РЕКОМЕНДАЦИИ

III ежегодной конференции АСДГ

 "О некоторых вопросах организации выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления и регистрации (учета) избирателей, участников референдума"

17-18 мая 2007 г., Омск

 

О возможных направлениях оптимизации системы избирательных

    комиссий при организации выборов федерального уровня

 

Участники конференции отмечают, что подготовка и проведение выборов в Российской Федерации, в том числе федерального уровня, строится практически в разрезе муниципальных  образований (сотовая организационная структура). Поэтому так важен управленческий механизм, способный взаимосвязано и комплексно организовать реализацию всех плановых мероприятий по подготовке  и проведению выборов на единой (обособленной) территории.

Не случайно подавляющий объем законодательных предписаний организационного характера адресован уровню муниципальных образований: регистрация (учет) избирателей; представление в избирательные комиссии сведений об избирателях; образование избирательных участков, включая выделение помещений для голосования; оборудование специальных мест для информационных и агитационных материалов; участие муниципальных средств массовой информации  в информировании избирателей и т.д.

Организационным задачам органов муниципальной власти корреспондируют соответствующие "муниципальные" направления деятельности избирательных комиссий – составление списков избирателей; формирование участковых избирательных комиссий; оборудование помещений и материально-техническое обеспечение деятельности избирательных комиссий; работа с муниципальными средствами массовой информации.  Наконец, результаты голосования определяются, как правило, в разрезе муниципальных образований.

В этих условиях важнейшим качеством системы органов, организующих выборы на определенной территории, по мнению участников конференции, является способность к оперативному и эффективному взаимодействию и координации усилий.

Выстроенная в соответствии с действующим избирательным законодательством система избирательных комиссий в целом доказала свою эффективность и способность интегрироваться в общую схему организаторов выборов. Принципиально важным является то обстоятельство, что зона ответственности территориальных избирательных комиссий, действующих теперь на постоянной основе, совпадает в большинстве случаев с зоной ответственности руководителей муниципальных образований. В  муниципальных районах и небольших городах, не имеющих административно-территориального деления, территориальные избирательные комиссии, как правило,  одновременно осуществляют полномочия избирательных комиссий муниципальных образований (возможен и обратный вариант).

Вместе с тем, в крупных городах (городских округах), имеющих административно-территориальное деление, при проведении выборов федерального уровня в системе координации происходит сбой.

В крупных городах территориальные избирательные комиссии создаются и действуют в границах районов, администрации которых обладают весьма ограниченной компетенцией. Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев члены таких комиссий работают не на штатной основе,  задача координации деятельности комиссий и организационных служб городского уровня перелагается на избирательные комиссии субъектов федерации. Это неизбежно ограничивает оперативность и полноту взаимодействия и налагает неоправданную дополнительную нагрузку на комиссию региона.

Очевидна необходимость в городском округе городской комиссии, осуществляющей внутреннюю координацию районных ТИКов и обеспечивающую согласование управленческого ресурса и ресурса комиссий  на городском уровне.

Готовым потенциалом, в этом смысле, обладают комиссии муниципальных образований, действующие в городских округах на постоянной основе и имеющие большой опыт организации избирательных кампаний в масштабах города. Однако, сегодня ИКМО из системы избирательных комиссий, принимающих участие в организации федеральных выборов, исключены. Закон предусматривает возможность возложения на них полномочий одной из ТИК, но это не решает  проблему в комплексе.

        Участники конференции полагают, что весьма разумным вариантом для городов с территориальным делением представляется использование действующей избирательной комиссии муниципального образования в качестве координирующей (базовой) территориальной комиссии, причем не только в период организации и проведения выборов, но и в межвыборный период (обучение организаторов выборов и других участников избирательного процесса, подготовка кадрового резерва, оказание методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям и т.д.).

Учитывая, что до начала федеральных избирательных кампаний осталось недостаточно времени для решения этого вопроса в законодательном порядке, предлагается внести изменения в Методические рекомендации по организации работы базовых (опорных) территориальных избирательных комиссий (письмо ЦИК РФ  от 31 мая 2005 года № 01-23/1524).

Так, пункт 1.8 указанных Методических рекомендаций предлагается дополнить предложением следующего содержания: "В городских округах с территориальным делением (административных центрах субъектов РФ) базовые ТИК могут образовываться (образуются) на основе избирательных комиссий муниципальных образований, имеющих статус юридического лица.".

Кроме того, в соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и Положением "О государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации" функция регистрации (учета) избирателей возложена на главу муниципального образования.

Очевидно, что ИКМО способны оказать действенную помощь в осуществлении этой функции, координируя работу между районами города.

В целях обеспечения единообразия практики организации учета в Российской Федерации предлагается последний абзац пункта 1.2. указанного Положения дополнить  предложением следующего содержания: "При этом в городских округах с территориальным делением (административных центрах субъектов РФ) к работе по регистрации (учету) избирателей, участников референдума привлекаются избирательные комиссии муниципальных образований, имеющие статус юридического лица при наличии согласия муниципального образования" (учитывая возможность осуществления муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий за счет собственных доходов местных бюджетов в соответствии с п.2 ст. 16.1. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. От 10.05.2007 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

            При этом необходимо решить вопрос комплектования ИКМО КСА (поставка комплексов возможна за счет средств местных бюджетов,  кроме того, должны быть решены вопросы обслуживания и поддержания указанных комплексов по линии ФЦИ при ЦИК РФ и статуса системных администраторов ИКМО).

         Немаловажным аргументом в пользу привлечения избирательных комиссий муниципальных образований для организации выборов федерального и регионального уровня и в межвыборный период является их материально-техническая самодостаточность и отсутствие необходимости дополнительного федерального финансирования.