АССОЦИАЦИЯ  СИБИРСКИХ  И  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ  ГОРОДОВ

 


РЕКОМЕНДАЦИИ

IV ежегодной конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (секция по вопросам организации муниципальных выборов)
"Выборы в органы местного самоуправления: особенности организации, проблемы и перспективы"
11–12 сентября 2008 г., Красноярск

 

Участники конференции отмечают, что действующая в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах система избирательных комиссий в целом доказала свою эффективность, способность учитывать двухуровневый характер местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе законодательно предоставив возможность совмещения полномочий комиссиями.

В муниципальных районах, а также в городах, не имеющих территориального деления, территориальные избирательные комиссии (далее – ТИК), как правило, одновременно осуществляют полномочия избирательных комиссий муниципальных образований (возможен и обратный вариант).

В крупных городах, имеющих территориальное деление, ТИК создаются и действуют в границах районов, администрации которых не являются самостоятельными органами местного самоуправления и не обладают полномочиями по решению вопросов, закрепленных законодательством о выборах за органами местного самоуправления. В подавляющем большинстве случаев члены таких ТИК работают не на штатной основе, статус ТИК в системе государственных органов субъектов Российской Федерации законодательно, как правило, не установлен. Практика показывает, что наличие в крупном городском округе городской комиссии, осуществляющей внутреннюю координацию деятельности районных ТИК и согласование с такой деятельностью действий органов местного самоуправления по оказанию содействия избирательным комиссиям на городском уровне, может обеспечить наиболее эффективное решение вопросов подготовки и проведения выборов различного уровня, в том числе федерального и регионального.

Готовым потенциалом, в этом смысле, обладают комиссии муниципальных образований (далее – ИКМО), действующие в городских округах на постоянной основе, обладающие статусом юридического лица и имеющие большой опыт организации избирательных кампаний в масштабах города.

Такие избирательные комиссии обладают достаточными материально–техническими, организационными и кадровыми ресурсами.

Закрепление статуса ИКМО как муниципального органа, не входящего в структуру органов местного самоуправления, не допускает разрыва системы избирательных комиссий, сохраняет сложившиеся в системе избирательных комиссий в Российской Федерации механизмы системного контроля, в том числе делает правомерным участие избирательных комиссий субъекта Российской Федерации (далее – ИКСРФ) в формировании ИКМО, обжалование действий и решений ИКМО и их должностных лиц в ИКСРФ.

Вопросы финансового, материально–технического обеспечения деятельности ИКМО разрешаются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, Федеральным законом от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Обязанность обеспечения деятельности комиссии (предоставление на безвозмездной основе помещений для размещения избирательной комиссии муниципального образования как муниципального органа, хранения избирательной документации и документации референдума до передачи в архив или уничтожения по истечении сроков хранения, обеспечение связью, транспортом, оборудованием, охрана предоставляемых помещений и документации) исполняется органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета. Урегулированы и вопросы финансирования ИКМО на проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по изменению границ, преобразованию муниципального образования, голосованию по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления за счет средств соответствующего местного бюджета. Это позволяет муниципальной комиссии иметь все необходимые условия для полноценного исполнения своих полномочий.

Законодательно определены статус члена ИКМО, работающего на постоянной (штатной) основе, уровень материального и социального обеспечения которого приравнен к уровню обеспечения лица, замещающего муниципальную должность в представительном органе муниципального образования, и статус работников аппарата ИКМО как муниципальных служащих.

Вместе с тем, участники конференции отмечают, что имеются случаи неправовых форм решения разногласий между ИКМО и ИКСРФ, подтвержденной в судах ангажированности решений ИКМО. В связи с этим участники конференции поддерживают предложения по совершенствованию федерального законодательства в вопросах, касающихся статуса и порядка формирования ИКМО в целях усиления их независимости от органов местного самоуправления, персональной ответственности председателей ИКМО за действия (бездействие) избирательных комиссий, не соответствующие требованиям законодательства. Для повышения эффективности деятельности системы избирательных комиссий может быть введен запрет на создание в пределах одной и той же территории (муниципальный район, городской округ, не имеющий территориального деления) ТИК и ИКМО одновременно.

Одновременно требуется нормативно закрепить основания и порядок более широкого использования потенциала ИКМО, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, в городских округах, имеющих территориальное деление, в вопросах регистрации (учета) избирателей, осуществлении мероприятий по правовому обучению избирателей и организаторов выборов.

Обобщив опыт и предложения, высказанные в ходе конференции, участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

1.1. Обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложением о внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части порядка формирования ИКМО, установив, что половина состава ИКМО назначается по предложению ИКСРФ.

Кроме того, предусмотреть возможность освобождения от должности председателя ИКМО вышестоящей избирательной комиссией (ИКСРФ) в случае принятия ИКМО решения в нарушение требований законодательства, невыполнения решения суда и т.д.

Запретить формирование и деятельность в пределах одной и той же территории (муниципальный район, городской округ, не имеющий территориального деления) ТИК и ИКМО одновременно. Решение данного вопроса отнести к компетенции законодателя субъекта РФ.

1.2. Рекомендовать для использования положительную практику вхождения председателя ИКМО городского округа, имеющего территориальное деление, в состав ИКСРФ в качестве члена избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса.

1.3. Рассмотреть вопрос о возложении на ИКМО городских округов, имеющих территориальное деление, функций по координации и обеспечению работы по обучению организаторов выборов и других участников избирательного процесса, подготовке кадрового резерва избирательных комиссий, оказанию методической, организационно–технической помощи ИКСРФ в работе с ТИК, как в период организации и проведения выборов, так и в межвыборный период.

1.4. В целях обеспечения полномочий глав администраций городских округов, имеющих территориальное деление, формирование и ведение муниципального фрагмента Регистра избирателей, участников референдума последний абзац пункта 1.2. Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации с изменениями, внесенными постановлением ЦИК России от 29 декабря 2005 года № 164/1084-4, дополнить предложением следующего содержания: "При этом в городских округах, имеющих территориальное деление, к работе по регистрации (учету) избирателей, участников референдума привлекаются избирательные комиссии муниципальных образований, имеющие статус юридического лица, при наличии согласия муниципального образования" (учитывая возможность осуществления муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий за счет собственных доходов местных бюджетов в соответствии с п.2 ст. 16.1. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 10.05.2007 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Обеспечить разработку и организовать оснащение за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования комплексами средств автоматизации ГАС "Выборы" ИКМО городских округов, имеющих территориальное деление на своей территории (более одного КСА ТИК), в конфигурации, позволяющей формирование и ведение муниципального фрагмента Регистра избирателей, участников референдума. Определить статус системных администраторов ИКМО либо урегулировать их взаимоотношения с ИКСРФ.

1.5. В целях обеспечения системного подхода в повышении профессионального уровня руководителей ИКМО и работников их аппаратов предусмотреть возможность обучения указанных лиц на базе РАГС с участием членов ЦИК России, специалистов Аппарата ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России за счет средств соответствующих муниципальных образований.

1.6. Урегулировать вопрос правового обучения избирателей и организаторов выборов на местах с привлечением средств бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Реализация указанных предложений не повлечет за собой дополнительных затрат из федерального и регионального бюджетов. В то же время использование материально-технического потенциала ИКМО с учетом финансирования их деятельности и проводимых ими мероприятий из местных бюджетов, будет способствовать укреплению материально–технической и финансовой основы системы избирательных комиссий России.