АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Проект «Умный город». Муниципальные аспекты», 10 - 11 октября 2019 г., Барнаул

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ
Материалы
Фотогалерея

Р Е Ш Е Н И Е

10-11 октября 2019 года в Барнауле состоялась конференция АСДГ «Проект «Умный город». Муниципальные аспекты», посвященная 25-летию секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления».

В работе конференции приняли участие 79 представителей из 33 муниципальных образований Российской Федерации.

В докладе модератора конференции - руководителя Экспертного центра электронного государства П.Е. Хилова - были озвучены решения, которые внедрены в регионах, и в муниципальных образованиях и получившие высокую оценку в конкурсе «ПРОФ-ИТ2019». Все представленные на конкурс решения имеют непосредственное отношение к реализации проекта «Умный город» в регионах и муниципалитетах.

Необходимо отметить, что в последние годы основным мероприятием по обмену передовым опытом, обсуждению перспективных направлений развития цифровизации жизнедеятельности в регионах страны стал конкурс «ПРОФ-ИТ».

Хилов П.Е. предложил  секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления»принять участие в работе подгрупп Государственного совета Российской Федерации по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика».

Один из основателей секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления», председатель правления секции с 1997 по 2003 годы, почетный член правления А.Ю. Губов в своём выступлении отметил исторические аспекты становления, об итогах и перспективе совершенствования муниципальной информатизации, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. Губовым А.Ю. отмечено, что за 25 лет работы секции АСДГ проведено 31 мероприятие, в которых приняли участие 1610 специалистов, работающих в области информатизации органов местного самоуправления. Также в докладе был представлен анализ работы секции АСДГ в настоящее время и предложены перспективные направления её развития.

Доклад члена правления ассоциации «Национальная платформа промышленной автоматизации», профессора, заведующего кафедрой «Смарт-сити» Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики Д.Г. Гокова, посвященный концепции реализации проекта «Умный город» в регионах,  носил в большей степени прикладной характер и вызвал живой интерес среди участников конференции. Особенностью предложенной и реализованной в пилотном режиме концепции является интеграция информационных систем на базе операционного ядра и единой базы данных со стандартами обмена данными и возможностью расширения реализации проекта «Умный город» новыми программными системами независимых разработчиков.

Далее в сообщениях А.А. Соболева и С.Г. Кашина были представлены конкретные примеры реализации концепции, изложенной Д.Г. Гоковым, в регионе, к примеру, реализация проекта «Безопасный город» в Новосибирской области позволила значительно сократить затраты на внедрение сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Представители органов местного самоуправления Горнштейн Александр (Новосибирск), Иванов Петр (Санкт-Петербург), Матурский Виталий (Якутск), Пазников Евгений (Бийск), Пустынникова Ольга (Хабаровск), Тухбатуллин Расим (Барнаул) поделились опытом реализации проекта «Умный город» в муниципалитетах.

О новом подходе получения обратной связи от жителей при внедрении сервисов проекта «Умный город» рассказала генеральный директор компании «Ключевые решения» Т.П. Басаргина.

Представители разработчиков и поставщиков информационно-коммуникационных технологий - Воропаев К.И. (ООО «Единый расчетный центр»), Гусев А.В. (ПАО «Ростелеком»), Гвоздюк Д.В. («РосИнтеграция»), Донской Д.А. («НПО «Эшелон»), Кот Д.С. («НТЦ Галэкс»), Крюков Е.Н. («AT Consulting Восток»), Лукашевичуте Ю.К. («Новые Облачные Технологии»), Охезин В.П. (компания «НАГ»), Пенькова Е.В. («ЭР-ТЕЛЕКОМ»), Пехтерев А.В. («АйТи-Тренд»), Пирогова Д.В. (компания «Дата Ист»), Савельев А.М. (компания «ИнтерТраст»), Савенков К.С. («Fujitsu Россия и СНГ») - рассказали о своих продуктах, предназначенных для реализации проекта «Умный город».

В рамках конференции прошел круглый стол, посвященный внедрению цифровых технологий в управление муниципальным транспортом, как составной части проекта «Умный город». Круглый стол вел председатель правления секции АСДГ «Городской пассажирский транспорт», президент СРО «Транспортный союз Сибири» Новоселов Валерий Иванович. На круглом столе обсуждалась роль транспортной модели в развития муниципального образования (Силкин Максим, Красноярск), а также новые цифровые сервисы для жителей в транспортном обслуживании (Волобуев Константин, ЗАО «Золотая корона»; Измалков Константин, ООО «Артмарк»; Попантонопуло Евгений, ООО «Мультипасс Сибирь»).

