|
СОЮЗ ПОХОРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КРЕМАТОРИЕВ
АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
13-14 сентября 2007 г., Новосибирск
Настоящая конференция была организована и проведена в рамках программы реализации Рекомендаций парламентских слушаний по вопросам совершенствования похоронного дела и его законодательства, состоявшихся в государственной Думе РФ в 2003 и 2007 гг. (текст рекомендаций прилагается к Резолюции).
В конференции приняло участие 72 человека, среди них представители органов исполнительной власти субъектов РФ, Департаментов и Управлений города Новосибирска, руководители муниципалитетов, представители органов управления Союза похоронных организаций и крематориев и Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, руководители и специалисты предприятий и т.д.
Проблемы функционирования похоронной отрасли и развития ее законодательной базы за последние годы неоднократно обсуждались на различных межрегиональных и международных семинарах и конференциях, дважды на парламентских слушаниях в Госдуме РФ, совещаниях и заседаниях членов СПОК. Сложившуюся ситуацию специалисты считают критической и неоднократно предлагали целый комплекс мер по разрешению возникших трудностей.
Статистика указывает на тревожные демографические тенденции. Каждый год в стране умирает более 2 млн. человек, нелегкий и обременительный в финансовом отношении путь организации их похорон касается десятков миллионов родных и близких.
Основные законодательные акты, регламентирующие организацию похоронного дела, были приняты в середине 90-х годов ХХ века. В первую очередь, это Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указ Президента РФ от 29 июня 1996 г. №1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", Положение о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг, отмененное позже, гигиенические требования к объектам похоронного назначения Минздравсоцразвития России и рекомендательные документы Госстроя России. Фактически похоронное обслуживание населения обеспечивалось этими нормативно-правовыми документами более 10 лет. Вместе с тем, на федеральном уровне все еще нет определенности в подходах к дальнейшему совершенствованию похоронной отрасли.
Можно с уверенностью сказать, что законодательная база похоронного дела устарела и превратилась в тормоз для его развития. Сегодня она не отражает:
– состава, принципов, целей и функций похоронного дела как самостоятельного вида деятельности;
– совокупности правовых отношений всех участников процесса организации похорон и погребения;
– объемного понятийного аппарата и четкой трактовки всех терминов по похоронному делу;
– социальной значимости похоронного дела;
– этических основ и принципов похоронной деятельности;
– его самостоятельности и необходимости построения единой системы управления, включающей все уровни;
– вопросов формирования системы финансирования с привлечением всех возможных источников;
– порядка создания и работы объектов похоронного назначения и похоронных предприятий;
– вопросов кадрового обеспечения и управления;
– специфики оказания ритуально-похоронных услуг и реалий рынка с его мощным коммерческим сектором;
– практики организации похоронного дела в различных регионах, в т.ч. новых похоронных технологий и форм обслуживания;
– крайней важности контроля качества в сфере похоронного обслуживания и т.д.
По итогам обсуждения участники конференции обращаются с предложениями:
- Федеральным органам государственной власти
- Органам государственной власти субъектов РФ
- Органам местного самоуправления
1. Определить формы государственного регулирования и государственной поддержки похоронного дела как социально значимого для государства вида деятельности.
В настоящее время такие формы законодательно не определены.
2. Установить, что государственное регулирование похоронного дела в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики в данной сфере.
В настоящее время такой орган законодательно не определен.
3. Провести индексацию суммы социального пособия на погребение (ст. 10 ФЗ-8 "О погребении и похоронном деле"). Предусмотреть последующую ежегодную индексацию суммы социального пособия на погребение.
В настоящее время размер социального пособия на погребение не может превышать 1 000 руб.
4. Установить, что финансирование компенсации затрат специализированным службам по вопросам похоронного дела на выполнение услуги по захоронению умерших граждан, личность которых не установлена или чьи тела не востребованы для погребения родными и близкими, а также финансирование выплат гражданам социального пособия на погребение умершего, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время в возмещении участвуют Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ, сами являясь дотационными.
Как вариант:
Также обсуждался вопрос о порядке создания и функционирования специализированных служб по вопросам похоронного дела (ФЗ-8 ст. 29). Были сформулированы 2 основные позиции:
1. Трактовка в законе остается та же. В этом случае необходимо определить правила взаимодействия спецслужб с остальными участниками рынка – хозяйствующими субъектами различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями. При этом учесть все нормы законодательства РФ о конкуренции.
2. Заменить существующую формулировку в законе на следующую: "Органы местного самоуправления определяют порядок создания специализированных служб… и далее по тексту". При этом к вариантам создания, кроме прямого учреждения МУП или МУ, добавятся организации различных форм собственности которым, присваивается статус специализировнной службы по вопросам похоронного дела на тех или иных условиях и т.д. Тем более, что Правительством РФ взят курс на ликвидацию МУПов в сфере услуг.
- Союзу похоронных организаций и крематориев по Сибирскому Федеральному Округу:
Информировать руководителей предприятий - членов Союза похоронных организаций и крематориев о результатах работы конференции.
- Исполнительной дирекции АСДГ:
Информировать руководителей органов исполнительной власти муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока о результатах работы конференции.
В заключении признать значимость проведения подобных мероприятий, назначить ответственных лиц за реализацию положений Резолюции в конкретных городах, определить сроки и источники финансирования.