АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16 Тел. (383) 223-85-00, 218-10-05, факс 227-11-08 |
E-mail: admin@asdg.ru www.asdg.ru |
Информационное сообщение
об итогах конференции АСДГ
1-2 марта 2007 года в Новосибирске прошла конференция "Благотворительность в городах Сибири и Дальнего Востока: роль муниципалитетов". В качестве организаторов выступила Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) совместно с Межрегиональным Общественным Фондом "Сибирский центр поддержки общественных инициатив" (МОФ СЦПОИ) и мэрией города Новосибирска.
Конференция была проведена в качестве завершающего мероприятия проекта "Роль муниципалитетов в развитии благотворительности в Сибири и на Дальнем Востоке: опыт и перспективы", который АСДГ проводит в партнерстве с МОФ СЦПОИ при поддержке Канадского фонда "Гражданское общество".
В конференции приняли участие представители муниципальных властей, неправительственных организаций, а также коммерческого сектора из Красноярска, Новосибирска, Барнаула, Томска, Москвы, Шелехова, Улан-Удэ, Омска, Кемерово, Хабаровска, Тюмени, Горно-Алтайска, Айхала, Усть-Илимска, Норильска, Рубцовска, Южно-Сахалинска и Бердска. В качестве экспертов в конференции участвовали представители Общественной палаты РФ, Национальной Инициативы "2006 – Год благотворительности в России", Фонда "Институт экономики города" и Российского представительства CAF (Charities Aid Foundation).
"Важнейшим условием формирования гражданского общества является активное устойчивое развитие благотворительной сферы. Определяющую роль в создании условий для ее стимулирования на уровне городского сообщества призван выполнять муниципалитет", - сказал заместитель мэра Новосибирска П.Б. Попов, приветствуя участников конференции от имени Президента АСДГ, мэра Новосибирска В.Ф. Городецкого.
На первой пленарной сессии с докладом "Благотворительность как инструмент гражданского общества в реализации социальной политики" выступил член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства В.И. Васильев. В докладе системно и кратко было проанализировано состояние благотворительности в России, которое "можно оценить следующими характеристиками: благотворительность в нашем обществе развита слабо, необходимость ее развития в государстве и обществе не осознана, благотворительные ресурсы вомногом используются не по назначению, благотворительное движение неустойчиво и плохо справляется со своей миссией." Представив основные принципы и функции благотворительности, В.И. Васильев охарактеризовал основные задачи, которые для себя определила Комиссия Общественной палаты РФ по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства, отметив при этом, что "решение этих задач невозможно без кардинального изменения политики самого государства к благотворительности и проявлению милосердия, без преодоления недоверия, непонимания и недооценки высокими государственными чиновниками федерального и регионального уровня значимости и особой роли благотворительности, как эффективного инструмента социальной политики, которая может служить достойным примером лучших традиций многих поколений россиян".
Представив инициаторов, организационную структуру, цели и задачи Национальной инициативы, мероприятия Первого Всероссийского Фестиваля Добрых Дел, Л.М. Булгакова подробно осветила деятельность информационного центра проекта, который сейчас действует как Информационный Центр "Благотворительность в России" - первый в стране независимый центр аналитической, информационной и организационной поддержки участников благотворительной деятельности, выполняющий роль многофункциональной пресс-службы, действующей в интересах всех благотворителей России.В качестве результатов проекта "2006 – Год благотворительности в России" докладчик отметила увеличение числа участников благотворительного процесса, создание условий для развития благотворительности, взаимодействие со СМИ и повышение информированности общества. В заключении были подробно представлены приоритетные направления работы в 2007 году.
На второй пленарной сессии "Муниципалитет и благотворительность. Возможности муниципалитета в стимулировании развития благотворительности" в качестве вводного выступления участникам был представлен доклад руководителя сектора "Социальное партнерство" Фонда "Институт экономики города" И.Л. Ошурковой "Возможностимуниципалитета в стимулировании развития благотворительной сферы".
Был сделан экспертный анализ того, что делают и что могли бы делать муниципалитеты для развития благотворительности, освещен комплекс современных вопросов муниципального управления в благотворительной сфере, представлен анализ роли 131-ФЗ для развития благотворительности, возможностей частно-государственных партнерств и других видов сотрудничества. В качестве основных проблем муниципалитетов при развитии благотворительной сферы отмечены "недостаток политической воли и недостаточный профессионализм государственных и муниципальных служащих (отсутствует система специализированного образования и повышения квалификации), отсутствие критической массы благотворительных организаций с прозрачной системой управления, отсутствие инфраструктуры в виде отечественных государственных фондов и в целом отсутствие целенаправленной государственной политики, определяющей стратегию, приоритеты и условия государственного финансирования благотворительной сферы, а также недостаточное правовое обеспечение деятельности благотворительных организаций, отсутствие адекватной правовой базы деятельности фондов, несовершенство налогового и другого законодательства в благотворительной сфере". Представителем Фонда "Институт экономики города" были приведены примеры эффективных моделей взаимодействия власти и бизнеса в развитии благотворительности.
В рамках второй пленарной сессии были представлены доклады практиков:
·М.А. Ян, заместитель мэра г. Улан-Удэ по социальной политике ("Благотворительность – современная социальная технология. Опыт города Улан-Удэ"),
·Р.К. Устинова, заместитель главы администрации г. Бердска по социальным вопросам ("Социальное партнерство как основа развития благотворительности в городе Бердске"),
·Т.И. Макогон, председатель комитета по местному самоуправлению администрации г. Томска ("Роль благотворительности в структурировании социального партнерства в городе Томске"),
·И.В. Зарубин, заместитель главы г. Норильска по вопросам науки, образования, культуры, спорта и молодежной политике ("Взаимодействие Администрации города Норильска и Фонда Михаила Прохорова"),
·Ю.В. Мелентьева, начальник отдела по экономике и развитию малого бизнеса администрации г. Шелехова ("Социальное партнерство и благотворительность как инструменты повышения качества жизни населения"),
·А.В. Рождественский, председатель комитета по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администрации г. Барнаула ("Деятельность Администрации города Барнаула, направленная на привлечение предпринимателей к благотворительной деятельности"),
·Д.А. Антонов, начальник отдела новых технологий и взаимодействия с общественными объединениями департамента социальной политики администрации г. Красноярска ("Становление системного подхода администрации города Красноярска к формированию благотворительной сферы"),
·Е.И. Казакова, начальник отдела поддержки общественных инициатив управления общественных связей мэрии Новосибирска ("Благотворительность и добровольчество – эффективные формы развития общественных и гражданских инициатив").
Особый интерес участников вызвали выступления представителей Томска и Улан-Удэ, рассказавших о реальных проблемах, с которыми сталкиваются муниципальные власти как в сфере стимулирования благотворительности, так и в сфере социальной работы и взаимодействия с населением в целом. Также интересными были доклады представителя Красноярска (по мнению экспертов АСДГ, Администрация этого города является наиболее эффективно работающей в развитии системного подхода к формированию благотворительной сферы) и представителя Шелехова, где реализуется уникальный проект "Содействие реформе местного самоуправления и комплексное социально-экономическое развитие территорий присутствия Группы СУАЛ в регионах РФ".
На третьей пленарной сессии был представлен доклад координатора проекта АСДГ О.А. Матузова "Нормативно-правовая база муниципального уровня, существующие и лучшие практики стимулирования благотворительности муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока". Структурирование разнообразной и пестрой системы стимулирования благотворительности на основе анализа муниципальных нормативно-правовых актов и результатов опроса муниципалитетов позволило выделить следующие направления деятельности муниципалитетов, перспективные с точки зрения описания "лучших практик": система ценностей(моральное стимулирование), система выгод (материальное стимулирование) и система координат (правила и процедуры).
Следующий доклад президента МОФ СЦПОИ Е.П. Малицкой "Благотворительность в системе взаимодействия общественных организаций, муниципальных властей и коммерческого сектора" представил основные особенности и тенденции развития национальной благотворительности. В качестве основных направлений взаимодействия в сообществе по улучшению условий осуществления благотворительной деятельности докладчик выделила финансовую поддержку благотворительной деятельности, формирование общественного мнения и широкого информирования населения для вовлечения его в благотворительную деятельность, а также создание реального социального партнерства между властью, бизнесом и общественным сектором.
Пятая пленарная сессия "Фонд местного сообщества как инструмент развития благотворительности" началась с доклада руководителя программ CAF-РоссияЛ.В. Аврориной "Фонды Местных Сообществ в России:практика, возможности и риски". Было представлено собственно описание ФМС, его структуры и российской практики, в качестве необходимых предпосылок для создания ФМС отмечены следующие: в городах есть готовность к инновациям и стремление использовать новые методы работы;есть понимание того, что социальное партнерство - основа развития и стабильности; существуют механизмы привлечения средств для решения социальных проблем (Внебюджетные фонды, Советы директоров городов, Попечительские советы школ, школьные фонды, шефская помощь); есть активные НКО и инициативные группы граждан;органы власти отзывчивы на инициативы от различных групп населения. Докладчик представила сложности и риски у работающих ФМС, а также ресурсы, предоставляемые CAF, в том числе гранты развития на становление фонда.