РЕЗОЛЮЦИЯ
конференции АСДГ
"Образовательное пространство города: проблемы и перспективы"
25-26 октября 2007 года
город Барнаул
В работе конференции, организаторами которой явились исполнительная дирекция АСДГ и администрация, педагогическая общественность города Барнаула, приняли участие около 100 человек.
Среди них представители законодательной и исполнительной власти всех сфер образования, педагогические работники городов Сибири и Дальнего Востока.
Проведению конференции на организационных уровнях способствовали проводимые за последние годы Министерством образования и науки РФ совместно с региональными центрами повышения квалификации и Ассоциацией городов Сибири и Дальнего Востока межрегиональные встречи, семинары, консультации, обмен информацией специалистов в области образования.
В качестве ценностных оснований состоявшейся конференции выступают партнерские отношения, инициировавшие развитие профессиональных творческих контактов и способствовавшие решению актуальных проблем образования.
Участники конференции констатируют, что происходящая в XXI веке модернизация социальной и экономической жизни современного общества настоятельно диктует необходимость постоянных поисков в различных сферах жизнедеятельности, среди которых базовой и исходной, по мнению общественности, является система образования. Образование выступает в качестве определяющего фактора и гаранта общественного прогресса, всемирного развития и сохранения цивилизации в столь противоречивом и сложном мире.
Участники конференции отмечают, что на территории Сибири и Дальнего Востока успешно реализуются положения приоритетного национального проекта "Образование".
Совершенствуется система государственного- общественно- управления муниципальной системой образования.
Происходит интеграция усилий методических, консультативных и информационных служб, науки и практики в области научно-методического обеспечения развития образования.
Все более значимое место в нынешней социокультурной ситуации для профессионального самоопределения учащихся приобретает профильное обучение.
Формирование мотивации на здоровый образ жизни, культуры здоровья, его сохранения и укрепления является приоритетным в деятельности образовательных учреждений.
По мнению участников конференции важнейшей составляющей развития общества остается духовно-нравственное становление молодежи, ее жизненное самоопределение.
Вместе с тем, отсутствие утвержденных на государственном уровне стандартов дошкольного образования существенно препятствует обеспечению преемственности и перспективности в системе дошкольного образования и первой ступени школьного образования.
Не исполняются расходные обязательства ряда субъектов РФ на обеспечение государственных гарантий на образование, содержание детей-инвалидов, посещающих образовательные учреждения.
При формировании содержания профильного обучения, которое представлено в единстве инвариантного и вариативного компонентов, следует учитывать приоритетные направления социально-экономического развития регионов, потребность общества и самих учащихся в приобщении их к базовым ценностям региональной, национальной и мировой культуры.
На современном этапе необходимо направить усилия исследователей, методистов, педагогов-практиков, специалистов управления образованием разных регионов на разработку организационно-управленческих основ профильного обучения с учетом региональных приоритетов, его должное нормативно-правовое, учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение.
Средства массовой информации не способствуют в должной мере пропаганде духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Несовершенство законодательной базы по работе с семьей приводит к снижению ответственности родителей за воспитание детей.
В связи с вышесказанным участники конференции АСДГ
РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Федеральным органам государственной власти:
Дополнить содержание национального проекта "Образование" положениями о поддержке учреждений и педагогов дошкольного, дополнительного образования, детских домов и интернатов.
1.1. Активнее использовать средства массовой информации для пропаганды передового педагогического опыта по развитию социальной активности подрастающего поколения;
1.2. Разработать и утвердить государственный стандарт дошкольного образования;
1.3. В целях сохранения кадрового потенциала муниципальной системы дошкольного образования содействовать увеличению заработной платы педагогических работников ДОУ до уровня средней заработной платы в регионах.
1.4. Инициировать принятие специального федерального закона, предусматривающего возможность создания интегрированных ( межведомственных и межмуниципальных) учреждений образования с включением в их состав не образовательных социальных структур из смежных областей (культуры, спорта и др.).
1.5.Нормы специального закона целесообразно детализировать в Типовом положении об интегрированном учреждении социальной сферы, утверждаемым Правительством РФ.
1.6. Уточнить ст. 12 Закона "Об образовании", в которой отсутствует упоминание о том, что образовательный процесс могут осуществлять структурные подразделения организаций. Например, подразделения дошкольного типа в общеобразовательном учреждении, относящимся к другому типу.
1.7.Скорректировать типовое положение об общеобразовательном учреждении, в котором не запрещается, но и не предусматривается создание в школах разнообразных структурных подразделений, направленных на реализацию уставных целей и развитие школы. (Исключение составляют филиалы (п.21) и упоминание о праве школ на реализацию программа дошкольного и дополнительного образования (п.2.)).
В Типовом положении отсутствует указание на то, что его действие распространяется на структурные подразделения других образовательных организаций, реализующих программы общего образования, в части не противоречащей статусу этих подразделений (т.е. за исключением прав юридического лица, порядка управления, имущественных прав и. т.п., которых у подразделения быть не может).
При разработке нового типового Положения об общеобразовательном учреждении учесть региональные особенности практики реализации профильного обучения (ресурсные центры, гимназии, лицеи).
1.8. В списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на льготные отпуска, уточнить указание на возможность зачета работы в соответствующих структурных подразделениях новых сетевых единиц.
1.9. Рассмотреть возможность включения в классификацию профессий, необходимых при реализации профильного обучения.
2. Органам государственной власти субъектов РФ:
Направить усилия на удовлетворение сопровождения, обмена опытом и информацией по вопросам организации профильного обучения, диверсификации содержания образования, формирования образовательных компетенций, развития региональных систем образования и их интеграции в российское образовательное пространство.
3. Органам местного самоуправления:
3.1. Осуществлять постоянное информационно-аналитическое взаимодействие с целью развития государственно-общественного управления в муниципальной системе образования.
3.2. Создавать необходимые условия для развития социально-значимой деятельности школьников, ученического самоуправления, детских общественных организаций- как инструментов социализации молодежи.
3.3. Разработать механизмы финансирования профильного обучения с учетом особенностей и традиций муниципальной системы образования.
3.4. Повышать общественный статус гражданско-патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней- от дошкольного до высшего профессионального – на основе отечественных традиций и современного опыта;
4. Исполнительной дирекции АСДГ:
4.1. Обобщить предложения участников конференции и направить их заинтересованным органам государственной власти, средствам массовой информации.
4.2. Одобрить деятельность администрации г. Барнаула по созданию нормативно-правовых, научно-методических и информационно-аналитических условий.
4.3. Издать сборник материалов конференции.