Город и образование – общие цели и интересы.
Художественное проектирование и дизайн как содержание образования, досуга, творческой деятельности детей и молодежи – новое направление в деятельности школ, учреждений дополнительного образования города и края.
Архитектура, облик города, проектирование жизненной среды, дизайн - это те жизненные реалии, где как в фокусе сходятся интересы жителей любого города. Общие интересы муниципальной власти, населения города, молодого поколения должны совпадать не только ситуативно, в повседневном существовании города. Формирование общественного мнения, новые виды образования и досуга, культурные события и акции – вот те средства, которые способствуют решению как государственных задач, так достижению личного блага каждого гражданина. Наш город дает жителям эти возможности - системное градостроительство и благоустройство, поддержка социальных и культурных проектов, Все ли делает образование, помогает ли оно выстраивать новые цели и приоритеты в жизни молодого поколения горожан?
Образ города – уникальное состояние, синтез всех составляющих: исторической ауры, ритма современной жизни, капризов погоды, цветовой гармонии и стиля жизни горожан.
Именно мы с вами, взрослые и дети, составляем самое ценное и «живое ядро» в судьбе наших городов. Жить в родном городе - это значит думать о переменах в его судьбе, переживать и ценить его неповторимую красоту и определять своими поступками, работой и творчеством его настоящее и будущее.
Переживать и чувствовать архитектуру и дизайн можно в любом возрасте, в любой стране, в любом городе….. и во все времена. Каждый прожитый вами день разворачивается в пространстве городских улиц, вашего дома, в здании школы, в интерьерах общественных зданий. При этом мы редко задумываемся над тем, что качество и образ окружающей нас среды зависит во многом от нас и от наших попыток изменить ее, поддержать современную политику развития города. Но прежде чем действовать – необходимо осмыслить и принять архитектурное пространство, жизнь города в круг своих интересов.
Традиционное школьное образование не всегда обращает внимание детей к фрагментам их реальной жизни. Имидж и архитектурный облик города, его историческое прошлое, настоящее и будущее, дизайн жизненной среды - это не только тема для факультативных занятий. Это серьезная линия развития ребенка, залог вовлеченности его в общий ритм жизни города, в диалог поколений.
Конечно, без образовательных программ не обойтись. Но это не все.
Многие школы города всерьез занимаются проблемами проектирования и изменения своего внешнего Образа и культурной среды. Заботятся о школьной территории, справедливо считая ее визитной карточкой школы. Дети и взрослые объединяются в особые проектные группы, постигают не только в теории, но и в реальности возможности современных проектных технологий и дизайна. Начальная школа №113, лицей №9, школа №124 Свердловского района – это федеральные экспериментальные площадки, культурная практика которых связана с новыми формами воспитания и социализации детей и молодежи. В настоящее время в районе разворачиваются специальные сетевые образовательные программы для детей и взрослых. На базе Школы игрового проектирования и дизайна, школы (школа №113, школа № 93) в 2005 году пройдет апробация нескольких программ в области дизайна для детей и педагогов. Пробы в художественном проектировании, дизайне и английском языке для дошкольников и младших школьников, профильная подготовка старших школьников, обучение педагогов в качестве дизайнеров школьного пространства, проектная работа с командами школ города – вот основные направления работы этого ресурсного центра. Ресурсного потому, что ориентируется на интересы города, разных школ, всех детей и педагогов, заинтересованных в новом образовании. Если уже в начальной школе дети имеют возможность в игровых формах строить новые города, создавать интерьеры и работать над образами и идеями современных вещей – это не значит, что мы готовим будущих архитекторов и дизайнеров.. Мы пытаемся построить новое, осмысленное отношение ребенка к окружающей его жизненной среде. Такое отношение залог его будущих жизненных планов и ожиданий. Планов нового поколения, которое будет жить в городе, заботиться о его развитии и процветании.
Предвидим вопрос. Так ли необходимо и возможно ли в условиях традиционной школы привлечение педагогов и школьников к таким «экзотическим» сферам творчества и культуры? Ответы дает сама жизнь.
. Особое значение в развитии региональной системы образования имеют образовательные инновации, которые формируют гражданскую позицию подрастающего поколения, интерес к позитивной социальной активности, позволяют выстраивать профессиональные и социальные роли - актуальные и перспективные в контексте развития местного сообщества и региона. В таком ракурсе очевидна формирующая роль такого образования, которое привлекают подростков и молодежь к проблемам сохранения и развития архитектурного облика и культурного статуса нашего города.
Значительный интерес городского сообщества, в частности, в области развития потребительской культуры и образа жизни, может быть связан с такими практиками в образовании, которые формируют запрос населения, нового поколения на комфортную среду, экологические и современные материалы, индивидуальный стиль жилых и общественных интерьеров. Репутация и культурный «имидж» города, района может строиться и поддерживаться только гражданами, имеющими личное и позитивное отношение к построению современной и комфортной среды.
Рынок труда в современном городе определяет в качестве востребованных профессии, связанные с проектированием жизненной среды, ее благоустройством, созданием общественно-значимых мест досуга, общения и проявления социальной активности. Подготовка архитекторов, дизайнеров, проектировщиков выставочных, образовательных и досуговых пространств, специалистов в области социальной и потребительской рекламы – процесс, который требует проявления и актуализации творческого потенциала молодых на самых ранних этапах их формирования, в том числе в условиях общего и профильного образования.
Очевидное преобладание в современной культуре и различных видах жизнедеятельности человека информационных, проектных и игровых технологий, пространственных искусств и дизайна делает необходимым использование этих ресурсов в социальной и культурной политике.
Актуальность новых видов культурной деятельности и гуманитарного образования, необходимость привлечения детей и молодежи к освоению технологий дизайна и социального проектирования становится очевидной при обращении к таким аспектам развития нашего города:
- формирование современной «городской» культуры (информационные потоки, реклама, дизайн и т.д.); новые подходы в организации городской среды, изменение архитектурного облика городов, общественных сооружений и жилых интерьеров, мест досуга и отдыха;
- потребность в изменении качества архитектурной и предметно-пространственной среды (школ, детских садов, досуговых и культурных центров, иных общественных мест);
- появление новых культурных потребностей в подростковой и молодёжной среде; необходимость создания образовательных программ и культурных проектов, направленных на решение актуальных для молодежи проблем самоопределения и реализации в современной культуре
- наличие в городах высших учебных заведений, дающих архитектурное, художественное и дизайнерское образование, обеспечение преемственности среднего и высшего образования, поддержки художественно одаренных детей, подготовки специалистов;
- оформление новых гуманитарных областей и технологий, социально значимых профессий (дизайнер, культуролог, проектировщик образовательных, музейных и выставочных пространств и т.п.)
Все эти направления могут и должны развиваться как в системе общего, так и специального дополнительного образования нашего города и региона..
Не случайно, в наиболее развитых в технологическом отношении странах, Японии и Великобритании, еще в начале 20 века были заложены фундаментальные основы непрерывного образования и просвещения в области художественных технологий и дизайна.
Если государственные и политические деятели, педагогическое сообщество и просто родители хотят заложить основу стабильного будущего своих детей, то среди качеств нового поколения они назовут многие…. И среди них , безусловно, будут такие:
умение обустраивать свою жизненную среду, любить и развивать свой город, видеть и создавать красоту, удобство и комфорт,…. считать это личным и общественным благом.
|
Е.П. Политахина директор школы №113, руководитель Экпериментальной школы игрового проектирования и дизайна, Свердловский район, г.Красноярск.
|