АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Практическое импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий в органах местного самоуправления: итоги по состоянию на 2017 год и перспективы развития», 12 - 13 октября 2017 г., Красноярск

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ
Материалы
Фотогалерея

Р Е З О Л Ю Ц И Я

12-13 октября 2017 года в городе Красноярске состоялась конференция АСДГ «Практическое импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий в органах местного самоуправления: итоги по состоянию на 2017 год и перспективы развития», на которой были подведены итоги процесса импортозамещения в сфере информационно - коммуникационных технологий в органах местного самоуправления (ОМСУ). На конференции был представлен широкий спектр предложений основных отечественных производителей программных, технических систем и поставщиков услуг для информатизации органов власти. В работе конференции приняли участие представители городов Абакана, Ангарска, Ачинска, Барнаула, Белово, Братска, Горно-Алтайска, Екатеринбурга, Железногорска, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Саянска, Стрежевого, Улан-Удэ, Хабаровска, Южно-Сахалинска.

В докладе Горнштейна А.А. (Новосибирск) были изложены результаты пилотного проекта по созданию системы управления информационной сетью мэрии города на базе отечественного и свободного программного обеспечения. Жураковский Л.В. (Южно-Сахалинск) рассказал об ИТ-инфраструктуре администрации города, построенной с использованием отечественного и свободного программного обеспечения. Катунин И.Н. (Омск) сообщил о поэтапной замене информационной инфраструктуры администрации города с учетом требований процесса импортозамещения. Анализ информационной инфраструктуры администрации муниципального образования с позиции импортозамещения, выполненный Зуевым Е.А. (Абакан), показал, что основным препятствием процесса импортозамещения в органах местного самоуправления являются государственные информационные системы, внедренные в ОМСУ по требованию федеральных органов исполнительной власти. Живой интерес вызвал доклад Иванова П.Ф. (Санкт-Петербург) о роли служб информатизации ОМСУ в создании цифровой экономики в России. Об основных требованиях к обеспечению защиты информации в муниципальных информационных системах рассказал заместитель руководителя управления ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу Булгаков В.Н. (Новосибирск).

Вопросы защиты информации в ОМСУ были освещены в докладах Попантонопуло Е.В. (ФГУП НТЦ «Атлас», Новосибирск) и Сорокина Н.А. (компания SearchInform, Новосибирск).

О решениях, которые обеспечивают процесс импортозамещения в ОМСУ, рассказали следующие представители разработчиков ИТ - систем для органов власти:
- из Иркутска Щербаков А.Б. («Airnode»);
- из Москвы Савельев А.М. («Компания «ИНТЕРТРАСТ»), Канатченко И.Г., Коробков В.А. («Softline»);
- из Нижнего Новгорода Богомолов А.А. (группы компаний ЛАД);
- из Новосибирска Шовкун А.В. («Информационные системы и сервисы»), Татюк В.Ф. («НПО РусБИТех»), Семинихин А.П. («РедСис Сибирь»), Беляев А.М. («Новые Облачные Технологии»), Колпаков Ф.А. («Девелопмент груп»).

Об особенностях создания ИТ-инфраструктуры в администрациях муниципальных образований в условиях импортозамещения было изложено в докладах системных интеграторов и производителей программно-аппаратных средств: Гвоздюка Д.В. («Росинтеграция», Новосибирск), Кораблина П.В. («ДалСВЯЗЬ», Москва), Шаврова С.А. («РДП.РУ», Москва), Дружинина А.А. («НАГ», Екатеринбург), А. Добровольской («КБ «Искра», Красноярск).

В результате конструктивного обсуждения проблем импортозамещения и предложений по их преодолению участники отметили положительную динамику:
- в производстве отечественных аппаратных средств,
- в выработке определенного опыта в создании ИТ–инфраструктуры на базе аппаратно-программных средств отечественного производства,
- в создании муниципальных информационных систем.

