РЕЗОЛЮЦИЯ

конференции АСДГ

 

"Образовательное пространство города: проблемы и перспективы"

25-26 октября 2007 года

город Барнаул

 

В работе конференции, организаторами которой явились исполнительная дирекция АСДГ и администрация,   педагогическая общественность города Барнаула,  приняли  участие около 100 человек.

          Среди  них представители законодательной и исполнительной власти всех сфер образования, педагогические работники  городов Сибири и Дальнего Востока.

          Проведению конференции на организационных  уровнях способствовали проводимые за последние годы Министерством образования и науки РФ совместно с региональными центрами повышения квалификации и Ассоциацией  городов Сибири и Дальнего Востока межрегиональные встречи, семинары, консультации, обмен информацией специалистов в области образования.   

          В качестве ценностных оснований состоявшейся конференции выступают партнерские отношения, инициировавшие развитие профессиональных творческих контактов и способствовавшие решению актуальных проблем образования.  

          Участники конференции констатируют,  что происходящая в XXI веке модернизация социальной и экономической жизни современного общества настоятельно диктует необходимость постоянных поисков в различных сферах жизнедеятельности,  среди которых базовой и исходной, по мнению общественности,  является система образования. Образование выступает в качестве определяющего фактора и гаранта общественного прогресса, всемирного развития и сохранения цивилизации в столь противоречивом и сложном мире.

          Участники конференции отмечают, что на территории Сибири и Дальнего Востока успешно реализуются положения приоритетного национального проекта "Образование".

          Совершенствуется система государственного- общественно- управления муниципальной системой образования.

          Происходит интеграция усилий методических, консультативных и информационных служб, науки и практики  в области научно-методического обеспечения развития образования.

          Все более значимое место в нынешней социокультурной  ситуации для профессионального самоопределения  учащихся приобретает профильное обучение.

          Формирование мотивации на здоровый образ жизни,  культуры здоровья,  его сохранения и укрепления является приоритетным в деятельности образовательных учреждений.

          По мнению участников конференции важнейшей составляющей развития общества остается духовно-нравственное  становление молодежи, ее жизненное самоопределение.

          Вместе с тем, отсутствие утвержденных на государственном уровне   стандартов дошкольного образования существенно  препятствует обеспечению преемственности и перспективности в системе дошкольного образования и первой ступени школьного образования.

          Не исполняются расходные обязательства ряда  субъектов  РФ на обеспечение государственных гарантий на образование,  содержание  детей-инвалидов, посещающих образовательные учреждения.

          При формировании содержания профильного обучения, которое  представлено в единстве инвариантного и вариативного компонентов, следует  учитывать приоритетные направления социально-экономического развития регионов, потребность общества и самих  учащихся в приобщении их к базовым ценностям региональной, национальной и мировой культуры.

          На современном этапе необходимо направить усилия исследователей, методистов, педагогов-практиков, специалистов управления образованием разных регионов на разработку организационно-управленческих основ профильного обучения с учетом региональных приоритетов, его должное нормативно-правовое, учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение.

          Средства массовой информации не способствуют в должной мере пропаганде духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

          Несовершенство законодательной базы по работе с семьей приводит к снижению ответственности родителей за воспитание детей.

          В связи с вышесказанным участники конференции АСДГ

РЕКОМЕНДУЮТ:

          1. Федеральным органам государственной власти:          

Дополнить содержание национального проекта "Образование" положениями о поддержке учреждений и педагогов дошкольного, дополнительного  образования,   детских домов и интернатов.

          1.1. Активнее  использовать средства массовой информации для пропаганды передового педагогического опыта по развитию  социальной активности подрастающего поколения;     

          1.2. Разработать и утвердить государственный стандарт дошкольного образования; 

          1.3. В целях сохранения кадрового потенциала муниципальной системы дошкольного образования содействовать увеличению  заработной платы педагогических  работников  ДОУ до уровня средней заработной платы в регионах. 

          1.4. Инициировать принятие специального федерального закона, предусматривающего  возможность создания интегрированных ( межведомственных и  межмуниципальных) учреждений образования с включением в их состав не образовательных социальных структур из смежных областей (культуры, спорта и др.).        

1.5.Нормы специального закона целесообразно детализировать в Типовом положении об интегрированном учреждении социальной сферы, утверждаемым Правительством РФ.

          1.6. Уточнить ст. 12 Закона "Об образовании", в которой отсутствует упоминание о том, что образовательный процесс могут осуществлять структурные подразделения организаций. Например, подразделения дошкольного типа  в общеобразовательном учреждении, относящимся к другому типу.

          1.7.Скорректировать типовое положение об общеобразовательном учреждении, в котором не запрещается, но и не предусматривается создание в школах разнообразных структурных подразделений, направленных на реализацию уставных  целей и развитие школы.  (Исключение составляют филиалы (п.21) и упоминание о праве школ на реализацию программа дошкольного и дополнительного образования (п.2.)).  

          В Типовом положении отсутствует указание на то, что его действие распространяется на структурные подразделения других образовательных организаций, реализующих программы общего образования, в части не   противоречащей статусу этих подразделений (т.е. за исключением прав юридического  лица, порядка управления,  имущественных прав и. т.п.,  которых у подразделения быть не может).

При разработке нового типового Положения об  общеобразовательном  учреждении  учесть региональные особенности практики реализации профильного обучения (ресурсные центры, гимназии, лицеи).

 

          1.8. В списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на льготные отпуска, уточнить указание на возможность зачета работы в соответствующих структурных подразделениях новых сетевых единиц.

1.9.  Рассмотреть возможность включения в классификацию профессий, необходимых при реализации профильного обучения.

 

2. Органам государственной власти субъектов РФ:

          Направить усилия на удовлетворение сопровождения, обмена опытом и информацией по вопросам организации профильного обучения, диверсификации содержания образования, формирования образовательных компетенций,  развития региональных  систем образования и их интеграции в российское  образовательное пространство. 

          3. Органам местного самоуправления:

          3.1. Осуществлять постоянное информационно-аналитическое взаимодействие с целью  развития  государственно-общественного управления в муниципальной системе  образования.    

          3.2. Создавать необходимые условия для развития социально-значимой деятельности школьников, ученического самоуправления,  детских общественных организаций- как инструментов  социализации молодежи. 

          3.3.  Разработать механизмы  финансирования профильного обучения с учетом особенностей  и традиций муниципальной системы образования.

          3.4. Повышать общественный статус  гражданско-патриотического  воспитания в учреждениях образования всех уровней- от дошкольного до высшего  профессионального – на основе отечественных традиций и современного опыта;  

          4. Исполнительной дирекции АСДГ: 

          4.1. Обобщить  предложения участников конференции и направить их заинтересованным органам государственной власти, средствам  массовой информации.

          4.2. Одобрить деятельность администрации г. Барнаула по созданию нормативно-правовых, научно-методических и информационно-аналитических  условий.  

4.3.  Издать сборник материалов конференции.