АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ Конференции АСДГ "Задачи представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока на современном этапе" 25-26 сентября 2008 г., ХАБАРОВСК
Участники конференции обсудили итоги важнейшего этапа муниципальной реформы. Отметили, что за период, прошедший со времени принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации достигнуты определенные позитивные результаты. В последнее время наблюдается усиление внимания государства к местному самоуправлению, что влечет за собой усиление роли государства на территориях муниципальных образований. В то же время политика государства по отношению к местному самоуправлению характеризуется крайней нестабильностью: дополняются и изымаются полномочия, укрупняются и разукрупняются муниципальные образования, исчезают и вновь возрождаются государственные органы, курирующие вопросы местного самоуправления. Соотношение провозглашенных целей реформы и реально достигнутых результатов нуждается в серьезном анализе, так как остается ряд нерешенных проблем, из которых вытекают задачи представительных органов местного самоуправления, а также задачи по взаимодействию государства и местного самоуправления на новом этапе. Наиболее важными из них являются: активизация всех форм участия населения в решении вопросов местного значения; разработка критериев и повышение эффективности работы самих органов местного самоуправления; развитие человеческого потенциала местных сообществ путем создания благоприятной среды обитания в каждом населенном пункте, расширения номенклатуры и повышения качества муниципальных услуг во всех сферах деятельности; приращение и эффективное использование всех местных ресурсов; всемерная поддержка развития бизнеса на муниципальных территориях, в т.ч. малого и инновационного бизнеса. По итогам обсуждения участники конференции рекомендуют: 1. Считать основными задачами представительных органов муниципальных образований на современном этапе: 1.1. Своевременное принятие документов по территориальному планированию и градостроительной документации. Привлечение различных структур гражданского общества к обсуждению, учет их мнения при принятии этих важнейших документов. 1.2. Совершенствование практики оценки результативности бюджетных расходов и эффективности деятельности муниципальных образований. 1.3. Активную реализацию права законодательной инициативы для совершенствования законодательной базы субъектов Российской Федерации. 1.4. Участие в формировании региональных программ развития, конструктивное взаимодействие с органами государственной власти. 1.5. Создание условий для развития различных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. 1.6. Активное использование возможностей средств массовой информации для правового воспитания граждан. 2. Обратиться в Общероссийский Конгресс муниципальных образований, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ для решения следующих вопросов: 2.1. Ускорение процесса разграничения земельных участков между уровнями публичной власти. 2.2. Отмена закона о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации права распоряжения землями в городах - административных центрах субъектов РФ. 2.3. Ускорение разработки порядка определения состава общего имущества в многоквартирных домах и его регистрации. 2.4. Внесение изменений в п. 3 ст. 16 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", предоставив право органам местного самоуправления самостоятельно выступать с инициативой и формировать земельные участки под многоквартирными домами при отсутствии обращений собственников помещений в таких домах. 2.5. Внесение изменений в статью 24 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части уточнения процедуры отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. 2.6. Вносятся повторно: 2.6.1. Введение единого местного налога на недвижимость. 2.6.2. Приведение федерального законодательства в соответствие выявленному Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2006 № 540-О конституционно-правовому смыслу положений статьи 50 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому данная статья в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, в правоприменительной практике не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований. 2.6.3. Внесение изменений в Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части норм, регулирующих условия создания территориального общественного самоуправления, предоставив право органам местного самоуправления регулировать порядок создания территориального общественного самоуправления. 2.6.4. Внесение изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, ограничивающий поддержку органами местного самоуправления общественных инициатив и некоммерческих организаций. В частности, изложить пункт 2 статьи 78.1. Бюджетного кодекса РФ в следующей редакции: "В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета устанавливается исполнительными органами государственной власти субъекта федерации, местной администрацией. В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии в виде имущественного взноса в государственные корпорации. Порядок определения объема и предоставления данного имущественного устанавливается федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций". 2.6.5. Принятие Федерального Закона "О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления". 2.6.6. Внесение изменений в абзац 3 части 5 статьи 40 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления представительным органом самостоятельно численности депутатов, работающих на постоянной основе. 3. Правлению секции местного самоуправления АСДГ: 3.1. Довести настоящие рекомендации до сведения Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. 3.2. Довести до сведения исполнительной дирекции АСДГ предложение о проведении конференции контрольных органов муниципальных образований. 3.3. Рассмотреть совместно с другими секциями АСДГ вопрос об увеличении зачислений налогов и штрафов в бюджеты муниципальных образований. 3.4. Обобщить материалы настоящей конференции и издать сборник. |