 7,3 млрд.руб. инвестиций, рост физического объема инвестиций составил около 9%.
Для активизации бизнес - процессов на территории города подготовлен пакет документов на участие в конкурсе по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г. Барнауле на базе ФГУП ПО «Алмаз».
В 2005 году администрацией города заключено соглашение о сотрудничестве с Алтайским филиалом Сбербанка России, цель которого - льготное кредитование субъектов предпринимательства.
За счет финансирования федеральных, краевых целевых программ и адресной инвестиционной программы города введены в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» и «Корпус недоношенных новорожденных детей» на 123 койко-места в МУЗ «Детская городская клиническая больница №7». Путем привлечения внебюджетных средств в городе осуществлено строительство двух футбольных полей с современным искусственным покрытием.
В рамках реализации программы газификации города в 2005 году газифицировано 865 квартир и частных домовладений, построено и введено в эксплуатацию 51,8 км газовых сетей, переведены на использование природного газа 29 котельных.
В апреле 2005 года между администрацией города Барнаула, городскими объединениями работодателей и краевым советом профсоюзов на 2005-2006 годы заключено соглашение, направленное на создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений, повышение производительности труда во всех отраслях и сферах деятельности, улучшению качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг, снижению социальной напряженности.
Приоритетными задачами в сфере социально-трудовых отношений определены: обеспечение социально-трудовых прав и гарантий работников; повышение уровня заработной платы и ее легализация, погашение задолженности по заработной плате; содействие обеспечению занятости; создание безопасных и здоровых условий труда; привлечение молодых специалистов к работе предприятий города; реализация мероприятий по переподготовке и повышению квалификации работающих; осуществление мероприятий по социальной защите определенных категорий граждан; развитие системы социального партнерства на всех уровнях управления; разрешение коллективных трудовых споров.
Закрепилась тенденция роста заработной платы работников, а также денежных доходов населения. По предварительным оценкам среднемесячная заработная плата одного работника выросла на 21,7% по сравнению с прошлым годом и составила 6550 рублей. Сократилось с 23,5% до 20,1% доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
В результате комплекса мероприятий в 2005 году удалось сократить более чем в 2 раза задолженность по выплате заработной платы к уровню соответствующего периода прошлого года (на 01.01.2006 задолженность по выплате заработной плате составляет 8,7 млн.руб.). Поставлена задача полной ликвидации просроченной задолженности на территории города в течение 2006-2007 гг.
В городе введено в эксплуатацию 227,1 тыс.кв.м жилья, что составило 121,8% к вводу прошлого года и 56,8% от общего ввода жилья по Алтайскому краю. Из общего объема построенного жилья 95,9 тыс.кв.м – 42,2% составило индивидуальное, это на 11,6% больше, чем в 2004 году.
Для развития рынка жилья и увеличения объемов строительства нового жилья администрацией города подписано Соглашения о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования с ОАО «Краевым агентством по жилищному ипотечному кредитованию» и ООО «Алтайской ипотечной корпорацией». В 2005 году данными организациями выдано 2017 кредитов (на сумму 1,0 млрд.руб.), что в 3,4 раза больше, чем в 2004 году.
В 2005 году между Краевым агентством по ипотечному жилищному кредитованию и МУП «Барнаулкапстрой» г. Барнаула был заключен договор о сотрудничестве в области строительства жилья.
Стабильно развивался потребительский рынок города. Оборот розничной торговли составил 42,1 млрд.руб., рост составил 12,5% в сопоставимых ценах. Оборот общественного питания вырос на 13,0%, платных услуг оказано населению на 10,8% больше, чем в 2004 году.
В 2005 году открыто 485 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, за счет этого дополнительно создано 3426 рабочих мест. В прошлом году выросло с 17 до 35 количество магазинов, обсуживающих льготные социальные категории граждан. Общее число обслуживаемых ими горожан увеличилось с 31 тыс. до 44 тыс. жителей.
Из 5 городов Западной Сибири самые низкие цены регистрировались в Барнауле - от 7 до 12 наименований продуктов питания из 27 наблюдаемых. Среди городов регионана протяжении всего года фиксировались самые низкие цены на масло подсолнечное, молоко, хлеб и хлебобулочные изделия из муки высшего сорта, мясо кур. Неоднократно отмечались низкие цены на масло сливочное, яйцо, сахар, муку, рис, пшено, сметану, сыры сычужные.
Социальными учреждениями и службами города в 2005 году оказано 620,6 тысяч социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических и других услуг, которые получили 211,6 тыс. граждан.
