АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях: проблемы и пути их решения», 24 - 25 ноября 2016 г., Томск

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ
Материалы

Р Е З О Л Ю Ц И Я

24-25 ноября 2016 года в городе Томске состоялась межрегиональная конференция «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях: проблемы и пути их решения».
Обсудив основные вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях, участники конференции отмечают:
Единые требования к лицензированию управляющих организаций не регулируют вопрос создания одними и теми же учредителями и (или) руководителями нескольких управляющих организаций («клонов») с похожим названием, что может ввести в заблуждение потребителей.
По итогам лицензирования получил подтверждение факт отказа управляющих организаций от обслуживания домов ветхого и аварийного жилищного фонда, так как риск отзыва лицензии по таким домам очень высок, что приводит к увеличению количества домов, находящихся в непосредственном управлении.
Недостаточность мер, позволяющих привлечь к ответственности управляющие организации, за неисполнение ими требований по своевременным расчетам с поставщиками коммунальных ресурсов. 
Ключевым принципом работы ГИС ЖКХ является экономическая мотивация участников рынка ЖКХ к размещению информации в системе своевременно и в полном объеме. В этих целях в жилищное законодательство введена норма, предусматривающая возможность не платить за оказанные жилищно-коммунальные услуги до размещения в системе информации о начислениях за ЖКУ с соответствующими расчётами, которая вступает в действие с 01.01.2017. Однако в настоящее время в системе работают не все обозначенные ресурсы, а поставщики информации в ГИС ЖКХ столкнулись с техническими проблемами при размещении информации. Данные факторы могут привести к росту задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Часть информации о многоквартирном доме (договор управления домом, протоколы общих собраний собственников в доме и др.) можно увидеть только в закрытой части системы ГИС ЖКХ, для доступа в которую необходимо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и установить на компьютер дополнительное программное обеспечение. Данные факторы снижают уровень доступности информации для граждан.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по внесению в ГИС ЖКХ сведений об индивидуальном жилищном фонде и многоквартирных домах, находящихся в непосредственном управлении собственников помещений в доме. При этом у органов местного самоуправления отсутствует техническая документация на указанный жилищный фонд, в связи с чем, информация может быть размещена не в полном объеме.
Сохраняется актуальность проблемы осуществления муниципального жилищного контроля в части проведения проверок в многоквартирных домах, в которых отсутствует муниципальная собственность, а также дублирования функций государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
В настоящее время возникает проблема установления (увеличения) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, так как собственники на общем собрании принимают решения об его установлении ниже экономически обоснованного уровня, что приводит либо к отказу управляющих организаций от договора управления и к дальнейшим действиям по выставлению этих домов на конкурс, либо к неспособности УК оказывать услуги надлежащего качества или объема.
Ограниченность видов работ, предусмотренных Жилищным кодексом, приводит к невозможности выполнения комплексного капитального ремонта многоквартирного дома, что может привести к ухудшению его технического состояния до аварийного.
Установленные размеры минимального взноса на капитальный ремонт не позволяют собственникам помещений аккумулировать достаточный объем финансовых ресурсов, необходимых для проведения всех видов работ капитального характера, предусмотренных региональной программой. Особенно это касается собственников помещений, расположенных в многоквартирных домах, являющихся объектами малоэтажной застройки и (или) памятниками культурного наследия.
По-прежнему остаются не урегулированными противоречия между нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.16 Закон РФ от 04.07.1991 №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в части обязательств по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов.
Не определены источники финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012. 

Для решения проблемных вопросов участники конференции рекомендуют:
1. Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство в части:
1.1. Закрепления четкого разграничения полномочий, сферы компетенции и предмета проверок между органами, осуществляющими государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;
1.2. Организации и проведения органами муниципального жилищного контроля проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к использованию и сохранности жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования, независимо от его форм собственности.
1.3. Доработки нормативной правовой базы, регулирующей вопросы эксплуатации объектов культурного наследия, и компенсации дополнительных затрат, которые несут собственники зданий и органы местного самоуправления в связи с историческим статусом зданий.
2. Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотреть возможность рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство в части:
2.1. Установления дополнительных лицензионных требований к управляющим организациям – лицензиатам (к уставному фонду, материально-технической базе, финансовому состоянию, квалификации персонала), а также дополнительных оснований аннулирования лицензии у управляющих организаций (за многократное (три и более раза) назначение судом лицензиату в течение года административных наказаний за грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований а также в случаях, когда управляющие организации, получившие лицензию, в течение 6 месяцев с момента получения лицензии не приступили к управлению многоквартирными домами);
2.2. Отмены лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, имеющими износ выше 60%;
2.3. Введения нормы о том, что административное наказание за неисполнение лицензионных требований в отношении управляющей организации (ТСЖ, ЖСК) может быть применено только после неисполнения последней предписания органа жилищного контроля, выданное в установленном порядке и не отмененное судом, которое выдано с реальным сроком его исполнения, либо выявлено повторно в отношении того же многоквартирного дома.
2.4. Введения «прямых» расчетов граждан за коммунальные услуги, включая возможность их исполнения в рамках заключенных договоров в части предоставления коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть возможность продления сроков реализации Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
3.2. Разработать механизм софинансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012, и обеспечению финансовой поддержки на капитальный ремонт многоквартирных домов, в том числе объектов культурного наследия;
3.3. Проработать вопрос установления конкретных стандартов управления многоквартирными домами с указанием минимального перечня работ, периодичности их выполнения, времени реагирования на обращения граждан вместо действующих Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170;
3.4. Рассмотреть вопрос подготовки постановления Правительства Российской Федерации, определяющего перечень грубых нарушений лицензионных требований, с последующей дифференциацией административной ответственности управляющих организаций – лицензиатов за грубые и негрубые нарушения;
3.5. Рассмотреть возможность применения понижающего коэффициента (0,25 и менее) к размеру штрафов, выписанных за нарушение лицензионных требований управляющим организациям, в управлении которых находится более 20% домов с износом выше 60%;
3.6. Установить сроки, периодичность оказания услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в рамках минимального перечня, а также утвердить методику расчета платы за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, входящих в минимальный перечень;
3.7. Проработать вопрос изъятия у граждан единственного жилого помещения при 
наличии судебного решения о взыскании с собственников жилых помещений задолженности по жилищно-коммунальным услугам за период 6 и более месяцев (с реализацией жилого помещения на аукционе для погашения задолженности);
3.8. рассмотреть вопрос подготовки постановления Правительства Российской Федерации об общественном жилищном контроле, в котором будут урегулированы вопросы статуса и форм деятельности субъектов общественного жилищного контроля.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
4.1. Рассмотреть возможность формирования региональных программ по капитальному ремонту, реставрации (воссозданию) объектов культурного наследия;
4.2. не реже одного раза в год предусматривать актуализацию предельных стоимостей капитального ремонта с добавлением отсутствующих видов работ, ранее не предусмотренных.
4.3. Дополнение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации работами по капитальному ремонту перекрытий, лестничных маршей, перегородок, помещений общего пользования.
5. Органам местного самоуправления принять во внимание:
опыт города Томска в части реализации проектов по развитию застроенных территорий взаимодействию органов местного самоуправления и регионального оператора;
опыт города Новосибирска по решению организационных и технических проблемных вопросов реализации региональной программы капитального ремонта.
1. Активизировать жилищное просвещение в муниципальных образованиях. Для этого увеличить количество мероприятий просветительского характера и жителей, прошедших обучение. 
2. Развивать институт совета многоквартирного дома в муниципальных образованиях. К числу мер развития отнести: организация учета действующих советов в местных администрациях; формирование системы муниципальных мер стимулирования советов; оказание содействия инициативам советов по организации управления домом и пр.
6. Исполнительной дирекции АСДГ:
6.1. Направить настоящие рекомендации в Комитет Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Комитет Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, в Министерство строительства Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации Сибири и Дальнего Востока, членам АСДГ.
6.2. Разместить на сайте АСДГ информационно-методические материалы по вопросам конференции.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи