Совместная деятельность Управляющих Советов
в округе Солнечном
Башмакова И.П.,
директор школы № 139
Создание Управляющего Совета округа определяется не только перспективной направленностью, но и изменением общественного поведения, общественной культуры, общественных интересов и потребностей, изменением содержания характера и образа жизни людей.
Внутришкольное пространство очень тесно связано с внешней средой, неструктурированность которой, разобщенность, снижает ценности и возможности образования и воспитания подрастающего поколения. Отсюда вытекает необходимость солидаризации усилий всех здоровых сил общества и их консолидация в целях повышения качества влияния всей педагогически ориентированной среды на молодежь. Источниками влияния на увеличения потенциала школьного и внешкольного интегрированного образовательного пространства, являются:
Местом, где решаются все выше указанные проблемы, стали для нас управляющие советы, которые начали создаваться в школах нашего округа с мая 2004 года. На начальном этапе в мае 2004 года во всех школах округа был проведен мониторинг результатов работы школьных органов самоуправления за период с 2002 по 2004 годы, основной упор в котором был сделан на выстраивание отношений между такими субъектами, как семья – школа – местное сообщество – общественные организации – депутаты. В июне 2004 года были созданы рабочие группы для организации школьных управляющих советов, до сентября месяца шла работа по определениюстатуса, функции, порядка формирования регламента работы по вопросам развития государственно-общественного управления в школе. Тогда же были приняты положения о рабочей группе. С сентября по декабрь шла большая работа по созданию нормативно-правовой базы для переустройства организационно-управленческой деятельности на принципах коллегиальности, самоуправления и придания управлению государственно-общественного характера. Было разработано Положение об Управляющем Совете школ и внесены предложения по изменению и дополнению новой редакции Устава школы. Шли подготовки к выборам в управляющие советы. Октябрь – прошло обсуждение кандидатур на классных , родительских собраниях и педагогическом совете, а в ноябре были проведены выборы на разных уровнях. В декабре прошли общешкольные конференции на которых были внесены изменения в Устав и утверждены кандидатуры в управляющий совет. С февраля по март 2005 года прошли организационные собрания во всех вновь созданных управляющих советах.
В результате рефлексии, проведенной после оргдеятельных игр с членами управляющих советов, у каждого из них было сформировано четкое представление о новой форме государственно-общественного управления и роли каждого члена управляющего совета в его работе.
Исходя из целей и задач школ, возможностей и способностей каждого члена управляющего совета определены основные направления деятельности и созданы комиссии:
- экономического развития;
- связей с общественностью;
- охраны жизни и здоровья участников образовательного процесса.
В марте и апреле было проведено более 15 рабочих встреч, семинаров, презентаций для школьных управленцев, оргдеятельных игр для учащихся. Целью таких встреч было знакомство всех членов школьного сообщества с новой формой государственно-общественного управления, с целями и задачами управляющих советов.
В результате такой большой работы было замечено насколько школьное пространство жестко связано с малым и большим социумом и находится в зависимости от них. Поэтому темой
проблемных семинаров в рамках августовской конференции 2005 года, на которых присутствовало
79 педагогов, 12 родителей и 12 учеников школ микрорайона «Солнечный», стала «Выявленние актуальных проблем дальнейшего развития образования микрорайона и пути их решения», а одной из задач: «Развитие общественно – государственного управления через создание Управляющего Совета микрорайона».
2005-2006 учебный год был посвящен выявлению ресурсов школьного и внешкольного образовательного пространства, качество которого, как и качество работы школы, определяется адекватностью и широтой поставленных целей, их соответствием внешним требованиям – требованиям государства и общества и тем требованиям, тому образовательному заказу, который заявлен родителями, учащимися и педагогами и способностью образовательно-воспитательной системы совокупно с общественными институтами достичь заявленных целей. Был разработан проект «Создание Управляющего Совета округа Солнечный», участниками и разработчиками проекта стали образовательные учреждения микрорайона, учреждения здравоохранения, культуры, правоохранительные органы, представители власти, бизнеса, социальных служб. Цель проекта заключалась в консолидации общественных субъектов для решения общих задач образования округа. Этапы реализации проекта: август 2005 – сентябрь 2009 года. Ожидаемым результатом должно стать становление гражданского сообщества через диалог, ведущий к позитивным результатам, формирование единого пространства микрорайона. 23 мая 2005 года прошло первое совместное заседание всех членов управляющих советов школ микрорайона, на котором были выявлены актуальные проблемы дальнейшего развития государственно-общественного управления микрорайона Солнечный и пути их решения. Проанализировав возможности социальной среды микрорайона перед каждой школой была поставлена задача разработки концепции гражданского воспитания, которая бы способствовала формированию следующих качеств личности:
- толерантности,
- патриотизма,
- уважения прав и свобод человека,
- гуманистического стержня его жизнедеятельности,
- осознания себя, как личности,
- осмысления своего назначения и места на Земле,
- социально-политической активности,
- навыков самоменеджмента,
- осознания своих гражданских прав и обязанностей и др.
Начиналась эта работа со знакомства с практическим опытом каждой школы в отдельности, где каждая школа представила работу по развитию сообщества. Мы понимали, что в настоящее время без установления взаимовыгодного социального партнерства нам не сохранится, как образовательным учреждениям.
Фундаментом и ресурсом такого партнерства выступают:
- единые принципы, принятые и уважаемые во всех школьных сообществах округа;
- единые нормы и правила, принятые всеми участниками и определяющие положительный характер общения и отношений в коллективе.
Школы начали успешно устанавливать партнерские отношения с представителями власти по месту жительства, общественными организациями, родителями учеников. В настоящее время перед педагогами всех школ стоит задача выстраивания системы воспитания по данному направлению на уровне микрорайона. Представляется она непрерывным процессом с начальной школы до старшей ступени обучения и должна пронизывать собой как воспитательные системы школ, так и учебную деятельность школьников. Этот процесс долгосрочный, его результаты ориентированы на будущность, поэтому и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания. Большую роль здесь должно сыграть не только предоставление образовательных услуг, но и привлечение родителей и жителей микрорайона к решению социальных и других проблем.
Большую роль в работе по гражданскому воспитанию учащихся играют массовые мероприятия, проведенные за последнее время, они начинаются в образовательных учреждениях, затем продолжаются в микрорайоне, районе, перерастая в общегородские мероприятия: «День города», «К 70-летию Красноярского края», «Весенняя неделя добра», День защитников Отечества, чествование юбиляров-учителей, юбиляров образования – с большим охватом учащихся дает положительный эмоциональный и интеллектуальный заряд, воспитывая чувство гордости за принадлежность к школе, району, городу и к стране в целом. Исключительно полезную и нужную работу проводят ветеранские организации, направляя своих заслуженных представителей для прямого участия в проведении уроков мужества, утренников, торжественных линеек к очередным годовщинам Победы и Великой Отечественной войны.
В течение учебного года учебные заведения ведут шефскую работу в геронтологическом центре, участвуют в благотворительных акциях «В помощь Дивногорскому детскому дому», организуют ежегодные конкурсы в Краевом госпитале ВОВ, в воинских частях.
Публичная деятельность школ, связь школ со всеми агентами социума, поиск всех точек совместной заинтересованности, вовлечение педагогов в общественную жизнь и всего общества в процесс воспитания молодежи становится важным и реальным источником роста школьного потенциала. Пожелайте нам удачи на этом пути