В течение 2005 года была проведена подготовительная работа по переходу предоставления субсидий на жилье и коммунальные услуги через персонифицированные социальные счета граждан, открытые в банковских организациях.
Благодаря модернизации системы управления выездными бригадами скорой помощи сократилось время ожидания вызова до 14,7 минут против 20,7 в 2001 году. Также в прошлом году за счет приобретения 25 автомобилей скорой помощи удалось на 30% обновить автопарк станции.
В 2005 году 464 выпускника школ награждены медалью «За особые успехи в учении», из них 146 - золотыми, 318 - серебряными. В целях расширения внеклассной занятости школьников развивалась система дополнительного образования города, в состав которой входят 47 учреждений. В настоящее время в этих учреждениях занимается более 32 тыс. учащихся.
Творческими коллективами города был реализован ряд культурных проектов. Так, театр эстрадной песни «Каприз» стал победителем международного конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам» в апреле 2005 года в Германии.
Студия «Фа-Соль» получила Гран-при в номинациях «вокальные ансамбли» на V Международном детском фестивале «Кинотаврик» (г. Сочи) в ноябре 2005 года.
Театр эстрадного танца «Хорошки» получил Гран-при на региональном конкурсе «Звезды Кузбасса – 2005». Одним из значительных результатов работы стало проведение двух региональных джазовых фестивалей. Визитной карточкой в регионе стал коллектив «Иван да Марья», лауреат Международного фестиваля в г. Будапеште.
В прошлом году 9 барнаульских спортсменов стали чемпионами и призерами мира, 12 спортсменов стали победителями и призерами чемпионатов и Кубков Европы, 28 барнаульских спортсменов в течение года становились победителями и призерами чемпионатов и первенств России.
2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?
Заслуживает позитивной оценки реализация в г. Новосибирске программы «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003-2005 годы». За три года темпы прироста промышленного производства в городе составили 28,4% - это в 1,5 раза выше среднероссийских показателей и в 2 раза – показателей по Сибирскому федеральному округу. Программа представляет собой перечень проектов освоения производства машин и механизмов для нужд городского хозяйства, топливно-энергетического комплекса, агропромышленного производства и т.д., всего в 17 отраслях.
Необходимо признать эффективной деятельность г. Новосибирска по оказанию финансовой поддержки предприятиям в виде погашения части процентной ставки по банковскому кредиту, привлеченному на реализацию инвестиционных проектов.
Предстоит изучить деятельность администрации г. Красноярска по развитию внешнеэкономических и международных связей. За последние 7 лет между городом и зарубежными странами подписано 10 соглашений о сотрудничестве. Ежегодно в городе проводятся международные семинары и форумы, расширяется география участия городских предприятий и делегаций в зарубежных выставках и ярмарках.
Представляется интересным опыт г. Сургута по формированию единого заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов для города. В результате создается схема социального сотрудничества учреждений профессионального образования с предприятиями, организациями, учреждениями города по подготовке рабочих кадров на муниципальном уровне.
Потенциально привлекательным направлением работы муниципалитетов стоит назвать разработку и реализацию программы реконструкции жилых и административных зданий совместно с иностранными частными инвесторами. Особый интерес представляет практический опыт восточных земель Германии в реконструкции жилого фонда, когда на основе существующих 5-9-этажных зданий, после замены всех коммуникаций, внутренней перепланировки и облицовки фасада, появляются практически новые дома.
Для повышения прозрачности бюджетных расчетов с подрядчиками, сокращения сроков подготовки и проведения дорожного ремонта, повышения качества дорожно-строительных работ в г. Перми в 2005 году продолжались работы по паспортизации улиц и дорог, инвентаризации инженерных коммуникаций. Благодаря паспортизации, удалось выяснить, что на содержание улиц подрядчикам выделяется значительно больше средств, чем запрашивалось. В результате затраты городского бюджета были сокращены на 35 %.
В г. Иркутске внедрена компьютерная система автоматизированного контроля за работой пассажирских лифтов жилых домов через сеть Интернет. В результате какой-либо поломки или другой форс-мажорной ситуации помощь к людям, застрявшим в лифте, придет в течение 10-15 минут. Диспетчерский пункт уникален тем, что кроме управления лифтовым хозяйством, через модем на компьютер выводятся данные о состоянии отопительных систем.
Программное обеспечение позволяет сотрудникам жилищных предприятий не выходя из кабинета, считывать показания теплосчетчиков, температуру, давление, расход тепла на единицу времени и другие инженерные параметры в жилых домах. К информационной системе также подключены датчики «открытия-закрытия» подвальных дверей, что в принципе исключает несанкционированные проникновения в подвал и к системам жизнеобеспечения каждого конкретного дома. Для жителей города внедрение новых технологий не несет никаких дополнительных расходов, а для городского хозяйства появилась существенная экономия.
Представляется интересной деятельность администрации г.Иркутска в области массового строительства многоярусных гаражей.
В городах Томске и Иркутске успешно внедряется программа моделирования транспортных потоков улично-дорожной сети города VISUM.
Следует признать полезным изучение опыта г. Омска по сокращению очередности в дошкольных учреждениях.
В целях повышения качества транспортного обеспечения населения в г. Омске все остановочные пункты оснащены указателями, содержащими информацию о перечне маршрутов и времени движения пассажирского транспорта.
3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в предыдущем году?
В 2005 году осложнилась экономическая ситуация на ряде промышленных предприятий города, что привело к снижению индекса промышленного производства до 98,3%, и в конечном итоге к росту уровня официально зарегистрированной безработицы до 1,2%.
Несмотря на рост заработной платы в городе на 21,7%, тем не менее, ее величина в Барнауле ниже, чем в административных центрах Сибирского федерального округа. В дальнейшем предстоит усилить работу по снижению доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Актуальной проблемой не только города, но и Алтайского края, и Сибирского федерального округа в целом остается сокращение численности населения.
4. Какие задачи стоят на 2006 год?
Приоритетными задачами на 2006 год являются:
§ Создание благоприятных условий в Барнауле для привлечения инвестиций в производственный сектор экономики;
§ Повышение уровня средней заработной платы и ее легализации во всех отраслях экономики города. В рамках реализации программ занятости населения города не допустить рост уровня безработицы;
§ Строительство альтернативных источников на рынке тепловой и электрической энергии;
§ Реализация национального проекта «Доступное жилье»;
§ Газификация частного сектора и перевод на природное топливо котельных;
§ Реформирование жилищно-коммунального хозяйства;
§ Дальнейшая модернизация скорой помощи и развитие амбулаторно-поликлинической службы;
§ Увеличение количества мест в детских садах;
§ Обеспечение эффективности работы городского транспорта и безопасности пассажирских перевозок;
§ Организация отдыха населения;
§ Реформирование муниципальных финансов.
Предстоит разработать программу по развитию промышленности, концепцию развития бытового обслуживания. Расширить практику выдачи ипотечных кредитов на первичном рынке жилья города.
5. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?
1. Методическое обеспечение реализации федерального закона от 30.11.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
1.1. Выделение инвестиционной составляющей в тарифе организаций коммунального комплекса,
1.2. Определение критериев доступности получения и оплаты потребителями услуг коммунальных организаций,
1.3. Разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
2. Расширение обмена статистической и аналитической информацией о социально-экономическом развитии муниципальных образований Сибирского федерального округа (других федеральных округов);
3. Методическая и организационная поддержка реализации на территории муниципальных образований национальных проектов;
4. Разработка методики оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов муниципалитета.
5. Содействие во внедрении в муниципальных образованиях системы бюджетирования, ориентированного на результат:
5.1. Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах, установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг;
5.2. Осуществление независимой экспертизы решений по вопросам бюджетной и налоговой политики;
5.3. Применение формализованных процедур планирования и осуществления муниципального заказа;
5.4. Формирование среднесрочных муниципальных целевых программ.
6. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещаний и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?
В условиях изменения федерального и регионального законодательства, а также с учетом наличия возможности обмена успешным опытом решения отдельных проблем муниципальных образований, объективной необходимостью становится организация и проведение конференций, совещаний, «круглых столов» по наиболее актуальным и острым вопросам социально-экономического деятельности территорий.
7. Если считает проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения?
Представляется целесообразным, в качестве тематики обсуждаемых на конференциях и совещаниях обозначить следующие вопросы: стратегическое планирование развития территории, вопросы программирования социально-экономического развития; реализация федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; реформирование муниципальных финансов; бюджетирование, ориентированное на результат; развитие ипотечного кредитования; механизм активизации инвестиционных процессов на территории; совершенствование системы муниципального заказа; концессионные соглашения; реформирование жилищно-коммунального хозяйства; формирование рынка доступного жилья; проблема инженерного обустройства земельных участков под жилищное строительство; трансформация социального пространства.