Конференция
"Благотворительность в городах Сибири и Дальнего Востока:
роль муниципалитетов"
1-2 марта 2007 г., Новосибирск
Рекомендации
По результатам работы секций были выработаны рекомендации, обращенные главным образом к муниципальной власти:
1. Признать благотворительность одной из важных перспективных социальных технологий по развитию муниципального сообщества.
2. Обозначить основным ресурсом благотворительности в муниципальных образованиях собственно городское сообщество и каждого конкретного человека.
3. Стремиться к осознанию муниципальными властями своей роли в создании инфраструктуры, определении правил и координации усилий, направленных на развитие благотворительной сферы на местном уровне. При этом важно ориентироваться не только на развитие корпоративной благотворительности, но и уделять должное внимание созданию благоприятных возможностей для развития частной благотворительности.
4. Включить благотворительность в стратегический план развития территорий.
5. Рекомендовать создание специального долгосрочного плана развития системной стратегической благотворительности на муниципальном уровне.
6. Внедрять системный подход к развитию комплексной благотворительности в муниципалитетах через трехстороннее сотрудничество секторов (власть - общественные организации - бизнес) при определяющей роли муниципалитета в создании инфраструктуры поддержки для стимулирования этой деятельности. Системный подход подразумевает планирование (анализ ситуации, разработка стратегий развития и комплексных программ), организацию (создание правовых условий, обучение), мотивацию и продвижение (создание площадки для взаимодействия трех секторов и единого информационного пространства, разработка системы поощрений и т.д.) и контроль (ведение мониторинга, отчеты администрации по исполнению целевых программ, отчеты общественных организаций, обеспечение прозрачности и др.).
7. Формировать положительный имидж благотворительной деятельности и благотворителей.
8. Внедрять в муниципалитетах технологии продвижения положительного отношения к благотворительной деятельности, а также положительного имиджа собственной деятельности в благотворительной сфере, в том числе используя возможности социальной рекламы.
9. Признать важным направлением деятельности для муниципальных властей создание информационного пространства благотворительной сферы. Необходимо, чтобы этим направлением занимались профессионалы и привлекались специалисты по информационной политике. Муниципальным властям следует играть инициативную роль в сборе информации по благотворительным проектам, формировании баз данных и по благотворителям, и по инициативам общественности и коммерческого сектора.
10.Распространять информацию о технологиях муниципальных властей в стимулировании благотворительности через крупные сетевые структуры взаимодействия общественных организаций и межмуниципального сотрудничества, в том числе федерального уровня.
11.Считать необходимым использование и развитие муниципалитетами разнообразных форм морального поощрения участников благотворительной деятельности.
12.Признать технологию "фонд местного сообщества" одним из эффективных и практикуемых подходов для развития системной стратегической благотворительности на муниципальном уровне.
13.Отметить, что в благотворительной деятельности используемые практики и существующий опыт многогранен и разнообразен, необходимо его систематизировать и предоставлять всем потенциально заинтересованным структурам для выбора наиболее предпочтительных моделей исходя из местных условий. Очевидно, что не каждый положительный опыт и не все эффективные технологии могут быть востребованы и применены на практике повсеместно. Отмечены случаи, когда, например, технологии создания фондов местных сообществ отторгались администрациями городов или успешные технологии работы градообразующих предприятий в таких городах, где нет крупного бизнеса, негативно воспринимались местным бизнес-сообществом.
14.Признать важным направлением деятельности для муниципальных властей поддержку программ обучения для всех целевых групп (в том числе для сотрудников администраций городов), участвующих в стимулировании благотворительности. Развитое состояние благотворительности требует от муниципальных служащих, занимающихся этой проблематикой, определенных профессиональных навыков.
15.Считать необходимым развитие системы финансовой поддержки со стороны муниципалитета деятельности благотворительных организаций, а также добровольческой деятельности. Необходимо развивать как успешно зарекомендовавшие себя формы (муниципальный грант, муниципальный заказ, субвенции, субсидирование), так и стремиться к разработке новых подходов в этом направлении. В частности, в последнее время в городах Сибири и Дальнего Востока крайне актуальной представляется помощь муниципальных властей в аренде помещений для благотворительных общественных организаций.
16.Отметить, что иногда происходит выхолащивание и формализация взаимодействия муниципальных властей с общественным сектором. Муниципалитеты должны стимулировать активное и творческое участие общественности в такой деятельности, где ее участие востребовано - например, при проведении экспертных советов в реализации программ муниципальных грантов или проведении конкурсов типа "Благотворитель года". Важно, чтобы в привлечении муниципальной властью общественности определяющую роль играло не выполнение формальных условий, а развитие реального сотрудничества и общественного участия.
17.Считать важным рассмотрение возможностей поощрения труда общественности со стороны муниципалитетов, стимулирование труда добровольцев и общественных структур.
18.Признать, что бизнес-сектор активно развивает свои собственные эффективные социальные программы и ожидает от муниципалитета определенных встречных шагов и предложений по развитию стратегической благотворительности.
19.Стремиться к созданию системы договорных соглашений социального партнерства между муниципалитетами и коммерческими структурами. Благотворительность является частью социальной деятельности коммерческих организаций и позиционирование этого направления в договорах социального партнерства является важным элементом выстраивания системы сотрудничества между местной властью и бизнесом в социальной сфере.
20.Использовать при разработке целевых программ развития малого и среднего предпринимательства имеющийся положительный опыт по привлечению коммерческого сектора к благотворительной деятельности.
21.Рассмотреть возможность внедрения практики в передаче администрирования муниципальных грантов и отдельных муниципальных программ в успешно работающие и активно взаимодействующие с муниципальной властью общественным организациям фонды местного сообщества.
22.Создать в структуре АСДГ секцию по работе с населением (общественностью), которая бы занималась всем комплексом задач по взаимодействию с общественными организациями. Актуальными и востребованным муниципалитетами направлением деятельности могло бы стать обучение муниципальных служащих взаимодействию с местным сообществом в благотворительной сфере, возможностям и технологиям развития благотворительной деятельности и добровольчества, а также общественных инициатив в целом.