АССОЦИАЦИЯ  СИБИРСКИХ  И  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ  ГОРОДОВ

МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Гражданской ассамблеи "Любимый город"

2-3 октября 2008 г., Новосибирск

 

Гражданская ассамблея "Любимый город" сохраняет преемственность и является логическим продолжением работы межрегиональной конференции АСДГ по вопросам партнёрства власти и общества (2006 г.) и межрегионального форума ВСМС  "Местное самоуправление - школа гражданской активности" (2008 г.), и, вместе с тем, определяет качественно новый этап в процессе развития муниципальных сообществ как главного ресурса местного самоуправления.

Руководствуясь резолюциями этих форумов, участники мероприятий продолжили работу на местах по активизации гражданского сообщества в решении вопросов местного самоуправления: в первую очередь, по взаимодействию и сотрудничеству муниципальных органов, органов государственной власти и местного сообщества, эффективному использованию механизма влияния на принятие решений на федеральном и региональном уровнях в интересах местного самоуправления.

Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) направил в адрес руководителей муниципальных образований проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", поступивший в Государственную Думу ФС РФ. Думаем, что оценка положений органов местного самоуправления Сибири и дальнего Востока, содержащихся в документе, будет важна при обсуждении законопроекта.

Местное самоуправление как самый близкий к населению уровень публичной власти должно основываться на активном участии жителей муниципальных образований в решении вопросов местного значения.

Важно сохранить необходимый баланс между единством общих принципов Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и местными, локальными особенностями каждого муниципалитета, адекватно адаптировать Закон к разнообразным экономическим и социокультурным особенностям муниципальных сообществ России. Основная масса вопросов должна решаться законодательством субъектов РФ и уставами самих муниципальных образований.

Заслушав и обсудив выступления, участники Гражданской ассамблеи "Любимый город" отмечают, что сложившийся практический опыт взаимодействия населения и местных властей способствует созданию многочисленных институтов общественного характера, способствующих повышению гражданской активности и ответственности жителей. Все большее значение приобретают программно-целевое планирование как способ структурирования местного сообщества и разработка долгосрочной стратегии экономического развития городов с целью улучшения качества жизни населения, создания благоприятной среды развития экономики и привлечения инвестиций.

 

Участники Гражданской ассамблеи "Любимый город" рекомендуют:

 

1. Органам исполнительной власти местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока:

1.1. определить приоритеты гражданского участия в осуществлении местного самоуправления, перспективы развития территориального общественного самоуправления и общественной активности граждан в современных условиях;

1.2. способствовать обеспечению общественной безопасности через партнёрство населения и власти;

1.3. создать и реализовать программы стратегического развития сообщества, разработать муниципальные программы, направленные на поддержку и развитие гражданских инициатив, которые явились бы основой создания концепции "Местное самоуправление – школа гражданской активности" для городов сибирского и дальневосточного региона.

1.4. При создании концепциицелесообразно включить следующие  механизмы ее реализации:

1.4.1. правовые (разработка и принятия нормативно-правовых актов на уровне муниципального образования);

1.4.2. мотивационные (мотивация и стимулирование населения на участие в общественной жизни, самоуправлении).

1.4.3. информационные (информационные стенды, периодические издания, муниципальное телевидение, Интернет);

1.4.5. образовательные (различные формы просветительства, повышение квалификации, самообразование жителей). Развитие социального творчества – важнейшая задача образовательного механизма социальной трансформации;

1.4.6. личностно-персональные (формирование локальных активов жителей, профессиональная команда города, подбор должностных лиц муниципального образования);

1.4.7. структурно-функциональные (муниципальные общности, общественные советы, общественные комиссии, народный контроль);

1.4.8. организационно-деятельностные (общественная инициатива, круглые столы, социальные проекты, общественная экспертиза, общественная аттестация).

1.4.9. операционально-деятельностные (прогнозы, программы, планы, циклограммы, графики, расписания, памятки, рекомендации и т.п.) экономические (бюджет, хозяйствующие субъекты, целевые программы фонды.);

1.4.9. индустриальные (кооперативы, народные предприятия);

1.4.10. рефлексивные (мониторинг, оценка целевых программ и т.п.).

 

1.5. эффективно использовать практический опыт решения социальных проблем общественными организациями, территориальными общественными самоуправлениями;

1.6. проводить регулярный мониторинг развития гражданского общества в муниципальных образованиях на территории своего региона;

1.7. организовать системное и массовое обучение должностных лиц местного самоуправления, в том числе направленное на обучение формам и методам взаимодействия с муниципальной общественностью;

1.8. организовывать на территории муниципального образования обучение активистов ТОС и ТСЖ, общественных организаций;

1.9. осуществлять образовательную деятельность (подготовку методической литературы, проведение семинаров, "круглых столов", совещаний) для распространения знаний о формах и методах участия населения в решении вопросов местного значения среди должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальной общественности;

1.10. создавать муниципальные автономные учреждения по развитию территориального общественного самоуправления (в соответствии с ФЗ об автономных учреждениях), которые будут по заданию своего учредителя – местной администрации и за его счет оказывать услуги по содействию в становлении ТОС;

1.11. в уставах муниципальных образований должны  быть гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образовании органов ТОС.

1.12. активно использовать потенциал общественных организаций для повышения качества жизни целевых групп ( дети, инвалиды, молодежь и т.д.) в местных сообществах.

 

2.                Органам представительной власти местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока:

2.1. Обратиться в Советы муниципальных образований субъектов РФ с предложением о внесении  следующих предложений в 131-ФЗ:

2.1.1. В законе отсутствует понимание ТОС как организации (субъекта деятельности), как объединения граждан. Согласно Гражданскому кодексу РФ юридическое лицо это организация. В этой связи целесообразно закрепить  правовое определение ТОС, в котором будут содержаться признаки и деятельности и субъекта.

2.1.2. Внести изменения в правила установления границ территориального общественного самоуправления.

2.1.3. Исключить несоответствие между законом о МСУ и федеральным законом о некоммерческих организациях в  части требований  к составу учредителей ТОС и НКО. ТОС следует признать самостоятельной формой некоммерческой организации наряду с общественным объединением.

2.1.4. Внести изменения в закон  об НКО в  части извлечения из содержания органа общественной самодеятельности того признака, что это объединение граждан по месту жительства.

2.1.5. Для  финансирования мероприятий по организации и деятельности ТОС из местного бюджета внести  изменения в 131 ФЗ в  части отнесения общественного самоуправления к вопросам местного значения.

2.1.6. В законе о МСУ целесообразно закрепить обязанность органов местного самоуправления по привлечению ТОС к работам по решению вопросов местного значения. Формулировка "могут  осуществлять хозяйственную деятельность", отнесенная к органам ТОС в 131 ФЗ практически не реализуется в муниципальных образованиях. Параллельно предлагаемой корректировке в закон о МСУ целесообразно внести соответствующие изменения в бюджетное законодательство и порядок размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд.

       2.2. Обратиться в Советы муниципальных образований субъектов РФ с предложением о внесении  следующих изменений в Бюджетный кодекс РФ:

2.2.1. Путем изложения пункта 2 статьи 78.1. в следующей редакции: "В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета устанавливается исполнительными органами государственной власти субъекта федерации, местной администрацией.

2.3. Обратиться в Советы муниципальных образований субъектов РФ с предложением по  внесению изменений  в бюджетное и налоговое законодательство субъектов федерации и РФ, направленное на обеспечение сбалансированности местных бюджетов за счет увеличения числа местных налогов и повышения нормативов отчислений в местные бюджеты федеральных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,  а также внести изменения  в бюджетную классификацию местных бюджетов строки  "развитие общественного самоуправления".

2.4. Обратиться в органы  государственной  власти субъектов Федерации Сибири  и Дальнего Востока с предложением о необходимости  регионального регулирования  правовой основы территориального общественного самоуправления. Преобладающее большинство субъектов РФ признали свои законы о ТОС утратившими силу. Следовательно, вместе с отдельными региональными законами прекратили свое существование государственные гарантии осуществления ТОС. Становление системы ТОС стало исключительно "внутренним делом" органов местного самоуправления.

2.5. Обратиться в органы  государственной  власти субъектов Федерации Сибири  и Дальнего Востока о  целесообразности наделения полномочиями органов местного самоуправления по формированию реестра населения муниципального образования – этот информационный ресурс чрезвычайно важен в деле становления системы ТОС, соблюдения избирательного законодательства, реализации жилищной реформы (проведение собраний собственников жилья) и т.д. Отсюда на законодательном уровне целесообразно регламентировать взаимодействие органов МСУ с органами МВД РФ, миграционной службой, избирательными комиссиями и другими органами.

 

3. Структурным подразделениям органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающим информационное сопровождение  деятельности местной власти:

3.1. Способствовать распространению положительного опыта работы органов местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов местного значения, в том числе через средства массовой информации.

3.2. Разрабатывать и реализовывать, в том числе через СМИ, акции, направленные на повышение доверия населения к органам местного самоуправления.

3.3. Развивать механизм социальной рекламы.

3.4. Способствовать созданию общего информационного пространства для деятельности общественных организаций, органов ТОС и других общественных  институтов.