При подведении итогов работы конференции было отмечено, что реализация проекта «Умный город» в муниципалитетах является развитием, т.е. следующим этапом начатой в 2000-е годы информатизации регионов Российской Федерации с целью создания комфортной среды проживания для населения на основе цифровых технологий. Эти два этапа цифровизации в регионах имеют много общего по методике, организации, интеграционным процессам. К сожалению, реализация проекта «Умный город» в муниципалитетах сталкивается с теми же трудностями, которые были на предыдущих этапах.

Участники конференции АСДГ также обратили внимание на следующие факторы, препятствующие реализации проекта в муниципалитетах:

1. Подсистемы (эксплуатируемые и предлагаемые к внедрению) проекта «Умный город» между собой не интегрированы. В связи с этим возникает многократное дублирование данных, высокая суммарная стоимость внедрения и эксплуатации отраслевых информационных систем, неудобный пользовательский интерфейс для пользователей цифровыми сервисами различных отраслей и т.д. В настоящее время в органах местного самоуправления эксплуатируются десяток государственных и муниципальных информационных систем с одинаковым функционалом и повторяющимися составами БД. Подсистемы «Умного города» дают существенную добавку в сторону повышения трудоемкости ведения информационных систем в муниципалитете без экономической отдачи для органах местного самоуправления.

2. Ряд подсистем, такие как «Транспорт», «Энергоснабжение», «Туризм», охватывают как региональный уровень, так и муниципальный уровни. В связи с этим возникает проблема разделения полномочий при эксплуатации таких автоматизированных (информационных) систем на территориях муниципальных образований. Таким образом, специалисты разных уровней власти должны работать в рамках общих задач, в которых сложно разделить границы ответственности из-за отсутствия нормативной базы.

3. Проект «Умный город» охватывает различные отрасли городского хозяйства и социальной сферы. В связи с этим возникает проблема подготовки как высшего управленческого звена, так и специалистов для реализации проекта «Умный город» в муниципалитете, что требует специализированных знаний предмета в различных отраслях и направлениях деятельности муниципалитета, а также совместных действий и высокоорганизованное межотраслевое взаимодействие. К сожалению, на сегодняшний день это труднодостижимая задача. Участники конференции отметили, что ведомственную разобщенность можно устранить путем постоянной совместной работы всех специалистов, подключенных к реализации проекта, в составе рабочей группы, в связи с чем существует острая необходимость в наработке и распространении соответствующих практик.

4. Участники отметили, что не весь объективно необходимый функционал для эффективной работы «Умного города» монетизируем, в связи с чем возникает неизбежный вопрос о соответствующем финансировании со стороны федеральных органов исполнительной власти, например, в виде стимулирующих грантов.

Экспресс опрос среди участников конференции, проведенный при обсуждении данной темы, выявил следующее состояние реализации проекта «Умный город» в муниципалитетах: в 52% муниципальных образований созданы рабочие группы, 48% муниципальных образований имеют планы реализации проекта, 43% муниципальных образований предусмотрено финансирование проекта. Эти данные говорят о том, что процесс реализации проекта «Умный город» в муниципалитетах к настоящему времени не достиг должного уровня.

Материалы конференции представлены на сайте АСДГ по адресу:

https://asdg.ru/events/last/368807/

Участники конференции решили:

1. В связи с 25-летием секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» отметить большой вклад секции в развитие и практическое применение информационных технологий в органах местного самоуправления. Выразить благодарность главам городов-членов АСДГ и исполнительной дирекции Ассоциации за обеспечение эффективной работы секции.

2. Считать необходимым принять определение понятия «Умный город» как интегрированной системы (платформы) для формирования целостной всеобъемлющей среды, охватывающей все сферы организации жизнедеятельности и городского хозяйства, на основе единой системы данных, нормативно-справочной информации и инфокоммуникационных технологий.

3. Поручить исполнительной дирекции АСДГ:

3.1. Направить обращение в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации со следующими предложениями:

  • рассмотреть положения и подходы реализации проекта «Умный регион», представленные ассоциацией «Национальная платформа промышленной автоматизации» (приложение к решению), а также обсудить целесообразность объединения региональных проектов «Умных городов» в концепцию «Цифрового региона», закладывая принципы открытости, переиспользования данных, протоколов, стандартов и регламентов в рамках единого федерального проекта;
  • рассмотреть вопрос о выделении федеральных субсидий на развитие интеграционного ядра, прикладных систем и реализацию организационных мероприятий проекта «Цифровой регион» в пилотных регионах и муниципалитетах для последующего тиражирования результатов проекта;
  • разработать рекомендации для установления зон ответственности органов местного самоуправления и региональных органов исполнительной власти при эксплуатации подсистем проекта «Цифровой регион» в муниципалитетах и субъектах РФ;
  • сформировать перечень ведомственных программных систем, находящихся исключительно в зоне ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации и порядок получения органами местного самоуправления права на использования этих систем;
  • принять прозрачную, понятную грантовую систему, стимулирующую внедрение функционала «Умный город».

3.2. Продолжить работу по обмену опытом в сфере реализации проекта «Умный город» в муниципальных образованиях.

3.3. Выйти с ходатайством о включении представителя АСДГ в состав Государственного совета Российской Федерации по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» с целью координации работы на региональном и муниципальном уровнях.

4. Предложить Сибирскому государственному университету телекоммуникаций и информатики сформировать образовательную программу с целью развития цифровых компетенций сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления для проведения выездных обучающих мероприятий и использования региональными вузами для подготовки собственных программ.

5. Предложить некоммерческим организациям Ассоциация «Национальная платформа промышленной автоматизации», «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов», Межрегиональная Ассоциация «Сибирское соглашение» создать межрегиональный центр компетенций для выработки рекомендаций, единых подходов и стандартов создания проектов подсистем  «Цифрового муниципалитета» и «Цифрового региона».

6. Органам местного самоуправления рекомендовать:

6.1. Сформировать постоянно действующий «Проектный офис» для реализации «Умного города» (рабочую группу), который будет регулировать все аспекты работы в направлении внедрения и эксплуатации цифровых технологий в органах местного самоуправления. В том числе:

  • учет требований к реализации проекта «Умный город» при разработке организационно-распорядительных (нормативных) документов в органах местного самоуправления;

  • бюджетного обеспечения развития информационной инфраструктуры ОМСУ с целью развития цифровых технологий в целом, а не отдельных ведомств;

  • комплексного планирования и контроля исполнения планов всеми ведомствами;

  • вопросы кадрового обеспечения, включая повышение квалификации сотрудников органов местного самоуправления в сферах информатизации, городского и жилищно-коммунального хозяйства.

6.2. Изучить опыт организации работ по реализации проекта «Умный город» в Барнауле, Бийске, Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Якутске.

6.3. Ознакомиться с представленными на конференции решениями и предложениями компаний: «Артмарк», «Единый расчетный центр», «Ключевые решения», «НТЦ Галэкс» (Барнаул); «НАГ» (Екатеринбург); «ИнтерТраст», «Новые Облачные Технологии», «ПАО «Ростелеком», «ЭР-ТЕЛЕКОМ», «Fujitsu Россия и СНГ» (Москва); «АйТи-Тренд», «Дата Ист», «Золотая Корона», «Мультипасс Сибирь», «РусИнтеграция-СФО», «Smart Consulting», «AT Consulting Восток» (Новосибирск).

6.4. Изучить решения, представленные на конкурс ПРОФ-ИТ2019.

6.5. Рассмотреть вопрос о сотрудничестве с ассоциацией «Национальная платформа промышленной автоматизации» в области экспертной и методологической поддержки развития проектов «Умный город», «Умный регион», «Цифровой регион».

7. Выразить благодарность администрации города Барнаула за качественную организацию и проведение конференции АСДГ на высоком профессиональном уровне.

Приложение. «Принципы реализации концепции «Умный город» на территории муниципальных образований Российской Федерации» на 3-х стр.


Приложение к решению
конференции



Принципы реализации
концепции «Умный город» на территории
муниципальных образований Российской Федерации

(изложены членом правления ассоциации «Национальная платформа промышленной автоматизации», профессором, заведующим кафедрой «Смарт-сити» Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики Д.Г. Гоковым
на конференции АСДГ «Проект «Умный город». Муниципальные аспекты»,
10 октября 2019 г., Барнаул)

Вслед за ростом населения, усложнением городских систем происходит усложнение процессов управления городом, часть процессов уходит в цифровую среду. Параллельно с трендом внедрения технологий «умных городов» в практику отдельных муниципальных образований, развивается тренд создания «умных агломераций» и «цифровых регионов». Этим вызвана необходимость использования новых инструментов для быстрого включения новых муниципальных образований в агломерации, а также эффективного управления ими. Данный тренд поддерживается доказанной эффективностью и экономической обоснованностью переиспользования и масштабирования технологий «умных городов».

Основной задачей на региональном и муниципальном уровнях в рамках комплексного внедрения интеллектуальных цифровых технологий и переориентации механизмов управления относительно потоков данных является объединение и синхронизация усилий руководства области и областных муниципальных образований, экспертов, научного сообщества, общественных и коммерческих организаций в вопросах развития муниципалитетов и повышения качества жизни населения.

На данный момент уже существует определенное количество данных, которые могут быть получены внутри региона и муниципалитетов. Однако зачастую эти данные обрабатываются и остаются там, где они были получены. Удалённый доступ из сети Интернет к большинству данных не предусматривается.

Одной из важнейших задач реализации проекта «Цифровой регион» является обеспечение удобного доступа к максимально возможному объему данных.

Развитие муниципального управления на основе данных предполагает решение задач создания системы управления комплексным развитием на основе геолокализованных информационных ресурсов, актуализируемых посредством непрерывного мониторинга выделенных объектов. Необходимыми составляющими такой системы являются возможность регистрации инцидентов, средства автоматизированной экспертизы решений, визуализации решений, контроля над исполнением решений, получения обратной связи о результативности принятых решений, в том числе со стороны жителей.

В состав системы муниципального управления целесообразно включать следующие элементы:

  • средства поддержки стратегического и оперативного управления;

  • средства поддержки генерального планирования развития муниципальных образований;

  • средства поддержки управления в чрезвычайных ситуациях.

Максимальная реализация возможностей использования данных в интересах муниципального развития зависит от соблюдения следующих принципов:

  • Принцип единства требований и совместимости систем. Должны быть разработаны единые технические требования к оборудованию и протоколам взаимодействия всех информационных систем с техническими средствами и между собой, а также общие регламенты межсистемного взаимодействия между участниками.

  • Принцип открытости. Системы и решения «Цифрового региона» должны функционировать на основе открытых протоколов и стандартов, обеспечивающих возможность включения всех систем в единый контур информационного обмена как новых, так и уже существующих информационных систем.

  • Принцип максимального использования и переиспользования существующей инфраструктуры и программных решений. При наличии существующих технических и программных решений необходимо максимально, по возможности, использовать достигнутые результаты для достижения целей и задач, стоящих перед регионами и муниципалитетами.

  • Принцип интеграции. Предполагается максимальное использование данных и сторонних информационных решений, взаимодействие с которыми выгодно обеим сторонам и не несет дополнительных затрат со стороны бюджетов.

Основные структурно-функциональные элементы «Цифрового региона» представляют собой взаимосвязанные системы и обеспечивают реализацию основных задач, направленных на совершенствование городской/муниципальной среды.

Структурно-функциональные элементы «Цифрового региона»



Системы кибер-безопас-ности

Экосистема прикладных отраслевых сервисов и «умных» решений

Системы муниципального управления
на основе данных

API операционной системы

Операционная система «Цифровой регион»

API взаимодействия

Поставщики данных:
Оконечные устройства (датчики, сенсоры, видеокамеры, IoT и др.) – источники динамических данных
Информационные системы, Интернет-среда и др. источники статических данных
Системы сбора информации от граждан

Операционная система «Цифровой регион» - это комплексное решение агрегации данных, управления и автоматизации всех систем и элементов, входящих в состав «Умного города».

За счет создания единого подхода управления данными взаимодействие и оперативность исполнения задач значительно увеличивается, в том числе благодаря единому подходу для работы с данными и отсутствую дублирования этих данных в различных системах единой платформы «Цифровой регион».

Основная задача платформы - повысить качество управления городскими (муниципальными) и региональными ресурсами, услугами и безопасностью путём внедрения интегрированных цифровых сервисов управления ресурсами, агрегирующих информационные потоки от различных городских (муниципальных) и региональных инфраструктур в целях поддержки принятия решений и переиспользования в других сервисах.

Интегрированная периферия и агрегация данных даст возможность создания сервисов нового уровня, пользователями этих сервисов в любой момент могут стать заинтересованные ведомства, компании и граждане. По своей сути, операционная система - это инструмент оперативного управления «Цифровым регионом» и предназначается для взаимодействия различных систем и устройств городской (муниципальной) и региональной инфраструктуры. Система обеспечивает открытость городских данных, обеспечивая развитие экономики «умных городов» посредством информационного обеспечения деятельности всех участников процесса развития города и создает условия для создания новых сервисов и решений, полезных для муниципального образования.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи