АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Государственные информационные системы: проблемы внедрения и эксплуатации в отраслях городского хозяйства и социальной сферы органов местного самоуправления», 05 - 06 апреля 2018 г., Новосибирск

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ
Материалы
Фотогалерея

Р Е З О Л Ю Ц И Я

5-6 апреля 2018 года в городе Новосибирске состоялась конференция АСДГ «Государственные информационные системы: проблемы внедрения и эксплуатации в отраслях городского хозяйства и социальной сферы органов местного самоуправления», на которой были подведены итоги внедрения и эксплуатации государственных информационных систем (ГИС) в органах местного самоуправления (ОМСУ).

Участники мероприятия обсудили вопросы государственной политики в области информационной безопасности, региональной и муниципальной составляющей цифровой экономики, опыт применения автоматизированных систем управления (АСУ) для планирования и оценки результатов деятельности ОМСУ, экономики внедрения информационных систем (ИС) в органах власти.

На конференции также были рассмотрены вопросы импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), информационной безопасности (ИБ), представлены примеры успешного внедрения ИС в муниципальном управлении.

В работе конференции приняли участие представители 22 муниципальных образований: Абакана, Ачинска, Барнаула, Бердска, Бийска, Братска, Владивостока, Дудинки, Екатеринбурга, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирск, Омска, Санкт-Петербурга, Саянска, Улан-Удэ, Усть-Илимска, Хабаровска, Якутска.

В сообщениях представителей ОМСУ Абакана, Барнаула, Омска, Якутска и администрации Новосибирской области были изложены проблемы нормативной базы и опыт внедрения ГИС в муниципальном управлении. Представитель разработчиков программного обеспечения (ООО «Девелопмент груп») информировал участников конференции об опыте настройки информационного обмена служб ОМСУ с Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО) и ГИС ЖКХ.

Представители городов Новосибирска, Красноярска, Улан-Удэ рассказали об эксплуатируемых и перспективных направлениях информатизации в муниципальных образованиях.

Решениям, которые обеспечивают процесс импортозамещения в ОМСУ, были посвящены доклады представителей разработчиков и интеграторов в сфере ИКТ («РусБИТех-Астра», группы компаний ЛАД, «РедСисСибирь», «Новые Облачные Технологии», группы компаний «Росинтеграция»).

В блоке сообщений, посвященных информационной безопасности, представители городов Москвы (компании «Актив-софт» и «Код Безопасности»), Новосибирска (Новосибирский филиал ФГУП «НТЦ «Атлас» и компания «Атом Безопасность»), Санкт-Петербурга (группа компаний «Конфидент»), Хабаровска («МАСКОМ Восток») подробно рассказали об угрозах и путях обеспечения информационной безопасности.

Программно-техническим средствам, предназначенным для создания ИТ-инфраструктуры ОМСУ, информационной поддержки процесса принятия управленческих решений, автоматизации процессов в муниципальном управлении были посвящены доклады представителей разработчиков компаний «Хэндисофт», «Ангелы АйТи», «НАГ», «Единая Система Государственных и Муниципальных Сайтов», «ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ», ООО «ТехноКад», Fujitsu Россия и СНГ.

При обсуждении основной темы конференции «Государственные информационные системы: проблемы внедрения и эксплуатации в отраслях городского хозяйства и социальной сферы органов местного самоуправления» была дана в целом положительная оценка результатам внедрения ГИС в ОМСУ. При этом участники акцентировали внимание на ряде недостатков и проблемных вопросов, возникающих при эксплуатации ГИС. Была отмечена необходимость формирования единого подхода при работе пользователей с различными государственными информационными системами. В том числе, при идентификации и аутентификации, в требованиях к составу сертификата электронных подписей и т.д. При эксплуатации всех ГИС в ОМСУ наиболее остро стоит вопрос об оперативности работы служб технического сопровождения.

При обсуждении процесса импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий, информационной безопасности участники конференции констатировали, что проблемы, которые обсуждались на конференции АСДГ «Практическое импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий в органах местного самоуправления: итоги по состоянию на 2017 год и перспективы развития» 12-13 октября 2017 года (asdg.ru/events/archive/356643/?doc=yes&year=2017) практически остались без изменения:

  • отсутствие методологической и организационной поддержки работ по переходу на отечественное программное обеспечение в ОМСУ;
  • отсутствие федерального нормативного акта об использовании единых форматов данных для применения в государственных и муниципальных органах власти;
  • низкое качество программного обеспечения, работающего под отечественной операционной системой (ОС);
  • необходимость переобучения персонала работе в новой ОС и прикладных программах;
  • высокий риск потери инвестиций, вложенных на приобретение предлагаемых отечественных программных продуктов;
  • высокая цена отечественных программных продуктов по сравнению с импортными.

Участники конференции отметили необходимость отработки процесса перехода к отечественному программному обеспечению в ряде ОМСУ в качестве пилотного проекта.

При обсуждении вопросов защиты информации было отмечено, что ситуация повсеместно усложняется. Это требует от служб информатизации особого внимания к вопросам информационной безопасности, включая подготовку специалистов с высоким уровнем квалификации, а также ввода в эксплуатацию соответствующих программно-технических средств и выполнения полного перечня рекомендаций Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)

Участники конференции рекомендуют:

1. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть вопросы:

1.1. Унификации технологии работы с различными государственными информационными системами и снижения уровня дублирования информации, предоставляемой ОМСУ в различные ГИС.

1.2. Реализации пилотных проектов по переходу на отечественное программное обеспечение в ряде ОМСУ Сибири и Дальнего Востока.

1.3. Создания единой общероссийской базы нормативно-справочной информации (НСИ).

1.4. Применения постоянных действенных механизмов и форматов взаимодействия с ОМСУ и их ассоциациями при создании, внедрении и эксплуатации соответствующих ГИС.

2. Минкомсвязи России, Минфину России, Федеральному казначейству, Минстрою России, Минэкономразвитии России, Пенсионному фонду России в пределах зон своей ответственности:

2.1. Рассмотреть вопросы, которые возникают при эксплуатации ГИС в ОМСУ (приложение к настоящей резолюции).

2.2. Провести анализ результатов внедрения и эксплуатации отраслевых ГИС в ОМСУ Сибири и Дальнего Востока с последующим широким обсуждением со специалистами муниципальных образований. Разработать технические требования для модернизации ГИС с учетом условий эксплуатации в ОМСУ и выступить заказчиком выполнения работ по модернизации.

2.3. Обеспечить оперативное реагирование на технические и методические запросы ОМСУ.

3. Органам местного самоуправления:

3.1. Изучить опыт городов Абакана, Барнаула, Новосибирска, Омска, Улан-Удэ, Якутска в сфере внедрения и эксплуатации муниципальных и государственных информационных систем.

3.2. Ознакомиться с представленными на конференции решениями разработчиков и поставщиков программно-технических средств для ОМСУ в сферах:

  • автоматизации работы с ГИС ЖКХ и ЕГИССО - «Девелопмент груп»;
  • обеспечения информационной безопасности - ФГУП НТЦ «Атлас», «Актив-софт», «Код Безопасности», «Атом Безопасность» «Конфидент» «МАСКОМ Восток»;
  • импортозамещения - «НПО РусБИТех», «РедСисСибирь», «Росинтеграция», «Новые Облачные Технологии»;
  • внедрения прикладного программного обеспечения - «Информационные системы и сервисы», «Хэндисофт», «Ангелы АйТи», «Единая Система Государственных и Муниципальных Сайтов», «ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ», «ТехноКад»;
  • технического обеспечения инфраструктурных решений - «НАГ», «Fujitsu, Россия и СНГ».

Материалы доступны по ссылке: asdg.ru/events/last/359174/?files=yes

4. Исполнительной дирекции АСДГ:

4.1. Продолжить работу по организации обмена опытом в сферах импортозамещения, эксплуатации ГИС, информационной безопасности.