Вместе с тем участники отметили, что главным препятствием процессу импортозамещения в сфере программных систем являются ключевые федеральные прикладные системы, реализованные на технологиях Microsoft и не имеющие в данный момент реализации под отечественной операционной системой (ОС). В том числе:
- программное обеспечение (ПО) «Росстат.Web-сбор. Оффлайн-модуль», ПО для работы с ГАС «Электронный бюджет», ПО Smart-Agent (Java-applet для подписи документов в СМЭВ Smatr-Route), ПО системы ССТУ.РФ, ПО «Континент TLS VPN клиент», ПО электронной подписи Jinn-Client;
- плагины для работы с ГАС «Управление», плагины подписи документов на портале zakupki.gov.ru, плагины для работы с электронной площадкой Сбербанк АСТ, плагины и ПО для работы с системой федерального казначейства «СУФД», плагины и ПО для работы с порталом государственных услуг.

Процессу импортозамещения в ОМСУ также препятствуют:
- отсутствие методологической и организационной поддержки работ по переходу на отечественное программное обеспечение в ОМСУ;
- отсутствие федерального нормативного акта об использовании единых форматов данных для применения в государственных и муниципальных органах власти;
- низкое качество программного обеспечения, работающего под отечественной ОС;
- необходимость переобучения персонала работе в новой ОС и прикладных программах;
- высокий риск потери инвестиций, вложенных на приобретение предлагаемых отечественных программных продуктов;
- высокая цена отечественных программных продуктов по сравнению с импортными.

Участники конференции отметили необходимость:
- выработки на уровне федеральных органов власти стандартов взаимодействия информационных систем;
- принятия мер по повышению качества программного обеспечения, предназначенного для использования в органах государственной и муниципальной власти. В том числе путем создания рабочей группы из представителей ИТ-специалистов, работающих в органах государственной власти и ОМСУ по тестированию и оценке качества отечественного ПО, и организации добровольной сертификации качества ПО, предлагаемого органам власти;
- обеспечения в первую очередь импортозамещения в сфере информационно-компьютерных технологий на уровне федеральных информационных систем.

Участники конференции решили:

1. Органам местного самоуправления рекомендовать:
1.1. Провести инвентаризацию ИТ-инфраструктуры и разработать план поэтапного перехода на отечественные программно-технические средства.
1.2. Изучить опыт городов Абакана, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска в сфере применения решений на базе отечественного и свободного программного обеспечения (материалы представлены на сайте АСДГ по адресу: http://asdg.ru/events/last/356643/?files=yes).
1.3. Ознакомиться с представленными на конференции решениями организаций, работающих в сфере информатизации органов власти: ФГУП НТЦ «Атлас», «SearchInform», «Информационные системы и сервисы», «НПО РусБИТех», «РедСис Сибирь», «Новые Облачные Технологии», «ИнтерТраст», группы компаний ЛАД, «Девелопмент груп», «Airnode», «Росинтеграция», «ДалСВЯЗЬ», «РДП.РУ», «НАГ», «Softline», КБ «Искра», (материалы представлены на сайте АСДГ по адресу: asdg.ru/events/last/356643/?files=yes).
1.4. Для обеспечения перехода на использование программного обеспечения отечественных производителей:
- рассмотреть целесообразность использования в текстовых документах открытых универсальных шрифтов «Паратайп» (PT Sans, PT Serif, PT Mono), созданных при содействии Роспечати Российской Федерации;
- включать кроссплатформенность приобретаемого прикладного программного обеспечения в обязательные требования при объявлении муниципальных закупок на поставку программного обеспечения.

2. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предложить:
2.1. Рассмотреть вопрос о переходе федеральных и региональных органов исполнительной власти к обязательному использованию формата OPEN DOCUMENT (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) для подготовки текстовых документов в электронном виде.
2.2. Включить в технические условия для разработки отраслевых государственных информационных систем типовой функционал, необходимый для ОМСУ.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации предложить:
Включить в учебный план предмета среднего образования «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» изучение российского программного и технического обеспечения.

4. Министерству транспорта Российской Федерации:
Предложить широкое внедрение цифровых технологий в процессы управления городскими транспортными системами, а также создание условий для развития автоматизированного и автоматического управления дорожным движением, включая внедрение систем совместного (коллективного) их использования.

5. Исполнительной дирекции АСДГ:
5.1. Продолжить работу по организации обмена опытом в сфере импортозамещения.
5.2. Направить настоящую резолюцию в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, органам местного самоуправления - членам АСДГ.
5.3. Определить место и время проведения конференции секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» в 2018 году, и в рамках которой обсудить проблемы информатизации отраслей городского хозяйства и социальной сферы.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи