АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Представительные органы муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока: актуальные вопросы деятельности», 03 - 04 октября 2024 г., Петропавловск-Камчатский

Информационное сообщение
Итоговый документ
Материалы


РЕКОМЕНДАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ

Участники конференции, представители 22 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока (34 человека), обсудили актуальные вопросы деятельности представительных органов местного самоуправления, их роль в решении проблем муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, задачи и перспективы работы.
Участники конференции отметили, что представительные органы муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока продолжают деятельность по таким направлениям как: нормотворчество, контрольная деятельность, работа с избирателями.
В условиях отсутствия прямых выборов глав муниципальных образований возрастает роль представительных органов как субъекта взаимодействия с жителями, связующего звена между жителями и исполнительными органами местного самоуправления. С другой стороны, появляется опасность дублирования функций исполнительной власти.
Особенностями работы в последние годы стало:
- расширение сферы деятельности, необходимость принятия, уточнения и изменения большого количества муниципальных нормативных правовых актов, что требует дополнительных компетенций и знаний;
- усиление необходимости более тесного взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
- появление новых категорий граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке и т.д.
Сохраняются проблемы, усложняющие дальнейшее развитие местного самоуправления. В частности, практика формирования бюджетов в условиях реализации национальных проектов позволила выявить недостатки ряда законов, устранив которые можно повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления.
До 20.10.2024 г. у органов местного самоуправления, экспертов есть возможность представления отзывов, предложений и замечаний в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству к законопроекту № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», в котором большую тревогу вызывает перечень тех полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые могут закрепляться за органами местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с нормой, предложенной в законопроекте, переданными полномочиями становятся многие вопросы местного значения, которые много лет решались органами местного самоуправления, в том числе:
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального образования;
- обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального образования;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и многие другие.

Обсудив актуальные вопросы деятельности, участники конференции приняли следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Учесть опыт Камчатского края по созданию Министерства по делам местного самоуправления, Министерства развития гражданского общества.
1.2. Учесть опыт Законодательного Собрания Камчатского края по организации взаимодействия депутатов всех уровней, совместной организации сотрудничества.
1.3. Использовать все имеющиеся возможности для организации согласительных процедур при решении вопросов, касающихся деятельности органов местного самоуправления.

2. Представительным органам муниципальных образований:
2.1. В срок до 20.10.2024 г. направить в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству предложения и замечания к законопроекту № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» с целью не допустить чрезмерно кардинального пересмотра перечня вопросов местного значения и перераспределения их в пользу органов государственной власти субъектов Российской Федерации для последующей передачи в качестве государственных полномочий на муниципальный уровень.
2.2. Изучить и при необходимости использовать представленный на конференции опыт деятельности Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа:
- участия в формировании Стратегического Мастер-плана агломерации Петропавловск-Камчатского городского округа, который включает стратегию экономического развития городского округа, концепцию градостроительного плана, социальный сервис и создание новых рабочих мест в современных отраслях;
- взаимодействия всех органов местного самоуправления по сохранению исторического наследия города, увековечиванию памяти героев;
- формирования и актуализации нормативной базы муниципального образования по благоустройству города;
- формирования заинтересованности каждого депутата в участии территории его избирательного округа в реализации национальных проектов;
- участия депутатов в процессе мониторинга реализации национальных проектов;
- по работе с наказами избирателей, выделения финансовых средств в распоряжение каждого депутата для реализации наказов, контроль за исполнением наказов;
- участия депутатов в работе Комитета по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций и взаимодействию с силовыми структурами;
- инициативы по формированию методики работы по профилактике вандализма;
- совместного проведения контрольных и экспертных мероприятий с Контрольно-счетной палатой и другими органами;
- по поддержке инициатив Управления образования городского округа по экологическому просвещению различных категорий граждан (в том числе в дошкольных и школьных учреждениях), что предусмотрено национальными проектами.
2.3. Изучить и при необходимости использовать представленный на конференции опыт городов:
2.3.1. Омского городского Совета:
- по участию и организации бюджетного процесса, привлечению активных жителей к обсуждению параметров бюджета, организации публичных слушаний, организации инициативных проектов и пр.;
- по взаимодействию депутатов со структурными подразделениями местной администрации, информированию специалистов экономических и финансовых структур администрации о проблемах территорий избирательных округов в целях обоснования планирования средств на ремонты дворовых и общественных пространств, финансирования решения социальных проблем;
- по участию депутатов в мероприятиях по контролю расходов местного бюджета;
- по взаимодействию депутатов с местной администрацией в вопросах формирования законодательных инициатив по внесению изменений в бюджетное, градостроительное и жилищное законодательство;
- по поддержке возрождения меценатства как традиции сибирских городов.
2.3.2. Думы города Владивостока по организации межмуниципального и межпарламентского взаимодействия в рамках единой экономической зоны Дальнего Востока, международного взаимодействия в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона, в рамках побратимских городов (встречи с представителями делегаций из дружественных стран, подписание соглашений, реализация совместных проектов, в том числе в экономической, научно-образовательной, молодежной сфере и др.).
2.3.3. Кемеровского городского Совета народных депутатов по формированию алгоритма работы с наказами депутатов.
2.3.4. Красноярского городского Совета депутатов по формированию финансовых инструментов для вовлечения жителей в реализацию социально значимых направлений развития города, выпуску облигаций, дающих возможность жителям города инвестировать в его развитие.
2.3.5. Опыт взаимодействия органов местного самоуправления городов Артем, Петропавловск-Камчатский и многих других городов по оказанию поддержки участников СВО и членов их семей.

3. Правлению секции АСДГ по местному самоуправлению:
3.1. С целью формирования предложений по совершенствованию федерального законодательства совместно с Омским городским Советом, Администрацией города Омска подготовить законодательные инициативы, предусматривающие внесение изменений:
3.1.1. в Налоговый кодекс Российской Федерации, позволяющие включить в состав объектов налогообложения земельным налогом земельные участки под МКД для хозяйствующих субъектов, владеющих нежилыми помещениями в составе МКД;
3.1.2. в Бюджетный кодекс Российской Федерации:
- по установлению базового норматива для муниципальных образований: по УСН как показателя благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса; по транспортному налогу для формирования муниципального дорожного фонда; по штрафам за нарушение ПДД, правил эксплуатации транспортного средства в размере 50% в местные бюджеты для формирования муниципального дорожного фонда;
- гарантирующие достижение уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов не ниже среднего уровня бюджетной обеспеченности на одного жителя по группам муниципальных образований за счет средств федерального бюджета;
- по увеличению базового норматива отчислений НДФЛ в бюджет муниципалитета.
3.2. Подготовить проект коллективного обращения от имени АСДГ с согласованием (подписанием) руководителями представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. с предложением рассмотреть возможность создания рабочей группы с участием представителей Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, представителей органов местного самоуправления крупных городов для проработки перечисленных инициатив по внесению изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Исполнительной дирекции АСДГ:
4.1. Определить место и время проведения следующей конференции секции АСДГ по местному самоуправлению.
4.2. Рассмотреть возможность проведения регулярных тематических консультаций в режиме онлайн (или в специальном чате).
4.3. Направить настоящие рекомендации в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению, в ВАРМСУ, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в представительные органы муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.
4.4. Разместить на сайте АСДГ материалы Конференции для ознакомления с представленным опытом.
4.5. Продолжить работу по организации обучающих мероприятий для депутатов представительных органов местного самоуправления, а также для муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи