АССОЦИАЦИЯ  СИБИРСКИХ  И  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ  ГОРОДОВ

 


630099, г. Новосибирск,  ул. Вокзальная магистраль, 16

Тел. (383) 223-85-00, 218-10-05, факс 227-11-08

E-mail: admin@asdg.ru

www.asdg.ru

 

Информационное сообщение

об итогах конференции АСДГ

 

1-2 марта 2007 года в Новосибирске прошла конференция "Благотворительность в городах Сибири и Дальнего Востока: роль муниципалитетов". В качестве организаторов выступила Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) совместно с Межрегиональным Общественным Фондом "Сибирский центр поддержки общественных инициатив" (МОФ СЦПОИ) и мэрией города Новосибирска.

Конференция была проведена в качестве завершающего мероприятия проекта "Роль муниципалитетов в развитии благотворительности в Сибири и на Дальнем Востоке: опыт и перспективы", который АСДГ проводит в партнерстве с МОФ СЦПОИ при поддержке Канадского фонда "Гражданское общество".

В конференции приняли участие представители муниципальных властей, неправительственных организаций, а также коммерческого сектора из Красноярска, Новосибирска, Барнаула, Томска, Москвы, Шелехова, Улан-Удэ, Омска, Кемерово, Хабаровска, Тюмени, Горно-Алтайска, Айхала, Усть-Илимска, Норильска, Рубцовска, Южно-Сахалинска и Бердска. В качестве экспертов в конференции участвовали представители Общественной палаты РФ, Национальной Инициативы "2006 – Год благотворительности в России", Фонда "Институт экономики города" и Российского представительства CAF (Charities Aid Foundation).

 

"Важнейшим условием формирования гражданского общества является активное устойчивое развитие благотворительной сферы. Определяющую роль в создании условий для ее стимулирования на уровне городского сообщества призван выполнять муниципалитет", - сказал заместитель мэра Новосибирска П.Б. Попов, приветствуя участников конференции от имени  Президента АСДГ, мэра Новосибирска В.Ф. Городецкого.

 

На первой пленарной сессии с докладом "Благотворительность как инструмент гражданского общества в реализации социальной политики" выступил член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства В.И. Васильев. В докладе системно и кратко было проанализировано состояние благотворительности в России, которое "можно оценить следующими характеристиками: благотворительность в нашем обществе развита слабо, необходимость ее развития в государстве и обществе не осознана,  благотворительные ресурсы вомногом используются не по назначению, благотворительное движение неустойчиво и плохо справляется со своей миссией." Представив основные принципы и функции благотворительности, В.И. Васильев охарактеризовал основные задачи, которые для себя определила Комиссия Общественной палаты РФ по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства, отметив при этом, что "решение этих задач невозможно без кардинального изменения политики самого государства к благотворительности и проявлению милосердия, без преодоления недоверия, непонимания и недооценки высокими государственными чиновниками федерального и регионального уровня значимости и особой роли благотворительности, как эффективного инструмента социальной политики, которая может служить достойным примером лучших традиций многих поколений россиян".

На этой же сессии с докладом "2006 – Год благотворительности в России: итоги и перспективы развития" выступила руководитель Информационного Центра Национальной Инициативы "2006 – Год благотворительности в России" Л.М. Булгакова, отметив, что среди предпосылок для реализации проекта можно выделить такие факторы – "объем пожертвований в стране достиг ежегодного объема в  $1,5 млрд. и увеличивается; 87% корпораций в России намерены развивать благотворительное направление;55% российских граждан ничего не знают о деятельности благотворительных организаций и только 2% сталкивались с ней лично; 59% населения страны ждет помощи от государства, 41% - от благотворительных фондов, 25% - от частных лиц".Среди проблем, тормозящих развитие благотворительной сферы, докладчик отметила безразличие государства, прессинг законодательства, скепсис СМИ, равнодушие и цинизм общества, изолированность благотворительного сообщества, дискредитацию благотворительной идеи.

Представив инициаторов, организационную структуру, цели и задачи Национальной инициативы, мероприятия Первого Всероссийского Фестиваля Добрых Дел, Л.М. Булгакова подробно осветила деятельность информационного центра проекта, который сейчас действует как Информационный Центр "Благотворительность в России" - первый в стране независимый центр аналитической, информационной и организационной поддержки участников благотворительной деятельности, выполняющий роль многофункциональной пресс-службы, действующей в интересах всех благотворителей России.В качестве результатов проекта "2006 – Год благотворительности в России" докладчик отметила увеличение числа участников благотворительного процесса, создание условий для развития благотворительности, взаимодействие со СМИ и повышение информированности общества. В заключении были подробно представлены приоритетные направления работы в 2007 году.

 

На второй пленарной сессии "Муниципалитет и благотворительность. Возможности муниципалитета в стимулировании развития благотворительности" в качестве вводного выступления участникам был представлен доклад руководителя сектора "Социальное партнерство" Фонда "Институт экономики города" И.Л. Ошурковой "Возможностимуниципалитета в стимулировании развития благотворительной сферы".

Был сделан экспертный анализ того, что делают и что могли бы делать муниципалитеты для развития благотворительности, освещен комплекс современных вопросов муниципального управления в благотворительной сфере, представлен анализ роли 131-ФЗ для развития благотворительности, возможностей частно-государственных партнерств и других видов сотрудничества. В качестве основных проблем муниципалитетов при развитии благотворительной сферы отмечены "недостаток политической воли и недостаточный профессионализм государственных и муниципальных служащих (отсутствует система специализированного образования и повышения квалификации), отсутствие критической массы благотворительных организаций с прозрачной системой управления, отсутствие инфраструктуры в виде отечественных государственных фондов и в целом отсутствие целенаправленной государственной политики, определяющей стратегию, приоритеты и условия государственного финансирования благотворительной сферы, а также недостаточное правовое обеспечение деятельности благотворительных организаций, отсутствие адекватной правовой базы деятельности фондов, несовершенство налогового и другого законодательства в благотворительной сфере". Представителем Фонда "Институт экономики города" были приведены примеры эффективных моделей взаимодействия власти и бизнеса в развитии благотворительности.

 

В рамках второй пленарной сессии были представлены доклады практиков:

·М.А. Ян, заместитель мэра г. Улан-Удэ по социальной политике ("Благотворительность – современная социальная технология. Опыт города Улан-Удэ"),

·Р.К. Устинова, заместитель главы администрации г. Бердска по социальным вопросам ("Социальное партнерство как основа развития благотворительности в городе Бердске"),

·Т.И. Макогон, председатель комитета по местному самоуправлению администрации г. Томска ("Роль благотворительности в структурировании социального партнерства в городе Томске"),

·И.В. Зарубин, заместитель главы г. Норильска по вопросам науки, образования, культуры, спорта и молодежной политике ("Взаимодействие Администрации города Норильска и Фонда Михаила Прохорова"),

·Ю.В. Мелентьева, начальник отдела по экономике и развитию малого бизнеса администрации г. Шелехова ("Социальное партнерство и благотворительность как инструменты повышения качества жизни населения"),

·А.В. Рождественский, председатель комитета по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администрации г. Барнаула ("Деятельность Администрации города Барнаула, направленная на привлечение предпринимателей к благотворительной деятельности"),

·Д.А. Антонов, начальник отдела новых технологий и взаимодействия с общественными объединениями департамента социальной политики администрации г. Красноярска ("Становление системного подхода администрации города Красноярска к формированию благотворительной сферы"),

·Е.И. Казакова, начальник отдела поддержки общественных инициатив управления общественных связей мэрии Новосибирска ("Благотворительность и добровольчество – эффективные формы развития общественных и гражданских инициатив").

Особый интерес участников вызвали выступления представителей Томска и Улан-Удэ, рассказавших о реальных проблемах, с которыми сталкиваются муниципальные власти как в сфере стимулирования благотворительности, так и в сфере социальной работы и взаимодействия с населением в целом. Также интересными были доклады представителя Красноярска (по мнению экспертов АСДГ, Администрация этого города является наиболее эффективно работающей в развитии системного подхода к формированию благотворительной сферы) и представителя Шелехова, где реализуется уникальный проект "Содействие реформе местного самоуправления и комплексное социально-экономическое развитие территорий присутствия Группы СУАЛ в регионах РФ".

 

На третьей пленарной сессии был представлен доклад координатора проекта АСДГ О.А. Матузова "Нормативно-правовая база муниципального уровня, существующие и лучшие практики стимулирования благотворительности муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока". Структурирование разнообразной и пестрой системы стимулирования благотворительности на основе анализа муниципальных нормативно-правовых актов и результатов опроса муниципалитетов позволило выделить следующие направления деятельности муниципалитетов, перспективные с точки зрения описания "лучших практик": система ценностей(моральное стимулирование), система выгод (материальное стимулирование) и система координат (правила и процедуры).

Следующий доклад президента МОФ СЦПОИ Е.П. Малицкой "Благотворительность в системе взаимодействия общественных организаций, муниципальных властей и коммерческого сектора" представил основные особенности и тенденции развития национальной благотворительности. В качестве основных направлений взаимодействия в сообществе по улучшению условий осуществления благотворительной деятельности докладчик выделила финансовую поддержку благотворительной деятельности, формирование общественного мнения и широкого информирования населения для вовлечения его в благотворительную деятельность, а также создание реального социального партнерства между властью, бизнесом и общественным сектором.

 

В рамках четвертой пленарной сессии "Сотрудничество власти, бизнеса и общественных организаций в целях развития благотворительности" были представлены доклады и презентации представителей НКО (благотворительных фондов, ресурсных центров, ТОС) и коммерческого сектора. Особый интерес вызвали доклады президента Международного благотворительного фонда SM.charity А.Ф. Тарасевича "Роль благотворительных организаций в развитии муниципального здравоохранения (на примере реализации проекта "Реанимация Сибири")" и исполнительного директора Фонда "Центр социальных программ" компании РУСАЛ И.В. Сухотина "Партнерство с органами местного самоуправления как эффективный инструмент реализации благотворительной политики компании РУСАЛ".

 

Пятая пленарная сессия "Фонд местного сообщества как инструмент развития благотворительности" началась с доклада руководителя программ CAF-РоссияЛ.В. Аврориной "Фонды Местных Сообществ в России:практика, возможности и риски". Было представлено собственно описание ФМС, его структуры и российской практики, в качестве необходимых предпосылок для создания ФМС отмечены следующие: в городах есть готовность к инновациям и стремление использовать новые методы работы;есть понимание того, что социальное партнерство - основа развития и стабильности; существуют механизмы привлечения средств для решения социальных проблем (Внебюджетные фонды, Советы директоров городов, Попечительские советы школ, школьные фонды, шефская помощь); есть активные НКО и инициативные группы граждан;органы власти отзывчивы на инициативы от различных групп населения. Докладчик представила сложности и риски у работающих ФМС, а также ресурсы, предоставляемые CAF, в том числе гранты развития на становление фонда.

Затем были представлены презентации активно действующих фондов местного сообщества, с которыми выступили исполнительный директор Благотворительного фонда местного сообщества "Барнаул" И.А. Селивёрстова, генеральный директор Городского благотворительного фонда "Развитие" (Рубцовск) Т.В. Буканович, специалист по привлечению средств Благотворительного Фонда развития города Тюмени Е.Д. Обрядина, заместитель директор Благотворительного фонда местного сообщества им. Григория Шелехова О.Г. Хомколова. Презентации были эффектными как с точки зрения представления собственно деятельности фондов, так и с точки зрения использования мультимедийных возможностей – даже в этом внешнем факторе ощущался профессионализм работы ФМС. Представители фондов по просьбе организаторов конференции особо рассматривали практику взаимодействия организации с муниципальными властями.

 

Далее конференция продолжила свою работу в трех секциях - муниципалитет и благотворительность: взгляд органов местного самоуправления; муниципалитет и благотворительность: взгляд общественных организаций;муниципалитет и благотворительность: взгляд коммерческого сектора. Цель работы каждой секций заключалась в обсуждении и формулировке предложений и рекомендаций муниципальным властям, способствующих развитию благотворительной сферы.

 

В рамках шестой пленарной сессии "Итоги и планы на будущее" были представлены рекомендации муниципальным властям, выработанные на каждой из трех секций. По мнению участников конференции, основная задача муниципалитетов в этом направлении – содействовать созданию инфраструктуры благотворительности. Следует обратить особое внимание на формирование положительного имиджа благотворителей и развивать моральные формы поощрения благотворителей. Муниципальным властям рекомендовано творчески использовать "лучшие практики" в сфере материального стимулирования благотворительности. Представляется важным формализовать отношения между бизнесом и муниципальной властью в благотворительной сфере, при этом сформулировать правила и процедуры, привлекательные для всего городского бизнес-сообщества. Оправданным и логичным представляется адекватное использование административного ресурса при проведении благотворительных акций и кампаний. Участники конференции отметили, что модель фондов местных сообществ является наиболее успешной технологией развития благотворительности, предусматривающая сотрудничество власти, бизнеса и общественности. Отдельные пожелания были адресованы к АСДГ, среди которых – организация постоянно действующей секции по работе муниципалитетов с населением или общественностью, развитие системы подготовки кадров и обучающих семинаров в этой сфере, а также активное использование ресурсов АСДГ для информирования муниципальных властей о развитии благотворительности.

Полный набор рекомендаций в настоящее время дорабатывается и будет представлен муниципалитетам в ближайшее время.

 

С заключительным словом к участникам конференции обратился генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ М.А. Зайцев, поблагодарив всех участников за активную работу на конференции и выразив уверенность в необходимости продолжения эффективного сотрудничества всех субъектов благотворительной деятельности.

 

Материалы конференции, включая доклады участников и рекомендации, могут быть получены в Исполнительной дирекции АСДГ по запросу: admin@asdg.ru