4.2. Направить настоящую резолюцию в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Казначейству России, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство экономического развития Российской Федерации,  Пенсионный фонд Российской Федерации, ФНС России, Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», Центру компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, органам местного самоуправления - членам АСДГ.

Приложение
к резолюции

Проблемы эксплуатации
государственных информационных систем в органах местного самоуправления

1. Пользователи государственных информационных систем в органах местного самоуправления

Ориентировочное количество пользователей федеральных государственных информационных систем (ФГИС) в органах местного самоуправления (ОМСУ) в процентном отношении к общему числу сотрудников отражено в таблице 1 (на примере города Комсомольска-на-Амуре)

Таблица 1

Перечень государственных информационных систем,
которые имеют наибольшее применение в ОМСУ

Количество
пользователей
в ОМСУ
(в %)

1. ФГИС, входящие в систему электронного Правительства РФ. В том числе:


- единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)

54

- реестр государственных и муниципальных услуг (РГУ)

32

- система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

28

2. ФГИС Минфина России и Федерального Казначейства. В том числе:


- система удаленного финансового документооборота (СУФД – online)

18

- единая информационная система в сфере закупок (Портал Госзакупок)

13

- интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет»)

12

- Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление»)

6

3. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)

18

4. Федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП)

12

5. Единая государственная система социального обеспечения (ЕГИССО)

4

6. Федеральные порталы


- портал Федеральной службы кадастра и картографии (Портал «Росреестр»)

6

- портал Федеральной налоговой службы (Портал ФНС)

3

- портал Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Портал «Росимущество»)

1

2. Федеральные государственные информационные системы, входящие в систему электронного Правительства Российской Федерации

Системы электронного Правительства позволяют сотрудникам ОМСУ получить единую учетную запись для доступа к ряду государственных информационных систем, централизованно размещать, редактировать и обновлять информацию о муниципальных услугах, обеспечивают межведомственное взаимодействие во всех сегментах органов власти (муниципальные, региональные, федеральные), что снижает сроки предоставления услуг за счет уменьшения временных затрат. А также обеспечивают возможность гражданам получить социально-значимые услуги в электронном виде (оплатить налоги, записать ребенка в детский сад, узнать состояние пенсионного счета, записаться на приём к врачу и т.д.).

Проблемы:

  • Не обеспечена интеграция Портала Госуслуг с информационными системами ОМСУ в части организации предоставления муниципальных услуг. Все заявления, направленные через ЕПГУ, поступают в региональную СМЭВ. Необходимо разработать механизм, обеспечивающий поступление заявлений, направленных через ЕПГУ, в муниципальную информационную систему управления муниципальными услугами или в муниципальную систему электронного документооборота.
  • Не все федеральные и региональные органы исполнительной власти перешли на предоставление сведений, документов, хранящихся в их ведомствах, через СМЭВ. Это затягивает сроки оказания муниципальных услуг. Необходимо обеспечить переход на обмен полного перечня документов через СМЭВ для всех ФОИВ и РОИВ. График перехода и состояние реализации графика опубликовать на сайте соответствующего органа власти.
  • Региональный сегмент СМЭВ имеет ряд технических недоработок, не позволяющих автоматически и своевременно получать уведомления о новых межведомственных запросах, а также о поступивших заявлениях на получение муниципальной услуги. Необходимо выполнить анализ ситуации и обеспечить доработку регионального сегмента СМЭВ.

3. ФГИС Минфина России и Федерального Казначейства

3.1. Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «УПРАВЛЕНИЕ»)

В системе доступны инструменты для работы: аналитическая отчетность (просмотр аналитических данных и показателей), содержит инструменты анализа и визуализации данных, такие как таблицы, графики, гистограммы, карта (данные по субъектам РФ). Есть возможность создания собственных отчетов пользовательских показателей; реестр показателей (является структурированным, иерархически организованным списком баз данных государственных информационных систем и их электронных сервисов); экспорт данных по преднастроенным наборам показателей (данные за период по выбранному субъекту РФ); модуль хранения и публикации документов (организована база данных пользовательских документов, доступ может быть дифференцирован в зависимости от прав доступа к системе) и др.

Проблемы:

  • достаточно часто возникает ошибка «500» при попытке входа в систему, связанная с большим количеством одновременных обращений пользователей;
  • информацию по формам 1-МУ необходимо загружать по каждой муниципальной услуге отдельно (их около сотни);
  • размещаемые специалистами администрации документы стратегического планирования утверждаются специалистами Минэкономразвития чаще всего несвоевременно, что приводит к нарушениям срока публикации этих документов;
  • несмотря на то, что ОМСУ получен сертификат электронной подписи для работы в закрытой части портала, требуется приобретать дополнительно средства криптографической защиты информации (СКЗИ Крипто-Про CSP) на каждое рабочее место. Необходимо унифицировать средства защиты информации;
  • для обращения в службу технической поддержки системы необходима регистрация в Едином контактном центре Федерального казначейства, хотя пользователь уже зарегистрирован в системе.

3.2. Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет»)

В системе работают специалисты всех подразделений администрации муниципального образования (МО), являющихся главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС). ГИИС «Электронный бюджет» функционирует уже не первый год, поэтому эксплуатация системы осуществляется без сбоев.

Заметим, согласно письму Минфина от 05.02.2018 г. № 21-05-08/6496 «О переходе на электронный юридически значимый документооборот при подписании соглашений о предоставлении субсидий местным бюджетам» с 01.01.2018 г. при предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ в целях оказания финансовой поддержки выполнения ОМСУ полномочий по вопросам местного значения, перечисление указанной субсидии осуществляется при наличии заключенного в ГИИС «Электронный бюджет» соглашения о предоставлении субсидии.

В связи с этим администрации МО необходимо зарегистрироваться в подсистеме «Бюджетное планирование» в краткие сроки при отсутствии достаточных разъяснений о порядке регистрации специалистов, о необходимых правах доступа. Часто регистрация затягивается и не представляется возможным своевременно оформить заявки.

3.3. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учёт и передачу информации между её участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия. В системе работают администраторы доходов ОМСУ, которые должны сообщать о начислениях. ГИС ГМП работает с 1 января 2013 года.

Проблемы:

  • слабая методическая поддержка со стороны оператора системы (Федеральное казначейство);
  • не определены полномочия, ответственность сторон, механизм участия агентов, принимающих платежи (банков, РКЦ и т.д.);
  • работу административных комиссий муниципальных образований при работе с ГИС ГМП затрудняют противоречия действующего федерального законодательства:
    • часть 5 статьи 21.3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ требует «…незамедлительно направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах»;
    • согласно статье 31.1, статье 31.2 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
    • - после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
      - постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

4. ГИС ЖКХ

В этой системе работают около 18% сотрудников ОМСУ. В том числе, службы ЖКХ, специалисты по работе с обращениями граждан, работники расчетно-кассовых центров.

Оператором системы является ФГУП «Почта России», координацию работ осуществляют Минкомсвязь России совместно с Минстроем России. Пользователями являются органы государственной власти и местного самоуправления, органы государственного и муниципального жилищного контроля, ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, граждане. ГИС ЖКХ связана с федеральными информационными системами ФИАС, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ИС ФСТ России, ИС ФМС России, АИС Кадастра недвижимости.

Система позволяет получать информацию об услугах и тарифах, осуществлять оплату начислений за жилищно-коммунальные услуги в личном кабинете через платежные системы, получать информацию об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о доходах и расходах по дому и др.

В системе объединены все участники сферы ЖКХ: УО, ТСЖ, ресурсоснабжающие компании, федеральные органы власти и органы местного самоуправления, расчётные центры, а также граждане. Реализована возможность работы с обращениями граждан в системе (в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ), контроль сроков исполнения, использование готовых отчетных форм.

Проблемы:

  • отсутствие интеграции информационных систем, используемых в деятельности муниципальных учреждений с ГИС ЖКХ, а также вопросы выгрузки информации с помощью шаблонов, связанных с несоответствием количества и качества характеристик описания объектов, хранимых в профильных информационных системах, характеристикам, необходимым для выгрузки в ГИС ЖКХ. В ряде случаев в ОМСУ отсутствуют данные, являющиеся обязательными для загрузки в ГИС ЖКХ (например, паспортные данные граждан по договорам социального найма помещения);
  • невозможна замена характеристики объекта государственного учета жилищного фонда - тип дома (многоквартирный дом, блокированный дом, жилой дом) без потери данных, если поставщиками информации внесены другие сведения;
  • существуют проблемы при добавлении зданий и домов, имеющих в адресе литеры. Например, пр. Ленина д.2/б. Это связано с тем, что ГИС ЖКХ использует ФИАС в качестве реестра адресов, в которой не предусмотрена такая адресация;
  • для организаций с функцией «Орган местного самоуправления» не доступен пункт меню «Платежные агенты», что не позволяет передать полномочия по начислению платежей в пользу Администрации города (платы за наём муниципальных жилых помещений) в расчётные центры, которые по факту производят эти начисления;
  • сложности во взаимодействии со службой технической поддержки ГИС ЖКХ — длительное время ответа на заявку (до полугода), формальный подход к решению вопросов, которые возникают при эксплуатации ГИС. Примеры обращений к технической поддержке ГИС ЖКХ приведены в приложении данного анализа;
  • отсутствует история обращений в службу технической поддержки ГИС ЖКХ даже авторизованных пользователей;
  • в разделе «Обращения» отсутствует возможность частичной переадресации обращений, а также формирование дополнительного ответа (для случаев, когда требуется несколько ответов);
  • в системе есть проблемы с обеспечением прав доступа пользователю: после очередной модернизации системы, которая делается постоянно, пользователю часто становятся недоступными разделы, которые до этого были доступны. Специалистами органов местного самоуправления приходится затрачивать значительное время на проверку, согласование и добавление пользователям прав, которые раньше уже были назначены.

Необходимо отметить, что организации, оказывающие услуги в жилищно-коммунальной сфере, не могут для решения своих задач воспользоваться данными, которые сами же внесли в ГИС ЖКХ. Работа идет в одну сторону. Низовые структуры (поставщики услуг для многоквартирных домов, энергообеспечивающие и другие организации, работающие в сфере ЖКХ) ведут базы данных, госорганы получают сводные данные. В итоге, работа, выполняемая по вводу и актуализации данных в ГИС ЖКХ в муниципалитете поставщиками услуг, не дает для них значимой отдачи. Необходимо расширение функций системы в целях удовлетворения потребности в информационном обеспечении всех организаций, работающих с ГИС ЖКХ.

5. Единая информационная система социального обеспечения

В Единой государственной системе социального обеспечения (ЕГИССО) работают около 4% сотрудников ОМСУ. В том числе, службы социальной работы, кадровой работы, по делам молодежи, образованию. Дополнительно большое число работников образовательных учреждений. Для органов местного самоуправления необходимо ежедневно вносить в ЕГИССО информацию о фактах назначений мер социальной защиты (МСЗ).
Внедрение ЕГИССО осуществлялось в очень сжатые сроки, что привело к необходимости организации авральной работы соответствующих служб администрации МО. В первую очередь из-за низкого качества программного обеспечения и организации технической, методической поддержки. Сверка данных о получателях мер социальной защиты (МСЗ) осуществлялась с Пенсионным фондом России (ПФР) при помощи Ассистента ЕГИССО, функционал которого наращивался недостаточно быстро для решения всех вопросов. Количество версий программы с начала внедрения – более 15.

Средний срок ответа службы технической поддержки – более месяца. Методическая поддержка по внедрению и работе в ЕГИССО была организована ПФР в Telegram-чате, без соответствующей структуризации информации и возможности оперативно найти необходимую информацию.

Существуют проблема интеграции информационных систем, используемых в деятельности муниципальных учреждений в данной сфере, с ЕГИССО.

6. Проблемы, присущие всем эксплуатируемым ФГИС в ОМСУ

6.1. Следует отметить отсутствие единообразия при решении технических вопросов по обеспечению доступа к государственным информационным системам (ГИС):

  • различные способы идентификации (кроме систем, использующих ЕСИА);
  • различные требования к СКЗИ, при этом зачастую возникает конфликт между средствами, установленными на одном рабочем месте;
  • разные составы электронных подписей;
  • различные требования к общесистемному программному обеспечению.

Все это приводит к дополнительным расходам бюджетных средств и временным затратам на обслуживание систем.

6.2. Отсутствие механизмов интеграции с эксплуатируемыми муниципальными информационными системами (МИС), что приводит к дополнительной ручной работе и/или отказу от успешно эксплуатируемой МИС.

6.3. При эксплуатации ГИС в ОМСУ наиболее остро стоит вопрос оперативности работы служб технического сопровождения.

6.4 Часто функции и информация в различных ГИС дублируются. Интеграция между ними в плане обмена данными не предусмотрена даже для случая, когда они относятся к одной отрасли. Например:

  • ГИС ЖКХ, функция «Муниципальный жилищный контроль» − ФГИС «Единый реестр проверок»;
  • ГИС ЖКХ, информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации − Официальный сайт Российской Федерации о проведении торгов torgi.gov.ru;
  • ГИС ЖКХ, муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» − ГИС «Энергоэффективность».

Естественно, дублирующая друг друга работа в разных системах существенно увеличивает нагрузку по ведению данных сотрудниками ОМСУ, которые перегружены вводом данных в десятки эксплуатируемых в ОМСУ ГИС.

Пример неэффективных затрат рабочего времени сотрудников ОМСУ при выполнении требований федеральных органов исполнительной власти.

Во исполнение Приказа Росстата от 13.02.2017 № 88 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная «Сведения о работе жилищно-коммунальной организации в условиях реформы)» необходимо заполнить форму № 22-ЖКХ. При этом, в ГИС ЖКХ сформирован Реестр объектов жилого фонда с разбивкой по типам домов: многоквартирный, жилой, жилой с признаком блокированной застройки. Заполнены все технические характеристики. В разделе «Аналитика и отчеты» ГИС ЖКХ возможно сформировать большое количество аналитической информации.

Целесообразно, чтобы органы статистики самостоятельно пользовались аналитическими материалами, представленными в ГИС ЖКХ.

Заключение.

Несмотря на ряд преимуществ, внедрение государственных информационных систем привело к возврату «островной» информатизации на уровне муниципалитета. Именно от «островной» информатизации, где отраслевые системы функционируют без горизонтальных связей, уходили в ОМСУ в последние два десятилетия, создавая единое информационное поле и обеспечивая интеграцию между различными отраслевыми муниципальными информационными системами. Теперь ГИС, созданные по принципу вертикальной интеграции от ФОИВ до ОМСУ по отраслевому принципу, разорвали горизонтальные, интеграционные связи в информатизации ОМСУ. При подготовке технического задания на разработку ГИС следует учитывать специфику работы ОМСУ и предусматривать механизмы интеграции муниципальных ИС с разрабатываемой ГИС. Это позволило бы избежать немалых потерь трудовых и финансовых ресурсов в ОМСУ, которые в настоящее время связаны с эксплуатацией ГИС в муниципалитете.

Перечисленные в резолюции эксплуатационные недостатки ГИС, в первую очередь, происходят из-за отсутствия системного подхода к разработкам. То есть, из-за недооценки ОМСУ как элемента большой системы, который сам является сложной системой с множеством межотраслевых информационных связей. Таким образом, локальное устранение обнаруженных в ГИС проблем не даст должного эффекта. Потребуется разбираться в источниках проблем комплексно и начать решать задачу информационной интеграции ФОИВ-ОМСУ с позиции системного подхода к управлению на муниципальном уровне.

Примеры работы с технической поддержкой ГИС ЖКХ.

Приведенные примеры являются выдержкой из реальной переписки сотрудника ОМСУ с технической поддержкой ГИС ЖКХ. К сожалению, имеется множество примеров аналогичной работы технической поддержки ГИС ЖКХ и других ГИС.

Пример 1 обращения в техподдержку. Отправитель: nn. Отправлено: 12.07.2017 г.

Тема: не могу поменять тип дома.

000000, обл. «С», г. N, ул. Пограничная, д. 107Б. Возникла необходимость поменять тип дома с Жилой на Многоквартирный. При попытке заменить (кнопка Операции - Изменить тип/признак) появляется информация, что размещен лицевой счет (прилагается). Однако с нашей стороны информация о лицевых счетах не заводилась, более того, в разделе Лицевые счета по указанному адресу никаких счетов не найдено (результат поиска прилагается). В настоящее время выявлено более 20 подобных адресов. Прошу:

1. разъяснить каковы должны быть наши действия в подобных ситуациях;

2. если мы не размещали лицевой счет, то должны ли мы видеть в разделе лицевые счета, если их разместил кто-то другой;

3. внести изменения в тип дома по указанному адресу.

Ответ 1: Уважаемый(ая) nn!

Форма обращения позволяет задать один вопрос по одной тематике. Данное решение существенно оптимизирует процесс и сроки обработки обращений службой поддержки ГИС ЖКХ. В связи с этим просим Вас разные вопросы направлять в отдельных обращениях, заполнив форму «Обращение в службу поддержки».

Ответ 2, получен 02.03.2018 г.

Информируем Вас, что по данным проведенного анализа для перечисленных Вами объектов жилищного фонда размещены лицевые счета следующими организациями:

1) ООО "Орг1" (ОГРН 1 ------ 42; КПП ------- 001);

2) АО "Орг2" (ОГРН 1 ------ 68; КПП ------- 001).

Если выявлена ошибка в размещенной в системе информации, то поставщиком информации осуществляется повторное размещение необходимой информации с указанием ошибки и уведомлением заинтересованных лиц о совершении данных действий. Изменение информации, размещенной в системе, осуществляется путем размещения в системе новой информации в соответствии с Порядком размещения информации (извлечение из пунктов 166 и 168 Порядка размещения информации). В ГИС ЖКХ реализован сервис направления обращений/жалоб в адрес поставщиков информации. Вы можете самостоятельно направить обращение в Личный кабинет организации с просьбой аннулировать объекты, блокирующие смену типа дома. В случае отказа организации аннулировать объекты, препятствующие смене типа дома, Вы можете направить обращение в орган местного самоуправления для аннулирования объекта жилищного фонда.

Итак, через 7 месяцев ОМСУ получил от техподдержки ГИС ЖКХ предложение обратиться самому к себе для решения им заданного вопроса.

Пример 2 обращения в техподдержку. Отправитель: nn. Отправлено: 17.10.2017.

Тема: Изменить тип/признак жилой дом блокированной застройки

В адрес Администрации города N обратился директор АСУСО «У» (далее – учреждение) с просьбой изменить тип/признак на жилой дом блокированной застройки для жилых домов в п. Южный г. N. Также в письме указано, что учреждение получило ответ от службы технической поддержки ГИС ЖКХ, в котором сообщалось, что тип /признак может изменить орган местного самоуправления, который указан в истории как автор размещения информации. Однако при попытке нами внести изменения появляется сообщение, что изменения внести невозможно.

Ответ получен 19.02.2018 г.

Уважаемый(ая) nn!

По Вашему обращению выполнены работы. Тип указанных домов изменен.

Таким образом, для решения простого вопроса понадобилось 4 месяца.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи