АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ  И  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ Конференции АСДГ

"Задачи представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока на современном этапе"

25-26 сентября 2008 г., ХАБАРОВСК

 

Участники конференции обсудили итоги важнейшего этапа муниципальной реформы. Отметили, что за период, прошедший со времени принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации достигнуты определенные позитивные результаты. В последнее время наблюдается усиление внимания государства к местному самоуправлению, что влечет за собой усиление роли государства на территориях муниципальных образований. В то же время политика государства по отношению к местному самоуправлению характеризуется крайней нестабильностью: дополняются и изымаются полномочия, укрупняются и разукрупняются муниципальные образования, исчезают и вновь возрождаются государственные органы, курирующие вопросы местного самоуправления.

Соотношение провозглашенных целей реформы и реально достигнутых результатов нуждается в серьезном анализе, так как остается ряд нерешенных проблем, из которых вытекают задачи представительных органов местного самоуправления, а также задачи по взаимодействию государства и  местного самоуправления на новом этапе. Наиболее важными из них являются: активизация всех форм участия населения в решении вопросов местного значения; разработка критериев и повышение эффективности работы самих органов местного самоуправления;  развитие человеческого потенциала  местных сообществ путем создания благоприятной среды обитания в каждом населенном пункте, расширения номенклатуры и повышения качества  муниципальных услуг во всех сферах   деятельности; приращение и эффективное использование всех местных ресурсов;  всемерная поддержка развития бизнеса на  муниципальных территориях, в т.ч. малого и инновационного бизнеса.

По итогам обсуждения участники конференции

рекомендуют:

1.                Считать основными задачами представительных органов муниципальных образований  на современном этапе:

1.1.       Своевременное принятие документов по территориальному планированию и градостроительной документации.  Привлечение различных структур гражданского общества к обсуждению, учет их мнения при принятии этих важнейших документов.

1.2.       Совершенствование практики оценки результативности бюджетных расходов и эффективности  деятельности муниципальных образований.

1.3.       Активную  реализацию  права законодательной инициативы для совершенствования законодательной базы субъектов Российской Федерации.

1.4.        Участие в формировании региональных программ развития, конструктивное взаимодействие с органами государственной власти.

1.5.       Создание условий для развития различных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

1.6.       Активное использование возможностей средств массовой информации для правового воспитания граждан.

2.                Обратиться в Общероссийский Конгресс муниципальных образований, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ для решения следующих вопросов:

2.1.       Ускорение  процесса разграничения земельных участков между уровнями публичной власти.

2.2.       Отмена  закона о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации права распоряжения землями в городах - административных центрах субъектов РФ.

2.3.       Ускорение разработки порядка определения состава общего имущества в многоквартирных домах и его регистрации.

2.4.       Внесение изменений в п. 3 ст. 16 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", предоставив право органам местного самоуправления самостоятельно выступать с инициативой и формировать земельные участки под многоквартирными домами при отсутствии обращений собственников помещений в таких домах.

2.5.      Внесение изменений в статью 24 Федерального Закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части уточнения процедуры отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

2.6. Вносятся повторно:

2.6.1. Введение единого местного налога на недвижимость.

2.6.2. Приведение федерального законодательства в соответствие выявленному Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2006 № 540-О конституционно-правовому смыслу положений статьи 50 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому данная статья в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, в правоприменительной практике не может  рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

2.6.3. Внесение изменений в Федеральный Закон от 06.10.2003              № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части норм, регулирующих условия создания территориального общественного самоуправления, предоставив право органам местного самоуправления регулировать порядок создания территориального общественного самоуправления.

2.6.4. Внесение изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, ограничивающий поддержку органами местного самоуправления общественных инициатив и некоммерческих организаций. В частности, изложить пункт 2 статьи 78.1. Бюджетного кодекса РФ в следующей редакции: "В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета устанавливается исполнительными органами государственной власти субъекта федерации, местной администрацией. В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии в виде имущественного взноса в государственные корпорации. Порядок определения объема и предоставления данного имущественного устанавливается федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций".

2.6.5. Принятие Федерального Закона "О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления".

2.6.6. Внесение изменений в абзац 3 части 5 статьи 40 Федерального Закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления представительным органом самостоятельно численности депутатов, работающих на постоянной основе.

3. Правлению секции местного самоуправления АСДГ:

3.1.          Довести настоящие  рекомендации до сведения Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации.

3.2.          Довести до сведения исполнительной дирекции АСДГ предложение о проведении конференции контрольных органов  муниципальных образований.

3.3.           Рассмотреть совместно с другими секциями АСДГ вопрос об увеличении зачислений налогов и штрафов в бюджеты муниципальных образований.

3.4.          Обобщить материалы настоящей конференции и издать сборник.