АССОЦИАЦИЯ  СИБИРСКИХ  И

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ  ГОРОДОВ

СОЮЗ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ

630099, г. Новосибирск,  ул. Вокзальная магистраль, 16

Тел. (383) 223-85-00, 218-10-05, факс 227-11-08

E-mail: admin@asdg.ru

www.asdg.ru

129090, г. Москва, ул. Щепкина, 22, оф.16

Телефон/факс: (495) 730-41-96, 730-41-95

E-mail: info@urc.ru

www.urc.ru

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ

конференции АСДГ «Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями» и совместного заседания Юридической секции Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов и Правовой секции Союза Российских городов,

состоявшихся 17-18 апреля 2008 года

 

Обсудив актуальные вопросы деятельности юридических служб органов местного самоуправления в процессе реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перспективы его дальнейшего развития, вопросы правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации, а также проблемы, связанные с применением Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», правоприменительную и судебную практику, участники конференции отмечают:

 

1. Недостаточное применение в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и судебных органов постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Необходимость совершенствования правовой работы в органах местного самоуправления, укрепления роли юридической службы в структуре органов местного самоуправления, развития правового просвещения.

Отсутствие единого нормативного правового акта (федерального закона), устанавливающего общие правила подготовки правовых актов в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

3. Эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления во многом зависит от профессиональной, грамотно организованной работы муниципальных служащих.

Первый опыт реализации Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о необходимости его совершенствования.

4. Применение Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» показывает, что излишне регламентирован процесс размещения заказов, при котором члены комиссии не имеют возможности реально добиваться качественных характеристик достижения цели обеспечения муниципальных нужд. Участники торгов нередко входят в сговор против интересов муниципальных образований. Административная ответственность членов комиссий превышает разумные пределы. Вызывает сомнение эффективность проведения аукционов на понижение цены контракта, особенно в случаях заключения муниципальных контрактов, предметом которых является капитальное строительство, ремонт и т.п.

5. Опыт практической реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости внесения в него ряда изменений, предусматривающих:

- расширение перечня полномочий органов местного самоуправления в жилищной сфере;

- уточнение полномочий федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части определения источников обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан и иных категорий граждан;

- уточнение порядка перевода жилых помещений в нежилые помещения, согласования перепланировки и переустройства жилого помещения;

- уточнение порядка сноса многоквартирных жилых домов в результате признания их непригодными для проживания;

- определение понятия «многоквартирный дом».

6. Необходимость принятия муниципальных правовых актов для реализации региональных и муниципальных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках исполнения Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

7. Новая редакция статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации практически привела к невозможности легализации самовольных построек.

8. Положительный опыт города Омска по реализации общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске».

9. Практику органов местного самоуправления города Новосибирска по проведению анализа коррупциогенности проектов муниципальных правовых актов, а также необходимость рассмотрения вопроса о выделении анализа коррупциогенности проектов правовых актов в отдельное направление работы правовых и иных служб органов местного самоуправления.

 

Участники конференции рекомендуют:

 

1. Одобрить деятельность Юридической секции АСДГ. Продолжить практику взаимодействия юридических служб муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в целях формирования единой правовой политики и обеспечения защиты прав и интересов местного самоуправления, а также взаимодействие Юридической секции АСДГ и Правовой секции СРГ.

2. Одобрить опыт органов местного самоуправления города Новосибирска по проведению анализа коррупциогенности проектов муниципальных правовых актов.

3. Поддержать инициативу Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по внесению дополнений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

 

4. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

4.1. принять внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

4.2. внести изменения в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», предусматривающие введение классных чинов (квалификационных разрядов), порядок их присвоения и сохранения, уточняющих правовое регулирование оплаты труда муниципальных служащих, допускающих возможность использования двойных наименований должностей муниципальной службы, а также возможность конкретизации наименований должностей муниципальной службы через указание на выполняемые функции, изложенные в проекте федерального закона (приложение № 1);

4.3. внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, изложенные в проекте федерального закона (приложение № 2);

4.4. внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части исключения требования о представлении правоустанавливающих документов на земельные участки для выдачи разрешений на строительство линейных объектов, изложенные в проекте федерального закона (приложение № 3).

 

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

5.1. принять законодательные акты, устанавливающие обязательный порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

5.2. оказывать методическую и организационную помощь муниципальным образованиям по совершенствованию правовой работы в органах местного самоуправления;

5.3. разработать комплекс мер по поддержке советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации;

5.4. рассмотреть возможность установления в соответствующих законах нормы о включении стажа работы в исполнительных органах советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации в стаж муниципальной службы.

 

6. Органам местного самоуправления:

6.1. использовать опыт города Омска по организации и реализации мероприятий, направленных на повышение правовой культуры;

6.2. использовать методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов;

 

 

7. Исполнительной дирекции АСДГ:

 

7.1. Направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

7.2. Направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»;

7.3. Направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

         7.4. Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Союз Российских Городов, в союзы и ассоциации муниципальных образований, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главам и руководителям представительных органов муниципальных образований Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

 

 

Председатель
Юридической секции АСДГ,
директор департамента
правового обеспечения
Администрации города Омска

 

А.В. Подгорбунских

 

Председатель Правовой секции СРГ, Секретарь Совета (Ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области

 

 

В.А. Щепачёв